Версия для печати 7157 Материалы по теме
чернышев
В сентябре текущего года Ростов отмечает свое 260-летие. Юбилейная дата во многом знаковая. Однако главное сегодня — не столько подвести итоги, сколько определиться с планами на перспективу, очертить стратегию развития, тем более что в условиях экономического кризиса приходится противостоять финансовым проблемам. Однако город — это прежде всего его люди, его человеческий потенциал. Ростовчане уже не раз доказывали, что сообща могут преодолеть любые сложности, делая это ради будущего. О том, как живет столица Южного федерального округа, на что направлены усилия ее администрации, рассказал мэр Ростова-на-Дону  Михаил ЧЕРНЫШЕВ.

— Михаил Анатольевич, Ростов-на-Дону — один из 11 городов–миллионников нашей страны. Скажите, на чем базируется экономика города?
— Своего рода локомотивами экономики нашего города выступают несколько отраслей: тяжелое и сельскохозяйственное машиностроение, аграрная, пищевая, перерабатывающая промышленность. Однако глобальный кризис серьезно «подрубил» взятые нами темпы развития. Ощутимый спад отмечен в производстве транспортных средств и оборудования. Снижение темпов производства продукции наблюдается на таких предприятиях, как ОАО «ТагАЗ» и ООО «Ростовский автобусный завод». Не секрет, что основная причина снижения темпов производства — уменьшение покупательского спроса населения на автомобили. И причина эта имеет общероссийскую тенденцию.
Но я твердо убежден: спасение утопающих — в первую очередь дело самих утопающих. А если сказать точнее, то напрямую зависит от их слаженных действий. Сегодня предпринимаются максимальные усилия и со стороны руководства предприятий, и со стороны руководителей города, области и страны в целом для того, чтобы сгладить негативные проявления кризиса. Например, ОАО «ТагАЗ» разработало трехлетнюю программу реструктуризации задолженности перед кредитными учреждениями. Соглашение о реструктуризации займов заключено с Ростовским отделением Сбербанка России, ведутся активные переговоры с филиалами ОАО «Газпромбанк» и ОАО «Банк ВТБ» в Ростове-на-Дону.
Есть и первые достижения: продукция ОАО «ТагАЗ» включена в список автомобилей, покупка которых будет субсидироваться государством по автокредитам для населения. На федеральном уровне решается вопрос о направлении федеральных средств, полученных в рамках субординированных кредитов, на рефинансирование зарубежных долгов ОАО «ТагАЗ».
Спад производства на ОАО «ТагАЗ» повлек за собой и снижение производственных оборотов ООО «Ростовский автобусный завод», поскольку он является основным потребителем продукции данного предприятия. В настоящее время в результате совместных усилий руководства ООО «Ростовский автобусный завод» и Минпромэнерго области продукция предприятия включена в список субсидируемых Федерацией закупок автомобильной и коммунальной техники для субъектов РФ.
Однако в нашем городе есть предприятия, которые несмотря на кризис сохранили темпы производства. Я имею в виду прежде всего предприятия, занимающиеся ремонтом речных судов. Они успешно демонстрируют тенденции роста. Например, оборот ОАО РСЗ «Прибой» и ОАО «Моряк» в мае текущего года увеличился в шесть раз! Наращивает объемы производства и ОАО «Ростовский завод гражданской авиации № 412». Рост производства за январь — май 2009 года составил здесь 124 %.
Хорошие показатели и у ОАО «Рост­вертол», который продолжает серийное производство последних модификаций тяжелого вертолета Ми-26Т и многоцелевого транспортно-боевого вертолета Ми-24, а также вертолета Ми-28Н.
Темп роста производства зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, производителем которых является ООО «Комбайновый завод “Ростсельмаш”», за январь — май 2009 года составил 79,7 %. Стабильно работает ЗАО «Ростовгазоаппарат». Средний оборот предприятия в мае 2009 года — 115,6 %.

