Финансовый кризис — 03 декабря 2009

Определен межрегиональный индекс кризисного сознания

Версия для печати 2217 Материалы по теме
Определен  межрегиональный индекс кризисного сознания
#67192# Общероссийская Ассоциация региональных социологических центров «Группа 7/89» провела в Московском центре Карнеги презентацию исследовательского проекта «Межрегиональный индекс кризисного сознания» (МИКС-3).
Одним из последствий кризиса, может стать рост социального напряжения в субъектах РФ. Чтобы определить каковы же настроение и ожидания населения в различных регионах страны независимые социологические компании, входящие в Ассоциацию региональных социологических центров «Группа 7/89», провели интересные исследования. Они проходили в три этапа. Первая волна исследования проведена в ноябре-декабре 2008 года в 17 городах и регионах страны, вторая волна – в марте 2009 года.
Проводя, в конце сентября начало октября 2009 года, третью волну опросов социологи пытались выявить: как воспринимаются населением российских регионов последствия экономического кризиса, и как изменилось общественное мнение о кризисе за год с момента его начала. Опросы прошли в ключевых регионах РФ и охватили 18 городов. Общее число опрошенных – более 9,5 тыс. человек.
По результатам третьей волны исследования показатели самочувствия и социального оптимизма в регионах к октябрю 2009 года стали существенно выше, чем в марте этого года. По мнению населения так называемое «дно кризиса» уже пройдено, и в будущем серьезных потрясений не предвидится. Около половины (51%) опрошенных утверждают, что они удовлетворены жизнью, которую ведут в настоящее время. За время с марта по октябрь 2009 года заметно снизилась доля ответов «Материальное положение за последний год ухудшилось», и одновременно выросла доля ответов «Материальное положение за последний год улучшилось». Также опрос показал, что за период между второй и третьей волнами показатели оптимизма существенно выросли. Доля респондентов, которые считают что их материальное положение в ближайшее время улучшится составляет 24%, а те кто склонен к оптимизму и думают, что в дальнейшем их материальное положение только ухудшится – 19%.
Интересны результаты и по изучению вопроса понимания населением природы кризиса и кризисных ожиданий. Мнение «Никакого реального кризиса нет, это все разговоры нерадивых чиновников и бизнесменов, пытающихся скрыть свое неумение работать, или просто воровство» поддерживает довольно большая группа респондентов— 32%. Большинство опрошенных (46%) считают, что ответственность за возникновение кризиса лежит на непродуманной политике российского руководства и российских компаний. А вот на внешние силы («действия иностранных государств и компаний»), вопреки распространенности этого мнения в СМИ, возлагает ответственность лишь каждый пятый участник опроса. При этом по мнению респондентов федеральная  власть ответственна как за начало кризиса, так и за выход из него.
Надо сказать, что за время между второй и третьей волнами исследования кризисные ожидания населения претерпели существенные изменения. По сравнению с мартовским замером в среднем более чем вдвое (с 47% до 19%) сократилась доля ответов «Будет усиливаться», и почти втрое (с 9% до 26%) выросли доли ответов «Будет ослабляться».
Тем не менее больше трети работающих (или ищущих работу) респондентов опасаются потерять (или не найти) рабочее место. Таких опасений нет у 41% опрошенных.
Работающие респонденты за последние два-три месяца чаще всего сталкивались с такими проявлениями кризиса как отмена или сокращение премий и бонусов (32% от числа работающих респондентов) и сокращение заработной платы (31%). Каждый второй работающий  респондент оказался не затронутым лично никакими проявлениями кризиса.
Каждый четвертый не сталкивался с проявлениями кризиса и в коммуникациях с коллегами, знакомыми, родственниками.
Изучая антикризисное поведение населения, социологи выявили, что собственный запас материальной прочности респонденты оценивают не очень высоко — почти 50% опрошенных привычный уровень потребления могут сохранять не более одного месяца.  Так же выявлено, что в предполагаемом антикризисном поведении населения преобладают две стратегии — пассивная («резко сокращу расходы, буду экономить на всем») и активная («постараюсь найти дополнительные источники дохода»).
Что касается протестной активности, то исследования показали, что собственное участие в массовых выступлениях против роста цен и падения уровня жизни считают возможным почти каждый четвертый опрошенный. Менее трети (30%) респондентов заявляют, что способные участвовать в таких акциях люди есть в их ближайшем окружении. Ни роста, ни падения протестных настроений по результатам третьей волны проекта «МИКС» не фиксируется.

Материал подготовила Ольга Горшенина, журнал "Бюджет"  

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно