По отчету об исполнении бюджета за 2008 год
Как отметил Р. Е. Артюхин, Бюджетный кодекс РФ в новой редакции (введенной с апреля 2007 года) в полной мере стал применяться с 1 января 2009 года. При формировании отчетности об исполнении бюджета за 2008 год возникали определенные трудности. Львиная доля их была связана со сроками, новыми правилами составления, представления отчетности, сроками ее проверки внешними проверяющими. Но в целом по Российской Федерации все участники бюджетного процесса справились с поставленной задачей и бюджетная отчетность для органов власти была представлена в те сроки, которые определены Бюджетным кодексом. На федеральном уровне уже готово заключение внешнего аудитора (Счетная палата Российской Федерации) на годовой отчет об исполнении бюджета 2008 года, который был представлен в полном объеме до 15 июня 2009 года. Надо отметить, что, несмотря на огромное количество учреждений и большие объемы консолидации, качество отчетности и сроки ее представления находятся на высоком уровне. Однако Роман Евгеньевич обратил внимание на те объекты сводной консолидированной отчетности, с которыми зачастую возникают проблемы.По учету имущества казны
Минфин России нормативно урегулировал эту проблему, дабы не возникало вопросов о том, учитывать или нет имущество казны. Конечно, учитывать нужно, но, хотя для таких объектов предусмотрены специальные счета, на федеральном уровне процесс идет непросто. Органы управления имуществом пока не создали четкого механизма отражения указанных объектов в бюджетной отчетности. Это касается и акций, принадлежащих государству, и доли участия в ГУПах, и иного имущества (например, не закрепленного за учреждениями недвижимого имущества, сдаваемого в аренду).По передаче имущества
Возникают проблемы с передачей имущества от субъекта РФ Российской Федерации, и наоборот. В настоящее время сложился разрыв в показателях по передаваемому имуществу (например, по Министерству обороны, Минздравсоцразвития). Поэтому Федеральное казначейство внесло предложение, поддерживаемое Минфином России, согласно которому выходом из ситуации могут стать не централизованные закупки данного имущества на уровне Российской Федерации, а передача отдельных средств Российской Федерации на его приобретение. Хотя нужно понимать, что уникальные объекты целесообразно закупать централизованно, не разукрупняя по регионам закупаемые виды товаров.
Выверка остатков сумм субсидий и субвенций
Очень серьезный вопрос, с которым Казначейство столкнулось впервые в текущем году, — выверка остатков сумм субсидий и субвенций, выделяемых субъектам РФ. Финансисты субъектов РФ, казначейские органы, финансовые службы главных распорядителей средств федерального бюджета проделали огромную работу. Все соответствующие средства выверены по суммам остатков. Сложность заключалась в том, что органы казначейства располагали другими данными, так как часть остатков проходила, минуя счета казначейства. Но по-прежнему существует проблема из-за того, что ГРБС относятся к указанным средствам, находящимся на счетах субъектов РФ, муниципальных образований, как к чужим. У главных распорядителей нет механизма контроля, мониторинга отчетности этих средств. Казначеи видят необходимость возврата к учету входящих сумм остатков, проходящих через лицевые счета органов Федерального казначейства субсидий и субвенций, и к контролю за их целевым использованием. Но даже восстановление этой нормы не исключает сохранения порядка, установленного совместным письмом Минфина России и Федерального казначейства от 7 мая 2009 г. № 06-03-06 / № 42-7.4-05/5.0-251, согласно которому как таковые остатки целевых субсидий и субвенций, остающиеся в течение года на счетах № 40201, 40204 могут использоваться в качестве кассовой оборотной наличности для обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных в бюджете. Другими словами, перевод с 2010 года сумм субсидий и субвенций на лицевые счета не лишит учреждения возможности пользоваться этими остатками. Однако кассовый расход по направлениям, предписанным нормативными актами Правительства РФ, по которым выделяют субсидии и субвенции, будет осуществляться через Казначейство в текущем режиме (ежемесячном, квартальном и годовом периоде).По вопросу администрирования доходов
К числу проблем относится администрирование доходов. Здесь Роман Евгеньевич отметил выверку по консолидированной отчетности, которую представляет субъект РФ по оборотам по счетам № 40101. Такую выверку Казначейство проводит ежегодно. Анализируется информация по суммам, распределяемым между бюджетами. По регионам все нормативы отчислений были выполнены. Однако в целом по стране по ряду видов доходов обнаружились отклонения по нормативам. Как выяснилось, отдельные коды бюджетной классификации отображались неверно. Это технические ошибки, не системные, однако сумму поступивших доходов в консолидированный бюджет (особенно по кварталам и году) следует проверять более тщательно.Проблемы текущего года
Минфин России и Федеральное казначейство изменили весь массив нормативно-правовых актов, регулирующих организацию исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы и учета доходов и их распределения между бюджетами. Издан ряд приказов Минфина России, Федерального казначейства.Большая часть из них относится к федеральному бюджету, а часть — к субъектам РФ. Подводя итоги начала года, Роман Евгеньевич отметил трудности исполнения бюджета в январе 2008 года. Несмотря на это в течение непростого периода внедрения новых документов, когда возникали сложности с информационным обменом с ПБС, с организацией работы, финансовые и казначейские органы преодолели все препятствия.
