Правительство отчиталось перед Госдумой спустя ровно год после первого экстренного «кризисного» совещания, на котором обсуждалась ситуация на российских финансовых рынках и меры по ее стабилизации. Программу антикризисных мер, включавшую в себя поддержку финансового рынка, отраслей экономики и рынка труда, а также меры социального обеспечения населения Председатель Правительства РФ В. В. Путин представил в Госдуме 6 апреля 2009 года. Напомним, что на антикризисные меры в федеральном бюджете на 2009 год предусмотрено 985 млрд руб.
Выступая с отчетом в Госдуме, И. И. Шувалов назвал меры по урегулированию ситуации в российской банковской системе в период кризиса наиболее эффективными из всех антикризисных шагов. «Нам удалось удержать банковскую систему от коллапса. Население оптимистично смотрит на банковскую систему, восстановилось доверие», — сказал вице-премьер.
Банк России со своей стороны сумел резко нарастить объем предоставления средств банковскому сектору, предотвратив разрастание кризиса ликвидности. В IV квартале прошлого года сумма только беззалоговых кредитов, которые получили банки, составила 3 трлн руб., а в I полугодии 2009 года — 2,2 трлн руб. ЦБ РФ помог и крупнейшему банку страны — Сбербанку — нарастить капитал, предоставив ему субординированный кредит на 500 млрд руб. Еще почти 11 млрд руб. были размещены на депозитах во Внешэкономбанке для рефинансирования внешних долгов российских компаний и кредитных организаций. Центробанк также помог активизировать практически замерший во время кризиса рынок межбанковского кредитования, заключив с крупнейшими банками — операторами этого рынка соглашение о компенсации им части убытков.
Однако некоторые эксперты и представители власти считают, что, несмотря на огромные финансовые госвливания, благодаря которым удалось предотвратить коллапс банковского сектора, при реализации антикризисной программы не все прошло гладко. Даже некоторая положительная динамика в российской экономике не позволяет говорить о завершении кризиса, так как риски и неопределенности сохраняются. Следовательно, антикризисная программа будет продолжена и в следующем году.
Как сообщил И. И. Шувалов, Правительство РФ намерено обсудить с парламентариями формируемый в настоящее время антикризисный план на 2010 год. По его словам, план будет сопровождаться необходимостью принятия большого количества федеральных законов. «Мы обратимся за поддержкой к парламенту страны, чтобы политические силы помогли нам такие пакеты принять», — сообщил первый вице-премьер.
Комментарий
Юрий ВАСИЛЬЕВ, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам
В целом доклад первого вице-премьера Правительства РФ И. И. Шувалова — это очень профессиональный, серьезный и аргументированный отчет о проделанной работе в рамках антикризисной программы. Правительству удалось удержать финансово-экономическую систему страны, обуздать инфляцию, сбить рост безработицы, предложив систему мер, которая так или иначе регулирует процессы на трудовом рынке. Но самое главное, что при дефицитном бюджете были выполнены все социальные обязательства.
Критике подвергся и порядок предоставления Центральным Банком кредитов малому бизнесу. В частности, кредиты под 18,8 % не способны стимулировать работу малого бизнеса. Мы считаем, что Центральный Банк должен принять более жесткие меры по контролю над теми средствами, которые выдаются в виде кредитных ресурсов предприятиям из так называемого «списка».
Журнал "Бюджет"
Положительные аспекты
Первоначальная оценка работы Правительства РФ была дана на заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам за несколько дней до пленарного заседания, затем я выступал содокладчиком по данному вопросу на пленарном заседании. Прежде всего хочу отметить, что закон об отчетности правительства перед депутатами начал работать: механизм парламентского контроля по преодолению кризисных явлений стал вполне реален.В целом доклад первого вице-премьера Правительства РФ И. И. Шувалова — это очень профессиональный, серьезный и аргументированный отчет о проделанной работе в рамках антикризисной программы. Правительству удалось удержать финансово-экономическую систему страны, обуздать инфляцию, сбить рост безработицы, предложив систему мер, которая так или иначе регулирует процессы на трудовом рынке. Но самое главное, что при дефицитном бюджете были выполнены все социальные обязательства.
Критика
Тем не менее в своем выступлении я немало говорил и о замечаниях, которые были высказаны депутатами во время обсуждения отчета в нашем комитете. Приведу одно из них. Из бюджета 2009 года было выделено 18 млрд руб. на единовременные выплаты пособий в сумме 12 тыс. руб. на текущие нужды семьям, которые имеют двух и более детей, в счет материнского капитала. Так вот, по состоянию на 1 сентября 2009 года поступило более 812 тыс. заявлений о предоставлении этой единовременной выплаты, однако пособия получили только 163 тыс. граждан на общую сумму 2 млрд руб. А это очень малая часть из выделенных 18 млрд руб. Правительство объясняет этот факт тем, что деньги тормозятся в бюрократических лабиринтах различных ведомств. Мы в свое время приняли ряд законов, позволяющих ускорить доведение финансовых ресурсов до конкретного исполнителя, но пока они не могут прорвать бюрократическую паутину министерств и ведомств.Критике подвергся и порядок предоставления Центральным Банком кредитов малому бизнесу. В частности, кредиты под 18,8 % не способны стимулировать работу малого бизнеса. Мы считаем, что Центральный Банк должен принять более жесткие меры по контролю над теми средствами, которые выдаются в виде кредитных ресурсов предприятиям из так называемого «списка».
Рекомендации по итогам
Поскольку данный отчет правительства рассматривался в Госдуме впервые, то целесообразно включить в проект постановления Госдумы пункт с поручением Комитету по бюджету и налогам обобщить замечания и предложения, высказанные депутатами в ходе обсуждения отчета, и направить их в Правительство РФ и Центральный Банк РФ. В целом же депутаты одобрили работу правительства и поставили ему заслуженный «зачет» за напряженную и ответственную работу.Журнал "Бюджет"