— Валентин Петрович, как бы вы охарактеризовали темпы и качество реализации Госпрограммы развития АПК?
— Темпы реализации госпрограммы в текущем году невысокие, но они объективно оправданны. Сейчас условия по сравнению с прошлым годом совсем другие: наблюдаются сокращение финансирования, падение покупательского спроса, плохие погодные условия и другие факторы. Вместе с тем подведены итоги работы отрасли за 2008 год, которые представлены в национальном докладе о реализации Госпрограммы развития АПК, утвержденном постановлением правительства и рассмотренном 23 октября Госдумой.
Показатели выполнения параметров программы по регионам страны различны: в ряде субъектов рост производства продукции превысил запланированный, но есть и регионы, в которых произошел спад сельскохозяйственного производства на пять и более процентов. Приведу несколько цифр: в стоимостном выражении общая валовая продукция отрасли достигла 2,6 трлн руб., что на 10 % больше, чем в 2007 году. Перевыполнен показатель госпрограммы по производству скота и птицы в живом весе: объем производства составил 9,3 млн т, что на 380 тыс. т больше планового показателя. Обновлен парк основных видов сельскохозяйственной техники: приобретено 24 тыс. тракторов, 13 тыс. комбайнов. Привлечено кредитных ресурсов с субсидированием процентной ставки на сумму 421 млрд руб. В целом на реализацию мероприятий государственной программы в 2008 году из федерального бюджета направлено 138 млрд руб. Прибыль, полученная сельскохозяйственными организациями, в 2008 году составила 117 млрд руб., рентабельность — 15,3 %.
Продолжилось выполнение федеральных целевых программ. По ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» введено в строй 1,76 млн кв. м жилья, что выше запланированного на 18 %, в том числе для молодых семей — 859 тыс. кв. м (выше показателя на 32 %). По ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы и на период до 2012 года» предотвращено выбытие из оборота 914 тыс. га сельскохозяйственных угодий и на 11 % увеличен объем внесения минеральных удобрений.
— Средства на Госпрограмму развития АПК из федерального бюджета выделяются по принципу софинансирования, при этом некоторые субъекты РФ не могут участвовать в данной программе вследствие нехватки собственных средств. Обсуждаются ли в Комитете по аграрным вопросам какие-либо варианты решения данной проблемы?
— В рамках формирования бюджета на 2010 год и плановый период 2011–2012 годов рассматривается вопрос сохранения указанного принципа. Комитет не видит оснований для пересмотра целевых индикаторов программы.
— Перед производителями зерна и некоторых других видов сельхозпродукции остро стоит проблема сбыта и низких закупочных цен. Во многих регионах рассчитывают на государственные закупочные интервенции. Каким будет механизм и объем интервенций в этом году?
— Технически и организационно Минсельхоз и его агент к проведению интервенции текущего года готовы. Как сообщила министр сельского хозяйства РФ Е. Б. Скрынник, выступая на заседании в Госдуме 23 октября, в Минсельхозе с 19 октября идет аккредитация сельхозтоваропроизводителей на участие в торгах по интервенции. Государственные закупочные интервенции в отношении зерна урожая 2009 года, начнутся ориентировочно со 2 ноября. Интервенции в этом году будут проводиться точечно, так как объем средств, предоставленных Россельхозбанку, небольшой — 9,5 млрд рублей. Это также связано с тем, что в прошлом году было закуплено 8,6 млн тонн зерна на сумму 38,6 млрд рублей. Из-за низкой ценовой конъюнктуры на внутреннем и мировом рынках реализовать данный объем зерна невозможно.
В этом году Министерство сельского хозяйства совместно с Объединенной зерновой компанией сделало все возможное, чтобы не допустить посредников при проведении биржевых торгов. Выстроена открытая, понятная схема проведения интервенций на 32 площадках удаленного доступа, биржевых площадках в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург и Новосибирск.
— Как вы оцениваете текущий уровень земельного законодательства с точки зрения обеспечения интересов отрасли?
— Земельная реформа продолжается уже 19 лет. Однако земельное законодательство сильно усложнено. Судите сами. В 1992–1994 годах в ходе реорганизации колхозов и совхозов 12 млн граждан было передано в общую долевую собственность в виде земельных долей 115 млн га сельскохозяйственных угодий без определения на местности границ земельных массивов, в которых находятся эти земельные доли. По этой причине до сих пор затруднен кадастровый учет и государственная регистрация прав граждан на земельные участки.
Приватизация несельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения, площадь которых составляет 205 млн га, не проводилась, и они были закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования за сельскохозяйственными организациями опять же без определения их границ на местности. При этом 1 января 2010 года истекает срок, до которого сельскохозяйственные организации обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на праве собственности, но не безвозмездно, а за плату, или оформить право аренды. Однако до сих пор в законодательстве не определена цена выкупа несельскохозяйственных угодий в собственность, что не позволяет начать их приватизацию и вынуждает оформлять только аренду.
