Елена ЧЕРНЫХ, руководитель аналитического департамента НПО «Криста», к. э. н.
В соответствии со ст. 69, 69.1, 69.2 Бюджетного кодекса РФ законодатель предъявляет принципиально новые требования к процедурам планирования, мониторинга и оценки результативности реализации государственных (муниципальных) заданий. Так, в системе бюджетного планирования в связи с указанными нововведениями возникла острая необходимость осуществления таких мероприятий, как:
- ведение реестра государственных (муниципальных) услуг, структура, содержание и регламент ведения которого должны быть закреплены нормативно-правовыми актами;
- разработка показателей, характеризующих качество оказания государственных (муниципальных) услуг, а в идеале стандартов качества предоставления государственных (муниципальных) услуг и показатели их непосредственного результата;
- определение процедуры количественной оценки потребности в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;
- определение методов стоимостной оценки потребности в государственных (муниципальных) услугах;
- разработка регламента формирования главными распорядителями бюджетных средств государственных (муниципальных) заданий и определения порядка мониторинга и контроля за их исполнением.
- НПО «Криста», принимая во внимание новизну и отсутствие единых подходов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях к процедурам планирования, мониторинга и оценки результативности реализации государственных (муниципальных) заданий, разработало пакет методического и программного обеспечения (Программный модуль «Государственное (муниципальное) задание»), использование которого позволит осуществить:
- повышение эффективности и результативности деятельности главных распорядителей бюджетных средств в достижении результатов, качества предоставления государственных (муниципальных) услуг;
- повышение эффективности планирования и использования бюджетных ассигнований на предоставление государственных (муниципальных) услуг;
- получение достоверной и своевременной информации о потребности населения в конкретных государственных (муниципальных) услугах;
- учет результатов оценки потребности в предоставлении государственных (муниципальных) услуг при формировании приоритетных направлений бюджетно-налоговой политики и приоритетных направлений бюджетных расходов;
- снижение трудозатрат на формирование обоснований бюджетных ассигнований вида «государственная (муниципальная) услуга».
Как видно на схеме, автоматизированный процесс планирования, мониторинга и оценки результативности реализации государственных (муниципальных) заданий начинается с формирования (корректировки) главными распорядителями бюджетных средств отраслевых реестров государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых населению в сфере их деятельности. Финансовый орган осуществляет сбор и консолидацию отраслевых реестров государственных (муниципальных) услуг, формируя сводный реестр государственных (муниципальных) услуг.
В рамках методического обеспечения процесса формирования реестра государственных (муниципальных) услуг специалистами нашего предприятия разработаны типовые отраслевые реестры и типовой порядок формирования реестра государственных (муниципальных) услуг, которые могут быть взяты за основу при внедрении программного модуля «Государственное (муниципальное) задание».
На основе сводного реестра государственных (муниципальных) услуг главные распорядители бюджетных средств формируют проекты государственных (муниципальных) заданий, показатели которых в дальнейшем являются составной частью обоснований бюджетных ассигнований.
Проекты государственных (муниципальных) заданий разрабатываются исходя из индикативных планов развития органов исполнительной власти (местного самоуправления), сформированных на основе приоритетных направлений социально-экономического развития территории. Программный модуль позволяет оценить степень достижения показателей социально-экономического развития территории через реализацию государственных (муниципальных) услуг, используя показатели конечного и непосредственного результата услуги; рассчитать стоимость различных вариантов достижения целей.
Важным моментом формирования государственных (муниципальных) заданий является взаимосвязь расходных обязательств и услуг. Каждой государственной (муниципальной) услуге ставится в соответствие расходное обязательство, стоимость которого автоматически корректируется в зависимости от стоимости услуги.
Главные распорядители бюджетных средств осуществляют оценку потребности в предоставлении государственных (муниципальных) услуг в натуральном выражении на основании данных из различных источников, используя индексирование или различные модели прогнозирования: экстраполяционную модель, модель коллективного потребления или сегментарную модель. По результатам такой оценки при необходимости корректируются отраслевые реестры государственных (муниципальных) услуг.
Оценка потребности в стоимостном выражении проводится на основании оценки потребности в натуральном выражении и фактических данных об оплате услуг и структуре их стоимости. Расчет стоимости услуги может быть осуществлен различными методами в зависимости от вида оказываемых государственных (муниципальных) услуг. Например, для отраслей социальной сферы используется нормативный метод, а для отраслей реального сектора экономики — расчет затрат по видам деятельности. Для каждой отрасли нашими специалистами разработаны методики расчета стоимости услуг.
Результаты оценки потребности в оказании государственных (муниципальных) услуг в натуральном и стоимостном выражении учитываются при формировании предельных объемов бюджетных ассигнований.
В ходе распределения предельных объемов бюджетных ассигнований главные распорядители бюджетных средств корректируют проекты государственных (муниципальных) заданий. Программный модуль позволяет сопоставить стоимость различных способов оказания государственных (муниципальных) услуг, направленных на достижение показателей конечного результата деятельности главного распорядителя бюджетных средств, с выделенными предельными объемами бюджетных ассигнований. Оптимальный вариант ложится в основу обоснований бюджетных ассигнований.
После принятия Закона (Решения) о бюджете главные распорядители бюджетных средств доводят государственные (муниципальные) задания на предоставление государственных (муниципальных) услуг до их поставщиков (получателей бюджетных средств, автономных учреждений и т. д.).
Следует отметить, что недостаточно только запланировать бюджетные ассигнования на предоставление государственных (муниципальных) услуг и раздать государственные (муниципальные) задания бюджетным учреждениям. Необходимо проводить оперативный мониторинг реализации этих заданий и оценку результативности оказания государственных (муниципальных) услуг. Необходимо осуществлять оперативный контроль целевого использования выделенных бюджетных средств.
Каким образом это можно организовать? Мы предлагаем использовать для сбора и консолидации информации о деятельности учреждений Паспорт государственного (муниципального) учреждения.
По результатам такого мониторинга программный модуль позволяет осуществить оценку результативности и эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг в следующих направлениях:
- выполнение показателей непосредственных результатов использования бюджетных ассигнований на предоставление государственных (муниципальных) услуг;
- достижение показателей конечных результатов использования бюджетных ассигнований на предоставление государственных (муниципальных) услуг;
- выполнение показателей качества предоставления государственных (муниципальных) услуг;
- оценка степени покрытия предоставления государственных (муниципальных) услуг планируемыми и фактическими расходами.
Таким образом, использование программного модуля «Государственное (муниципальное) задание» позволит соблюсти требования бюджетного законодательства Российской Федерации по планированию государственных (муниципальных) заданий на предоставление государственных (муниципальных) услуг, будет способствовать эффективности и препятствовать нецелевому использованию бюджетных средств.