Версия для печати 5054 Материалы по теме
тришкин
Переход к рыночной экономике поставил новые задачи в области развития финансовых отношений в здравоохранении. Для решения этих задач правительство Пермского края проводит модернизацию региональной системы здравоохранения.
Дмитрий ТРИШКИН, министр здравоохранения Пермского края

Ключевыми направлениями реформирования системы стало формирование конкурентной среды в сфере здравоохранения и мотивации медицинских работников на повышение здоровья обслуживаемого населения. Учитывая, что ресурсы здравоохранения всегда будут ограниченны, особое значение приобретает конкуренция за государственный заказ в виде открытого конкурса с участием поставщиков услуг всех форм собственности. При этом отбор поставщиков можно проводить по двум направлениям: по цене и по качеству предлагаемых услуг. То есть если появляются желающие оказывать услугу за меньшую цену и с лучшим качеством, значит их работа более эффективна и заказ должен быть размещен у них.
Конкурсное размещение заданий по реализации территориальной Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в системе ОМС (далее — ТПГГ) успешно реализуется на территории Пермского края в течение трех последних лет. При этом отмечается усиление роли немуниципального сектора при выполнении муниципальных заданий по реализации ТПГГ. Так, удельный вес заказа, размещенного в немуниципальном секторе здравоохранения, по амбулаторной помощи увеличился почти в два раза, по стационарной помощи — на 25 %, по стационарозамещающим технологиям — на 70 %. При этом в структуре немуниципального сектора, участвующего в реализации ТПГГ по амбулаторной помощи, 55 % занимают частные медицинские учреждения, 25 % — краевые учреждения здравоохранения и 20 % — медицинские организации федерального подчинения.
К сожалению, на сегодняшний день частный сектор практически не участвует в обеспечении населения стационарной помощью. Возможно, эту проблему поможет решить передача объектов здравоохранения в концессию. Следует указать на то, что проведение конкурсной процедуры возможно только при одноканальной системе финансирования, поскольку только так создаются равные условия для всех участников конкурса независимо от их организационно-правовой формы. Переход на одноканальное финансирование позволяет исключить механизм финансирования по смете на текущее содержание лечебно-профилактических учреждений (далее ЛПУ) и ликвидировать разделение финансовых потоков по источникам финансирования на уровне хозяйствующего субъекта. Переход на новую систему финансирования повысил финансово-хозяйственную самостоятельность ЛПУ, а исключение сметного финансирования из бюджета — хороший стимул к оптимизации затрат хозяйствующего субъекта.
На наш взгляд, участие в реализации муниципальных заданий немуниципального сектора является принципиально важным элементом для повышения доступности и качества медицинской помощи в рамках ТПГГ. Это вынуждает муниципальные учреждения здравоохранения улучшать качество медицинской помощи.
Что касается формирования профилактической направленности здравоохранения, то оно невозможно без изменения роли первичного амбулаторного звена, без заинтересованности его в улучшении здоровья обслуживаемого населения. Эффективное решение этого вопроса возможно при внедрении новой системы финансирования здравоохранения, основанной на фондодержании в первичном амбулаторном звене.
Таким образом, повышение эффективности здравоохранения может быть достигнуто с помощью ориентирования работников на улучшение здоровья населения и через развитие конкурентной среды в отрасли. Существующая модель должна быть трансформирована на основе оптимального соотношения роли государства и конкуренции, плановых и рыночных регуляторов.

Журнал "Бюджет" Ноябрь 2009 г.
Поделиться