“Институт экономики города” – негосударственная некоммерческая организация. Его миссия – анализ и содействие решению социально-экономических проблем развития городов и регионов.
Будучи одним из ведущих аналитических центров России, институт предлагает новые решения в сфере муниципального развития, участвует в законотворческом процессе на федеральном уровне, дает независимую оценку ситуации и выступает организатором публичного диалога по самым острым вопросам развития страны.
Городской проблематике почти не находится места в общественно-политической жизни страны, в государственном управлении. Города не рассматриваются как субъекты развития. Они парадоксальным образом выпадают из контекста общенациональных реформ. Государственная территориальная политика сводится к политике региональной. Реформа местного самоуправления во главу угла ставит интересы районов, сельских поселений, а не городов. Во многом это связано с тем, что сегодняшние городские сообщества сами по себе слабы. Не более 40% тех, кто живет в городах, можно назвать истинными горожанами, ведущими городской образ жизни, принимающими реальное участие в управлении на местном уровне.
Все это внушает тревогу не только за будущее российского города как источника свободы, творчества, инноваций и гражданского самосознания, но и за перспективы развития России в условиях глобальной конкуренции.
Между тем города мира увлечены другими задачами. Именно они задают темп глобализации, готовясь к близкому постиндустриальному, а некоторые – к постэкономическому будущему. Десять – двадцать городов во всем мире лидируют в этом процессе, все теснее общаются между собой, несмотря на гигантские расстояния между ними, которые их уже не разделяют. Этих лидеров так и называют – world cities, то есть мировые города, или города мира. Ни один российский город не входит в их число.
Не только крупные, но и малые, и средние города оказываются конкурентоспособными на мировой арене, если, даже теряя традиционные преимущества промышленных и торговых центров, демонстрируют способность “изобретать себя” заново. В Европе наблюдается бум “тематических” городов – книжных, театральных, спортивных. Для них характерна качественно новая городская среда, архитектура, образ жизни. Российских городов среди них тоже нет.
По многим параметрам российские города “выпадают” из глобальной урбанизации. Тем не менее у них есть все возможности для того, чтобы стать конкурентоспособными не только в региональном, но и в мировом масштабе. Это богатейший научный, образовательный и культурный потенциал и качество социальной среды: открытость, стремление помочь, чувство солидарности, сохранившиеся несмотря на все сложные трансформации общества.
Сегодня в России 1099 городов, из них 169 городов – с населением более 100 тыс. человек. Число городов-миллионников сокращается. К 2004 году их стало уже не 13, а 11. Города Волгоград и Пермь выпали из этого ряда.
Бесспорным лидером остается Москва, которая стремительно подключается к глобальным процессам урбанизации, но приближается, по всей видимости, к пределу своего роста. Следом за Москвой “подтягиваются” шесть региональных субстолиц, которые в перспективе могут претендовать на вхождение в клуб мировых городов. Это Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург и Самара.
Те витки развития, которые большие европейские города прошли 30-40 лет назад, крупные города России повторяют сейчас.
Судьбы средних и малых городов в России складываются по-разному. Те из них, кто ведет активную инвестиционную и информационную политику, пытается сохранить население и делает ставку на самоуправление, имеют шансы на успех. В других, успокоившихся в своем изоляционизме, уже сегодня начинается натурализация экономики, разрушение инфраструктуры.
Общая угроза для российских городов – стремительная депопуляция. Население России каждый год сокращается почти на миллион человек и, по наиболее пессимистическим прогнозам, уже к 2050 году сократится почти вдвое. “Тает” каркас расселения, и городам (особенно дальневосточным и сибирским) все тяжелее скреплять, держать огромные, насыщенные ресурсами территории.
Есть опасность, что через несколько десятков лет проблема доступного жилья, столь остро стоящая сегодня, к сожалению, может решиться сама собой. Однако это не приведет к улучшению городской среды. Возникнут городские районы и даже целые города-призраки. Власти будут думать не о том, где взять средства на строительство жилья, а о том, как вывести из оборота пустующий и разрушающийся жилой фонд. Потеря населения окажет тяжелое психологическое воздействие на жителей таких городов.
Еще одна угроза, еще один вызов – политический. Централизация управления, стремление к выравниванию по принципу “отнять и поделить поровну” в первую очередь ударяет по городам, ведь именно в них сегодня формируется львиная доля доходов. Выравнивание лишает лучших желания зарабатывать, а отстающих – стимула этому учиться.
Большие города все сильнее страдают от нарастающей сегрегации – социальной и этнической. Общее городское пространство разделяется множеством видимых и условных барьеров и растущей социальной напряженностью. Наконец, ужасом городов становится терроризм, для которого мегаполисы – главная и идеальная мишень.
