Версия для печати 4355 Материалы по теме
Булавинов
 14 августа, за день до начала празднования 540-летия города, в Чебоксарах на заседании Ассоциации городов Поволжья (АГП) собрались мэры городов — членов  АГП, чтобы обсудить предпринимаемые меры по предупреждению и минимизации последствий кризиса, а также стратегии развития поволжских городов.

 Президент АГП, глава Нижнего Новгорода В. Е. Булавинов, председательствовавший на заседании, рассказал о вызванных кризисом проблемах, общих для столичных муниципальных образований Поволжья. В январе 2009 года исполнительная дирекция провела опрос глав городов Ассоциации с целью выявить проблемы, возникающие в м/о в связи с мировым финансовым кризисом. В марте текущего года Ассоциация сибирских и дальневосточных городов по договоренности с АГП и Союзом городов Центра и Северо–Запада России проанализировала данные опроса. Эти выкладки, по мнению главы Нижнего Новгорода, оказались для мэров городов хорошим подспорьем в выработке антикризисных мер.
«Продолжение мониторинга показывает, что ситуация в муниципальных образованиях Поволжья остается достаточно сложной и напряженной, — заявил Булавинов. — К настоящему моменту характер проблем, проявившихся с наступлением кризиса, существенно не изменился. Главная среди них — это потеря налоговых поступлений. Следствием чего стал отказ от исполнения ряда расходных обязательств. В первую очередь это касается капитального ремонта и нового строительства, а также строительства дорог, благоустройства и прочего. Проблемные моменты, вызванные кризисом, — подчеркнул Вадим Евгеньевич, — во всех городах Поволжья имеют схожий характер. Это сокращение работников на предприятиях, переход на укороченный рабочий день, спад производства, снижение объемов строительства».
Меры, предпринимаемые для улучшения ситуации в городах Поволжья, также схожи. Это поддержка реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса, потребительского рынка, занятости, трудоустройства и социальная защита населения. Меры, предпринимаемые муниципальными образованиями в борьбе с последствиями кризиса, были проиллюстрированы на примерах городов Ульяновска, Пензы и Чебоксар.

Ульяновск

Ермаков
Глава Ульяновска С. Н. Ермаков в своем выступлении заявил: «На настоящий момент итоги социально-экономического развития Ульяновска говорят о том, что ситуация в экономике остается стабильной, но все же крайне сложной. В начале года произошло резкое снижение почти по всем ключевым макроэкономическим показателям. Речь идет в первую очередь об индексе производства в промышленности, строительстве, обороте розничной торговли и услуг, грузообороте транспорта, официальной безработице, реальных денежных доходах населения. Произошел провал, из которого мы пока выходим крайне медленно. Но важно, что дальнейшего резкого ухудшения ситуации в экономике не наблюдается, и это обнадеживает. Происходит адаптация и предприятий, и граждан к изменившимся условиям деятельности».
В целях стабилизации экономики в Ульяновске утверждены и выполняются план действий по снижению негативного воздействия мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие города и план мероприятий по увеличению доходной базы бюджета. В качестве приоритетов действий по выполнению данных планов выделено шесть ключевых направлений. Первое — эффективная бюджетная политика, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, оплата первоочередных расходов.
Второе — меры по поддержке реального сектора экономики и расширению рынков сбыта. Ежедневно проводится мониторинг ситуации на крупных заводах и фабриках, причем не только в части финансово-экономической и производственной деятельности, но и в части занятости. Одним из наиболее важных конкретных шагов стала работа по предотвращению остановки производства на Ульяновском моторном заводе, где ситуация была критической. Всерьез стоял вопрос о закрытии предприятия и увольнении более чем трех тысяч человек.
Велась повседневная работа по поиску путей расширения внутреннего спроса на продукцию ульяновских предприятий. Так, совместно с «Россельхозбанком» в городе разработана программа, в рамках которой предполагается возмещение федеральным и областным бюджетами процентов по кредиту в объеме ставки рефинансирования покупателям автомобилей УАЗ в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции. Реализация этой программы позволит обеспечить дополнительный спрос на продукцию ведущего бюджетообразующего предприятия города.
Третье — увеличение инвестиционной активности региона. Ульяновск по индексу физического объема инвестиций в основной капитал за I квартал 2009 года занял первое место среди крупнейших городов ПФО — 3,6 млрд руб., или 249,1 %, к соответствующему периоду 2008 года. С начала года на территории города реализованы пять инвестиционных проектов в сфере строительства торговых и спортивно-развлекательных центров с объемом инвестиций порядка 1 млрд руб. При этом создано более 500 новых рабочих мест. До конца 2009 года планируется полная реализация еще 30 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций более 10 млрд руб. и созданием порядка 2 тыс. рабочих мест. Один из инвестиционных проектов — это строительство завода по производству пива компанией «Сабмиллер».
Четвертое — поддержка малого и среднего бизнеса. В начале года принята муниципальная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Ульяновск на 2009–1012 годы». Ею предусмотрены новые формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде передачи во временное владение и пользование муниципального недвижимого имущества на долгосрочной основе. А также субсидирование затрат на сертификацию, на участие в выставочно-ярмарочной деятельности, на оплату консультативных услуг, субсидирование затрат, связанных с погашением процентных ставок по кредитным договорам, заключенным не ранее 1 января 2009 года, субсидирование затрат, связанных с технологическим присоединением к инженерным сетям, по договорам, также заключенным не ранее 1 января 2009 года. Кроме того, в Ульяновске будут созданы новые объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Это «Ульяновский региональный фонд поручительств», а также государственное автономное учреждение «Ульяновский областной бизнес-инкубатор».
Пятое — стабилизация ситуации на рынке труда.
Шестое — меры социальной поддержки населения. «Какие бы трудности с наполнением городского бюджета мы ни испытывали, ульяновцы не останутся один на один с проблемами, которые принес кризис, — подчеркнул Ермаков. — Мэрией города приняты и работают три социальные программы с общим объемом финансирования в 16,5 млн руб.: «Семья и дети», «Адресная поддержка инвалидов», «Социальная интеграция и реабилитация инвалидов».
Помимо этого, малообеспеченным, льготным категориям гражданам и семьям, попавшим в трудную ситуацию, выплачивается компенсация стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет средств городского бюджета. Детям из малообеспеченных семей в школах организуется бесплатное питание, а перед началом учебного года оказывается материальная помощь в рамках акции «Помоги собраться в школу». В этом году планируется «собрать» в школу более 8,5 тыс. школьников.

