Версия для печати 13243 Материалы по теме
бубнова
 
золотухина
В августе 2009 года исполнился ровно год с момента утверждения нового Порядка ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее — Сводный реестр), утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 15 августа 2008 г. № 80н. Так как новый Порядок существенно отличался от предыдущего, в УФК по Тюменской области уже с сентября 2008 года проводился сравнительный анализ изменений, вводимых в действие с 1 января 2009 года.
Ольга БУБНОВА, заместитель руководителя УФК по Тюменской области
Светлана ЗОЛОТУХИНА, начальник отдела ведения федеральных реестров УФК по Тюменской области

Процедура ведения Сводного реестра представляет интерес для всех участников бюджетного процесса, поэтому остановимся на основных моментах, а также поделимся опытом нашей работы. Создание Сводного реестра с учетом норм и правил, вступивших в действие с 1 января 2009 года, начиналось осенью 2008 года. Непосредственно присвоение учетных записей в данном реестре осуществлялось путем приема и обработки в Федеральном казначействе Заявок на включение (изменение) реквизитов участников бюджетного процесса в Сводный реестр (далее — Заявка), сформированных территориальными органами Федерального казначейства и прошедших согласование с участниками бюджетного процесса.
В результате проведенной в 2008 году работы в управление по состоянию на 1 января 2009 года представлено 316 Заявок  реквизиты которых содержатся в Сводном реестре. Это позволило в целом обеспечить своевременное доведение до всех структур и ведомств бюджетных средств на их функционирование в 2009 году.
Сводный реестр ведется органами Федерального казначейства и представляет собой перечень участников бюджетного процесса федерального уровня в разрезе бюджетных полномочий, которыми обладает каждый из них. Важно отметить, что наличие соответствующих бюджетных полномочий участника бюджетного процесса является необходимым условием для открытия ему лицевого счета в органе Федерального казначейства.
Сводный реестр состоит из:
  • распорядителей и получателей (по главному распорядителю);
  • получателей или распорядителей (по распорядителю);
  • администраторов доходов с бюджетными полномочиями главного администратора и администраторов (по главному администратору доходов);
  • администраторов доходов по администратору доходов с бюджетными полномочиями главного администратора;
  • администраторов источников финансирования дефицита с бюджетными полномочиями главного администратора и администраторов источников финансирования дефицита (по главному администратору источников финансирования дефицита);
  • администраторов источников финансирования дефицита по администратору источников финансирования дефицита с бюджетными полномочиями главного администратора.
Необходимо учитывать, что ведение Сводного реестра осуществляется посредством включения (исключения) участников бюджетного процесса в Сводный реестр либо изменения их реквизитов с использованием документа — Заявки на включение (изменение, исключение) реквизитов участника бюджетного процесса в Сводный реестр. С 1 января 2009 года вместе с Заявкой в территориальный орган Федерального казначейства по месту административно-территориального нахождения участника бюджетного процесса последний представляет пакет документов, включающий в себя копию учредительного документа такого участника, копию документа о его государственной регистрации, заверенные в установленном порядке и др. При изменении бюджетных полномочий данного участника бюджетного процесса в Сводном реестре он представляет документы, являющиеся основанием такого изменения (ранее этого не требовалось). Опыт показал, что подобная процедура позволяет минимизировать риски наличия в Сводном реестре неактуальных данных, сократить временные рамки открытия лицевого счета, обеспечить достоверность информации.
Рассматривая структуру направленных в Федеральное казначейство Заявок, следует отметить, что 44 из них представлено подразделениями МВД России, 36 — подразделениями, находящимися в подчинении МЧС России, 13 — подразделениями Минобороны России (см. рис. 2). Основным мотивом для формирования Заявки служит изменение бюджетных полномочий, за редким исключением — реорганизационные мероприятия.
диаграмма

Процедура прохождения Заявок

Наличие в Заявке замечаний по ее содержанию является одной из причин возврата данной Заявки с прилагаемыми к ней документами. Такая Заявка в обязательном порядке фиксируется в журнале регистрации неисполненных документов. Благодаря этому новшеству всегда остается «аудиторский след», что позволяет исключить необоснованный возврат органами Федерального казначейства документов клиента.
При отсутствии замечаний Заявки принимаются к исполнению и направляются в электронном виде в Федеральное казначейство с последующим подтверждением главным распорядителем или главным администратором бюджетных средств. Указанный процесс также характеризуется извещением всех заинтересованных участников бюджетного процесса о проведенных изменениях Сводного реестра. Вся информация о необходимости изменения либо исключения тех или иных реквизитов в Сводном реестре предоставляется непосредственно участниками бюджетного процесса в орган Федерального казначейства уже в электронном виде по системе электронного документооборота и только при отсутствии технической возможности — на бумажном носителе.
Опыт представления в адрес управления Заявок по состоянию на 1 сентября 2009 года показал, что почти 83 % всех Заявок было исполнено и менее 15 % аннулировано (см. рис. 3).
схема
Основная причина отказа главным распорядителем, главным администратором доходов или главным администратором источников финансирования дефицита в подтверждении включения (изменения) реквизитов в Сводный реестр заключается в неполном указании участником бюджетного процесса его бюджетных полномочий, а значит, и непредставлении в орган Федерального казначейства соответствующих документов, подтверждающих данный факт. Здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что ведение части Сводного реестра, включающей сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с учетом всех требований, установленных законодательством РФ по защите государственной тайны.

Новшества Сводного реестра

Нельзя не отметить тот факт, что впервые Федеральное казначейство получило право исключать из Сводного реестра тех участников бюджетного процесса, которые не обеспечили в установленном законодательством порядке закрытие соответствующих лицевых счетов. В данном случае в течение шести месяцев со дня завершения ликвидационных мероприятий проводится анализ Сводного реестра с целью выявления данных фактов и осуществления дальнейшей процедуры исключения. Также впервые в Сводном реестре появилась возможность ввода сокращенного наименования организации, которое отличается от наименования, указанного в уставе, для его дальнейшего упрощенного использования в расчетных документах при оплате товаров, работ и услуг.
Наряду с нормативными нововведениями обновился и процесс ведения Сводного реестра в части его автоматизации. Сегодня он полностью автоматизирован. Обновление Сводного реестра как на уровне управлений, так и на уровне отделений осуществляется в автоматическом режиме при каждом сеансе связи с Федеральным казначейством, обмен документами всей цепочки участников данного процесса ведется в электронном формате и трудностей технического характера в данной области практически не возникает.
Благодаря новому Порядку ведения Сводного реестра в настоящее время установлены четкие правила взаимодействия Федерального казначейства и его территориальных органов с участниками бюджетного процесса на всех этапах исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что позволяет эффективно решать задачи, определенные положениями бюджетного законодательства нашей страны.

Журнал "Бюджет" Ноябрь 2009 г.
Поделиться