Россия перестала быть мировой кинодержавой. Это связано как с культурным шоком – страна еще не выработала национальную идеологию, так и с кризисом в экономике, который отражается на бюджетной сфере. Для кино, искусства высокотехнического, серьезным ударом стало обветшание инфраструктуры, результат – неспособность нашей киноиндустрии быть конкурентоспособной.
Великий немой и невидимая рука
На внутреннем рынке доля выручки от ежегодно запускаемых в прокат российских фильмов в последние годы составляет 15–18%, с учетом показа советского кино и российских фильмов прошлых лет – 30%, львиную долю забирает американский продукт. При этом интеграция в мировую культуру остается правительственной задачей. Возникает вопрос, какое место займет наш кинематограф в XXI веке, если даже у себя дома он не пользуется большим спросом?
Киноиндустрия, как и прежде, финансируется главным образом из федерального бюджета. Расходы предусмотрены по двум позициям:
– в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Культура России»;
– по целевой статье расходов бюджетной классификации «Государственная поддержка в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации».
Главным цехом, осуществляющим через экспертные комиссии отбор кинопроектов, рекомендуемых для господдержки, является Союз кинематографистов России (СК России). Каждый отобранный проект проходит согласование в Минэкономразвития России.
Статистика
На финансирование подпрограммы «Кинематография России» ФЦП «Культура России (2001–2005 годы)» выделено средств:
– в 2002 году – 1 044 579,9 тыс. рублей;
– в 2003 году – 1 543 400,0 тыс. рублей;
– в 2004 году – 1 834 600,0 тыс. рублей;
– в 2005 году – 2 097 900,0 тыс. рублей.
Несмотря на то, что финансирование кино год от года росло, у СК России вызывает опасения ФЦП «Культура России (2005–2010 годы)».
«Совокупное финансирование этой программы по сравнению с ФЦП 2000–2005 годов сокращено на 18%. В частности по кинопроизводству – на 19%. Как же нам произвести запланированные этой программой 290 полнометражных фильмов? – задалась вопросом на третьем пленуме правления СК Алевтина Чинарева, проректор ВГИК по научной и творческой работе. – Очевидно, уповать на невидимую руку рынка неправильно. За 2001–2005 годы без государственной поддержки было выпущено всего 54 фильма, тогда как с господдержкой – 212. Следовательно, сфера кино еще не стала привлекательной для частных инвестиций...»
Отметим, ФЦП «Культура России (2006–2010 годы)» действительно принципиально по схеме построения отличается от своей предшественницы. Отраслевой принцип, лежавший в основе прежней программы, заменен программно-целевым. Подпрограммы «Кинематография России» как таковой не будет. Теперь она встроена в общую модель ФЦП не как конкретная подпрограмма, но как особый набор (среди прочих) инструментов для воплощения государственной стратегии в сфере культуры.
Как бы то ни было, начальник Управления кинематографии Федерального агентства по культуре и кинематографии Сергей Лазарук заверяет, что бюджет расходов на кинематограф в 2006 году увеличен, и никакого спада в финансировании не произойдет.
Статистика
Соотношение между суммой всех заявок на государственную поддержку кинематографии и суммой выделяемых на эту цель бюджетных ассигнований составляет примерно 40:1 и остается относительно стабильным на протяжении последних пяти лет.
«И МЭРТ, и Минфин предложили создать нам внутриведомственные программы по поддержке кино с учетом их технической реализации, – рассказал Сергей Лазарук. Его слова подтверждает руководитель Школы культурной политики Петр Щедровицкий: «Бюджет позволяет нам, профессиональным организациям, находить свое место в ФЦП, задавать приоритеты этих программ».
Это было сделано путем разработки СК России совместно со Школой культурной политики проекта собственной Концепции ФЦП «Кинематография России (2007–2017 годы)». Концепция предполагает увеличение государственных инвестиций в кино, рекомендует обеспечить 52 ежегодные премьеры национального масштаба, производство полнометражных игровых фильмов должно составить 150–160 единиц в год. Как по количеству названий, так и по валовому сбору доля российского кино должна составить 25%. «Киношники» расписали все механизмы для этого, но все упирается в деньги.
Подробности
Из кинопроектов, осуществленных за последние три года при государственном участии, в качестве наиболее ярких можно выделить:
1) в игровом кино:
– блок фильмов о Великой Отечественной войне («Звезда», «Кукушка», «В созвездии Быка», «Последний поезд», «Свои» – фильм, удостоенный главного приза XXVI Московского международного кинофестиваля);
– работы на исторические темы («Русский ковчег», «Тайны дворцовых переворотов», «Бедный, бедный Павел»);
– экранизация произведений литературной классики («Идиот» – фильм, ставший событием в отечественном кино, выполненный в традициях создания масштабных произведений русской культуры);
– фильмы для детей и подростков («Спартак и Калашников», «Вовочка», «Итальянец», «Четыре таксиста и собака», «Операция «Эники-Беники»);
– широкий спектр фильмов на острые социальные темы современности («Космос как предчувствие» – фильм, получивший главный приз XXVII Московского международного кинофестиваля, «Олигарх», «В движении», «Папа», «Арье»).
В особом ряду стоит фильм «Возвращение», завоевавший высшую награду одного из самых престижных международных кинофестивалей – Венецианского. Фильм был поставлен режиссером-дебютантом и создан исключительно за счет внебюджетных средств.
2) В анимационном кино – «Карлик-Нос», «Щелкунчик», «Незнайка и Баррабасс» и «Алеша Попович и Тугарин Змей».
3) В неигровом кино российские кинодокументалисты создали немало произведений, удостоенных высоких наград на общероссийских и международных кинофестивалях. Это такие фильмы, как «Охота на ангела», «Забытая война», «Отпуск в ноябре», «После чистого четверга», «Живи и радуйся».
В ходе подготовки к 60-летию Победы Роскультура выступила одним из инициаторов создания сериала «Великая Победа», в который вошли созданные при господдержке сериалы «Дневник памяти», «Великая Победа», «Финал».
Приоритеты для содержания
«Несмотря на отсутствие национальной идеологии, приоритеты в господдержке, безусловно, существуют, – отмечает Александр Голутва, заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии России (Роскультура). – Это история России, ее героические страницы, жизнь и деятельность выдающихся личностей, пропаганда патриотизма, гуманизма, добросовестного отношения к труду, семьи».
Темы были определены еще во времена существования упраздненного ныне Министерства культуры согласно распоряжению Правительства РФ от 18 сентября 2002 г. № 1299-р. Помимо тематической поддержки приоритетом остается поддержка фильмов-дебютов, фильмов для детей и юношества.
«Что-то «сверху», безусловно, насаждается: очень много выделяется денег для сериалов о Великой отечественной войне – это единственное событие XX века, по поводу которого у всей нации существует консенсус, – говорит Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». – Также в последнее время снимается очень много фильмов про спецназовцев, про войну в Афганистане, в Чечне и т. д., то есть про институты государственного насилия…»
Иных тем, героев, сюжетов в качестве позитивных не выдвигается. «Например, у нас нет сериалов, где бы предприниматели были показаны как талантливые, активные российские граждане, – продолжает Даниил Борисович. – В большинстве случаев они показаны лихоимцами, злодеями, которые – внимание! – получили свои деньги даром».
Подробности
Среди кинопроектов, реализованных при государственном финансовом участии, наибольшие кассовые сборы в 2005 году получили фильмы «9 рота» (20,85 млн. долларов США), «Статский советник» (7,45 млн. долларов США), «Бой с тенью» (7,20 млн. долларов США), «Мужской сезон. Бархатная революция» (6,97 млн. долларов США), «Личный номер» (4,56 млн. долларов США), «Сматывай удочки» (3,08 млн. долларов США), «Зеркальные войны: отражение первое» (1,71 млн. долларов США).
Отрадно отметить, что фильм «9 рота», преодолевший по уровню кассовых сборов планку в 20 млн. долл., стал чемпионом кинопроката СНГ за всю его историю, то есть опередил по этому показателю все киноленты, представлявшиеся российскому зрителю, сообщают в Роскультуре.
Позиция государства
Государство выдерживает либеральные взгляды в отношении поддержки киноиндустрии. «Мы, например, против введения квот и дополнительных налогов на зарубежную кинопродукцию, равно как и норм обязательного показа в кинотеатрах определенного количества отечественных фильмов, – рассказывает Александр Голутва. – Меры протекционизма мы видим в оказании прямой финансовой поддержки российских фильмов при условии постоянного совершенствования ее механизмов».
В области науки, техники, технологий и сервиса государство пошло по пути открытия каналов для привлечения частных инвестиций путем проведения приватизации государственных предприятий, занятых в этих сферах. К сожалению, опять-таки из-за особенностей нашего рынка, определенной межведомственной неразберихи, этот процесс неоправданно затянулся, сообщают в Роскультуре.
На данный момент удалены из госсектора предприятия, не располагавшие собственным имуществом. Киностудии, обладающие материальной базой, а также промышленные, научные, проектно-изыскательские, конструкторские и сервисные организации преобразованы в ОАО, и сейчас идет подготовка к выставлению их акций на продажу. Здесь главное – не допустить перепрофилирования этих организаций новыми собственниками, замечают чиновники.
Кинопрокат
Общий дефицит новых кинозалов в России, по расчетам экспертов, составляет 1800–2000 единиц. За первую половину 2005 года число современных кинотеатров увеличилось на 20, а количество экранов – на 58. Однако за аналогичный период 2004 года в стране открылся 31 новый кинотеатр (95 экранов). При этом за шесть месяцев 2005 года в России по разным причинам закрылись 8 современных кинотеатров (11 залов). То есть темпы развития кинопроката сократились.
Модернизация киносети осуществляется без государственного участия за счет частных инвесторов, которые проявляют нарастающий интерес на рынке кинотеатров. Наряду с российскими компаниями в дело активно включились представители зарубежного бизнеса, сообщают в Роскультуре.
Тем не менее Александр Голутва разделяет опасения СК России: «Больше половины кинозалов приходится на 13 городов-миллионников, где проживает лишь 48% населения страны…»
Статистика
По обеспеченности населения местами в кинозалах Россия отстает от Норвегии в 10 раз, от Франции – в 20 раз, от Италии – в 30 раз и от США – в 50 раз. В катастрофическом состоянии находится сельская киносеть.
Доминирующей тенденцией на рынке новых кинотеатров продолжает оставаться строительство кинотеатров в торговых центрах (ТЦ). Количество экранов, открытых в торговых центрах, составило 72,2% от общего количества кинотеатров, открытых за первое полугодие 2005 года, доля экранов, расположенных в ТЦ, в общем количестве современных российских экранов составляет 24,5%. Эта тенденция будто подчеркивает переход кино из сферы духовного в сферу потребления.
Объемы государственных инвестиций в реконструкцию имеющихся кинотеатров – они находятся главным образом в муниципальной собственности – крайне низки вследствие их привязки к местным бюджетам. У государства родилась идея: чтобы донести кино до всех, внедрить в регионах передвижные киновидеодуки и каркасно-сборные кинозалы с тентовым покрытием.
Из первых уст
Владимир Малышев, заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии: «Мы впервые за многие десятилетия не попали в национальные приоритеты... Сельское хозяйство, ЖКХ, здравоохранение, образование… Пятым национальным проектом нужно сделать культуру».
Василий Ливанов, народный артист России, об ужесточении требований государства: «Один умный человек сказал: очень опасно посылать за синей птицей дальтоников… Создание нашей собственной концепции ФЦП поддержки кино на 2007–2017 годы – это, конечно, позитивное событие. Но, возможно, последнее в жизни СК России. Все мы знаем: когда поступает подобный сигнал к госструктурам из стен общественной организации, они стараются от этой организации скорее избавиться. И надо быть осторожнее. Надо опубликовать концепцию в центральной прессе, чтобы все узнали о проблемах нашего кино».
Никита Михалков, народный артист России: «Как раньше, в отечественном кино никогда не будет… Я знаю, как заработать деньги государству, себе и своим друзьям. И у меня есть конструктивные предложения. От некоторых же членов СК России подчас ничего кроме профессиональных эмоций не дождешься…»
Из выступлений на третьем пленуме СК России
Поддержка ограничена законом
По российскому законодательству финансовое участие государства в кино не может превышать 70% его сметной стоимости. Только в исключительных случаях культурной важности финансируются 100% затрат.
Роскультура предпринимает все меры к тому, чтобы в среднем 50% цены кинопроекта оплачивались за счет негосударственных инвестиций. Естественно, по видам фильмов и конкретным проектам эта доля дифференцируется. «Жестко выдерживая задаваемые ориентиры государственного участия, Роскультура стимулирует продюсеров к более активному привлечению внебюджетных средств», – сообщает Александр Голутва. – Позитивной тенденцией последнего времени стало финансирование производства российских фильмов отечественными кинопрокатными компаниями. В сферу производства фильмов для кинопоказа буквально ворвалась телекомпания «ОРТ (Первый канал)». Две созданные на ее средства киноленты – «Ночной дозор» и «Турецкий гамбит» – стали первыми отечественными блокбастерами и подняли планку кассовых сборов от проката российских фильмов на совершенно иной уровень».
Несмотря на столь впечатляющие успехи, еще рано говорить о широком участии бизнеса в производстве отечественной кинопродукции, считают в Роскультуре. Доля внебюджетных средств в кинопроектах, осуществляемых при государственной поддержке, не увеличивается.
Во многом это объясняется прекращением действия льготы по налогу на прибыль. Однако будь число российских фильмов, окупающих затраты на производство и продвижение, выше, чем сегодня, риск вложений в отечественные кинопроекты не рассматривался бы инвесторами как запредельно высокий. Желающих рисковать было бы значительно больше.
Подготовил Иван ЧАГАТАЕВ
Великий немой и невидимая рука
На внутреннем рынке доля выручки от ежегодно запускаемых в прокат российских фильмов в последние годы составляет 15–18%, с учетом показа советского кино и российских фильмов прошлых лет – 30%, львиную долю забирает американский продукт. При этом интеграция в мировую культуру остается правительственной задачей. Возникает вопрос, какое место займет наш кинематограф в XXI веке, если даже у себя дома он не пользуется большим спросом?
Киноиндустрия, как и прежде, финансируется главным образом из федерального бюджета. Расходы предусмотрены по двум позициям:
– в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Культура России»;
– по целевой статье расходов бюджетной классификации «Государственная поддержка в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации».
Главным цехом, осуществляющим через экспертные комиссии отбор кинопроектов, рекомендуемых для господдержки, является Союз кинематографистов России (СК России). Каждый отобранный проект проходит согласование в Минэкономразвития России.
Статистика
На финансирование подпрограммы «Кинематография России» ФЦП «Культура России (2001–2005 годы)» выделено средств:
– в 2002 году – 1 044 579,9 тыс. рублей;
– в 2003 году – 1 543 400,0 тыс. рублей;
– в 2004 году – 1 834 600,0 тыс. рублей;
– в 2005 году – 2 097 900,0 тыс. рублей.
Несмотря на то, что финансирование кино год от года росло, у СК России вызывает опасения ФЦП «Культура России (2005–2010 годы)».
«Совокупное финансирование этой программы по сравнению с ФЦП 2000–2005 годов сокращено на 18%. В частности по кинопроизводству – на 19%. Как же нам произвести запланированные этой программой 290 полнометражных фильмов? – задалась вопросом на третьем пленуме правления СК Алевтина Чинарева, проректор ВГИК по научной и творческой работе. – Очевидно, уповать на невидимую руку рынка неправильно. За 2001–2005 годы без государственной поддержки было выпущено всего 54 фильма, тогда как с господдержкой – 212. Следовательно, сфера кино еще не стала привлекательной для частных инвестиций...»
Отметим, ФЦП «Культура России (2006–2010 годы)» действительно принципиально по схеме построения отличается от своей предшественницы. Отраслевой принцип, лежавший в основе прежней программы, заменен программно-целевым. Подпрограммы «Кинематография России» как таковой не будет. Теперь она встроена в общую модель ФЦП не как конкретная подпрограмма, но как особый набор (среди прочих) инструментов для воплощения государственной стратегии в сфере культуры.
Как бы то ни было, начальник Управления кинематографии Федерального агентства по культуре и кинематографии Сергей Лазарук заверяет, что бюджет расходов на кинематограф в 2006 году увеличен, и никакого спада в финансировании не произойдет.
Статистика
Соотношение между суммой всех заявок на государственную поддержку кинематографии и суммой выделяемых на эту цель бюджетных ассигнований составляет примерно 40:1 и остается относительно стабильным на протяжении последних пяти лет.
«И МЭРТ, и Минфин предложили создать нам внутриведомственные программы по поддержке кино с учетом их технической реализации, – рассказал Сергей Лазарук. Его слова подтверждает руководитель Школы культурной политики Петр Щедровицкий: «Бюджет позволяет нам, профессиональным организациям, находить свое место в ФЦП, задавать приоритеты этих программ».
Это было сделано путем разработки СК России совместно со Школой культурной политики проекта собственной Концепции ФЦП «Кинематография России (2007–2017 годы)». Концепция предполагает увеличение государственных инвестиций в кино, рекомендует обеспечить 52 ежегодные премьеры национального масштаба, производство полнометражных игровых фильмов должно составить 150–160 единиц в год. Как по количеству названий, так и по валовому сбору доля российского кино должна составить 25%. «Киношники» расписали все механизмы для этого, но все упирается в деньги.
Подробности
Из кинопроектов, осуществленных за последние три года при государственном участии, в качестве наиболее ярких можно выделить:
1) в игровом кино:
– блок фильмов о Великой Отечественной войне («Звезда», «Кукушка», «В созвездии Быка», «Последний поезд», «Свои» – фильм, удостоенный главного приза XXVI Московского международного кинофестиваля);
– работы на исторические темы («Русский ковчег», «Тайны дворцовых переворотов», «Бедный, бедный Павел»);
– экранизация произведений литературной классики («Идиот» – фильм, ставший событием в отечественном кино, выполненный в традициях создания масштабных произведений русской культуры);
– фильмы для детей и подростков («Спартак и Калашников», «Вовочка», «Итальянец», «Четыре таксиста и собака», «Операция «Эники-Беники»);
– широкий спектр фильмов на острые социальные темы современности («Космос как предчувствие» – фильм, получивший главный приз XXVII Московского международного кинофестиваля, «Олигарх», «В движении», «Папа», «Арье»).
В особом ряду стоит фильм «Возвращение», завоевавший высшую награду одного из самых престижных международных кинофестивалей – Венецианского. Фильм был поставлен режиссером-дебютантом и создан исключительно за счет внебюджетных средств.
2) В анимационном кино – «Карлик-Нос», «Щелкунчик», «Незнайка и Баррабасс» и «Алеша Попович и Тугарин Змей».
3) В неигровом кино российские кинодокументалисты создали немало произведений, удостоенных высоких наград на общероссийских и международных кинофестивалях. Это такие фильмы, как «Охота на ангела», «Забытая война», «Отпуск в ноябре», «После чистого четверга», «Живи и радуйся».
В ходе подготовки к 60-летию Победы Роскультура выступила одним из инициаторов создания сериала «Великая Победа», в который вошли созданные при господдержке сериалы «Дневник памяти», «Великая Победа», «Финал».
