Версия для печати 4449 Материалы по теме
есипова
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС стала серьезным испытанием для Единой энергетической системы России, Министерства энергетики РФ, а также для компании «РусГидро» и генерирующих предприятий Сибири, которые были вынуждены взять на себя дополнительную нагрузку  в связи с выбытием мощностей. Впереди еще одно испытание — зима. О подготовке энергетических объектов к прохождению осенне-зимнего периода рассказывает советник министра энергетики РФ Ирина ЕСИПОВА.

— Ирина Феликсовна, как можно оценить действия Министерства энергетики РФ в критической ситуации, вызванной аварией на Саяно-Шушенской ГЭС? И есть ли вероятность, что подобная ситуация может повториться, например, зимой, в условиях повышенной нагрузки на другие электростанции?
— Остановка Саяно-Шушенской ГЭС, крупнейшей гидроэлектростанции в России, потребовала самого оперативного реагирования со стороны Минэнерго России, профильных ведомств и организаций, участников рынка электроэнергии. Сразу же после аварии были предприняты все необходимые меры по стабилизации энергетического баланса ОЭС Сибири и восстановления энергоснабжения потребителей региона. Мобилизованы резервы тепловых электростанций региона и ГЭС (всего 4200 МВт), обеспечен переток электроэнергии в Сибирь через Казахстан из Европейской части ЕЭС. Уже к вечеру 17 августа энергоснабжение потребителей ОЭС Сибири было восстановлено полностью. Это доказывает, что Министерство энергетики России способно быстро и правильно действовать в критической ситуации, а российская энергосистема имеет необходимые резервы и возможности замещения мощностей.
Что касается прохождения осенне-зимнего периода, то Минэнерго России предпринимает все необходимые меры для предотвращения критических ситуаций в энергоснабжении страны, в том числе и Сибири.

— Какие дополнительные мероприятия предусмотрены для обеспечения надежного энергоснабжения потребителей Сибирского региона?
— План дополнительных мероприятий по подготовке ОЭС Сибири к зиме, разработанный Минэнерго России, охватывает весь комплекс вопросов по обеспечению стабильной работы предприятий электроэнергетики в условиях прохождения осенне-зимнего максимума нагрузок. Это вопросы топливообеспечения, проведения корректировок по графикам и объемам запланированных ремонтов и осуществления при необходимости дополнительных ремонтных и строительно-монтажных работ для повышения надежности работы действующего сетевого и генерирующего оборудования, вопросы взаимодействия с потребителями, повышения готовности аварийных бригад к устранению аварийных ситуаций и многие другие.
Большое внимание уделяется вопросам обеспечения потребителей Хакасии резервными источниками энергоснабжения на случай нештатных ситуаций. В качестве первоочередных мер для повышения надежности энергосистемы и создания резервных источников электроснабжения потребителей было запланировано использовать мобильные дизельные электростанции, установить источники реактивной мощности на сетевом оборудовании, а также ускорить работы по увеличению пропускной способности высоковольтных линий электропередачи, которые приняли повышенную нагрузку после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.
В конце сентября 2009 года в энергосистеме Республики Хакасия была проведена масштабная противоаварийная тренировка с участием представителей регионального штаба, филиала ОАО «СО ЕЭС» Хакасское РДУ, всех предприятий электроэнергетики, а также крупных потребителей региона. В ходе учений отрабатывались действия по ликвидации смоделированных аварийных ситуаций с нарушением энергоснабжения в Хакасской энергосистеме.
В настоящее время в регионах Сибири и Урала все мероприятия по подготовке к осеннее-зимнему периоду выполняются в соответствии с утвержденными графиками. На предприятиях электроэнергетики сформирован аварийный запас материально-технических ресурсов, завершаются плановые ремонты оборудования. Создание нормативных запасов топлива на электростанциях ведется с перевыполнением плановых показателей.

— Можно ли уже сегодня сделать выводы о состоянии готовности предприятий электроэнергетике к зиме? Сколько предприятий получили паспорта готовности?

— В Минэнерго России создана специальная рабочая группа, работающая в еженедельном режиме, которая осуществляет мониторинг подготовки к осенне-зимнему периоду и контроль над его прохождением. В регионах готовность предприятий электроэнергетики к работе в зимний период оценивают специально созданные комиссии, в состав которых входят представители Минэнерго России, Ростехнадзора, производственных и технических служб энергокомпаний.
Проверки предприятий начались согласно графику — со второй половины октября. Это значит, что уже в начале ноября многие предприятия электроэнергетики получат паспорта готовности к зиме. Плановые проверки генерирующего оборудования электростанций сибирского региона начались раньше и скорее всего будут завершены уже к концу октября. А в конце ноября, после завершения работы комиссий, планируется проведение всероссийского совещания под руководством Минэнерго России с руководителями региональных штабов и энергетических предприятий. На совещании будут подведены окончательные итоги подготовки к зиме.