Как отметил руководитель Казначейства России, особый интерес вызывает приказ № 98н. Этот документ на федеральном уровне вводится в действие с января 2010 года. Разработка документа осуществлялась в тот период, когда вопросы, связанные с закупками и ведением реестра госзакупок, еще не были так развиты, как сейчас. Поэтому возникла проблема, связанная с тем, что данный документ дублирует сведения, содержащиеся в реестре закупок. В ряде финансовых органов субъектов РФ вопросу учета обязательств, в частности контрактуемых обязательств, не уделяется должного внимания. Во многих регионах реестр госзакупок и информация о нем ведется не финансовыми органами (как на федеральном уровне — Федеральным казначейством), а отдельными органами. Роман Евгеньевич призвал финансовые и казначейские органы к тому, чтобы в бюджетный процесс обязательно включались вопросы управления государственными закупками. На федеральном уровне, благодаря тому что ведется указанный реестр, сложилась такая ситуация: на любую дату известно, каков объем контрактов, заключенных государственным заказчиком, выступающим от имени Российской Федерации. В ходе исполнения бюджета на начало года эти сведения становятся даже более важными, чем информация о кассовых расходах. Именно они и дают представление о том, как исполняется бюджет, как заключаются контракты. «Но мы должны стремиться, чтобы к началу года объем закупок, закупочная деятельность ГРБС была завершена, — обратился к присутствующим на совещании Роман Евгеньевич. — К первому, второму кварталу мы должны обеспечить 50–70 % контрактации расходов (заключения контрактов), ГРБС должны вести учет и отчитываться об объеме заключенных госконтрактов. Особое внимание нужно обращать на объем контрактации подведомственной сети».
Планы на перспективу
Роман Евгеньевич сказал несколько слов о тех изменениях, которые грядут в 2010, 2011 годах. Это касается реструктуризации бюджетной сети. Бухгалтеров финансовых органов нужно призвать к тому, что необходимо накапливать информацию не только по главному распорядителю, но и обо всех учреждениях — юридических лицах, входящих в подведомственную сеть, которые от имени публично-правового образования заключают договоры и порождают субсидиарную ответственность публично-правового образования. На уровне Федерального казначейства такая информация собрана. Ее анализ дал возможность увидеть, что существует множество непрофильных учреждений. Большинство их функций должно было бы находиться на уровне субъекта, муниципалитета или вообще не принадлежать сектору государственного управления. К примеру, есть учреждения, занимающиеся просто управленческим консалтингом для органов власти, деятельность других вообще не связана с федеральными полномочиями. Такую же работу нужно проводить в каждом субъекте. В настоящее время мы ждем законодательной инициативы, чтобы дальше двигаться к делению бюджетной сети на тех, кто останется участником бюджетного процесса, и на тех, кто выйдет за его рамки. Последние будут получать субсидии, а не финансирование по бюджетной смете. Поэтому в оставшееся время бухгалтерам ГРБС, публично-правовых образований, администраторам бюджетных средств нужно проводить работу по оценке и сбору информации о каждом бюджетном учреждении. «Скорее всего учреждения, которые не связаны с рыночной конкуренцией, станут нашими клиентами, а те учреждения, деятельность которых связана с рыночными отношениями, отдалятся от тех процедур и правил, которые сложились в бюджетном секторе», — подытожил руководитель Казначейства России.Судьба отделений
В настоящее время, отметил Р. Е. Артюхин, Казначейство России готовит концепцию под рабочим названием «Оптимизация деятельности органов Федерального казначейства». Дело в том, что сейчас происходит сокращение федеральной бюджетной сети, совершенствование информационных технологий в Федеральном казначействе, благодаря которым уже произошла централизация учета доходов на уровне управлений. С внедрением в следующем году автоматизированной системы будет произведена централизация расходов на уровне управлений Федерального казначейства. Отделения же будут выполнять функцию общения с клиентами, притом что база данных и учет станут централизованными. Это современные стандарты обработки информации. Поэтому отделения, в штате которых состоят девять-десять человек (плюс вневедомственная охрана), обслуживающих трех-четырех клиентов, нерентабельны. Будущее для отделений Федерального казначейства — это кассовое обслуживание муниципалитетов, субъектов РФ и развитие функций, которые в настоящее время не осуществляет Казначейство России (в частности, ведение реестра госконтракта, заключаемого от имени не только РФ, но и субъекта РФ, и муниципалитетов). В связи с этим для тех ОФК, в которых нет кассового обслуживания субъектов и муниципалитетов, ситуация будет развиваться следующим образом. В 2010 году Федеральное казначейство изучит ту ситуацию, которая сложилась в ОФК, и вместе с Минфином России решит вопрос кассового обслуживания субъектов РФ и муниципалитетов. Если окажется, что работы у ОФК нет, то искусственно сохранять численность никто не будет. Вопрос централизации работы этих отделений будет решаться с 2011 года. Надо сказать, проведен эксперимент по оптимизации работы ОФК в Архангельской и Самарской областях. Принципами оптимизации является безусловное присутствие работников Федерального казначейства в каждом районе. Вопрос лишь в количестве сотрудников. Например, если в ОФК обслуживаются два-четыре клиента, в отделении не может работать десять человек.Журнал "Бюджет" Ноябрь 2009 г.