— Важнейшая задача, которая сегодня решается на всех уровнях власти, — принятие эффективных мер для стабилизации экономики. Скажите, что делает администрация вашего города для поддержки реального сектора экономики?
— Отмечу основное, на мой взгляд, в этом направлении: экономической службой администрации Ростова разработаны и осуществляются мероприятия, направленные прежде всего на организацию стабильной работы наших предприятий. Чтобы предпринимать верные шаги, ситуацию надо знать во всех деталях. С этой целью на постоянной основе ведется мониторинг финансово-хозяйственной деятельности более 100 промышленных предприятий, ежемесячно проводится мониторинг показателей предприятий, характеризующих трудовую и производственно-финансовую сферу. Такой анализ необходим для оперативного выявления негативных тенденций в работе предприятий с тем, чтобы администрация города могла оказать им своевременную и максимально эффективную поддержку.
Осуществляется также взаимодействие с предприятиями оборонного комплекса. Это касается вопросов разработки, утверждения и выполнения мероприятий по повышению эффективности производства. Кроме того, заключено более 100 соглашений о социально-экономическом сотрудничестве администрации города с районными администрациями и предприятиями (организациями).
Экономическая служба администрации города выступает с ходатайством перед кредитными учреждениями по вопросам получения зай­мов или пролонгаций кредитных линий предприятиями. В результате ряд предприятий получили займы для пополнения собственных оборотных средств на сумму более 1,3 млрд рублей. Суммируя сказанное выше, я могу уверенно сказать, что администрация города принимает все возможные меры для смягчения воздействия кризисных явлений на деятельность предприятий и организаций Ростова-на-Дону.

— Выставки и ярмарки — замечательный способ заявить о своих достижениях. Но во время кризиса многие предпочитают экономить на всем. Михаил Анатольевич, а как вы считаете: выставочно-ярмарочная деятельность — пустая трата денег или, напротив, перспективная форма работы?
— Если есть что показать, то почему бы это не сделать? Кризис кризисом, но хороший товар — это ведь визитная карточка города, достижений его тружеников. Поэтому перспективные разработки надо показывать лицом, а не держать в папке для отчетности. Именно ради практической цели — увеличения реализации продукции и расширения географии сбыта, что сейчас для экономики России особенно важно, предприятия Ростова успешно участвуют в выставочно-ярмарочных мероприятиях. В 2009 году при содействии администрации Ростова-на-Дону проведено 12 выставок. По итогам работы этих мероприятий заключено свыше 80 перспективных коммерческих контрактов и соглашений.

— Учитывая внимание и поддержку, оказываемую крупным предприятиям города, есть надежда, что они справятся с финансовыми проблемами с наименьшими потерями. А какова участь малого бизнеса?
— Хочу отметить, что мы не только не забываем малый бизнес, но и ведем активную работу по его поддержке и развитию. С этой целью разработана и уже выполняется Долгосрочная городская целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростове-на-Дону на 2009–2011 годы.
Очень показательны, на мой взгляд, такие цифры. В I квартале 2009 года для расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, повышения эффективности финансовой поддержки предпринимателей увеличен объем бюджетных ассигнований, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса города, с 8,9 до 32,7 млн рублей. Из них на прямые формы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства выделено 13,2 млн рублей. Что немаловажно, эти средства будут направлены и на оказание содействия в организации собственного дела начинающим предпринимателям.
Кроме того, администрация города обратилась в Минэкономики Ростовской области с заявкой на получение софинансирования муниципальной программы. Принято решение о выделении в 2009 году Ростову-на-Дону субсидии в общей сумме 18,5 млн рублей, как раз и предназначенных на реализацию прямых форм поддержки малого бизнеса.
Городом приняты меры и по снижению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства. Так, городская Дума решила снизить коэффициент ЕНВД с 0,3 до 0,25 пункта для фирм, занимающихся распространением и (или) размещением наружной рекламы. При расчете месячной платы за аренду муниципального нежилого фонда для субъектов малого и среднего предпринимательства коэффициент снижен на 15 %. Сегодня он составляет — 0,85 пункта. Также принято решение о снижении на 30 % тарифов за размещение отдельно стоящих рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности.
Стоит сказать и о еще об одном перспективном проекте. Долгосрочной городской целевой программой развития малого и среднего предпринимательства в Ростове-на-Дону на 2009–2011 годы предусмотрено строительство так называемого муниципального бизнес-инкубатора. В настоящее время для ускорения реализации данного проекта принято решение о приобретении необходимого помещения для размещения бизнес-инкубатора. Для этих целей из средств бюджета города уже выделено 15,3 млн рублей. Опыт ростовчан в этом плане заинтересовал коллег из других городов. Что ж, будем рады поделиться.

