Ирина ЯЙЛОЯН, заместитель руководителя УФК по Тюменской области
Татьяна ШУТКЕВИЧ, начальник операционного отдела УФК по Тюменской области
Основные ошибки
Новации, внесенные нормативными документами Министерства финансов РФ и Федерального казначейства в порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, существенно изменили в 2009 году процедуру учета поступлений на счета, открытые органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка РФ или кредитных организациях (далее — счета органов Федерального казначейства), не являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отнесенных к невыясненным поступлениям. Какие ошибки, приводящие к отнесению перечисленных на счета органов Федерального казначейства сумм к невыясненным поступлениям, допускают плательщики при формировании платежных поручений?Основная причина — несоблюдение плательщиками требований, установленных совместным положением Банка России и Минфина России от 13 декабря 2006 г. № 298-П, № 173н «Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства» и нормативно-правовыми актами Минфина России и Федерального казначейства, в части указания в платежных поручениях на перечисление средств на счета органов Федерального казначейства необходимых реквизитов и показателей и, как следствие, отсутствие у органов Федерального казначейства возможности однозначно определить лицевой счет, на котором подлежат отражению поступившие суммы, и (или) коды бюджетной классификации Российской Федерации.
Самая серьезная ошибка — это ошибка в номере счета органа Федерального казначейства. В этом случае перечисленная сумма либо:
попадает на счет, не принадлежащий органу Федерального казначейства. В этом случае плательщик самостоятельно осуществляет мероприятия по возврату указанных средств;
попадает на счет, принадлежащий органу Федерального казначейства, но не предназначенный для учета перечисленных средств. В этом случае указанные средства учитываются как невыясненные поступления и подлежат уточнению или возврату плательщику в установленном порядке.
Основные причины, по которым средства не доходят до конечного получателя, напрямую связаны с несоблюдением требований по заполнению полей платежных поручений, а именно:
- указание ошибочного (искаженного) наименования получателя средств бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- отсутствие или неверное указание номера лицевого счета получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета;
- указанный лицевой счет получателя бюджетных средств открыт в другом территориальном органе Федерального казначейства;
- отсутствие кода бюджетной классификации Российской Федерации или указание несуществующего, недействующего кода бюджетной классификации;
- неуказание в полях платежного документа «ИНН» и (или) «КПП» получателя, или указание ИНН и (или) КПП получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, не принадлежащих получателю, администратору, указанному в поле «Получатель»;
- отсутствие иной информации, подлежащей указанию в платежном поручении;
- отсутствие получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета в Сводном реестре (в Перечне);
- непредставление документов, необходимых для оформления на лицевом счете получателя бюджетных средств раздела по учету средств от приносящей доход деятельности.
В УФК по Тюменской области за период с 1 января по 1 июня 2009 году учтено невыясненных поступлений на сумму 69,7 млн руб. по 1390 расчетным документам, полученным из учреждения Центрального банка РФ. Анализ причин отнесения к невыясненным поступлениям показал, что особое внимание при заполнении расчетных документов следует обращать на правильность указания кодов бюджетной классификации расходов, наличие лицевого счета получателя средств в указанном органе Федерального казначейства согласно расчетному документу (см. табл. 1).
Таблица 1
№ п/п |
Причина зачисления средств на счета по учету невыясненных поступлений |
Соотношение количества расчетных документов с данной причиной к общему количеству расчетных документов, зачисленных на НП |
1. |
Отсутствует/указан не существующий КБК расходов |
47,8 % |
2. |
Отсутствует лицевой счет получателя средств |
34,8 % |
3. |
Неверное указание балансовыйого счета орФК |
15,2 % |
4. |
Неверное указаниео наименование получателя средств |
1,7 % |
5. |
Иное |
0,5 % |
Изменения в порядке уточнения, возвратов по средствам, учтенным как невыясненные поступления
Что изменилось в 2009 году в порядке уточнения, возвратов по средствам, учтенным как невыясненные поступления? Принципиально новыми моментами являются следующие условия.
1 В случае отнесения кассовых поступлений, зачисленных на счета органа Федерального казначейства, к невыясненным поступлениям, они находят отражение на лицевом счете администратора доходов бюджета, открытом администратору данных невыясненных поступлений: управления Федерального казначейства по субъекту РФ, администратора доходов бюджета данных невыясненных поступлений, лицевом счете бюджета, открытом финансовому органу.
2 Применение форм документов, установленных приказом от 10 октября 2008 г. № 8н, а именно:
- запрос на выяснение принадлежности платежа (ф. 0531808);
- заявка на возврат (ф. 0531803);
- уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.
- по поступлениям, подлежащим возврату плательщику;
- по поступлениям, требующим уточнения кодов бюджетной классификации;
- по поступлениям, относящимся к налоговым и неналоговым платежам;
- по ошибочным платежам.
С учетом перечисленных особенностей осуществляется организация работы в УФК по Тюменской области между структурными подразделениями, отделениями УФК по Тюменской области, а также взаимодействие с получателями средств бюджетов.
Сложная и разветвленная схема уточнения невыясненных поступлений требует четких, оперативных действий как со стороны сотрудников органов Федерального казначейства, так и со стороны участников бюджетного процесса. Формируя запрос в адрес предполагаемого получателя средств, органы Федерального казначейства являются инициаторами движения документов по уточнению невыясненных поступлений. Оперативность уточнения зависит от конкретного получателя запроса, а также качества оформления документа для проведения уточнения.
На наш взгляд, мера, которая способствовала решению задачи по сокращению сроков проведения операций, повышению эффективности расходов, — это нормативное закрепление за участниками бюджетного процесса ответственности по качественному формированию и своевременному предоставлению органам Федерального казначейства информации, необходимой для проведения процедур уточнения.