Версия для печати 5017 Материалы по теме
малитиков
Еще вчера за Россией был прочно закреплен имидж «самой образованной» и «самой читающей» страны мира, а сегодня этот образ потерял актуальность. Уровень грамотности и детского, и взрослого населения нашей страны стремительно снижается. А ведь именно образование — единственная из социальных отраслей, которая непосредственно участвует в формировании предпосылок экономического роста страны. О проблемах образования взрослых и путях ее решения мы побеседовали с академиком Ефимом МАЛИТИКОВЫМ, президентом Международной ассоциации «Знание», председателем Межгосударственного комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, патроном Современной гуманитарной академии.

— Ефим Михайлович, вы поднимаете проблему образования взрослых, в то время когда эксперты говорят о катастрофическом снижении качества образования детей в российских школах, техникумах, вузах. Быть может, сначала целесообразно сосредоточиться на проблеме качественного образования детей и тогда не придется решать проблему грамотности их родителей?
— Это две стороны одной и той же медали. Ведь главным звеном в цепи кризисных явлений и проблем, с которыми мы сегодня столкнулись, является кризис компетентности. Глобальная угроза наших дней — отставание способности человека адаптироваться к изменениям в окружающем его мире от темпов этих изменений. В то время, когда я оканчивал школу, знания на земле обновлялись 1 раз в 30 лет, сейчас же знания ежегодно обновляются на 20 %. Следовательно, через пять лет информационного застоя или невосприятия современных знаний человек становится интеллектуальным банкротом.
Таким образом, традиционное базовое формальное образование, получаемое в начале жизни, не успевает за изменениями мира и принципиально не может обеспечить человека на всю жизнь знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми ему для эффективного выполнения социальных ролей. И, естественно, на повестке дня встает вопрос: как взрослому получить эти обновленные знания?

— Но ведь для этого существуют курсы повышения квалификации, различные образовательные программы. Наконец, если человек заинтересован в получении новых знаний, он может поступить в вуз и продолжить свое образование.
— Курсы повышения квалификации в той форме, в какой они существуют сейчас, не что иное, как бюрократическое очковтирательство и пускание пыли в глаза. Что касается учебы в вузе, то этот вариант доступен далеко не всем. Не у каждого взрослого человека есть возможность совмещать учебу и работу и оплачивать получение новых знаний.
Школ для взрослых нет. Да если бы они и были, то охватить все взрослое население эти учреждения не смогут. Например, где взять для сотен тысяч людей, нуждающихся в обновлении знаний, достаточное количество аудиторий, классов? Наконец, где взять учителей? В мире и без того их не хватает: работает порядка 45 млн педагогов, а должно быть на треть больше. Следовательно, традиционные школы значительного и заметного влияния на образованность и грамотность населения оказать не смогут.
Сами учителя — это еще одна проблема. Они те же взрослые, нуждающиеся в новых знаниях. Что толку, если педагог будет передавать ученикам устаревшие знания, которые изложены в отживших свое учебниках?
К сожалению, знания не размазаны по планете ровным слоем и порой получить их можно лишь из рук уникального ученого с далекого континента. Но рассчитывать на личный урок с носителем знаний — непозволительная роскошь. Лекция современного выдающегося профессора в сорокаместной аудитории не имеет производительности, которая сегодня необходима. Нужен не класс, а полумиллионная армия слушателей. Одним словом, традиционное классно-урочное образование исчерпало свои ресурсы в наш информационный век и стало контрпродуктивным.
Существующая система образования отстала от жизни по технологии и производительности, создав цифровую пропасть и миллиардную армию необразованных и неконкурентоспособных людей. Именно безграмотность и, как следствие, неконкурентоспособность привели к тому, что более 2 млрд людей на планете живут менее чем на один доллар в день, более 3 млрд — на два доллара в день.

— Ефим Михайлович, уж коль вы считаете, что пришло время проститься с классно-урочной системой образования, то хотелось бы узнать, а каким образом можно распространять знания, образовывать взрослых с производительностью значительно большей, чем сейчас?
— В свое время Всесоюзное общество «Знание» было могучей организацией, которая проводила порядка 25 млн лекций в год, причем читали их 4,5 млн наших выдающихся ученых. Но даже такая производительность сегодня ничтожна. Таким образом, справиться с этой проблемой может лишь планетарная массовая система обучения, имеющая в своем распоряжении новейшие глобальные средства доставки знаний к потребителю на основе современных спутниковых коммуникаций.
Сегодня отработаны, в том числе и Современной гуманитарной академией, образовательные технологии, о которых прежде мы могли только мечтать, — дистанционное обучение. Только оно позволяет всем без исключения людям, независимо от того, где они в данный момент находятся, получать знания непосредственно от лучших профессоров со всего мира — из их видеолекций. Видеосигнал с высококачественным образовательным контентом передается либо через космический телепорт на спутник, а оттуда на телеприемник человека, либо через Интернет — на компьютер. Такое обучение в большей степени интересно и подходит взрослым, поскольку они учатся для повышения собственной конкурентоспособности, а не ради пятерки в дневнике или зачета в зачетной книжке.
Академия располагает собственным космическим телепортом, покрывающим более 400 городов в 14 государствах мира. Более 2500 профессоров обеспечивают обучение по 68 специальностям 175 тыс. студентов. Однако, чтобы доступ к мировым знаниям сделать массовым, образование взрослых должно стать отдельной независимой супер­отраслью во всех странах мира. И надо сказать, что во многих странах образование взрослых уже становится новой наднациональной отраслью.

— На ваш взгляд, Россия входит в число тех стран, где образованию взрослых уделяют должное внимание?
— Увы, ситуация в России наихудшая. Мы зашторили окна поезда, идущего в никуда, и свистим паровозным гудком о том, что у нас все хорошо. Это неправда. Сегодня Россия — потемкинская деревня.
Электронное мировое правительство и Всемирный Университет как мировая биржа знаний в виде контентов от лучших профессоров из известных университетов мира, единая электронная библиотека образовательных контентов и лекций выдающихся людей мира и нобелевских лауреатов — вот вектор на пути устойчивого развития общества будущего, указанный в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций. Это единственная возможность справиться с общепланетарными и вселенскими проблемами, стоящими перед человечеством. И Россия обязана выйти на этот путь развития.
Кроме того, все мы знаем о том, что правительственная концепция развития России до 2020 года предусматривает смену сценария развития с нынешнего сырьевого на оптимальный, высокотехнологичный, инновационный. Увы, невозможно совершить модернизацию экономики без массовой переподготовки кадров. И этим нужно заниматься прямо сейчас, не ждать окончания кризиса и лучшей ситуации. Так и только так Россия сможет стать сильной и более могущественной страной.

Материал подготовила Ольга ГОРШЕНИНА
Поделиться