Пенза

Чернов
Свой взгляд на кризис — у главы администрации города Пензы Р. Б. Чернова. «С одной стороны, кризис — это замедление темпов роста, но, с другой стороны, экономический кризис можно и нужно воспринимать как дополнительный стимул, катализатор развития бизнеса», — уверен Роман Борисович.
В целях обеспечения координации деятельности хозяйствующих субъектов и оперативного реагирования администрации Пензы на изменение социально-экономической обстановки в городе создан Антикризисный совет. Его основу составляет рабочая группа по реализации антикризисных мер, заседания которой проводятся каждую неделю. Разработан «План мероприятий администрации города Пензы, направленных на предупреждение и минимизацию негативных последствий мирового финансового кризиса в социально-экономической сфере города».
Оказывается поддержка предпринимательству. В частности, в ближайшее время банки и страховые компании Пензы планируют провести два обучающих семинара: один —  для органов местного самоуправления, второй — для предпринимателей города, чтобы повысить банковскую и страховую культуру данных структур. Также, несмотря на кризис, большинство промышленных предприятий Пензенской области в 2009 году продолжает вести модернизацию существующих производственных мощностей с установкой нового оборудования и осваивать выпуск конкурентоспособной продукции.
В регионе осуществляются меры, направленные на привлечение и защиту инвестиций, в том числе иностранных, обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, информации, финансовых средств, свобода экономической деятельности. Более 60 предприятий Пензенской области подписали Меморандум о минимальной торговой наценке на социально-значимый ассортимент продукции, в рамках которого организации торговли обязуются установить розничные цены с торговой наценкой не более 5 % к отпускной цене на хлебобулочные изделия, масло, молочную продукцию, крупы.
Правительством Пензенской области разработана и успешно реализуется программа «Организация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда г. Пензы». Результатом реализации программы с апреля по июнь 2009 года стала стабилизация уровня регистрируемой безработицы, а к началу июля — его уменьшение.
В Пензе создана и успешно действует система профессионального обучения граждан трудоспособного возраста, оставшихся без работы. Она объединяет более 50 учебных заведений города, которые предоставляют образовательные услуги безработным гражданам и незанятому населению по более чем 200 образовательным программам. Также центр занятости реализует программу «Профессиональное обучение безработных граждан в 2009 году», объем финансирования которой — 4640,0 тыс. руб. На 3 августа 2009 года заключено 25 государственных контрактов на сумму более 1 млн руб., по которым направлено на обучение 276 человек.

Чебоксары

Данилов
Заместитель главы администрации города Чебоксары П. В. Данилов, рассказывая о бюджетной политике города на 2009 год, отметил: «Главным в своей работе мы считаем сохранение рабочих мест. А основным дополнительным ресурсом в наполнении доходной части бюджета в текущем и, я думаю, в следующем годах станет сдача в аренду и продажа земли для целей индивидуального жилищного строительства».
Для поддержки арендаторов земельных участков, осуществляющих строительство, утверждено и действует постановление администрации города, отменяющее повышающий коэффициент к арендной плате за несвоевременное освоение земельных участков. Поддержка именно отраслей-мультипликаторов позволит подтянуть и другие отрасли. «Экономика у нас просела как раз по основным “кризисным” отраслям, таким как обрабатывающая промышленность и строительство, — сказал Павел Владимирович. — Поэтому спад на предприятиях Чебоксар значителен даже по сравнению с соседями по АГП. В городе предусмотрено понижение на 40 % коэффициента при определении суммы арендной платы за землю в 2009 году для субъектов малого предпринимательства. В апреле текущего года принято решение о реструктуризации задолженности по арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности. Это позволит списать суммы начисленных пеней при условии оплаты образовавшейся задолженности и текущих платежей».
В городе отменено взимание земельного налога за садовые участки, расположенные на территории муниципального образования. Потому что на настоящий момент администрирование этого налога обходится дороже, чем доход, поступающий в итоге в городскую казну. Сейчас в разработке находится проект «В новый год без долгов», который в том числе коснется и амнистии по задолженности за услуги ЖКХ в части пеней и штрафов.
Но предметом пристального внимания управленческих структур всех уровней как корпоративных, так и государственных в кризисные времена становится организация эффективной системы управления, и прежде всего — стратегического. «Сейчас, — подчеркнул Данилов, — самое подходящее время для доработки инвестиционных проектов, доведения до необходимого качества всей документальной их части. Чтобы сразу после выхода из кризиса начать их реализовывать».

Киров

Быков
В своем докладе о реализации стратеги развития Кирова его глава В. В. Быков озвучил основные стратегические направления развития города до 2010 года. Это формирование благоприятного инновационного климата; создание регионального инновационного центра, осуществляющего разработку и реализацию антикризисных программ; разработка генерального плана развития города на период до 2020 года; разработка гибкой системы управления городом; улучшение социальной среды, развитие гражданского общества. «В настоящее время проходит согласование проект муниципальной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Кирове на 2010–2014 годы. Проектом предусмотрено опережающее развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, работающего в стратегически важных для города отраслях; участие Кирова в разработке межмуниципальных и межрегиональных проектов (транспорт, логистика, био- и информационные технологии и пр.) в рамках стратегии развития России и Приволжского федерального округа, — сообщил Владимир Васильевич.
Сейчас в Кировской области ведется корректировка региональной стратегии устойчивого развития до 2020 года. Киров как территория опережающего экономического развития, на которую приходится более 72 % всего объема производственной продукции региона, рассматривается в областной Стратегии как «локомотив» развития ее экономики.
Большой значение городская власть придает организации работы с населением. На территории муниципального образования создано более 1300 органов территориального общественного самоуправления, принят ряд нормативных документов. Есть у города и точки роста. Лесопромышленный комплекс — ресурсная база вятских лесов — позволяет держать курс на создание и расширение производств, ориентированных на глубокую переработку древесины.
В рамках развития стройиндустрии в городе созданы значительные мощности по производству бетонных и железобетонных изделий и конструкций, керамических и силикатных стеновых материалов. В Кирове сосредоточен мощный комплекс крупных научно-исследовательских и проектных институтов, научно-производственных предприятий и объединений, что позволяет говорить о перспективах создания здесь биотехнологического кластера. Серьезный задел Киров и весь регион в целом имеют в производстве фармацевтических препаратов для лечения заболеваний крови. В областном центре размещен один из крупнейших в России Кировский научно-исследовательский институт гематологии и переливания крови. В 2009 году в городе завершится строительство уникального для России завода по выпуску препаратов крови. Это первый шаг в развитии инновационного для города и всей Кировской области направления — производственной трансфузиологии. Есть у отметившего в этом году свой 635-летний юбилей Кирова и хорошие возможности для развития туризма.

Поделиться