Версия для печати 5083 Материалы по теме
криста
В октябре прошел всероссийский семинар-совещание, организованный научно-производственным объединением «Криста». Основной темой для обсуждения стало бюджетирование, ориентированное на результат: методология и практика регионов.   

В работе семинара приняли участие руководители и специалисты финансовых органов субъектов РФ, руководители информационных служб, ответственные за внедрение механизмов программно-целевого управления в практику бюджетного процесса. Мероприятие стало площадкой для обмена региональным опытом по внедрению БОР и для разработки предложений по обеспечению исполнения бюджета в условиях кризиса в части перехода со сметного финансирования учреждений на программно-целевое управление при сохранении качества и объемов государственных и муниципальных услуг. На это указал в своем выступлении заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету А. В. Смирнов. Он подчеркнул важность данного семинара. Сегодня, когда речь идет об экономии каждого бюджетного рубля, во много раз возрастает ценность опыта регионов по внедрению БОР. Ведь принципы бюджетирования, ориентированного на результат, призваны повышать ответственность и эффективность работы госорганов в расходовании бюджетных средств. А такое совместное обсуждение проблемы помогает понять, какое направление в БОР является сегодня наиболее правильным и наименее затратным.
Разговор о современной бюджетной политике продолжил директор Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России А. М. Лавров. Основные усилия бюджетной политики в 2009 году были брошены на то, чтобы сохранить как минимум номинал расходов федерального бюджета, возмещая снижение доходов с помощью использования накопленных резервов. Как отметил Лавров, и в этом году, и в следующем такая политика осуществима. Однако за 2010–2011 годы большая часть накопленных резервов будет израсходована и к 2012 году останется лишь около 1 трлн руб. Это примерно 10 % годового объема расходов федерального бюджета. Есть основания полагать, что самое сложное время нам удастся преодолеть с помощью резервных фондов. Таким образом, подчеркнул выступающий, та позиция, которую отстаивал Минфин России в течение последних лет: при благоприятных конъюнктурах нельзя раздувать расходы, а нужно накапливать относительно избыточные ресурсы, не вкладывать их в длинные инвестиционные проекты — полностью себя оправдала.
Рассказал Лавров и о готовящихся поправках к Бюджетному кодексу РФ. Изменения коснутся главы, посвященной финансовому контролю. Предполагается однозначно определить, что в сферу финансового контроля должны попадать только бюджетные правоотношения. То есть контролировать следует лишь участников бюджетного процесса. Как отметил выступающий, сегодня финансовый контролер приходит на любое предприятие, получившее хоть рубль из федерального бюджета, в том числе и по выполнению контрактов. Предполагается, что такие проверки можно будет проводить, но только в формате встречной проверки. Когда же проверяется главный распорядитель бюджетных средств, то контролируется именно его деятельность.
Также перед участниками семинара выступила начальник отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Минфина России С. А. Карчевская. Ее выступление было посвящено расширению финансовой самостоятельности органов субъектов РФ. Вопросы взаимодействия финансовых органов с органами Федерального казначейства в своем выступлении осветил заместитель начальника Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства М. А. Тарасов. О том, как было применено ситуационное управление бюджетом в Новосибирской области, рассказал директор Департамента финансов и налоговой политики Новосибирской области Л. В. Горнин.
В обсуждении проблемы внедрения в процесс бюджетного планирования механизмов БОР также приняли участие представители Омской, Ярославской, Тульской областей, эксперты НПО «Криста». Они рассказали о том, что удалось сделать совместными усилиями по внедрению БОР.

Журнал "Бюджет" Ноябрь 2009 г.
Поделиться