— В рамках XIV сессии Международной Ассамблеи столиц и крупных городов, прошедшей в Ростове-на-Дону, мэрам ряда крупных городов России и ближнего зарубежья показали, как работает ситуационный центр городского УВД и многофункциональный центр (МФЦ) «Одно окно». Что касается последнего, то этот опыт ростовчан в своем роде уникален, поскольку именно ваш город первым рискнул применить его в борьбе с очередями и бюрократической волокитой…
— И здесь мы не ошиблись! В 2008 году в Ростове-на-Дону начал работу Многофункциональный центр «Одно окно» по предоставлению услуг в сфере имущественно-земельных отношений. Теперь зарегистрировать права на недвижимость и землю, получить юридические консультации, воспользоваться геодезическими услугами, провести кадастр объектов недвижимости, заказать межевание и технический паспорт на объект можно в одном месте. В общей сложности МФЦ предоставляет более 100 видов услуг в сфере имущественно-земельных отношений.
МФЦ объединил муниципальные, федеральные и коммерческие инфраструктурные организации, что максимально упрощает процесс урегулирования имущественно-земельных отношений. Значительно упростилась сама процедура получения документов гражданами. То, на что тратилось несколько месяцев, теперь можно решить в течение нескольких дней. Очень существенная экономия времени! Ростовчане уже оценили новшество. В настоящее время принято решение о создании многофункциональных центров на территории каждого из восьми районов города. Опыт по созданию МФЦ Минрегионразвития России оценил как перспективный и рекомендовал его к применению в других субъектах Федерации.

— Если театр начинается с вешалки, то город, безусловно, с дорог. Что делается для того, чтобы настроение и горожан, и гостей донской столицы не омрачалось некомфортными автомагистралями?
— У столицы Южного федерального округа положение особое. Через Ростов ежедневно проезжают десятки тысяч автотранспортных средств. Только в городе зарегистрировано более 270 тыс. единиц автотранспорта. Добавим сюда и наших многочисленных гостей… Причем количество автотранспорта с каждым годом неуклонно растет. Так что улично-дорожная сеть является одним из основных образующих элементов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры города. Мы понимаем: планировать развитие улично-дорожной сети необходимо с учетом перспектив развития города в целом, а также принимать во внимание то, что инфраструктурные объекты не только обеспечивают функционирование городских территорий, но и предопределяют их развитие на долгие годы. Поэтому планирование развития улично-дорожной сети города и, следовательно, планирование эффективности финансовых затрат, бюджетирование, ориентированное на результат в сфере городского дорожно-мостового хозяйства, отражают стратегическую цель дорожной отрасли.
Мы определили основные тактические задачи, которые требуют незамедлительного решения. Во-первых, развитие основного транспортного каркаса, формирование сети магистралей скоростного и непрерывного движения. Это одна из первых задач, которая стоит на повестке дня. Главным критерием развития основного транспортного каркаса является утвержденный Генеральный план развития города до 2025 года, предусматривающий формирование сети магистралей скоростного и непрерывного движения.
Во-вторых, нам предстоит поработать и над повышением плотности магистральной улично-дорожной сети, созданием альтернативных маршрутов движения, оптимизацией и перераспределением транспортных потоков.
Нужно увеличивать и объемы капитального ремонта сети автомобильных дорог города, площади дорог с капитальным типом покрытия, благоустраивать сети грунтовых дорог с переводом их в более высокую техническую категорию. В текущем году запланирован капитальный ремонт и ремонт на 65 объектах улично-дорожной сети на сумму 624 779 тыс. рублей.

