Компания «Бюджетные и финансовые технологии», следуя требованиям законодательства и тенденциям развития бюджетной политики в регионах, разработала новое решение «АЦК-Бюджетные услуги», направленное на поддержку перехода регионов и муниципальных образований от сметного финансирования учреждений к нормативно-подушевому финансированию услуг.
Данное решение включает в себя как программное обеспечение, автоматизирующее процесс расчета стоимости государственных (муниципальных) услуг и формирования государственных (муниципальных) заданий, так и методическое обеспечение, включающее в себя разработку проектов нормативно-правовых актов, сопровождающих переход к нормативно-подушевому финансированию, и методик расчета стоимости государственных (муниципальных) услуг.
Внедрение данного решения в настоящее время осуществляется в Министерстве финансов Нижегородской области, где в рамках реализации проекта по внедрению методов бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетный процесс Нижегородской области специалисты нашей компании принимают активное участие в разработке порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг и методических рекомендаций по оценке стоимости государственных услуг. На первом этапе работы было выбрано два подхода к планированию бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг, которые будут использоваться в системе «АЦК-Бюджетные услуги» для расчета стоимости государственных услуг: нормативно-подушевой метод планирования, основанный на расчете стоимости единицы услуги «прямым счетом» и учетно-подушевой метод, основанный на расчете затрат на оказание единицы услуги исходя из суммы фактически сложившихся затрат на ее оказание (как временная, «переходная» методика расчета).
Нормативно-подушевой метод планирования расходов основывается на расчете стоимости услуги на единицу потребителя на основании установленных нормативов и требований к качеству оказания услуги.
Основными этапами расчета при применении нормативно-подушевого метода оценки затрат на оказание государственной услуги являются:
- определение порядка (правил) оказания услуги;
- определение перечня типовых затрат на оказание государственной услуги;
- определение нормативных затрат в расчете на одного потребителя государственной услуги по каждому элементу затрат.
- прямые — непосредственно относящиеся к услуге и оказывающие прямое воздействие на ее стоимость;
- косвенные — расходы, связанные с обеспечением условий функционирования учреждения, оказывающего услугу (например, расходы на административно-управленческий персонал), которые должны быть разнесены на услуги, оказываемые учреждением.
По результатам выработанной методологии и разработанных НПА осуществляется автоматизация процесса планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг на основании государственных заданий, включая процессы:
- формирования и доведения государственных заданий до ПБС;
- расчета стоимости государственных услуг,
- расчета бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг.