Волгоградскую область называют главными воротами юга России. И это связано не только с ее историей и месторасположением. В последние годы область активно развивается, занимая лидирующие позиции среди регионов ЮФО по темпам социально-экономического развития. Однако экономический кризис внес свои коррективы. Какой запас прочности имеет экономика области и какие меры принимает руководство региона в борьбе с кризисными явлениями? Об этом наш разговор с заместителем главы администрации Волгоградской области, председателем комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Александром ДОРЖДЕЕВЫМ.
— Александр Владимирович, 2009 год для любого региона станет проверкой на прочность: экономический кризис в России продолжается. Какова сейчас ситуация в экономической и бюджетно-финансовой сфере Волгоградской области?
— Кризис в большей степени затронул регионы с развитой промышленностью, ведь их бюджеты формируются за счет налогов, которые отчисляют крупные предприятия, малый и средний бизнес. А наша область производит 30 % всей промышленной продукции Южного федерального округа. В конце прошлого — начале текущего года у нас было значительное, более 20 %, падение индекса промпроизводства. Сейчас объемы производства стабилизировались на новом уровне. Однако большинство промышленных предприятий продолжает переживать немалые трудности. Это снижение спроса на выпускаемую продукцию, крайне высокая стоимость заемных средств, сложности с получением кредитов и ряд других.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития региона в текущем году ожидается спад ВРП Волгоградской области на 7,7 %. Это может оказать серьезное влияние на фактические поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет области.
Так, в первом полугодии 2009 года уже зафиксировано существенное снижение поступлений в бюджет области по наиболее значимым отраслям экономики: обрабатывающим производствам — на 11,2 %, добыче полезных ископаемых — на 56,9 %, транспорту и связи — на 19,7 %, сельскому хозяйству — на 9,2 %. В то же время возросли поступления налогов и сборов в таких отраслях, как операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — на 17,5 %, строительство — на 15,3 %, оптовая, розничная торговля — на 3,5 %. Если же говорить о видах налогов, то, безусловно, самыми уязвимыми в период кризиса стали налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Сокращение за восемь месяцев текущего года по первому налогу у нас составило 44 %, по второму — 6 %.
— Как вы считаете, что позволит Волгоградской области в этих условиях выдержать натиск негативных тенденций?
— Администрация Волгоградской области еще в ноябре прошлого года образовала комиссию по обеспечению стабильного функционирования экономики и социальной сферы. Ее возглавляет лично губернатор, а в состав вошли представители региональной исполнительной и законодательной власти, руководители подразделений федеральных ведомств. Комиссия разработала план мероприятий, основные направления которого совпадают с направлениями проекта правительственной программы антикризисных мер на 2009 год.
Работаем над стабилизацией реального сектора экономики. Принят закон Волгоградской области «О государственной поддержке промышленных предприятий на территории Волгоградской области». Он предусматривает субсидирование за счет бюджета Волгоградской области процентной ставки по кредитам, полученным в российских банках. Поправками к бюджету области, принятыми Волгоградской областной думой, на эти цели из бюджета выделено 30 млн руб. Кроме этого закон предусматривает и такую форму государственной поддержки, как предоставление предприятиям государственных гарантий. В настоящее время прорабатывается вопрос о возможности выкупа предприятиями арендуемых ими участков, находящихся в федеральной собственности. Это не только позволит промышленникам экономить на земельных платежах, но и положительно скажется на доходной базе муниципальных образований.
Еще один важный шаг: для стабилизации ситуации на рынке труда разработана программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности. Ее реализация позволит предоставить работникам, находящимся под угрозой увольнения, возможность пройти опережающее профессиональное обучение в целях трудоустройства на вакантные рабочие места, имеющиеся на предприятиях. 18,5 тыс. человек будут заняты на общественных, временных работах, пройдут стажировку для приобретения опыта работы. Стоимость программы для федерального и областного бюджетов, а также для работодателей — 578,2 млн руб.
На сегодняшний день можно уже говорить о некоторых положительных результатах. Например, в апреле нынешнего года на неполной занятости находилось около 35 тыс. работников предприятий области. Сейчас число граждан, которым грозит высвобождение, включая неполную занятость, снизилось на 60 %.
С 1 октября прошлого года до настоящего времени работодатели заявили о предстоящем высвобождении около 28 тыс. человек. Однако в результате действий правительства России и администрации Волгоградской области число фактически уволенных удалось сократить до 12 тыс. человек.
— Какие меры предприняты по укреплению регионального бюджета? Потребовалась ли его корректировка на текущий год в связи с кризисом?
— Бюджет Волгоградской области на 2009–2011 годы верстался по умеренно-оптимистическому сценарию, когда финансовый кризис в России еще только начал давать о себе знать. Приступая к исполнению бюджета, мы прекрасно понимали, что нам придется вносить в него коррективы. Было принято решение сделать это по итогам первого квартала, когда появится более четкое представление о тенденциях экономического развития региона именно в условиях кризиса с тем, чтобы привести прогнозные показатели в соответствие реальной ситуации. В июне мы утвердили поправки к областному бюджету на 2009 год. В частности, в целом были уменьшены собственные налоговые и неналоговые доходы на 6,2 млрд руб. и расходы без учета финансируемых за счет безвозмездных поступлений — на 3,7 млрд руб.
Кроме того, в рамках программы антикризисных мер, разработанной комиссией, нами предприняты достаточно серьезные меры по оптимизации бюджетных расходов, которые помогут добиться существенной экономии средств и тем самым укрепить в целом бюджет области. В первую очередь сокращены расходы на капитальные вложения: будет финансироваться строительство только тех объектов, степень готовности которых составляет 80 % и со сроком ввода в эксплуатацию в 2009–2010 годах. Также сокращены расходы на аппарат управления, приняты меры по сокращению численности государственных служащих, расходов на содержание служебного автотранспорта, связь, закупку оргтехники, премирование, коммунальные услуги и другие материальные затраты.
— Установка на экономию как-то повлияла на приоритеты руководства области? Социальная политика в регионе при этом изменилась?
— Приоритеты остались прежними. В плане социальной политики, повышения благосостояния людей в регионе несмотря на кризис делается многое. Я бы даже сказал вопреки кризису… В частности, это относится к решению руководства области с 1 декабря 2008 года повысить фонд заработной платы бюджетникам на 30 %. Особо отмечу: далеко не каждый субъект Федерации сделал столь решительный шаг.
Конечно, для нас он обернулся увеличением в структуре расходов социально значимых обязательств в целом на 6 млрд руб. Плюс увеличение минимального размера оплаты труда с 2300 до 4330 руб. Все это в определенной степени усилило нагрузку на бюджет. Но, так или иначе, повышение качества жизни населения остается главной целью развития региона. Именно на это, а не на рост производства и даже не на объемы инвестиций делается ставка в долгосрочной стратегии социально-экономического развития Волгоградской области на период до 2025 года.
Что касается того, насколько успешно нам это удается делать, скажу следующее: сегодня средняя зарплата работников бюджетной сферы в регионе практически равна зарплате работников в промышленном секторе. С денежными доходами населения в целом ситуация также удовлетворительная. Согласно статданным, реальные денежные доходы в январе — июле текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 5,5 %.
Поддержка населения, повышение, как бы трудно ни было, размеров пособий и выплат льготникам и малоимущим — эти насущные задачи ставит перед нами правительственная Программа антикризисных мер на 2009 год. И мы ими руководствуемся в проведении социальной политики. Так, предварительно запланированные объемы денежных средств, напрямую направляемых из областного бюджета на социальное обеспечение жителей области, сохраняются без изменений — 4,6 млрд руб. против 3,9 млрд в прошлом году. Это стало возможным в результате перераспределения нагрузки между статьями бюджета в пользу социальных статей, а также благодаря дополнительным федеральным субсидиям.
С 1 января 2009 года в Волгоградской области на 10,5 % проиндексированы все социальные выплаты, осуществляемые из средств регионального бюджета. С начала года были существенно увеличены уровень и объемы компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг. Общая сумма бюджетных средств, направляемых в пользу региональных льготников, выросла в 1,5 раза, федеральных — в 1,7 раза.
Сразу отмечу, что в начале этого года численность получателей разного рода субсидий в связи с низким уровнем жизни выросла на 10 %. Всем им, как и прежним получателям, продолжим выплачивать адресное социальное пособие. Предусмотренных на эти цели в бюджете 202,3 млн руб. хватит.
К категории малоимущих, по оценкам Росстата, сегодня относятся 333,9 тыс. волгоградцев (13 % от общего количества населения). В области 128,1 тыс. пенсионеров получают пенсию ниже величины прожиточного минимума, в малоимущих семьях воспитываются 210,2 тыс. детей. Существенным подспорьем для людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, является единовременное социальное пособие. В зависимости от уровня доходов человека размер разового пособия может доходить до 20 тыс. руб. В прошлом году число желающих получить это пособие выросло почти в 1,5 раза. С учетом негативных тенденций в экономике в первом полугодии 2009 года мы увидели двукратный рост. Однако при поддержке обладминистрации помощь будет оказана всем, кто соответствует критериям, определенным законодательством.
— Каково состояние бюджетов муниципальных образований?
— Формирование бюджета, межбюджетных отношений в Волгоградской области на 2009–2011 годы являлось логическим продолжением проводимой на протяжении последних трех лет бюджетной политики, направленной на укрепление местных бюджетов. Так, на 2009 год расчетный объем средств, передаваемых из областного бюджета местным бюджетам, в среднем увеличился более чем в 1,4 раза, например, объем дотаций был увеличен в 1,67 раза, объем субвенций районам на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений — в 1,47 раза. При этом муниципальные образования были обеспечены необходимыми ресурсами для выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений.
Предпринятые меры позволили в целом смягчить удар финансового кризиса. Так, несмотря на то что поступление НДФЛ — основного налогового источника для местных бюджетов — ниже ожидаемого уровня, по собственным налоговым и неналоговым доходам поступления в местные бюджеты по итогам восьми месяцев текущего года превышают уровень аналогичного периода прошлого года. Например, в среднем по консолидированным бюджетам муниципальных районов собственные доходы исполнены на уровне 109–110 % к аналогичному периоду прошлого года. При этом областной бюджет подтверждает свои обязательства о перечислении муниципалитетам дотаций, предусмотренных в бюджете.
К сожалению, больше всего от финансового кризиса пострадали крупные городские округа, где уровень исполнения по собственным доходам составил менее 100 %. В данном случае первоочередными мерами должны стать оптимизация расходов муниципалитетов на ремонтные работы и строительство, мобилизация налоговых и неналоговых доходов, в том числе и доходов бюджетных учреждений от оказания платных услуг, с тем, чтобы они могли обеспечить себя всем минимально необходимым для своей текущей деятельности.
— В предкризисные годы Волгоградская область была активным участником фондового рынка. Как повлиял финансовый кризис на график погашения купонных доходов по облигационным займам?
— Бюджетная политика Волгоградской области в целом и долговая в частности всегда основывалась на принципах ответственности. На рынке наш регион имеет положительный имидж заемщика, который всегда отвечает по своим обязательствам, имеет сбалансированный бюджет и кредитный рейтинг.
Сейчас очень многие приводят аналогии нынешнего кризиса с кризисом 1998 года. Так вот, думаю, будет уместным напомнить, что тогда только Волгоградская область, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, не объявила дефолт и полностью рассчиталась с долгами. Уверен, этот год мы также достойно выдержим. До сих пор выплаты купонных доходов осуществлялись в полном объеме и точно в срок. Проводимая нами на протяжении последних лет долговая политика, которая была направлена на оптимизацию объемов и структуры госдолга, а также расходов на его обслуживание, помогла нам создать некоторый запас прочности.
С 2005 года у нас планомерно шло снижение доли госдолга к доходам бюджета. На начало текущего года снижение составило 28,4 %. Кроме того, только за 2008 год нам удалось на 15 % сократить общий объем госдолга Волгоградской области. Надо отметить, что на начало этого года обязательств по кредитам в кредитных организациях у нас не было. В структуре госдолга региона основные доли приходились на облигационные займы и госгарантии.
Сейчас ситуация, конечно, иная: финансовый кризис внес свои коррективы… Несколько увеличилась общая сумма госдолга, в основном за счет привлечения кредитов, соответственно изменилась и его структура. Так, уменьшились доли обязательств по облигационным займам с 70,6 % на начало текущего года до 65,5 %, и по государственным гарантиям — с 25,2 % до 21,2 %. Кредиты кредитных организаций, напротив, увеличились с 0 % до 9,6 %.
В начале сентября на Фондовой бирже ММВБ полностью размещен облигационный заем Волгоградской области объемом 1 млрд руб. Спрос на облигации составил 3,78 млрд руб., эффективная доходность к погашению — 14,92 % годовых. Полное и успешное размещение займа свидетельствует о том, что наш регион по-прежнему остается привлекательным для инвесторов. Кроме того, нам удалось разместить свои облигации с более выгодной доходностью по сравнению с другими субъектами Федерации — участниками фондового рынка
— Какие, на ваш взгляд, меры необходимо предпринять в бюджетной сфере для выхода из кризиса?
— Условно эти меры можно разделить на две группы: краткосрочные и среднесрочные. Краткосрочные мы уже обозначили: это прежде всего экономия, экономия и еще раз экономия… За последние годы региональные и местные бюджеты приняли достаточно большое количество расходных обязательств, порой даже не в силу их необходимости, а в силу то ли популизма, то ли нежданно-негаданно появившихся доходов. Данная позиция неверна. И это особо остро стало проявляться в условиях кризиса. Поэтому элементарная экономия является необходимой краткосрочной мерой.
Но этого недостаточно: ограничиваясь только экономией, уже через полгода-год можно прийти к тому, что эффекта от нее уже не будет. Поэтому необходимо предпринимать меры и среднесрочного характера, а именно интенсифицировать бюджетную политику. Иными словами, необходимо выявить 2–3 болевые точки и сосредоточить все ресурсы именно на них. Мера жесткая, непопулярная, но необходимая как залог преодоления финансового кризиса. Необходимо переосмыслить бюджетную сеть, ее востребованность прежде всего у потребителей бюджетных услуг: нужны ли им эти бюджетные услуги в таком количестве и такого качества? Или лучше отказаться от них? И за счет высвобождающихся таким образом ресурсов решать проблему сдерживания роста государственного долга, финансирования программных мероприятий и иных наиболее востребованных бюджетных услуг и т. д.
— Делать прогнозы, как известно, — дело неблагодарное. И все же… Сейчас много говорят о «второй волне» кризиса. Что вы думаете по этому поводу?
— Не надо бояться, надо работать. Как я уже сказал, кризис — очень хорошее время, чтобы пересмотреть ориентиры прежней бюджетной политики, выявить ее слабые и сильные стороны, отказаться от неперспективных и избыточных расходов, сконцентрировать ресурсы и усилия для решения наиболее важных и проблемных вопросов области.
— Бюджетная политика — №10 Октябрь 2009 — 12 октября 2009