— Михаил Анатольевич, тему строительства и благоустройства хотелось бы продолжить разговором о жилищном строительстве. Есть информация, что темпам жилищного строительства в вашем городе может позавидовать любой другой крупный город…
— По объемам жилищного строительства Ростов-на-Дону занимает одну из лидирующих позиций среди других крупных городов ЮФО. Показатель количества возводимого жилья на душу населения в 2008 году составил порядка 1 кв. м/чел. в год, что соответствует общепринятым мировым стандартам темпов жилищного строительства. Ростов-на-Дону более чем в два раза опережает по данному показателю Москву, многие другие города-миллионеры, такие как Челябинск, Нижний Новгород, Волгоград.
Темпы жилищного строительства в городе устойчиво растут с 2000 года. В последние три года темп прироста достиг 12–16 %. В прошлом году впервые в истории города строительный комплекс вышел на знаковый рубеж: был построен 1 млн кв. м жилья. Свыше 7 тыс. семей ростовчан вселились в новые квартиры. За первые пять месяцев 2009 года на территории города предприятиями и организациями всех форм собственности построено 271 тыс. кв. м жилья.
Большая работа ведется по реализации программы ликвидации аварийного фонда. Надо сказать, что мы одними из первых в России включились в эту программу. За 2000–2008 годы около 2,6 тыс. семей, проживающих в аварийных домах, получили новые квартиры или улучшили жилищные условия (проведен капитальный ремонт аварийного жилья).
Большое значение мы придаем индивидуальному жилищному строительству, которое с каждым годом приобретает все более массовый характер. За период с 2003 по 2008 годы ввод в эксплуатацию индивидуального жилья увеличился в два раза. За пять лет свыше 8000 семей ростовчан улучшили жилищные условия, построив собственные комфортабельные жилые дома.
Хочу отметить, что и в 2009–2010 годах развитие индивидуального жилищного строительства будет одним из приоритетов социально-ориентированной градостроительной и жилищной политики. Мы ставим перед собой задачу выставить на торги в течение двух лет не менее 500 новых участков для малоэтажного строительства. Для формирования такой политики у нас есть все условия и прежде всего подготовлена нормативно-правовая база: утверждены генеральный план города, правила землепользования и застройки, городские нормативы градостроительного проектирования и т. д.

— Ростов-на-Дону обладает значительным инвестиционным потенциалом, чем это обусловлено?
— Я думаю, что в первую очередь — наличием конкурентных преимуществ в потребительской, инфраструктурной, трудовой, производственной и финансовой сферах. Особую роль в формировании исключительной инвестиционной привлекательности города играют его географическое положение (наш город находится на перекрестке основных транспортных магистралей), мягкий южный климат, статус административного центра Южного федерального округа, благоприятствующий концентрации трудовых, финансовых, образовательных ресурсов всего макрорегиона.
По данным Ростовстата, в 2008 году на развитие экономики и социальной сферы города было направлено 71,5 млрд рублей инвестиций в фактически действовавших ценах. Темп роста за первые пять месяцев 2009 года к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах составил 113,7 %. Более 55 % от общего объема инвестиций приходится на долю крупных и средних предприятий города: ими за отчетный период освоено 39,9 млрд рублей, что в сопоставимых ценах составляет 106,2 % к соответствующему периоду прошлого года. Приоритетными направлениями инвестирования являются транспортный комплекс, машиностроение, пищевая промышленность, коммунальная сфера, торговый сектор.
Сегодня в городе активно формируются зоны экономического развития, позволяющие обеспечить преимущественное размещение производительных сил, создание развитой сети инвестиционных площадок, готовых к размещению объектов промышленности, логистики и сопутствующего им сервиса. Ярким примером может служить портово-промышленная зона «Заречная».
В формате государственно-частного партнерства осуществляется реализация инвестиционного проекта «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области». Инициатором инвестиционного проекта является ОАО «Евразийский». Мероприятия, предусмотренные комплексной программой, помогут качественно улучшить водоснабжение Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области, создать условия для градостроительного развития крупнейшей агломерации Юга России, а также снизить остроту экологических проблем Азово-Черноморского бассейна. Проект предполагает создание коммунальной инфраструктуры, которая откроет возможности для возведения 12,6 млн кв. м нового жилья, что равнозначно строительству нового города на 780 тыс. жителей. Общая стоимость проекта — 33,5 млрд рублей. Реализация данного проекта осуществляется при поддержке Инвестиционного фонда РФ (6,6 млрд рублей).
Большую значимость имеет и региональный инвестиционный проект «Чистый Дон», который получил одобрение Правительственной комиссии по проектам, имеющим общегосударственное значение. Для реализации данного инвестиционного проекта предполагается использование как частных инвестиций, так и средств бюджета. Общая стоимость проекта — 4,5 млрд рублей, из них бюджетные средства составят 2,2 млрд рублей.
Самым масштабным проектом в сфере дорожного строительства, реализуемым в настоящее время, является строительство 460-метрового мостового перехода через реку Дон стоимостью 8,5 млрд рублей.
В современных условиях активного развития рекреационных зон реализуется проект застройки территории Зеленого острова, находящегося посреди реки Дон напротив центральной части города. Этот проект позволит разместить на площади более 100 га деловой центр, а также зону отдыха, включающую в себя гостиницы, спортивные сооружения, объекты социально-культурного и торгового назначения.

— Михаил Анатольевич, какими подарками Ростов порадует своих жителей в год 260-летия?
— У каждого города кроме возраста есть то, что называется «состоянием души». А душой Ростов молод, это я знаю точно! Так что и все подарки, как вы их называете, — исключительно с расчетом на будущее. Ко Дню города, посвященного 260-летию со дня его образования, сдано немало долгожданных и нужных объектов, значимость которых оценят прежде всего сами горожане. Это и новое жилье, в том числе социальное: на карте Ростова заняли достойное место десятки многоэтажных новостроек, и строительство поликлиники на 300 посещений в смену в Северном жилом массиве, городской больницы с поликлиническим блоком, физкультурно-оздоровительного комплекса, детского сада на 95 мест на улице Каяни. Это и очень важный для ростовчан объект — насосная станция «Восточная», на которой выполнена реконструкция отстойников, строительство нового питьевого водовода. Также была произведена реконструкция любимых горожанами скверов и целого ряда спортивных площадок, реконструкция детской художественной галереи. Объектов много, каждый важен и значим по-своему.
В заключение хочу подчеркнуть: все, на что нацелены усилия администрации Ростова-на-Дону и всего городского сообщества, ставит целью сделать жизнь в столице Южного федерального округа более комфортной для горожан. Подтверждение тому — социальная направленность городского бюджета, политика администрации в целом. Какие бы трудности мы ни переживали, главным и незыблемым остается одно: чтобы ростовчанам лучше жилось и работалось, чтобы каждая семья, при соответствующей поддержке, была уверена в завтрашнем дне. Мы убеждены: Ростов имеет все возможности для развития и укрепления своих позиций как одного из крупнейших мегаполисов страны, для обеспечения комфортных условий для проживания населения, работы промышленных предприятий и бизнес-структур.

Материал подготовила Ольга ГОРШЕНИНА
Поделиться