Приоритеты для содержания
«Несмотря на отсутствие национальной идеологии, приоритеты в господдержке, безусловно, существуют, – отмечает Александр Голутва, заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии России (Роскультура). – Это история России, ее героические страницы, жизнь и деятельность выдающихся личностей, пропаганда патриотизма, гуманизма, добросовестного отношения к труду, семьи».
Темы были определены еще во времена существования упраздненного ныне Министерства культуры согласно распоряжению Правительства РФ от 18 сентября 2002 г. № 1299-р. Помимо тематической поддержки приоритетом остается поддержка фильмов-дебютов, фильмов для детей и юношества.
«Что-то «сверху», безусловно, насаждается: очень много выделяется денег для сериалов о Великой отечественной войне – это единственное событие XX века, по поводу которого у всей нации существует консенсус, – говорит Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». – Также в последнее время снимается очень много фильмов про спецназовцев, про войну в Афганистане, в Чечне и т. д., то есть про институты государственного насилия…»
Иных тем, героев, сюжетов в качестве позитивных не выдвигается. «Например, у нас нет сериалов, где бы предприниматели были показаны как талантливые, активные российские граждане, – продолжает Даниил Борисович. – В большинстве случаев они показаны лихоимцами, злодеями, которые – внимание! – получили свои деньги даром».
Подробности
Среди кинопроектов, реализованных при государственном финансовом участии, наибольшие кассовые сборы в 2005 году получили фильмы «9 рота» (20,85 млн. долларов США), «Статский советник» (7,45 млн. долларов США), «Бой с тенью» (7,20 млн. долларов США), «Мужской сезон. Бархатная революция» (6,97 млн. долларов США), «Личный номер» (4,56 млн. долларов США), «Сматывай удочки» (3,08 млн. долларов США), «Зеркальные войны: отражение первое» (1,71 млн. долларов США).
Отрадно отметить, что фильм «9 рота», преодолевший по уровню кассовых сборов планку в 20 млн. долл., стал чемпионом кинопроката СНГ за всю его историю, то есть опередил по этому показателю все киноленты, представлявшиеся российскому зрителю, сообщают в Роскультуре.
Позиция государства
Государство выдерживает либеральные взгляды в отношении поддержки киноиндустрии. «Мы, например, против введения квот и дополнительных налогов на зарубежную кинопродукцию, равно как и норм обязательного показа в кинотеатрах определенного количества отечественных фильмов, – рассказывает Александр Голутва. – Меры протекционизма мы видим в оказании прямой финансовой поддержки российских фильмов при условии постоянного совершенствования ее механизмов».
В области науки, техники, технологий и сервиса государство пошло по пути открытия каналов для привлечения частных инвестиций путем проведения приватизации государственных предприятий, занятых в этих сферах. К сожалению, опять-таки из-за особенностей нашего рынка, определенной межведомственной неразберихи, этот процесс неоправданно затянулся, сообщают в Роскультуре.
На данный момент удалены из госсектора предприятия, не располагавшие собственным имуществом. Киностудии, обладающие материальной базой, а также промышленные, научные, проектно-изыскательские, конструкторские и сервисные организации преобразованы в ОАО, и сейчас идет подготовка к выставлению их акций на продажу. Здесь главное – не допустить перепрофилирования этих организаций новыми собственниками, замечают чиновники.
Кинопрокат
Общий дефицит новых кинозалов в России, по расчетам экспертов, составляет 1800–2000 единиц. За первую половину 2005 года число современных кинотеатров увеличилось на 20, а количество экранов – на 58. Однако за аналогичный период 2004 года в стране открылся 31 новый кинотеатр (95 экранов). При этом за шесть месяцев 2005 года в России по разным причинам закрылись 8 современных кинотеатров (11 залов). То есть темпы развития кинопроката сократились.
Модернизация киносети осуществляется без государственного участия за счет частных инвесторов, которые проявляют нарастающий интерес на рынке кинотеатров. Наряду с российскими компаниями в дело активно включились представители зарубежного бизнеса, сообщают в Роскультуре.