В результате к настоящему времени собственники земельных долей из имеющихся у них 115 млн га сельскохозяйственных угодий поставили на кадастровый учет и осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га, или около 16 % сельхозугодий. Остальные земельные доли используются сельскохозяйственными организациями:
- на правах аренды с государственной регистрацией договоров аренды — 14,3 млн га (12,4 %);
- на правах аренды без государственной регистрации договоров аренды — 54,6 млн га (47,5 %) (после 27 января 2011 года такие договора в силу закона становятся нелегитимны);
- на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю — 24,5 млн га (21,3 %) (фактически самозахват невостребованных земельных долей);
- В собственность сельскохозяйственных организаций оформлено всего 2,8 млн га (2,4 %).
— Чтобы решить озвученные вами проблемы, нужно внести изменения в законодательство, в частности в земельное…
— Да, депутаты Государственной Думы — члены Комитета по аграрным вопросам подготовили законопроект, которым предлагается внести изменения, направленные на упрощение процедуры согласования границ земельного участка, образуемого в счет земельных долей, постановки его на кадастровый учет и легализации прав на землю. Законопроект был одобрен на заседании комитета 8 октября 2009 года.
В рамках основных концептуальных положений этого проекта предлагается:
1 ввести понятие «многоконтурный земельный участок», состоящий из нескольких обособленных контуров, каждый из которых не является самостоятельным объектом права. Это позволит проводить кадастровый учет и государственную регистрацию прав не каждого отдельного контура, а единого «землепользования». В результате не нужно заводить множество кадастровых и регистрационных дел и платить каждый раз государственную пошлину. Особенно это важно для хозяйств, в которых землепользование состоит из 200 и более контуров;
2 установить критерии, по которым можно признать земельный участок неиспользуемым по целевому назначению. Без этого принудительно прекратить права у нерадивого землевладельца и предоставить такой участок эффективному собственнику невозможно;
3 ввести упрощенную процедуру добровольного отказа от права собственности на земельную долю через регистрационные палаты. Раньше это можно было сделать только по решению суда путем признания земельной доли бесхозяйным имуществом;
4 установить, что выморочное имущество в виде земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или земельной доли переходит в порядке наследования по закону не к Российской Федерации, а в собственность муниципального образования. Из-за этого правового казуса раньше права на такие выморочные земельные участки и земельные доли вообще никем не оформлялись, а земля не обрабатывалась и зарастала сорняками и кустарником;
5 ввести преимущественное право сельскохозяйственной организации или фермерского хозяйства на получение в собственность по цене не более 15 % от кадастровой стоимости либо в аренду без проведения торгов земельного участка, образованного в счет невостребованных земельных долей, перешедших в муниципальную собственность. Единственное условие, которое необходимо соблюсти, — это наличие фактического использования земельного участка данной организацией или хозяйством до его оформления в муниципальную собственность;
6 Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» депутаты предложили дополнить рядом важных статей:
- прекращение права собственности на земельную долю;
- особенности образования земельных участков из земельного участка, находящегося в долевой собственности;
- проект образования земельных участков в счет земельных долей;
- общее собрание участников долевой собственности;
- выдел земельных участков в счет земельных долей до утверждения общим собранием проекта образования земельных участков в счет земельных долей.
Кроме того, устанавливается, что до 1 января 2011 года органы местного самоуправления обязаны организовать проведение первого общего собрания собственников земельных долей с вынесением на него вопросов:
- о перечне невостребованных земельных долей (в дальнейшем перейдут в муниципальную собственность);
- о проекте (схеме) образования земельного участка, остающегося в долевой собственности граждан;
- об избрании лица, уполномоченного действовать в дальнейшем от имени собственников земельных долей при согласовании границ, постановке земельного участка на кадастровый учет, регистрации прав на этот участок, заключении договора аренды.
Думаю, что проволочек с принятием законопроекта не будет, так как в его подготовке участвовали Минсельхоз России и Минэкономразвития России и все спорные моменты с ними уже согласованы.
— У российского сельского хозяйства, особенно у малых форм хозяйствования (МФХ), высокий потенциал. Какие меры требуются для стимулирования дальнейшего развития фермерства в стране?
— В развитие и дополнение «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы», разработана и утверждена отраслевая целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009–2011 годы». Эта программа должна стать инструментом реализации государственной стратегии устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и малых форм хозяйствования (МФХ) в АПК России.
На самом деле сектор КФХ и других МФХ в России обладает определенным потенциалом для развития. Но есть проблемы, которые препятствуют повышению производительности и устойчивому развитию хозяйств. Поэтому стоит задача создать экономические и институциональные условия, а также снять барьеры, препятствующие повышению производительности данных форм хозяйствования. Назову проблемы, по которым целесообразно разработать механизмы и предложения, обеспечивающие рост малых форм хозяйствования в АПК.
1 Невозможность реализовать свою продукцию.
Данная проблема связана с отсутствием как сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции и инфраструктуры хранения и транспортировки.
2 Применение инноваций.
Производительность труда в сельском хозяйстве России в 5–6 раз уступает европейским показателям. Это касается и растениеводства, и животноводства. Основной фактор высокой производительности сельского хозяйства в европейских странах — инновации (квалификация менеджмента, применение высокопродуктивных животных и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур).
3 Институциональная база.
