Версия для печати 6134 Материалы по теме
Что сделано за год  для малого бизнеса: итоги
Весной текущего года Правительство РФ объявило о расширении системы льгот и преференций для компаний малого
и среднего бизнеса. Летом вступили в силу законодательные нормы, призванные решить целый ряд имущественных проблем малого и среднего предпринимательства.
В рамках Общероссийского делового форума «Развитие малого и среднего бизнеса: директивы правительства  и реальная практика», прошедшего 14 сентября 2009 года в Москве, представители федеральных министерств и ведомств, депутаты Госдумы РФ, представители региональных органов власти, руководители ассоциаций и отраслевых союзов поддержки малого и среднего бизнеса, руководители предприятий малого и среднего бизнеса обсудили первые итоги реализации принятых решений.

Защита бизнеса при проверках

В числе правительственных мероприятий за текущий год, ориентированных на поддержку малого бизнеса, предусмотрены увеличение порога расчета упрощенной системы налого­обложения, отмена кассовых аппаратов, свободный доступ к участию в аукционах по госзаказу. Впервые запущена программа безвозмездного субсидирования для 15 тыс. стартующих предпринимателей. При обсуждении программ господдержки участники конференции подчеркнули, что многие из них уже начали работать и дали положительные результаты. В частности, директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России А. В. Шаров заявил, что эффект от принятия закона о защите бизнеса при госпроверках (Федеральный закон от 28 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля», вступил в силу 1 мая 2009 г. — Прим. ред.) проявился уже в первые два месяца его действия: количество проверок предпринимателей сократилось в 20 раз. «Всегда в два летних месяца проводилось 100 тыс. проверок, а в этом году их было всего 5 тыс.», — сказал глава департамента. Напомним, что Закон № 294-ФЗ в полном объеме вступил в силу с 1 июля 2009 года. Согласно этому документу проведение выездной внеплановой проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого или среднего предпринимательства, может производиться только после согласования с органом прокуратуры.

Закон о микрофинансовых организациях

В своем выступлении А. В. Шаров также заявил о том, что в осеннюю сессию предполагается принять закон о микрофинансовых организациях, чтобы сделать более доступными кредиты на сумму до 1 млн руб. сроком до одного года. «Закон о микрофинансовых организациях сейчас разрабатывает Минэкономразвития совместно с Министерством финансов. Рассчитываем, что он будет принят уже в этом году», — сказал директор департамента.
Малые предприятия при вузах
Вместе с тем многие участники Форума констатировали, что сегодня подавляющее большинство предприятий малого и среднего бизнеса стартует в сфере торговли и услуг. Это связано с многочисленными проблемами, возникающими при попытках развивать бизнес в сферах производства, образования, здравоохранения, сельского хозяйства. Большим достижением в этом отношении участники конференции признали принятие закона о праве вузов создавать малые предприятия. Однако, как считает директор Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере С. Г. Поляков, «есть опасения, что противники принятия этого закона будут ставить всяческие препоны и на пути его осуществления». С. Г. Поляков подчеркнул: «Главное, чтобы реализация этого поистине революционного закона не затягивалась, иначе будет потерян весь его смысл».

Имущественные вопросы

Для решения целого ряда имущественных проблем малого и среднего бизнеса был принят ряд законодательных норм: безаукционное продление аренды, закон об ипотеке нежилых помещений. Долгожданным для предпринимателей стал Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ, называемый также законом о льготной приватизации, который направлен на оказание адресной господдержки предприятиям малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференций в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества до 1 июля 2010 года. Преимущественное право для малых и средних предприятий на приобретение недвижимого государственного и муниципального имущества по цене, равной его рыночной стоимости, предусматривается в том случае, если арендованное имущество находится у них в аренде непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором аренды.
Однако, как показал проведенный общественной организацией малого и среднего бизнеса «Опора России» мониторинг исполнения данного закона, в отдельных регионах аукционы по продаже муниципального имущества продолжались и после вступления в силу Закона № 159-ФЗ. На официальных сайтах администраций некоторых городов по-прежнему размещены объявления о продаже на аукционах муниципальных объектов, арендуемых малым бизнесом. Интересы предпринимателей ущемляются также передачей муниципального имущества в МУПы (ГУПы) и муниципальные учреждения для муниципальных нужд. Результатом является выселение арендатора и продажа помещения на торгах. Несколько предпринимателей, присутствующих на конференции, также пожаловались на несоблюдение Закона № 159-ФЗ.

Кредиты для малого бизнеса

Одним из главных факторов, который предприниматели считают губительным для своего бизнеса, является недоступность финансовых средств. В ходе обсуждения этой проблемы участники конференции говорили о необходимости адаптировать кредитные программы и банковские продукты к сегодняшним потребностям малого бизнеса.
Представители ряда регионов — среди них Пермский край, Татарстан, Свердловская область — поделились своим опытом поддержки малого бизнеса в условиях кризиса. Как рассказал министр развития предпринимательства и торговли Пермского края М. Р. Биматов, «руководство Пермского края основывает свою политику в отношении малого бизнеса на нескольких важнейших принципах. Во-первых, это принцип равенства для всех предпринимателей, отсутствие преференций. Мы понимаем, насколько это важно, так как повышает уровень доверия к власти. Второй наш принцип — ставка на конкурентное развитие, отказ от протекционистских мер: мы даем возможность развиваться предпринимателям из других регионов, так как это способствует здоровой конкуренции», — подчеркнул министр. Третьим принципом М. Р. Биматов назвал стимулирование потребительского спроса продукции малых предприятий. «Основными потребителями малого бизнеса являются население, крупный бизнес и государство. К сожалению, в этом году потребительский спрос населения резко сократился, крупный бизнес сразу уменьшил свои запросы, поэтому сейчас государство является стабильным и зачастую единственным потребителем товаров, производимых малым бизнесом», — отметил министр.
По мнению участников конференции, несмотря на позитивные сдвиги по-прежнему остается множество препятствий на пути развития предприятий малого бизнеса: административные барьеры, имущественные вопросы, связанные с арендой помещений. «Главное — не останавливаться на достигнутом и объединить усилия для того, чтобы малый бизнес в России стал серьезной силой и смог конкурировать с крупными предприятиями действительно на равных», — подытожили участники конференции.

Материал подготовила Елена Колнооченко. журнал "Бюджет"
Поделиться