Версия для печати 11578 Материалы по теме
бельтюков
В период сложной финансово-экономической ситуации каждый регион находит свой наиболее оптимальный способ сопротивления кризисным процессам в экономике. Степень влияния мирового финансового кризиса на конкретный субъект Российской Федерации напрямую зависит от специфики социально-экономического развития региона, а конкретнее, от экономического потенциала территории.
Владимир Бельтюков, министр финансов Удмуртской Республики

Современная структура экономики Удмуртской Республики сложилась таким образом, что основу экономического потенциала всегда составляли машиностроение, военно-промышленное производство, топливно-энергетический и аграрный комплексы. И поскольку показатели каждой из вышеназванных отраслей во многом зависят от факторов мировой экономики, разразившийся в конце 2008 года экономический кризис серьезно ударил по основам социально-экономической стабильности республики, повлек за собой спад объемов производства в основных отраслях, снижение прибыли предприятий и, как следствие, доходов республиканского и местных бюджетов.

Исполнение бюджета

Наиболее напряженной остается ситуация в промышленности, которую определяют три ее основные отрасли: добыча нефти, машиностроение и металлообработка, металлургия. По  сравнению с восемью месяцами прошлого года объем отгруженной продукции — товаров собственного производства — сократился на 16 %, объем добычи нефти — на 1 %, прокат черных металлов — на 20 %, сортовой прокат — на 49 %. Сальдированная прибыль уменьшилась на 60 %, доля прибыльных предприятий — на 10 %. Индекс промышленного производства по основным видам экономической деятельности составил 92,3 % по сравнению с данными за восемь месяцев 2008 года.
Резкое снижение промышленного производства привело к тому, что за девять месяцев 2009 года республиканский бюджет по доходам был исполнен на 25,2 млрд руб. Поступление налоговых и неналоговых доходов составило 15,5 млрд рублей или 79 % к соответствующему периоду прошлого года. В основном снижение доходов произошло из-за уменьшения налога на прибыль организаций (на 34 % или на 2,8 млрд руб.), налога на доходы физических лиц (на 7 % или 343,6 млн руб.), налога на добычу полезных ископаемых (более чем на 50 % или на 750,4 млн руб.). Вместе с тем достигнут рост по доходам от уплаты акцизов на нефтепродукты на 76 %, или на 456,4 млн руб., за счет увеличения ставок и изменения нормативов отчислений. Объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета в бюджет Удмуртской Республики составил 8 млрд руб., что на 48 % выше уровня прошлого года. Рост безвозмездных поступлений обеспечен в основном за счет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 1,9 млрд руб., субсидий на софинансирование социальных расходов — 3,2 млрд руб., субвенций на исполнение переданных полномочий — 2,5 млрд руб.
Расходная часть республиканского бюджета исполнена в сумме 26,3 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года расходы возросли на 501,5 млн руб.
В части исполнения доходов местных бюджетов ситуация несколько лучше республиканской, но некоторая напряженность в поступлении есть. В местные бюджеты с учетом безвозмездных поступлений (9,6 млрд руб.) поступило 14,9 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступление налоговых и неналоговых доходов в текущем году ниже на 16 %. С учетом безвозмездных перечислений из бюджета республики расходы местных бюджетов по оперативным данным составили 15,7 млрд руб.
Крайняя недостаточность имеющихся средств буквально «загнала» бюджеты всех уровней в жесткие рамки оптимизации расходных обязательств. При этом речь шла не о механическом сокращении или экономии расходов, а о более рациональном распределении расходов по статьям бюджета с минимальными потерями в уровне и образе жизни населения.

Считать и экономить

Финансовый кризис не только научил большинство регионов консолидироваться  вокруг реализации антикризисных норм, но и посадил бюджеты на жесткую «диету». И Удмуртская Республика не стала исключением. В условиях огромного количества факторов неопределенности, когда невозможно достаточно точно спрогнозировать развитие ситуации в экономике и финансовой сфере на текущий период, в соответствии с рекомендациями Минфина России Правительство Удмуртской Республики приняло решение вернуться к формированию бюджета на один год и составлению среднесрочного финансового плана на перспективу взамен трехлетнего бюджета, как было запланировано ранее. Учитывая сложившуюся ситуацию, перед исполнительными органами государственной власти при формировании бюджета на очередной финансовый год встала весьма непростая задача: безболезненно сократить расходы для социальной сферы и экономики республики. Стимулом в решении поставленной задачи стала финансовая помощь из федерального центра, которая в 2010 году будет оказана только тем регионам, где власти пошли на оптимизацию и сокращение бюджетных расходов и, как следствие, дефицита.
Одним из вариантов решения проблемы дефицита является привлечение кредитных ресурсов банков с возможностью рефинансирования и реструктуризации задолженности на приемлемых для республики условиях, привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета или поступлений от продажи акций. Планирование заимствований в сложившейся финансово-экономической ситуации вполне оправданно. Но, как сказал премьер-министр России, «делать долги нужно аккуратно». Прибегая к заимствованиям, Правительство Удмуртской Республики принимает только тот объем долговых обязательств, который сможет погасить в срок и в полном объеме, поскольку доверяют только тому, кто своевременно возвращает долги.