Институт КФХ, введенный Гражданским кодексом РФ в начале 90-х годов и закрепленный Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», не стимулирует сельхозпроизводителей иметь статус крестьянского (фермерского) хозяйства. Как следствие, количество КФХ с середины 90-х годов неуклонно снижается. Многим фермерам выгоднее работать в форме личного подсобного хозяйства (ЛПХ), чем иметь статус КФХ. Устранение этого недостатка за счет совершенствования законодательства было бы выгодно и фермерам, и государству.
Для решения всех поставленных выше задач следует обратить внимание на возможность облегчения доступа МФХ и КФХ к финансовым ресурсам с целью приобретения высокопродуктивных пород животных и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур. Данные проблемы не могут решаться отдельно сообществом фермеров без участия государства.
— Сельскохозяйственная потребительская кооперация играет исключительную роль в укреплении экономического потенциала, конкурентоспособности и социального статуса сельскохозяйственных производителей, улучшении условий хозяйствования и создании стимулов для роста товарной продукции. Как вы оцениваете развитие сельхозпотребкооперации в России на сегодняшний день?
— В Российской Федерации насчитывается более 5600 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 880 перерабатывающих, 625 обслуживающих, 878 — сбытового профиля деятельности. Статистика по федеральным округам и субъектам РФ свидетельствует о малочисленности системы кооперации и инерционности процесса ее становления и развития.
Основные причины недостаточного уровня развития сельскохозяйственной потребительской кооперации заключаются в следующем:
- общие неблагоприятные условия ведения аграрного производства. Это слабая защита внутреннего рынка от субсидируемого импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, низкий уровень государственной поддержки сельского хозяйства, большой диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства, неразвитость материально-технической базы рыночной инфраструктуры АПК и др.;
- незрелость социальной базы кооперативного движения, выражающаяся в значительной территориальной рассредоточенности КФХ, их дифференциации, снижении товарности ЛПХ, психологическая неготовность крестьян к кооперированию, их опасение очередной коллективизации, завышенная уверенность многих фермеров в самостоятельном успешном выходе на рынки продовольствия и ресурсов;
- слабый уровень государственной поддержки малых форм хозяйствования в АПК и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Личные подсобные хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы не поддерживались из федерального бюджета до 2005 года. За все годы рыночных преобразований не было принято ни одной специальной федеральной целевой программы по поддержке сельскохозяйственной кооперации;
- несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы развития малых форм хозяйствования и кооперативного движения. Требуют совершенствования федеральные законы: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве» в части уточнения статуса этих хозяйств, «О садоводческих, огороднических и других некоммерческих объединениях граждан» в части упорядочения землепользования, хозяйственной деятельности и государственной поддержки этих объединений. Неполнота и противоречивость Земельного кодекса РФ, Федеральных законов «О государственном земельном кадастре», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обусловливают существенные институциональные ограничения и трансакционные издержки при оформлении земельных участков КФХ и ЛПХ в собственность;
- конкуренция и противодействие созданию кооперативных структур со стороны акционерных предприятий агробизнеса, частных предпринимателей и посредников.
— Насколько эффективными можно считать меры по импортозамещению мяса и птицы, предпринимаемые Минсельхозом России?
— Минсельхоз отрабатывает системные и взвешенные меры таможенно-тарифного регулирования. В частности, по импорту мяса, они будут заключаться в том, что к 2012 году мы выйдем всего лишь на 18 % импортного мяса. Эта позиция согласована с Минэкономразвития, принимается на правительственной комиссии по таможенно-тарифному регулированию.
— Насколько потребность российского АПК в кредитовании удовлетворяется существующим в этой сфере предложением? Как вы оцениваете эффективность работы Россельхозбанка?
— Поставленная задача по повышению доступности кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей реализуется успешно. В целом потребность отрасли в кредитных ресурсах покрывается полностью. Существует одна проблема: лимит средств на компенсацию процентных ставок по льготным кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям. На 2010 год в федеральном бюджете на эти цели предусмотрено выделить 80 млрд руб. (в 2008 году сумма субсидий, выплаченных из федерального и региональных бюджетов на компенсацию процентных ставок, составила 39 млрд руб., в 2009 году — 62 млрд руб.) Спрос на субсидированные кредиты остается стабильно высоким. Несубсидированные кредиты для товаропроизводителя невыгодны, так как ведут к удорожанию продукции, поэтому сельхозтоваропроизводители берут их неохотно.
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам постоянно контролирует ситуацию с кредитованием агропромышленного комплекса в рамках реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства. В сентябре текущего года рассматривался вопрос о ходе реализации программы, в том числе и работа Россельхозбанка в данном аспекте. На наш взгляд, Россельхозбанк выполняет поставленные задачи по увеличению размера кредитного портфеля. По итогам первого полугодия 2009 года кредитный портфель вырос на 20 % и составил около 600 млрд руб. На весенние полевые работы банк выделил более 100 млрд руб., что сопоставимо с объемами кредитования двух прошлых сезонов. На проведение уборочных работ банк выделил 60 млрд руб.
Интервью подготовила Елена КОЛНООЧЕНКО, журнал "Бюджет"