Бюджетная политика№8 Август 2009 — 10 сентября 2009

О предложениях по стимулированию субъектов РФ к наращиванию собственного доходного потенциала

Версия для печати 6999 Материалы по теме
Станислав Миронов
Станислав МИРОНОВ, заместитель председателя правительства — министр финансов Астраханской области

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева о бюджетной политике в 2010–2012 годах говорится о необходимости «дальнейшего усиления стимулов для увеличения собственной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов». Для объективности анализа выберем субъекты РФ, у которых экономический потенциал примерно одинаков. Поскольку экономический потенциал региона формируется работающими гражданами, в качестве критерия возьмем объем ВРП (валового регионального продукта) в расчете на одного занятого в экономике и по этому показателю выберем субъекты РФ (см. табл. 1).

Таблица 1

№ п/п

Наименование субъекта РФ*

Численность занятых в экономике чел. (2007 г.)

ВРП 2007 (тыс. руб.)

ВРП на одного занятого в экономике (тыс. руб./чел.)

01.

Область № 1

612 720,0

158 882 900,3

259,3

2.

Республика № 1

248 277,0

64 029 129,7

257,9

3.

Область № 2

515 594,0

126 103 410,9

244,6

4.

Область № 3

479 083,0

114 449 201,9

238,9

5.

Область № 4

1 915 072,0

453 061 346,1

236,6

6.

Астраханская область

457,940,0

105 062 922,1

229,4

7.

Республика № 2

65 510,0

14 834 799,8

226,5

8.

Область № 5

784 723,0

176 865 970,7

225,4

9.

Область № 6

593 658,0

132 106 577,6

222,5

10

Область № 7

1 197 490,0

261 682 858,0

218,5

11

Область № 8

1 061 972,0

228 666 360,7

215,3

12

Область № 9

505 314,0

107 595 652,5

212,9

13

Область № 10

324 477,0

68 578 534,7

211,4

14

Область № 11

704 585,0

148 294 250,8

210,5

15

Область № 12

607 296,0

126 714 023,6

208,7

16

Область № 13

482 194,0

99 140 756,1

205,6

17

Республика № 3

599 926,0

121 904 338,6

203,2

18

Край №1

1 107 898,0

223 751 383,8

202,0

  • По этическим соображениям названия субъектов РФ заменены условными обозначениями

Избранные субъекты РФ по этому показателю отличаются от Астраханской области не более чем на 10 %. Из приведенного выше списка 18 субъектов РФ для данной статьи в качестве примера мы выбрали те субъекты, которые, так же как и Астраханская область, входят в Южный федеральный округ.
Логично предположить, что субъекты РФ, имеющие примерно одинаковый экономический потенциал, должны иметь примерно одинаковый объем прибыли, фонд оплаты труда (в расчете на одного занятого в экономике), уровень собираемости налогов. Попутно замечу, что под уровнем собираемости налогов понимается удельный вес фактических налоговых поступлений в налоговой базе. А под налоговой базой понимается сумма объема фактических налоговых поступлений и объема налоговой недоимки. Проанализируем ситуацию по итогам 2008 года (см. табл. 2).

Таблица 2

№ п/п

Наименование субъекта РФ

Поступление налога на прибыль организаций (млн руб.)

Налог  на прибыль на 1 занятого (руб./чел.)

1.

Астраханская область

6921,7

15 114,8

2.

Субъект № 1

134,3

2 050,2

3.

Субъект № 2

16 666,6

8 702,8


О налоге на прибыль предприятий

Таблица № 2 показывает, что сумма налога на прибыль в расчете на одного занятого в экономике по Астраханской области значительно отличается от аналогичного показателя наших коллег. Это результат планомерной и последовательной работы астраханцев по легализации прибыли.

О налоге на доходы физических лиц

Бесспорно, что НДФЛ уплачивается с легально выплачиваемого дохода. О доходах населения сравниваемых субъектов РФ говорит таблица 3. Из нее видно, что астраханцы далеко не самые богатые люди, а в сравнении с субъектом РФ № 2 проигрывают по всем показателям. На фоне этого ситуация с НДФЛ совсем иная (см. табл. 4). Судя по данным таблицы 4, уровень легализации доходов в Астраханской области наивысший, а в субъекте № 1 НДФЛ платится лишь с каждого седьмого рубля доходов.