Бюджет-2010

Приоритеты бюджетной политики республики на очередной финансовый год останутся неизменными:  выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, реализация мер социальной поддержки населения, финансирование программ занятости и поддержки малого бизнеса, предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов, реализация приоритетных национальных проектов. Главный их смысл заключается в том, что бюджетные деньги должны в приоритетном порядке работать на выполнение социальных обязательств перед гражданами и обеспечивать условия для поддержания работоспособности хозяйствующих субъектов республиканской экономики.

Прогнозы и планы

При планировании основных параметров республиканского бюджета на 2010 год соблюдалось два основных условия: обязательное исполнение публичных обязательств перед гражданами независимо от экономической ситуации и переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств с целью достижения социального и экономического эффекта от использования каждого бюджетного рубля. Прежде всего речь шла о выборе сбалансированного варианта расходования бюджетных средств за счет эффективного исполнения действующих расходных обязательств и обеспечения их взаимодействия с реальными возможностями бюджета и конечными целями социально-экономического развития республики. 
Ситуация в экономике оказывает непосредственное влияние на изменение бюджетообразующих показателей и объем доходов бюджета республики. По данным экономических ведомств России и Удмуртской Республики, в 2010 году рост валового продукта практически не прогнозируется. Ожидается дальнейшее сокращение доходов от прибыли, зачисляемой в республиканский бюджет, что существенным образом отразится на показателях доходной части бюджета 2010 года. Для сравнения: в 2008 году доходы республиканского бюджета Удмуртской Республики составили 35,7 млрд руб., по оценке 2009 года — 31,9 млрд руб., по прогнозам 2010 года — 26,9 млрд руб. Налоговые и неналоговые доходы в структуре доходов республиканского бюджета на 2010 год предусматриваются в сумме 20,6 млрд руб., безвозмездные поступления из федерального бюджета — 6,3 млрд руб., которые будут уточнены после принятия Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год».
Надо сказать, что одна из причин сокращения доходов республиканского бюджета Удмуртской Республики в 2010 году связана с изменением налогового и бюджетного законодательства. За счет стопроцентного зачисления с 1 января 2010 года НДПИ в федеральный бюджет (ранее — 95 %) сумма выпадающих доходов республиканского бюджета в очередном финансовом году возрастет более чем на 1 млрд руб. Частично компенсировать выпадающие доходы планируется путем предоставления из федерального бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности в 2010 году в объеме 60 % от прогнозных поступлений НДПИ, индексации ставок по акцизам на пиво, вино и неф­тепродукты, а также увеличения ставок транспортного налога, установленных статьей 361 Налогового кодекса РФ.

Характеристика бюджета

Таким образом, все вышеназванные условия потребовали значительного ужесточения подходов к формированию расходной части проекта республиканского бюджета. Почти 67 % бюджетных расходов в 2010 году имеет ярко выраженный социальный характер. Что касается структуры социальных расходов бюджета, то наибольший процент составят расходы на социальную политику — 19,6 %. На образование предусмотрено 8,3 %, здравоохранение, физическую культуру и спорт — 9,6 %, культуру — 2,6 %. Весомый удельный вес в структуре соцрасходов занимают межбюджетные трансферты местным бюджетам — 56 %. Средства будут использованы на поддержание доходов граждан, предоставление качественных услуг в области медицины, лекарственное обеспечение, поддержку современных образовательных центров и жилищных программ.
В связи с усилением адресного характера социальных выплат уточнены исходные данные по количеству льготных категорий граждан. При этом финансирование социальных выплат, таких как ежемесячное пособие на ребенка, на содержание детей, находящихся под опекой и переданных на патронатное воспитание или в приемные семьи, ветеранам труда и труженикам тыла запланировано в полном объеме. Независимо от экономической ситуации в том же объеме будут сохранены обязательства по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, стипендий, закупке медикаментов и расходных материалов медицинского назначения, социальному обеспечению населения.
В то же время расходы бюджетных учреждений на оплату услуг связи, транспортные услуги, арендную плату за пользование имуществом, расходы по увеличению материальных запасов и другие текущие расходы на содержание учреждений определены исходя из сокращения расходов в 2010 году по сравнению с 2009 годом в среднем на 15 %.
В 2010 году будет отменено софинансирование отдельных полномочий, ранее осуществляемых за счет субсидий из федерального бюджета. Так, на организацию оздоровительной кампании детей, реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных учреждениях республиканскому бюджету придется дополнительно изыскать 818,3 млн руб. Это потребует от министерств Удмуртской Республики в ближайшее время подготовить нормативно-правовые акты, связанные с реализацией переданных полномочий, разработать механизмы их исполнения, включающие в себя расчеты объема необходимых средств, и представить их на утверждение в Правительство Удмуртской Республики.

