Начало истории формирования финансовых органов на Южном Урале было положено 22 сентября 1919 года, когда Революционный комитет Челябинской губернии принял постановление об открытии финансового отдела. Отсутствие специалистов, которые в то время находились в эвакуации, значительно затрудняло процесс. Именно поэтому финансовый отдел был сформирован позднее остальных отделов Губревкома. В докладе о деятельности финотдела II Губернскому съезду Советов отмечалось: «С приездом нескольких товарищей из Центра был сконструирован губфинотдел, штат которого состоял из двух-трех ответственных товарищей–организаторов и двух-трех барышень из гимназии, абсолютно незнакомых ни с какой работой, не говоря уже о финансовой».
Именно в таких сложных условиях на Южном Урале зарождался новый механизм управления государственными финансами. Решением Сибирского революционного комитета в Челябинск была направлена народный комиссар Ольга Ефремовна Коган. Она стала первой заведующей Челябинским губернским финансовым отделом и одновременно губернской конторой Народного банка. К сожалению, дальнейшая судьба этой женщины, вошедшей в историю как основатель финансовой системы Челябинской области, мало известна.
Начало века
Первоочередной задачей финотдела было распределение авансов на расходы отделам Губревкома и подготовка смет на октябрь — ноябрь 1919 года. Только когда в начале 1920 года в Челябинск из эвакуации из Сибири вернулись специалисты, началась активная организационная работа по формированию финансового аппарата губернии, в том числе путем реорганизации расчетно-бюджетных контор в уездные финотделы. Но даже в октябре 1920 года из необходимых по штатному расписанию 225 сотрудников в губернском финотделе работало только 89 человек.6 декабря 1920 года в Челябинске состоялся I съезд представителей финансовых органов Челябинской губернии. На съезде обсуждались самые разнообразные вопросы: отчеты о текущей деятельности, специальные доклады на тему сметного дела, взаимные расчеты расчетно-кассовых учреждений, новые инструкции Наркомфина.
С целью своевременного учета объектов обложения единым сельхозналогом и в связи с переводом Челябинской губернии на систему денежных налогов в мае 1923 года в состав губфинотдела вошло управление заготовок губернского продовольственного комитета. Несмотря на сложные условия в 1923 году финансистам удалось обеспечить исполнение бюджета с профицитом.
В этом же году губернский финансовый отдел стал окружным и осуществлял работу по государственным и местным финансам в пределах только что образованной Уральской области. В его ведении находились налоговое, сметно-бюджетное и расчетно-кассовое дело, счетоводство, отчетность по приходу и расходу государственных и местных средств, производство банковских операций, наблюдение за деятельностью кредитных учреждений, общее наблюдение за деятельностью местных управлений Госбанка и Госстраха. Бюджет Уральской области складывался из областного, 16 городских и 205 районных бюджетов.
Из 210 сотрудников окружного финансового отдела в 1924 году 114 были работниками центрального аппарата, 96 — составляли налоговый аппарат в сельских местностях. В 1929 году окружной финансовый отдел был преобразован в районный, а в 1935 году — в связи с образованием Челябинской области — в областной.
Основные задачи тогда заключались в том, чтобы с помощью имеющихся рычагов контроля, учета и распределения финансовых ресурсов активно воздействовать на хозяйственную жизнь области, способствовать сокращению производственных затрат и издержек обращения. Этим задачам и была посвящена деятельность сотрудников финотдела. Они осуществляли контроль над отчислениями, учитывали поступления всех видов налоговых платежей, занимались ликвидацией налоговых недоимок, штрафными санкциями за нарушение налогового законодательства, мобилизацией денежных средств в бюджет, сметным финансированием отраслей народного хозяйства и административного аппарата. Также в компетенцию финотдела входили проверки соблюдения штатной и сметной дисциплины, ревизии, анализ бухгалтерских отчетов, контроль за расходованием сырья, материалов и денежных средств.
Середина века
В октябре 1937 года в структуре финансового органа области было создано Контрольно-ревизионное управление, на которое возлагалась проверка соблюдения законов о бюджетных правах, контроль за исполнением бюджетов, за правильным и экономичным использованием бюджетных средств, за соблюдением штатного расписания.В конце 1950-х годов, в период административно-хозяйственной реформы страны, Челябинская область была разделена на промышленную и сельскохозяйственную зоны, в каждой из которых до 1964 года действовал свой финансовый орган.
