Версия для печати 11863 Материалы по теме
Бюджет МВД оптимален
Перова
О некоторых актуальных вопросах финансирования российской милиции и социального обеспечения ее сотрудников в интервью журналу «Бюджет» рассказала начальник Финансово-экономического департамента МВД РФ генерал-лейтенант милиции заслуженный экономист Российской Федерации Светлана ПЕРОВА.

— Светлана Николаевна, как отразились на деятельности Финансово-экономического департамента МВД и в целом на бюджете министерства последствия экономического кризиса?
— Из всех последних лет самым благоприятным для нас оказался 2008 год — думаю, как и для большинства бюджетных организаций. Министерство получило очень хороший бюджет на 2008 год, и первоначальные параметры трехлетнего бюджета — в том числе на 2009 год — нас всецело устраивали. К сожалению, случилось так, что нам пришлось «сокращаться»: это было неизбежным процессом. В целом бюджет Министерства внутренних дел на 2009 год сократился примерно на 2,7 %. Прежде всего сокращению подверглись инвестиции, закупки, а также некоторые другие расходы. При этом отмечу, что 70 % расходов бюджета МВД имеют социальную направленность. Это денежное довольствие, пособия, компенсации личному составу и др. Данные расходы секвестру не подвергались.
Положительную роль сыграло то обстоятельство, что в предыдущие годы мы сумели создать хороший потенциал в рамках гособоронзаказа. В частности, были закуплены автотранспортные средства, вооружение, вещевое имущество, средства связи, то есть все, что связано с техническим оснащением министерства. Сегодня этот задел, даже с учетом некоторого сокращения финансирования, позволяет нам чувствовать себя спокойно. Можно констатировать, что текущий бюджет МВД оптимален. Во всяком случае он достаточен, чтобы выполнить все проводимые нами мероприятия, включая и те, что осуществляются на Северном Кавказе.
Конечно, хотелось бы большего. Наше ведомство критикуют и за состояние транспорта, и за невысокую зарплату сотрудников. Однако следует учитывать реальные возможности государства. Кстати, в текущем году из всех бюджетников заработную плату проиндексировали лишь сотрудникам силовых ведомств — на 8,5 %. На первый взгляд немного, но все же это серьезная поддержка со стороны государства. Данные денежные средства будут предусмотрены для нас и на будущий год. Вероятно, в перспективе предстоит рассмотреть вопросы оптимизации численности министерства. Полагаю, для этого есть определенные резервы. На повестке дня стоит также вопрос реформирования денежного довольствия милиционеров, тем более что данная тема была упомянута в последнем послании Президента РФ Федеральному Собранию. Президент говорил о военнослужащих, однако, уверена, подразумевались и другие приравненные к ним категории: сотрудники милиции, ФСИН, ФСКН и т. д.

— Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с кризисом подверглись заметному сокращению. В какой мере это повлияло на финансирование МВД?
— Сегодня все силовые ведомства получают финансирование из одного источника — федерального бюджета. Мы единственное министерство, которое содержится за счет как федерального бюджета, так и региональных, и местных бюджетов. Причем за счет региональных и местных бюджетов содержится более 500 тыс. наших сотрудников. Естественно, по ним кризис ударил достаточно серьезно и в наибольшей степени по всему, что связано с технической составляющей их деятельности. Я имею в виду сотрудников патрульно-постовой службы, участковых милиционеров, инспекторов по делам несовершеннолетних — всех наиболее социально незащищенных работников милиции. Надеюсь, в будущем нам удастся перевести данную категорию наших сотрудников на федеральное обеспечение, разумеется, оптимизировав их численность.
Мы рассматриваем указанную проблему как достаточно серьезную. Хотя действующая система финансирования имеет и свои плюсы. Например, Москва, Московская область, Санкт-Петербург на протяжении многих лет осуществляют очень приличные доплаты милиционерам. Поэтому московский милиционер получает намного больше, чем сотрудник милиции в большинстве других регионов.

— А как же другие территории? Предусмотрены ли там подобные доплаты?
— Разумеется. Существенны они, например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Вообще, порядка 60 субъектов РФ осуществляют доплаты милиционерам, однако не всем, а лишь отдельным их категориям: ОМОНу, участковым и т. д. Москва и Московская область уникальны тем, что доплачивают всем — содержащимся как за счет своих средств, так и за счет федерального бюджета.

— Вы упомянули о необходимости реформирования системы оплаты труда милиционеров. Какова в настоящее время структура денежного довольствия сотрудников МВД и в каком направлении, на ваш взгляд, ее необходимо изменять?
— Она достаточно сложна, что обус­ловило возникновение определенных перекосов. Денежное довольствие состоит из основного должностного оклада, оклада по званию и ежемесячно начисляемой процентной надбавки за выслугу лет.
Помимо этого существует множество дополнительных выплат, так называемых доплат: за сложность и напряженность службы, за работу в выходные и праздничные дни, за секретность и т. д. Всего их порядка 50. При этом доля основного денежного содержания в объеме денежного довольствия составляет примерно 18 %. Наша цель состоит в том, чтобы все эти многочисленные дополнительные выплаты перевести в «тело» основного денежного содержания. Если бы соотношение выглядело хотя бы как «50 на 50», это можно было бы считать заметным улучшением системы оплаты труда.

— Какова ситуация с пенсионным обеспечением сотрудников милиции?
— В этой сфере действует Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Пенсия рассчитывается исходя из основного денежного содержания, куда входит оклад по должности, званию и процентная надбавка за выслугу лет. Лица с выслугой 20 лет имеют право получать 50 % от этой составляющей, а за каждый год выслуги свыше этих 20 лет — еще по 3 %, однако в сумме не более 85 % от денежного содержания.
Действующий на данный момент порядок централизованного финансирования пенсионных выплат обеспечивает 727 тыс. пенсионерам министерства своевременное и полное получение пенсий, пособий и компенсаций на всей территории Российской Федерации. Замечу, что, как и в предыдущие годы, в этом году в декабре для пенсионеров МВД России организована выплата пенсий за январь 2010 года, что позволит им заранее спланировать затраты на проведение предстоящих январских праздников.

— О проблеме обеспечения жильем военнослужащих говорится очень много, она постепенно решается. А насколько остро стоит вопрос строительства жилья для сотрудников милиции?
— В структуре МВД РФ существует Департамент тылового обеспечения, который непосредственно занимается этими вопросами. Однако и я знакома с данной проблемой не понаслышке. К сожалению, до настоящего времени закон о правоохранительной службе не принят и те его нормы, которые могли бы регулировать вопросы обеспечения милиционеров жильем, не действуют. Министерство получает определенные суммы на соответствующие цели, но их, конечно, недостаточно.
На сегодняшний день по России насчитывается не менее 100 тыс. сотрудников милиции, которые стояли в очереди за жильем еще до 2005 года и до сих пор его не получили. Те денежные средства, которые нам выделяются сейчас, предназначены для достройки уже начатых объектов. Отмечу, что министр внутренних дел очень серьезно ставил данный вопрос перед Минфином России, так что деньги на достройку начатых объектов будут выделены нам и в 2010, и в 2011 годах. Как ситуация будет развиваться дальше, сказать сложно.

— Как милиция готовится к предстоящим Олимпийским играм в Сочи и в каком финансировании нуждается данная подготовка?
— Подготовка к Олимпийским играм связана с проведением ряда очень серьезных мероприятий. Сейчас в Сочи строятся многочисленные олимпийские объекты, требующие нашего оперативного «пригляда». Помимо этого речь идет и о строительстве наших собственных объектов, например, на Красной поляне пока нет отдела внутренних дел, который должен обеспечивать охрану общественного порядка, а также КПП ГИБДД. Здание управления внутренних дел по городу Сочи нуждается в серьезной реконструкции, также как и здание подразделения ОМОН. В этом году министерству была выделена определенная сумма на проектно-изыскательские работы, а на следующий год предусмотрены средства непосредственно на строительство упомянутых объектов.
К сожалению, пока не удалось решить вопросы, связанные с финансовым обеспечением работы приданных сил МВД, привлекаемых нами в район будущих Олимпийских игр из многих регионов страны. Они необходимы, поскольку в район будущей Олимпиады стекается много рабочей силы. В свою очередь приданные силы нуждаются в командировочных, суточных, в средствах на горюче-смазочные материалы и аренду транспорта. По-видимому, данные вопросы предстоит решать уже в 2010–2011 годах. Олимпиада в Сочи состоится в 2014 году, а до этого нам предстоит обеспечивать порядок и безопасность на саммите АТЭС в Приморье в 2012 году и Универсиаде-2013, которая пройдет в Казани, что тоже потребует определенных сил и дополнительного финансирования.

— В реализации каких федеральных целевых программ сейчас принимает участие МВД России?
— Мы участвуем в реализации семи федеральных целевых программ. В частности, это ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008–2011 годы», программа «Дети России» на 2007–2010 годы
в части реконструкции центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Также отмечу ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», координатором которой выступает наше министерство.

— Исторический вопрос. Очевидно, что поддержание порядка и раскрываемость преступлений непосредственно зависят от различных оперативных мероприятий. Насколько изменились подходы к их финансированию, скажем, по сравнению с дореволюционным периодом?
— Бюджет по своей сути довольно простая вещь: государство дает деньги, которые должны расходоваться четко и по целевому назначению. В этом отношении ничего не меняется. Мы поднимали историю своего ведомства в царские времена и увидели привычную картину: зарплатные ведомости, документы на выдачу средств под отчет на приобретение различных канцелярских принадлежностей и т. д. Каких-то других крупных расходов особенно и не было. Действительно же изменилось сегодня то, что на первый план вышли новые технологии и разработки, включая компьютерные. Без них сейчас невозможна никакая серьезная оперативная работа.

— Продолжая разговор о высоких технологиях: как в Министерстве внутренних дел обстоят дела с автоматизацией бюджетного процесса?
— С 2002 года мы начали разрабатывать собственную автоматизированную систему для планирования и распределения бюджетных ресурсов. Сегодня она дает возможность интегрировать все программные продукты и формировать отчет, необходимый для представления в Министерство финансов РФ. Из всех силовых ведомств страны подобной системой может похвастаться только МВД России. В частности, мы используем очень хорошую программу, разработанную для целей аналитики нашего бюджетного процесса. В ее создании помимо непосредственных разработчиков программного продукта участвовали и финансисты Министерства внутренних дел. Она позволяет проанализировать данные за несколько лет и более качественно осуществлять планирование.
От качества планирования зависит очень многое. Тем более что и Федеральное казначейство оценивает нашу работу по тому, насколько правильно мы его осуществляем, как часто вносим корректировки, как работаем с финансами в течение года.

— Напрашивается вопрос о женщинах, работающих в системе органов внутренних дел. Отмечаете ли вы здесь какие-нибудь интересные тенденции?
— Могу сказать, что сейчас женщины стали идти в милицию более активно. Вспоминается начало 80-х годов прошлого века, когда руководителями финансовых служб в министерстве были сплошь мужчины: я знала только пять женщин, возглавлявших финслужбы. Сейчас на этих должностях мужчин осталось не более 40 %!
Тенденция заметна в том числе и по набору в профильные вузы, куда приходит очень много девушек. Кстати, они подчас обладают отличной физической подготовкой, поэтому стремятся попасть не только в подразделения, связанные с финансами, в следствие или в инспекторы по делам несовершеннолетних, как это было раньше, но и, например, в уголовный розыск. Немало очень перспективных девчонок, на которых любо-дорого посмотреть.

Материал подготовил Марк ЦУЦИЕВ, Журнал "Бюджет", декабрь 2009 г.
Поделиться