Тем не менее Александр Голутва разделяет опасения СК России: «Больше половины кинозалов приходится на 13 городов-миллионников, где проживает лишь 48% населения страны…»
Статистика
По обеспеченности населения местами в кинозалах Россия отстает от Норвегии в 10 раз, от Франции – в 20 раз, от Италии – в 30 раз и от США – в 50 раз. В катастрофическом состоянии находится сельская киносеть.
Доминирующей тенденцией на рынке новых кинотеатров продолжает оставаться строительство кинотеатров в торговых центрах (ТЦ). Количество экранов, открытых в торговых центрах, составило 72,2% от общего количества кинотеатров, открытых за первое полугодие 2005 года, доля экранов, расположенных в ТЦ, в общем количестве современных российских экранов составляет 24,5%. Эта тенденция будто подчеркивает переход кино из сферы духовного в сферу потребления.
Объемы государственных инвестиций в реконструкцию имеющихся кинотеатров – они находятся главным образом в муниципальной собственности – крайне низки вследствие их привязки к местным бюджетам. У государства родилась идея: чтобы донести кино до всех, внедрить в регионах передвижные киновидеодуки и каркасно-сборные кинозалы с тентовым покрытием.
Из первых уст
Владимир Малышев, заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии: «Мы впервые за многие десятилетия не попали в национальные приоритеты... Сельское хозяйство, ЖКХ, здравоохранение, образование… Пятым национальным проектом нужно сделать культуру».
Василий Ливанов, народный артист России, об ужесточении требований государства: «Один умный человек сказал: очень опасно посылать за синей птицей дальтоников… Создание нашей собственной концепции ФЦП поддержки кино на 2007–2017 годы – это, конечно, позитивное событие. Но, возможно, последнее в жизни СК России. Все мы знаем: когда поступает подобный сигнал к госструктурам из стен общественной организации, они стараются от этой организации скорее избавиться. И надо быть осторожнее. Надо опубликовать концепцию в центральной прессе, чтобы все узнали о проблемах нашего кино».
Никита Михалков, народный артист России: «Как раньше, в отечественном кино никогда не будет… Я знаю, как заработать деньги государству, себе и своим друзьям. И у меня есть конструктивные предложения. От некоторых же членов СК России подчас ничего кроме профессиональных эмоций не дождешься…»
Из выступлений на третьем пленуме СК России
Поддержка ограничена законом
По российскому законодательству финансовое участие государства в кино не может превышать 70% его сметной стоимости. Только в исключительных случаях культурной важности финансируются 100% затрат.
Роскультура предпринимает все меры к тому, чтобы в среднем 50% цены кинопроекта оплачивались за счет негосударственных инвестиций. Естественно, по видам фильмов и конкретным проектам эта доля дифференцируется. «Жестко выдерживая задаваемые ориентиры государственного участия, Роскультура стимулирует продюсеров к более активному привлечению внебюджетных средств», – сообщает Александр Голутва. – Позитивной тенденцией последнего времени стало финансирование производства российских фильмов отечественными кинопрокатными компаниями. В сферу производства фильмов для кинопоказа буквально ворвалась телекомпания «ОРТ (Первый канал)». Две созданные на ее средства киноленты – «Ночной дозор» и «Турецкий гамбит» – стали первыми отечественными блокбастерами и подняли планку кассовых сборов от проката российских фильмов на совершенно иной уровень».
Несмотря на столь впечатляющие успехи, еще рано говорить о широком участии бизнеса в производстве отечественной кинопродукции, считают в Роскультуре. Доля внебюджетных средств в кинопроектах, осуществляемых при государственной поддержке, не увеличивается.
Во многом это объясняется прекращением действия льготы по налогу на прибыль. Однако будь число российских фильмов, окупающих затраты на производство и продвижение, выше, чем сегодня, риск вложений в отечественные кинопроекты не рассматривался бы инвесторами как запредельно высокий. Желающих рисковать было бы значительно больше.
Подготовил Иван ЧАГАТАЕВ