Этим и другим вопросам была посвящена московская конференция “Российские города в XXI веке”, приуроченная к 10-летнему юбилею фонда “Институт экономики города”. В работе конференции приняли участие свыше 250 человек, в числе которых представители 40 городов из 10 стран, муниципальных образований, научных и экспертных организаций, федеральных органов законодательной и исполнительной власти, общественных объединений и организаций, средств массовой информации, а также эксперты из стран СНГ, Великобритании, США, Франции и Германии.
Как сказала на конференции президент фонда Надежда Косарева, география региональной деятельности института за десять лет говорит сама за себя: это 201 муниципальное образование – города, районы, сельские поселения – из 68 субъектов Российской Федерации и всех федеральных округов.
Многие разработки института имеют важное значение для всей страны.. Например, с помощью специалистов института были проведены первые открытые конкурсы на техническое обслуживание и управление жилищным фондом, первые земельные аукционы, первые конкурсы на размещение муниципального заказа по социальному обслуживанию населения, выданы первые государственные жилищные сертификаты (за период 1998–2004 гг. 100 503 семьи улучшили свои жилищные условия при помощи государственных жилищных сертификатов), открыты первые персонифицированные социальные счета, подготовлены первые специалисты в области ипотечного кредитования.
Сегодня реализация этих моделей приносит реальную пользу жителям российских городов. Многие идеи и пилотные проекты института были действительно пионерными, а затем получили распространение на уровне всей страны. В настоящее время в России практически нет ни одного города или поселка, где нуждающиеся граждане не смогли бы получить субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг. В основе этой программы также лежат методические разработки экспертов института.
Статистика
За 10 лет фонд “Институт экономики города”:
– принял участие в разработке более 100 законодательных актов;
– работал в 201 муниципальном образовании РФ;
– издал 190 книг общим тиражом 210 тыс. экземпляров;
– опубликовал более 2000 материалов в СМИ;
– принял участие в проведении более 1000 семинаров, на которых присутствовало более 70 тыс. слушателей.
С первых дней основным направлением деятельности института стала разработка жилищной политики и осуществление жилищной реформы. На протяжении всех последующих лет эксперты активно работали над законодательным и методическим обеспечением процесса формирования рынка доступного жилья в Российской Федерации. Итогом этой работы стало принятие в декабре 2004 года Госдумой России пакета из 25 федеральных законов, в том числе таких основополагающих, как Жилищный и Градостроительный кодексы РФ.
В конце 1990-х годов руководство института приняло обдуманное решение перейти от работ по отдельным направлениям к подготовке комплексных программ социально-экономического развития городов.
В начале 2000-х годов стало ясно, что задача института как аналитического и экспертного центра не только предлагать новые решения в области муниципального развития и принимать участие в законотворческой работе на федеральном уровне, но и давать независимую оценку ситуации, организовывать общественный диалог по самым острым вопросам развития страны. Был создан “Городской барометр” – база данных о социально-экономическом развитии муниципалитетов, подготовлена серия независимых докладов по наиболее сложным проблемам сегодняшнего дня – от муниципальных финансов до городской бедности.
В 2003 году институт выступил в качестве независимого аналитика реформы местного самоуправления и организатора широкой общественной кампании по обсуждению новой редакции Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
При непосредственном участии специалистов института разработана модель предоставления адресной социальной помощи гражданам на персонифицированные банковские счета. Данная модель успешно внедрена в нескольких десятках муниципальных образований России. Новая система предоставления адресной помощи населению при оплате жилья и коммунальных услуг позволяет переориентировать финансовые потоки от предприятий ЖКК к гражданам, способствует повышению прозрачности бюджетных расходов, создает для граждан стимулы к ресурсосбережению, помогает повысить степень влияния граждан на качество услуг и при этом увеличить объемы реальных денежных поступлений от населения организациям жилищно-коммунального комплекса.
Экспертами института был разработан и опубликован один из первых в России сборник стандартов инновационных технологий в сфере муниципального управления “Кодекс лучшей практики в сфере муниципального управления”. Он позволяет муниципальным образованиям получать новую информацию об эффективных методах управления на местном уровне; представлять результаты своей работы на интерактивном форуме передовых управленческих технологий.
В библиотеке кодекса представлены инновационные практики из 40 российских муниципальных образований, 21 субъекта Федерации и около 15 зарубежных муниципальных образований из США, Австралии, Казахстана, Великобритании и других стран Европы и Латинской Америки.
И это далеко не все успехи института за прошедшее десятилетие, а каждый из 110 его постоянных сотрудников не подводит итоги, а видит, какая работа ждет его впереди…
Подготовил Вячеслав АКСЕНОВ
Статистика
Направления деятельности фонда “Института экономики города”
– Муниципальное экономическое развитие
– Социальная политика
– Социальное партнерство
– Реформы в сфере недвижимости
– Городское хозяйство
– Развитие конкурентных отношений
– Социальные проблемы жилищной сферы
– Муниципальные финансы и межбюджетные отношения
Будучи одним из ведущих аналитических центров России, институт предлагает новые решения в сфере муниципального развития, участвует в законотворческом процессе на федеральном уровне, дает независимую оценку ситуации и выступает организатором публичного диалога по самым острым вопросам развития страны.