Целевые программы

Несмотря на финансовые проблемы продолжится реализация республиканских и ведомственных целевых программ, обеспечивающих социально-экономическое развитие  республики. В 2010 году к финансированию из бюджета республики предлагается 35 республиканских и 16 ведомственных целевых программ. Общая сумма бюджетных назначений составит 2 млрд 53 млн руб. В числе новых программ: республиканские целевые программы по государственной поддержке и развитию системы переработки и захоронения отходов и профилактике терроризма и экстремизма в Удмуртской Республике, а также  ведомственные целевые программы по пожарной безопасности государственных учреждений здравоохранения и развитию малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе и другие. В предстоящем году будет продолжено финансирование республиканской целевой программы «Детское и школьное питание» на 2010–2014 годы.
В 2010 году в рамках реализации целевых программ на государственную поддержку сельского производства предусмотрено 550,9 млн рублей. Кроме того, за счет средств бюджета республики в предстоящем году запланировано приобретение сельскохозяйственной техники на общую сумму 111,5 млн руб.
Программно-целевой метод оправ­дался и при планировании расходов на поддержку малого и среднего бизнеса в Удмуртии. Государственная поддержка малого предпринимательства в рамках целевых программ осуществляется на протяжении 10 лет. Только в 2009 году за счет средств республиканского бюджета в рамках программы по поддержке малого и среднего бизнеса запланировано 57,3 млн руб., из которых за девять месяцев 2009 года профинансировано 53 млн руб. или 93 %. Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства будет продолжена и в 2010 году в рамках республиканской целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике (2009 — 2013 годы)» на общую сумму 8,3 млн руб. Проектом бюджета предусмотрена поддержка деловой активности хозяйствующих субъектов путем субсидирования процентных ставок по привлекаемым кредитам в сельском хозяйстве, малом предпринимательстве и других отраслях, дальнейшего развития системы финансового лизинга, создания максимально благоприятных условий для предпринимательства.
В целях обновления оборудования в реальном секторе экономики и бюджетных учреждениях предусмотрены государственные гарантии Удмуртской Республики в обеспечение поставок оборудования в лечебные учреждения и на предприятия АПК, приобретаемого по схеме финансового лизинга. В проекте бюджета на 2010 год на исполнение лизинговых платежей за поставку медицинского оборудования учтены расходы на сумму 68,1 млн руб. и за приобретаемую сельхозтоваропроизводителями сельскохозяйственную технику — в сумме 111,5 млн руб.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства предусматриваются в соответствии с проектом адресной инвестиционной программы Удмуртской Республики на 2010 год.

Межбюджетные отношения

Большое внимание при разработке проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год уделялось формированию межбюджетных отношений. Наиболее важным и обсуждаемым стал вопрос бюджетной обеспеченности муниципальных образований в период кризисных явлений в экономике. По итогам восьми месяцев 2009 года произошло существенное снижение налоговых поступлений в местные бюджеты. Для решения данной проблемы органам местного самоуправления в 2010 году будет оказана дополнительная финансовая поддержка, предоставляемая бюджетам муниципальных образований по строго формализованным методикам. Однако и на местах предстоит большая  работа по расширению собственной доходной базы. С этой целью руководителям муниципальных образований республики рекомендовано повысить качество администрирования доходов бюджетов муниципальных образований и организовать работу по увеличению налогооблагаемой базы для пополнения местных бюджетов за счет постановки на учет неучтенных объектов налогообложения (по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц).
Для обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований в условиях уменьшения поступлений бюджетных средств следует действовать в направлениях инвентаризации, анализа финансового обеспечения, оптимизации публичных обязательств, обеспечения экономного и рационального использования бюджетных средств. Общий объем финансовой помощи местным бюджетам в 2010 году составит 10,7 млрд руб.
Во время кризиса мы вынуждены были свернуть многие планы и выбрать в качестве приложения сил и финансов только самые необходимые и начатые проекты. Принимая и реализовывая антикризисные меры, мы сочли нерациональным решение краткосрочных проблем отдельных секторов экономики, которые в дальнейшем могут помешать достижению долгосрочных целей и привести к «консервации» бюджетных средств.

Справка "Бюджета"

Владимир Васильевич Бельтюков, министр финансов Удмуртской Республики.
Родился 15 сентября 1947 г. в с. Вавож Вавожского района Удмуртской АССР.
В 1971 г.  окончил Ижевский механический институт, специальность «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».
В 1997 г. окончил Ижевский государственный технический университет, специальность «Финансы и кредит». Имеет ученую степень кандидата экономических наук.
В 1971 г. работал инженером-технологом цеха 19 Сарапульского электро-генераторного завода (ЭГЗ).
В 1971 — 1981 гг. работал начальником различных цехов на Сарапульском ЭГЗ.
В 1981 — 1995 гг. — заместитель генерального директора по экономике и финансам Сарапульского ЭГЗ.
С 1995 по  2000 г. —  министр финансов Удмуртской Республики.
С декабря 2000 г. и по настоящее время — заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики, министр финансов Удмуртской Республики.
Имеет почетные звания: «Заслуженный экономист Российской Федерации», «Заслуженный экономист Удмуртской Республики», «Почетный гражданин города Сарапула».

Журнал "Бюджет" Ноябрь 2009 г.
Поделиться