Версия для печати 6198 Материалы по теме
гвоздева
Наталья ГВОЗДЕВА, руководитель Производственного центра «АЦК-Планирование» ООО «Бюджетные и финансовые технологии»

Компания «Бюджетные и финансовые технологии», следуя требованиям законодательства и тенденциям развития бюджетной политики в регионах, разработала новое решение «АЦК-Бюджетные услуги», направленное на поддержку перехода регионов и муниципальных образований от сметного финансирования учреждений к нормативно-подушевому финансированию услуг.
Данное решение включает в себя как программное обеспечение, автоматизирующее процесс расчета стоимости государственных (муниципальных) услуг и формирования государственных (муниципальных) заданий, так и методическое обеспечение, включающее в себя разработку проектов нормативно-правовых актов, сопровождающих переход к нормативно-подушевому финансированию, и методик расчета стоимости государственных (муниципальных) услуг.
Внедрение данного решения в настоящее время осуществляется в Министерстве финансов Нижегородской области, где в рамках реализации проекта по внедрению методов бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетный процесс Нижегородской области специалисты нашей компании принимают активное участие в разработке порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг и методических рекомендаций по оценке стоимости государственных услуг. На первом этапе работы было выбрано два подхода к планированию бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг, которые будут использоваться в системе «АЦК-Бюджетные услуги» для расчета стоимости государственных услуг: нормативно-подушевой метод планирования, основанный на расчете стоимости единицы услуги «прямым счетом» и учетно-подушевой метод, основанный на расчете затрат на оказание единицы услуги исходя из суммы фактически сложившихся затрат на ее оказание (как временная, «переходная» методика расчета).
Нормативно-подушевой метод планирования расходов основывается на расчете стоимости услуги на единицу потребителя на основании установленных нормативов и требований к качеству оказания услуги.
Основными этапами расчета при применении нормативно-подушевого метода оценки затрат на оказание государственной услуги являются:
  • определение порядка (правил) оказания услуги;
  • определение перечня типовых затрат на оказание государственной услуги;
  • определение нормативных затрат в расчете на одного потребителя государственной услуги по каждому элементу затрат.
При определении типовых расходов на оказание государственных услуг используются подходы управленческого учета, ранее не используемые в бюджетном процессе. А именно все расходы согласно типовым затратам делятся на:
  • прямые — непосредственно относящиеся к услуге и оказывающие прямое воздействие на ее стоимость;
  • косвенные — расходы, связанные с  обеспечением условий функционирования учреждения, оказывающего услугу (например, расходы на административно-управленческий персонал), которые должны быть разнесены на услуги, оказываемые учреждением.
Использование данного метода позволяет более обоснованно сформировать и проанализировать расходы подведомственных учреждений, выявить нетиповые расходы, не подлежащие финансированию из бюджета, перевести их на платную основу либо исключить.
По результатам выработанной методологии и разработанных НПА осуществляется автоматизация процесса планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг на основании государственных заданий, включая процессы:
  • формирования и доведения государственных заданий до ПБС;
  • расчета стоимости государственных услуг,
  • расчета бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг.
Работа, проводимая специалистами нашей компании совместно со специалистами Министерства финансов Нижегородской области, уже в этом году позволит участникам бюджетного процесса Нижегородской области сформировать проект бюджета на 2010 год на основании государственных заданий в системе «АЦК-Бюджетные услуги».
Поделиться