Городской проблематике почти не находится места в общественно-политической жизни страны, в государственном управлении. Города не рассматриваются как субъекты развития. Они парадоксальным образом выпадают из контекста общенациональных реформ. Государственная территориальная политика сводится к политике региональной. Реформа местного самоуправления во главу угла ставит интересы районов, сельских поселений, а не городов. Во многом это связано с тем, что сегодняшние городские сообщества сами по себе слабы. Не более 40% тех, кто живет в городах, можно назвать истинными горожанами, ведущими городской образ жизни, принимающими реальное участие в управлении на местном уровне.
Все это внушает тревогу не только за будущее российского города как источника свободы, творчества, инноваций и гражданского самосознания, но и за перспективы развития России в условиях глобальной конкуренции.
Между тем города мира увлечены другими задачами. Именно они задают темп глобализации, готовясь к близкому постиндустриальному, а некоторые – к постэкономическому будущему. Десять – двадцать городов во всем мире лидируют в этом процессе, все теснее общаются между собой, несмотря на гигантские расстояния между ними, которые их уже не разделяют. Этих лидеров так и называют – world cities, то есть мировые города, или города мира. Ни один российский город не входит в их число.
Не только крупные, но и малые, и средние города оказываются конкурентоспособными на мировой арене, если, даже теряя традиционные преимущества промышленных и торговых центров, демонстрируют способность “изобретать себя” заново. В Европе наблюдается бум “тематических” городов – книжных, театральных, спортивных. Для них характерна качественно новая городская среда, архитектура, образ жизни. Российских городов среди них тоже нет.
По многим параметрам российские города “выпадают” из глобальной урбанизации. Тем не менее у них есть все возможности для того, чтобы стать конкурентоспособными не только в региональном, но и в мировом масштабе. Это богатейший научный, образовательный и культурный потенциал и качество социальной среды: открытость, стремление помочь, чувство солидарности, сохранившиеся несмотря на все сложные трансформации общества.
Сегодня в России 1099 городов, из них 169 городов – с населением более 100 тыс. человек. Число городов-миллионников сокращается. К 2004 году их стало уже не 13, а 11. Города Волгоград и Пермь выпали из этого ряда.
Бесспорным лидером остается Москва, которая стремительно подключается к глобальным процессам урбанизации, но приближается, по всей видимости, к пределу своего роста. Следом за Москвой “подтягиваются” шесть региональных субстолиц, которые в перспективе могут претендовать на вхождение в клуб мировых городов. Это Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург и Самара.
Те витки развития, которые большие европейские города прошли 30-40 лет назад, крупные города России повторяют сейчас.
Судьбы средних и малых городов в России складываются по-разному. Те из них, кто ведет активную инвестиционную и информационную политику, пытается сохранить население и делает ставку на самоуправление, имеют шансы на успех. В других, успокоившихся в своем изоляционизме, уже сегодня начинается натурализация экономики, разрушение инфраструктуры.
Общая угроза для российских городов – стремительная депопуляция. Население России каждый год сокращается почти на миллион человек и, по наиболее пессимистическим прогнозам, уже к 2050 году сократится почти вдвое. “Тает” каркас расселения, и городам (особенно дальневосточным и сибирским) все тяжелее скреплять, держать огромные, насыщенные ресурсами территории.
Есть опасность, что через несколько десятков лет проблема доступного жилья, столь остро стоящая сегодня, к сожалению, может решиться сама собой. Однако это не приведет к улучшению городской среды. Возникнут городские районы и даже целые города-призраки. Власти будут думать не о том, где взять средства на строительство жилья, а о том, как вывести из оборота пустующий и разрушающийся жилой фонд. Потеря населения окажет тяжелое психологическое воздействие на жителей таких городов.
Еще одна угроза, еще один вызов – политический. Централизация управления, стремление к выравниванию по принципу “отнять и поделить поровну” в первую очередь ударяет по городам, ведь именно в них сегодня формируется львиная доля доходов. Выравнивание лишает лучших желания зарабатывать, а отстающих – стимула этому учиться.
Большие города все сильнее страдают от нарастающей сегрегации – социальной и этнической. Общее городское пространство разделяется множеством видимых и условных барьеров и растущей социальной напряженностью. Наконец, ужасом городов становится терроризм, для которого мегаполисы – главная и идеальная мишень.