До 1982 года структура областного финансового отдела менялась незначительно: появились отделы финансирования народного хозяйства, отдел финансирования сельского хозяйства. Численность отдела на протяжении многих десятилетий сохранялась в пределах 100–110 штатных единиц.
На рубеже веков
В 1990 году из состава областного финансового органа выделилась Государственная налоговая служба, которая взяла на себя функции по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления налогов и платежей в бюджет.В 1998 году самостоятельным ведомством стало Контрольно-ревизионное управление, которое было передано на федеральный уровень и сосредоточило функции контроля за соблюдением бюджетного законодательства и расходованием бюджетных средств. В 2000 году в полном объеме функция финансового контроля была восстановлена и на областном уровне путем создания Контрольно-счетной палаты Челябинской области.
Новейшая история
В настоящее время областной финансовый орган имеет статус министерства, основной задачей которого является выработка и реализация региональной бюджетной политики. В финансовую систему области входят также финансовые органы 16 городских округов, 27 муниципальных районов и 273 поселений.Новейшая история южноуральских финансов, как и всей страны, характеризуется многими переменами. Почти десятилетие назад Челябинская область одной из первых вступила в период реформ. С участия в проекте Международного банка реконструкции и развития по реформированию региональных финансов началась масштабная работа по совершенствованию бюджетного процесса, повышению эффективности использования финансовых ресурсов.
Особое значение имеет внедрение в начале 2000-х годов казначейской системы исполнения бюджета, которая сегодня успешно работает на обеспечение целевого расходования бюджетных средств. Много сил и труда вложено в реализацию реформы местного самоуправления. Тогда Челябинская область была названа одним из лучших на Урале регионом по созданию правовой базы, регулирующей финансовую основу деятельности муниципалитетов.
На основе международных стандартов усовершенствована система бюджетного учета и отчетности. В 2005 году область вошла в пятерку лучших регионов по внедрению новых методов бюджетного учета, а в 2007 году — в число шести лучших субъектов РФ по качеству и своевременности утверждения бюджетной отчетности. По итогам 2006 года показатели качества управления финансами стали одним из основных факторов повышения рейтинга кредитоспособности Челябинской области до уровня Аа1.ru.
В 2007 году Южный Урал в рейтинге Министерства финансов РФ стал шестым среди десятка регионов страны, показавших лучшие результаты в социально-экономическом развитии и управлении финансами.
Финансово-экономический кризис
В конце 2008 года финансовые и экономические проблемы мирового масштаба стали для бюджетной системы Челябинской области настоящим испытанием на прочность, заставив кардинально пересмотреть подходы к осуществлению бюджетной политики и реализовать целый комплекс антикризисных мер. Бюджет области был оперативно адаптирован к изменившимся условиям, были использованы новые механизмы организации бюджетного процесса. Это позволило сохранить управляемость и устойчивость бюджетной системы области в сложных условиях, не допустить увеличения задолженности и срывов в выполнении социально значимых обязательств. В оценках Минфина России Челябинская область отмечена среди первых субъектов, реализовавших подобные меры.Особенно актуальным в настоящее время является продолжение работы по повышению качества финансового менеджмента, в том числе дальнейшее внедрение методов бюджетирования, ориентированного на результат. Органами власти области разрабатывается концепция, которая в соответствии с федеральной экономической политикой содержит в себе новые подходы к управлению государственными финансами с целью получить измеримые и значимые для жителей области результаты их использования в каждой конкретной сфере.
Важным направлением деятельности финансистов области служит оптимизация бюджетных расходов. Для этого совместно с другими органами власти продолжается работа по реструктуризации сети бюджетных учреждений, регулированию использования получаемых ими внебюджетных средств, подготовке к внедрению новых принципов оплаты труда.
За всей этой масштабной деятельностью стоят конкретные люди — высококвалифицированные специалисты, искренне преданные своему делу. Многие из них посвятили профессии всю свою жизнь. Сегодня работа коллективов Министерства финансов и муниципальных финансовых органов области — это гармоничное сочетание многолетнего опыта ветеранов и энергии молодого поколения, чья деятельность направлена на улучшение жизни земляков.