Таблица 3

№ п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

Астраханская область

Субъект РФ № 1

Субъект РФ № 2

1.

Среднегодовые доходы в расчете на одного занятого в экономике *

тыс.

руб.

289,0

628,8

317,9

2.

Среднегодовые потребительские расходы на одного занятого в экономике *

тыс.

руб.

215,6

197,6

273,5

3.

Объем годового розничного товарооборота на одного занятого в экономике*

тыс.

руб.

170,3

90,5

221,1

4.

Объем банковских вкладов (депозитов) физических лиц в расчете на одного занятого в экономке (на 01.01.2008)**

тыс.

руб.

43,3

19,9

50,1

5.

Объем продаж банками физическим лицам долларов США в расчете на одного занятого в экономике**

долл. США

0,20

0,67

0,39

6.

Число собственных автомобилей на 1000 чел. населения

ед.

203,7

88,5

289,1

* Данные Росстата за 2007 г.

** Данные ЦБ РФ.

Таблица 4

№ п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

Астраханская область

Субъект РФ № 1

Субъект РФ № 2

1.

Поступление НДФЛ за 2008 г. в расчете на одного занятого в экономике

тыс. руб.

15,3

10,3

15,5

2.

Расчетный годовой доход, с которого уплачен НДФЛ

тыс. руб.

122,8

82,4

123,8

3.

Отношение суммы доходов, с которой уплачен НДФЛ (стр. 2 табл. 5), к общей сумме доходов (стр. 1 табл. 4)

%

42,2

13,1

38,9


Уровень собираемости налогов

Об уровне собираемости налогов в Астраханской области и субъектах № 1, 2 можно судить по данным таблицы 5. Очень хорошо видно, что в Астраханской области — максимальный уровень собираемости налогов, а коллеги, достигнув астраханского уровня, могли бы иметь дополнительно 150 млн и 200 млн рублей соответственно.

Таблица № 5

№ п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

Астраханская область

Субъект РФ № 1

Субъект РФ № 2

1.

Налоговые и неналоговые доходы за 2008 г.

млн

руб.

20 253,4

1079,3

73 837,5

2.

Уровень собираемости налогов

%

98,2

86,2

97,4

3.

Потенциальные дополнительные налоговые доходы при условии достижения уровня собираемости налогов лидера

млн руб.

0

149,7

199,6


Финансовая помощь субъектам РФ из федерального бюджета

Несколько слов о финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета. Известно, что федеральная финансовая помощь состоит из двух частей: адресные безвозмездные перечисления и безадресные безвозмездные перечисления. Первая часть выделяется в зависимости от фактического числа льготников в каждом субъекте РФ и носит сугубо целевой характер. Вторая же часть выделяется безадресно на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и на обеспечение сбалансированности бюджета (ее объем указан в табл. 6).

Таблица 6

№ п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

Астраханская область

Субъект РФ № 1

Субъект РФ № 2

1.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2008 г.

млн руб.

927,3

5017,1

13 865,1

2.

Дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов в 2008 г.

млн руб.

274,8

777,2

280,4

3.

Итого

млн руб.

1202,1

5794,3

14 145,4

4.

То же в расчете на одного занятого в экономике в 2008 г.

тыс. руб.

2,63

88,4

7,39


Получается парадоксальная ситуация: Астраханская область обеспечила наибольшее поступление собственных доходов, а федеральной помощи получила меньше всех.

Динамика объема собственных доходов в 2009 году

Тем не менее, продолжая работу по легализации доходов, правительство Астраханской области стремится выполнить поставленную губернатором А. А. Жилкиным задачу по обеспечению в 2009 году объема собственных доходов на уровне не ниже 2008 года. Уверенность в выполнении поставленной задачи дает динамика объема собственных доходов в 2009 году (см. табл. 7).

Таблица 7

Наименование показателя

Ед. изм.

2 мес.

3 мес.

4 мес.

5 мес.

Рост налоговых и неналоговых поступлений в 2009 г. в сравнении с соответствующим периодом 2008 г.

%

62,8

85,6

99,8

99,6


Наконец, определенный оптимизм вселяет таблица 8, характеризующая ситуацию с НДФЛ в Южном федеральном округе: Астраханская область уступает только Краснодарскому краю.