Этим и другим вопросам была посвящена московская конференция “Российские города в XXI веке”, приуроченная к 10-летнему юбилею фонда “Институт экономики города”. В работе конференции приняли участие свыше 250 человек, в числе которых представители 40 городов из 10 стран, муниципальных образований, научных и экспертных организаций, федеральных органов законодательной и исполнительной власти, общественных объединений и организаций, средств массовой информации, а также эксперты из стран СНГ, Великобритании, США, Франции и Германии.
Как сказала на конференции президент фонда Надежда Косарева, география региональной деятельности института за десять лет говорит сама за себя: это 201 муниципальное образование – города, районы, сельские поселения – из 68 субъектов Российской Федерации и всех федеральных округов.
Многие разработки института имеют важное значение для всей страны.. Например, с помощью специалистов института были проведены первые открытые конкурсы на техническое обслуживание и управление жилищным фондом, первые земельные аукционы, первые конкурсы на размещение муниципального заказа по социальному обслуживанию населения, выданы первые государственные жилищные сертификаты (за период 1998–2004 гг. 100 503 семьи улучшили свои жилищные условия при помощи государственных жилищных сертификатов), открыты первые персонифицированные социальные счета, подготовлены первые специалисты в области ипотечного кредитования.
Сегодня реализация этих моделей приносит реальную пользу жителям российских городов. Многие идеи и пилотные проекты института были действительно пионерными, а затем получили распространение на уровне всей страны. В настоящее время в России практически нет ни одного города или поселка, где нуждающиеся граждане не смогли бы получить субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг. В основе этой программы также лежат методические разработки экспертов института.
Статистика
За 10 лет фонд “Институт экономики города”:
– принял участие в разработке более 100 законодательных актов;
– работал в 201 муниципальном образовании РФ;
– издал 190 книг общим тиражом 210 тыс. экземпляров;
– опубликовал более 2000 материалов в СМИ;
– принял участие в проведении более 1000 семинаров, на которых присутствовало более 70 тыс. слушателей.
С первых дней основным направлением деятельности института стала разработка жилищной политики и осуществление жилищной реформы. На протяжении всех последующих лет эксперты активно работали над законодательным и методическим обеспечением процесса формирования рынка доступного жилья в Российской Федерации. Итогом этой работы стало принятие в декабре 2004 года Госдумой России пакета из 25 федеральных законов, в том числе таких основополагающих, как Жилищный и Градостроительный кодексы РФ.
В конце 1990-х годов руководство института приняло обдуманное решение перейти от работ по отдельным направлениям к подготовке комплексных программ социально-экономического развития городов.
В начале 2000-х годов стало ясно, что задача института как аналитического и экспертного центра не только предлагать новые решения в области муниципального развития и принимать участие в законотворческой работе на федеральном уровне, но и давать независимую оценку ситуации, организовывать общественный диалог по самым острым вопросам развития страны. Был создан “Городской барометр” – база данных о социально-экономическом развитии муниципалитетов, подготовлена серия независимых докладов по наиболее сложным проблемам сегодняшнего дня – от муниципальных финансов до городской бедности.
В 2003 году институт выступил в качестве независимого аналитика реформы местного самоуправления и организатора широкой общественной кампании по обсуждению новой редакции Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
При непосредственном участии специалистов института разработана модель предоставления адресной социальной помощи гражданам на персонифицированные банковские счета. Данная модель успешно внедрена в нескольких десятках муниципальных образований России. Новая система предоставления адресной помощи населению при оплате жилья и коммунальных услуг позволяет переориентировать финансовые потоки от предприятий ЖКК к гражданам, способствует повышению прозрачности бюджетных расходов, создает для граждан стимулы к ресурсосбережению, помогает повысить степень влияния граждан на качество услуг и при этом увеличить объемы реальных денежных поступлений от населения организациям жилищно-коммунального комплекса.
Экспертами института был разработан и опубликован один из первых в России сборник стандартов инновационных технологий в сфере муниципального управления “Кодекс лучшей практики в сфере муниципального управления”. Он позволяет муниципальным образованиям получать новую информацию об эффективных методах управления на местном уровне; представлять результаты своей работы на интерактивном форуме передовых управленческих технологий.
В библиотеке кодекса представлены инновационные практики из 40 российских муниципальных образований, 21 субъекта Федерации и около 15 зарубежных муниципальных образований из США, Австралии, Казахстана, Великобритании и других стран Европы и Латинской Америки.
И это далеко не все успехи института за прошедшее десятилетие, а каждый из 110 его постоянных сотрудников не подводит итоги, а видит, какая работа ждет его впереди…
Подготовил Вячеслав АКСЕНОВ
Статистика
Направления деятельности фонда “Института экономики города”
– Муниципальное экономическое развитие
– Социальная политика
– Социальное партнерство
– Реформы в сфере недвижимости
– Городское хозяйство
– Развитие конкурентных отношений
– Социальные проблемы жилищной сферы
– Муниципальные финансы и межбюджетные отношения