Создание системы
В сложившихся экономических условиях дальнейшее реформирование системы государственных финансов является важным направлением в работе региона. Исходя из стратегической цели регионального развития, заключающейся в повышении уровня жизни населения, Министерство финансов Республики Коми в рамках своих полномочий организует и координирует работу по одному из основных элементов бюджетирования, ориентированного на результат — созданию системы учета потребности в предоставлении государственных услуг, стандартизации и финансового обеспечения их предоставления.Во главу угла при реализации данной работы мы поставили разработку и утверждение органами исполнительной власти Республики Коми, в том числе и непосредственно Министерством финансов РК, государственных заданий на оказание государственных услуг в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и принятыми нормативно-правовыми актами субъекта Федерации. С одной стороны, безусловно, это потребовало дополнительных усилий и изменения мышления специалистов в органах исполнительной власти республики, с другой — четко формализованной единой технологии формирования государственных заданий, консультационной поддержки по возникающим вопросам, постоянного мониторинга Министерством финансов республики реализации данного процесса.
Практические шаги, осуществленные с помощью веб-сервиса «Калькулятор государственных заданий», позволили 29 органам исполнительной власти Республики Коми творчески переосмыслить и применить на практике опыт других регионов. В результате в достаточно жесткие временные сроки были сформированы государственные задания как по государственным учреждениям, так и по органам власти. Затем на стандартизованной основе они были размещены в сети Интернет.
Работа над ошибками
Мы четко понимаем, что первый опыт формирования государственных заданий требует совершенствования. Именно поэтому рабочей группой Министерства финансов Республики Коми, специально созданной для организации работы по внедрению в бюджетный процесс принципов бюджетирования, ориентированного на результат, была проведена оценка государственных заданий, сформированных главными распорядителями бюджетных средств. Основные замечания в адрес ГРБС касались следующих аспектов:- отражение государственных услуг, не соответствующих уставной деятельности государственного учреждения;
- неполное отражение в государственном задании государственных услуг, предусмотренных уставной деятельностью учреждения;
- некорректное выделение государственной услуги и ее показателей;
- некорректное выделение показателей качества;
- отсутствие требований к отчетности об исполнении государственного задания и конкретных сроков представления отчетности.
Новые задачи, новые этапы
В рамках совершенствования данной работы в настоящее время совместно с органами исполнительной власти региона мы проводим инвентаризацию и анализ каждого элемента государственного задания и реестра государственных услуг. Необходимо четко определить, в каких услугах действительно нуждается население, в каком объеме они должны быть предоставлены, какого качества, возможно ли расширить круг исполнителей услуг, оплачиваемых из бюджета, за счет негосударственных организаций.В связи с отсутствием на федеральном уровне единого методологического подхода к оценке стоимости услуг наиболее сложной и требующей особого подхода задачей для нас, как, вероятно, и для большинства регионов, является определение расчетно-нормативных затрат на предоставление государственных услуг. Эту чрезвычайно важную работу, имеющую базовое значение, в том числе и для оптимального формирования бюджета, мы разбили на следующие этапы:
1 изучение практики (опыта) других регионов;
2 определение метода базовой стоимости государственной услуги, структуры (калькуляции) затрат, подлежащих включению в состав расчетно-нормативных затрат стоимости государственной услуги;
3 применение корректирующих коэффициентов, а также выбор однотипных государственных учреждений по каждой из отраслей, по которым будет производиться расчет и сопоставление с фактическими данными.
На наш взгляд, переход к финансовому обеспечению государственного задания на основе расчетно-нормативных затрат позволит обоснованно определить величину финансовых средств, необходимых для предоставления государственных услуг, снизить значительные различия в обеспечении предоставления отдельных государственных услуг между однотипными учреждениями, произвести «сглаживание» стоимости услуг, повысить конкурентоспособность и качество услуг, оказываемых населению.
В заключение хотелось бы отметить, что в условиях кризиса внедрение передовых технологий управления бюджетным процессом в отлаженный годами механизм разработки и утверждения проекта регионального бюджета является особо актуальным вопросом. От грамотного, логически выстроенного и методологически обоснованного построения системы учета потребности в предоставлении государственных услуг, стандартизации и финансового обеспечения предоставления государственных услуг, с одной стороны, зависит экономическая эффективность распределения и использования бюджетных ресурсов, а с другой — доступность и качество государственных услуг, предоставляемых непосредственно населению.
Справка «Бюджета»
Мария Владимировна ПЕЧЕНОВА, начальник отдела финансирования социальной сферы и науки Министерства финансов Республики КомиРодилась 19 февраля 1978 г. в городе Сыктывкар Республики Коми.
В 2000 г. окончила Санкт-Петербургскую государственную лесотехническую академию им. С. М. Кирова по специальности «Экономика и управление на предприятии».
С 2001 г. — работа в бюджетном отделе Финансового управления Министерства финансов РК в городе Сыктывкар.
С 2005 г. — заместитель начальника Финансового управления Министерства финансов РК в городе Сыктывкар.
С 2009 г. — начальник отдела финансирования социальной сферы и науки Министерства финансов Республики Коми.
Комментарий эксперта — разработчика веб-сервиса
Владимир РОМАНОВ, к. э. н., руководитель направления Центра прикладной экономики, г. Москва.Веб-сервис «Калькулятор государственных заданий» на сегодня насчитывает более 200 пользователей на всей территории России — от Приморского края до Ленинградской области. Доступность сервиса, его содержательное наполнение и простота использования наряду с качественным результатом и низкой (по сравнению с аналогами) ценой характеризуют Калькулятор как надежный инструмент для решения актуальных задач.