Таблица 8


Субъект РФ

НДФЛ на одного занятого в экономике за 4 мес. 2009 г. (руб./чел)

1.

Краснодарский край

5032,2

2.

Астраханская область

4630,4

3.

Ростовская область

4527,0

4.

Волгоградская область

3971,1

5.

Республика Ингушетия

3470,3

6.

Ставропольский край

3414,8

7.

Республика Адыгея (Адыгея)

3378,6

8.

Республика Калмыкия

3187,0

9.

Карачаево-Черкесская Республика

2602,7

10.

Республика Северная Осетия – Алания

2576,1

11.

Кабардино-Балкарская республика

2357,1

12.

Республика Дагестан

1724,2


Эти показатели были достигнуты благодаря тому, что в Астраханской области действительно проводится работа по стимулированию районов и главных распорядителей бюджетных средств к наращиванию доходного потенциала:
  • осуществляется мониторинг налоговых платежей в разрезе основной группы налогоплательщиков;
  • все действующие налогоплательщики закреплены за главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС), районами и поселениями;
  • рассчитан доходный потенциал консолидированных районных бюджетов, а также всех поселений по НДФЛ, налогу на землю и другим налогам. Оценка районов осуществляется по степени достижения расчетного доходного потенциала;
  • ежеквартально под руководством председателя правительства Астраханской области или министра финансов проводятся совещания с районным активом с участием представителей федеральных контролирующих органов о работе по мобилизации доходного потенциала;
  • ежемесячно минфин области, районные администрации проводят совещания, на которые приглашаются юридические лица, имеющие налоговую недоимку;
  • еженедельно губернатор области заслушивает доклады руководителей министерств, агентств, управлений о работе с доходами;
  • разработана рейтинговая оценка качества работы районов по мобилизации доходов, и лидеры с опережением получают межбюджетные трансферты;
  • реализуется система поощрительных грантов для районов и ГРБС, наиболее качественно работающих по доходам;
  • качество работы с доходами — один из основных критериев в оценке качества управления общественными финансами среди районов, а за это тоже предусмотрено финансовое по­ощрение.

Предложения по стимулированию субъектов РФ к увеличению собственного доходного потенциала

Хотелось бы, чтобы на федеральном уровне подобная работа тоже проводилась. Наши предложения по стимулированию субъектов РФ к увеличению собственного доходного потенциала сводятся к следующему.
1Установить стандарты по объему собственных доходов.
Для этого необходимо:
  • сгруппировать субъекты РФ по показателю «Объем ВРП в расчете на одного занятого в экономике»;
  • исходя из фактического объема НДФЛ и налога на прибыль организаций (в расчете на одного занятого в экономике) за предшествующий отчетный год установить стандарт этих доходов на плановый период;
  • исходя из фактического объема налогов, поступивших от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (в расчете на 1 рубль фонда оплаты труда) за предшествующий отчетный год, установить стандарт по этому показателю на плановый период;
  • остальные собственные доходы установить исходя из фактического объема поступлений за предыдущий период («от достигнутого»);
  • установить стандарт уровня собираемости налогов для каждой группы субъектов РФ рассчитать потенциальные собственные доходы каждого субъекта РФ, исходя из вышеназванных расчетов.
2 Скорректировать безадресные безвозмездные поступления (ББП) из федерального бюджета, исходя из объема рассчитанных потенциальных собственных доходов, и в дальнейшем в течение года объем ББП не изменять.
3 Установить систему поощрительных грантов для субъектов РФ, превысивших объем расчетных потенциальных собственных доходов, за счет:
  • легализации заработной платы и прибыли;
  • повышения уровня собираемости налогов;
  • развития института платных услуг и др.
4 Осуществлять выделение плановых назначений ББП с опережением графика тем субъектам РФ, которые в течение года превышают объем расчетных потенциальных доходов.
5 В связи с общефедеральной проблемой вертикально-интегрированных структур закрепить последние по отраслевому признаку за федеральными министерствами, агентствами для мониторинга налоговых платежей в разрезе субъектов РФ. Определить поощрительные меры для министерств, наиболее последовательно и результативно работающих в сфере налоговых доходов.
Поделиться