Версия для печати 3701 Материалы по теме
финансисты
9–10 июля в Калининграде прошел семинар-совещание руководителей финансовых органов субъектов РФ. Финансисты обсудили основные подходы к формированию бюджетной политики и межбюджетных отношений в Российской Федерации в 2010–2012 годах.

Помощь — только нуждающимся

По словам заместителя министра финансов РФ А. Г. Силуанова, прогнозы начала текущего года по поступлениям в доходную часть бюджетов сбываются. Так, налоговые и неналоговые доходы в целом снизились примерно на 20 %, поступления по налогу на прибыль сократились почти в два раза. В среднем по стране поступления по НДФЛ прекратили рост, а в отдельных регионах начали снижаться.
Еще не все субъекты РФ приняли уточненные бюджеты. Силуанов вновь призвал ускорить эту работу с тем, чтобы параметры бюджетов были реалистичными и не принимались обязательства, которые не могут быть выполнены. Что касается помощи из федерального бюджета, на которую так рассчитывают регионы, то в этом году на соответствующие цели были предусмотрены значительные средства — 300 млрд руб. Некоторые регионы, ожидая этой помощи, не спешат пересматривать свои бюджеты.
«В 2010 году, — подчеркнул замминистра, — Резервный фонд будет израсходован, и такого массива средств на финансирование расходных обязательств, как в этом году, в распоряжении государства уже не будет. Это касается как антикризисных мер, так и субсидий. Если средства для финансирования антикризисных мер и будут изысканы, то в значительно меньших размерах, чем в текущем году. Поэтому Минфин России рекомендует при формировании региональных бюджетов на следующий год не рассчитывать на значительный объем финансовой помощи из федерального бюджета».
Федеральный бюджет идет на существенное сокращение расходных обязательств. В частности, серьезно сокращаются инвестиционные расходы, возникает необходимость и в оптимизации социальных обязательств. В настоящее время проводится работа по пересмотру ряда расходных обязательств, в том числе переоценивается нуждаемость граждан в социальной поддержке. Унифицируется финансовая помощь по льготным категориям граждан, которые входят в зону ответственности федерального бюджета. Федеральное законодательство, в том числе социальное, ждут серьезные изменения. Уже готовятся предложения по отмене нормы Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, говорящей о неухудшении ситуации по отдельным социальным выплатам, которые финансируются из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Силуанов отметил, что социальные выплаты должны быть теснее связаны со степенью нуждаемости граждан, а стопроцентные выплаты производиться только действительно малоимущим. В то же время выплаты льготникам, имеющим заслуги перед Советским Союзом и Российской Федерацией, не должны сокращаться и переводиться на выплаты по принципу нуждаемости.
Замминистра финансов призвал собравшихся более активно участвовать в обсуждении проблем, касающихся формирования налоговой и бюджетной политики, изменения бюджетного законодательства, совершенствования межбюджетных отношений. Финансистам центра и регионального уровня предстоит сформировать консолидированную позицию по всем этим направлениям.

Налоговые поступления в 2009 году

Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Е. В. Бушмин также затронул тему налоговых доходов. Он напомнил, что поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации снизились по сравнению с аналогичным периодом 2008 года примерно на 16,7 %. Преимущественно это было вызвано сокращением поступлений по налогу на прибыль, которые за пять месяцев текущего года снизились на 43,3 %, а в некоторых регионах и вовсе на 80 %.
Сокращение поступлений от налога на добычу полезных ископаемых также ощутимо — 44,2 %, но коснулось оно далеко не всех территорий. Уровень поступлений от НДФЛ отстался почти на том же уровне (падение на 1,7 % по сравнению с 2008 годом). Ситуация с поступлениями по данному налогу, по мнению сенатора, может ухудшиться в следующем году. Парадоксальным можно назвать рост поступлений по налогу на имущество (на 16,5 %) и акцизов (на 26,4 %), однако он лишь незначительно компенсирует территориям падение поступлений от налога на прибыль.
Сенатор перечислил некоторые регионы, которые даже на общем негативном фоне снижения бюджетных доходов выглядят проблемными. Так, Челябинская область недосчиталась 39 % доходов, Кемеровская область — 34,5 %, Красноярский край — 32,1 %, Тюменская область — 31,6 %. Данные субъекты РФ испытывают большие трудности с бюджетным финансированием. В лучшем положении оказались территории, получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Поддержка бизнеса и социальные обязательства государства

Член Комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам Н. С. Максимова обратила внимание на то, что реальный сектор экономики по-прежнему не получает достаточной поддержки от государства. Из выделенных на эти цели 300 млрд руб. предприятия по сути до сих пор ничего не получили. В то же время без реальной поддержки задача развития бизнеса окажется невыполнимой.
Уже не за горами так называемое нулевое чтение федерального бюджета на 2010 год, когда Правительство РФ и законодательная власть начнут определять первоочередные направления и задачи бюджета. Наиболее остро стоит тема социальных обязательств государства, и особенно проблема грядущей пенсионной реформы, которая должна привести к увеличению пенсий на 45 %. Это очень ресурсоемкая реформа, а поскольку Резервный фонд может быть в скором времени исчерпан, главная надежда возлагается на средства Фонда национального благосостояния.

Предложения и рекомендации

Директор Департамента межбюджетных отношений Минфина России Л. А. Ерошкина рассказала о методологических подходах к распределению дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2010 год. Она предположила, что с учетом проектировок на 2010 год объем фонда финансовой поддержки сохранится на уровне текущего года, то есть в объеме 374 млрд руб. Ерошкина напомнила, что в рамках методики, утвержденной постановлением Правительства РФ № 670, была предусмотрена ежегодная компенсация потерь субъектов от снижения объемов дотаций до 2011 года включительно. На сегодняшний день такая компенсация составляет в среднем около 3,7 % от общего объема распределения дотаций. С 2006 года шесть субъектов РФ ежегодно получают данную компенсацию. «На наш взгляд, сейчас настало время проанализировать целесообразность дальнейшего сохранения этой компенсационной части дотаций», — отметила Ерошкина. 
В ходе обсуждений докладов и выступлений участниками семинара-совещания было оформлено несколько предложений и рекомендаций. В частности, были признаны целесообразными:
предложенная Минфином России адаптация механизма выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ к сложившейся экономической ситуации в части: 1) исключения компенсационного механизма доведения объемов дотаций до уровня текущего финансового года с учетом корректировки расчетного объема дотаций в зависимости от выполнения показателей, характеризующих снижение удельного веса кредиторской задолженности в доходах бюджета, сокращение кредиторской задолженности и увеличение поступления дохода; 2) определения налогового потенциала по налогу на прибыль организаций с учетом изменения структуры прибыли по видам экономической деятельности и использования показателей за два года до текущего года с оценкой текущего года исходя из данных последнего отчетного периода и параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;
предложение по уточнению порядка расчета нормативов распределения доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 % (за исключением вин), согласно которым норматив начиная с 2010 года устанавливается исходя из численности населения региона старше 18 лет;
принятие порядка расчета нормативов зачисления доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла в субъекты РФ исходя из удельного веса протяженности автомобильных дорог субъекта и количества зарегистрированных на его территории транспортных средств;
сохранение действующего порядка расчета нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти субъектов РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ.
Поделиться