— Определены ли регионы с высокими рисками прохождения предстоящего осенне-зимнего максимума нагрузок? Что предпринимается для того, чтобы снизить эти риски?
— Список таких регионов составлен. В него вошли Кубанская (Юго-Западный район), Тюменская (Северный, Ноябрьский, Когалымский, Нижневартовский, Нефтеюганский энергорайоны), Приморская, Сахалинская и Хакасская энергосистемы. Регионы с высокими рисками отбирались по критериям, определенным и утвержденным Минэнерго России в прошлом году. В числе критериев, например, недостаточный объем генерирующих мощностей в региональной энергосистеме и связанная с этим вероятность ограничения энергоснабжения в случае аварии на каком-либо генерирующем объекте. Другой критерий — недостаточное развитие системы противоаварийной автоматики на энергообъектах региона, что тоже может привести в отдельных случаях к невозможности обеспечения работы энергосистемы в допустимом режиме. Критериев всего шесть, но они позволяют выявить и контролировать все основные проблемы региональной энергетики, способные вызвать серьезные сбои в энергоснабжении потребителей в период повышенных нагрузок.
Для каждого региона разработаны технологические и организационные мероприятия по снижению рисков. В план входят как срочные, так и перспективные меры — от установки резервных источников энергоснабжения и скорейшего завершения модернизации оборудования до строительства новых линий электропередачи и генерирующих мощностей. Регионы с высокими рисками находятся в зоне особого внимания Минэнерго России.

— На Минэнерго России возложены полномочия по обеспечению деятельности Федерального и координации региональных штабов по надежному энергоснабжению в осенне-зимний период. Каковы функции и полномочия этих штабов?
— Правительственная комиссия по обеспечению безопасности энергоснабжения (Федеральный штаб) является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, региональных штабов по обеспечению безопасности электроснабжения, организаций топливно-энергетического комплекса, транспорта и других заинтересованных организаций в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности электроснабжения. Федеральный штаб рассматривает прогнозы развития ситуации при возникновении или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов и решает целый ряд оперативных задач. Решения Федерального штаба являются обязательными для всех органов исполнительной власти и региональных штабов. Состав Федерального штаба утвержден Правительством РФ. Руководит Федеральным штабом министр энергетики РФ, который организует работу штаба и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.
Региональные штабы по обеспечению безопасности электроснабжения созданы при высших органах исполнительной власти субъектов РФ. Их работа направлена, в частности, на предотвращение нарушений электроснабжения по причинам, не зависящим от действий субъектов электроэнергетики, в том числе вызванных опасными природными явлениями и иными чрезвычайными ситуациями. В задачи, стоящие перед региональными штабами, входят организация безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии при возникновении или угрозе возникновения нарушения электроснабжения, организация ликвидации последствий нарушения электроснабжения и другие. Порядок создания и функционирования штабов установлен Правилами, утвержденными Правительством РФ.

— Какие задачи Минэнерго России определило в качестве приоритетных при подготовке к зиме и как они решаются в настоящее время?
— В связи со сложившейся ситуацией Минэнерго России приняло решение усилить директивное управление ремонтными работами генерирующих и сетевых компаний Сибири. Министерство дало поручение Системному оператору скорректировать их ремонтные программы с учетом новых условий. В частности, корректировка будет касаться сроков и объемов проведения ремонта.
Приоритетной задачей является также корректировка инвестиционных программ на 2009–2010 годы генерирующих и сетевых компаний Сибири с целью увеличения мощности и повышения надежности сетевого и генерирующего оборудования. Предстоит ускорить ввод Богучанской ГЭС и берегового водосброса Саяно-Шушенской ГЭС, что потребует существенных дополнительных капитальных вложений. В инвестиционной программе ОАО «ФСК ЕЭС» необходимо заложить сооружение дополнительных сетевых объектов и сокращение сроков строительства тех объектов, которые уже сооружаются, для создания межсистемной связи между ОЭС Сибири и ОЭС Урала, повышения надежности энергоснабжения Саянского и Хакасского алюминиевых заводов, обеспечения выдачи полной мощности Богучанской ГЭС.

— Что Минэнерго России делает для того, чтобы избежать необоснованного завышения цен на электроэнергию со стороны поставщиков в связи с возникшей ситуацией?
— Не допустить спекулятивных скачков цен на электроэнергию — задача, которая встала перед Министерством сразу после аварии. Была организована соответствующая работа с генерирующими компаниями, и пока результаты мониторинга рынка показывают отсутствие признаков манипулирования ценами в заявках поставщиков. Более того, цены в Сибири оставались после аварии даже ниже прошлогоднего уровня.
Однако напомню, что с июня 2009 года только 50 % поставляемой электроэнергии реализуется на регулируемом рынке. Остальные 50 % поставляются на свободный рынок. Это ограничивает возможности государства влиять на ситуации с ценами. Поэтому сейчас по поручению Председателя Правительства РФ Минэнерго России разрабатывает проект постановления правительства, в котором будет заложена возможность государственного регулирования вопросов ценообразования на оптовом рынке электроэнергии. Это временная мера, она вводится на период восстановления мощностей Саяно-Шушенской ГЭС и позволит избежать резкого роста цен на электроэнергию.

Материал подготовила Татьяна КЛЯЙН, Журнал "Бюджет" Ноябрь 2009 г.
Поделиться