Совершенствование управления бюджетным процессом сегодня сложно представить без участия кредитных организаций. Традиционно поддержку государственным финансистам оказывали банки с госучастием, чей капитал позволял осуществлять кредитование, соразмерное потребностям бюджетов. Однако экономическая нестабильность проявила важные конкурентные преимущества частных банков: в работе с государственными финансами они не ограничиваются только кредитованием, предлагая субъектам бюджетного процесса весь комплекс банковских услуг — от кредитования и депозитов до зарплатных проектов и инвестиционного консультирования. О том, как эти преимущества реализовывались в 2009 году, рассказывает вице-президент Промсвязьбанка Надежда ГРАЧЕВА.
— Надежда Юрьевна, декабрь — месяц подведения итогов года. Как прошел уходящий год для возглавляемого вами подразделения — департамента государственных финансов?
— Объемы нашей работы существенно увеличились. С начала года мы осуществляли проекты почти в 50 регионах страны. Из 49 филиалов Промсвязьбанка — а у нас одна из самых больших филиальных сетей — практически каждый филиал осуществляет операции по оказанию услуг региональным и местным бюджетам, проводит операции по обслуживанию десятков государственных и муниципальных предприятий и учреждений, государственных и муниципальных подрядчиков (поставщиков). Клиентами банка являются десятки тысяч сотрудников бюджетной сферы.
— Промсвязьбанк до недавнего времени активно работал с бюджетной сферой, выступая в качестве организатора выпусков долговых ценных бумаг. Как пришла идея стать для бюджетной сферы таким же универсальным банком, каким Промсвязьбанк является для частных и корпоративных клиентов?
— Идея стала результатом реализации стратегии развития нашего банка, которая, в частности, заключается в том, что с каждым клиентом нужно работать не точечно, а системно. В сфере государственных финансов банк может предложить регионам и муниципалитетам большой набор услуг, системно связанных друг с другом.
Организуя выпуск ценных бумаг, банк видит, что у региона, например, есть потребность в кредитах. Банк, будучи уже проверенным партнером, может эту потребность удовлетворить. Или, разговаривая с начфином какого-нибудь города, мы выясняем, например, что у него очень много средств тратится на инкассацию, так как бюджетники до сих пор получают зарплату в кассах, в то время как Федеральное казначейство еще два года назад поставило задачу перевести всю бюджетную систему на безналичные выплаты. Очевидно, что зарплатный проект поможет решить проблему.
— На одной из коллегий Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что бюджетная система не является больше слабым звеном, как это было во времена кризиса 90-х. Вы согласны?
— Абсолютно! Нынешний кризис показал, что бюджет — это основа не только социальной сферы, но и экономики в целом. Сегодня наиболее стабильно работают те предприятия, которые исполняют государственный или муниципальный заказ. Расходные обязательства государства или муниципалитетов по такому заказу — это строка в бюджете, гарантированные деньги. О надежности госорганов как партнеров свидетельствует статистика: у нас нет по этому направлению ни одного невозврата, ни одной просрочки.
— Тогда почему региональные и муниципальные органы власти по всей стране все активнее используют услуги коммерческих банков?
— Потому что это обоюдовыгодный процесс. Коммерческие банки эффективно транслируют ликвидность, либо инвестируют ее избыток в бюджетную сферу, а участники бюджетного процесса получают доступ к надежным инструментам, обеспечивающим растущую долю доходной части бюджетов муниципалитетов и регионов, что в свою очередь обеспечивает стабильность бюджетного процесса.
— Под инструментами вы подразумеваете новые положения статьи 236 Бюджетного кодекса РФ, касающиеся размещения свободных бюджетных остатков на счетах в коммерческих банках?
— В том числе и эту норму. Для региональных бюджетов это существенная поддержка, которой не следует пренебрегать, особенно в период кризиса, когда нужно использовать любую возможность для увеличения доходов бюджета. Кроме того, наш банк для ряда госкорпораций является уполномоченным по размещению временно свободных средств. Мне как финансисту особенно интересно работать с Госкорпорацией ФСР ЖКХ, в которой сложилась очень профессиональная команда. В этой госкорпорации создана абсолютно прозрачная система отбора банков и размещения средств на депозитах через биржу.
Большие перспективы открывает сфера государственного и муниципального заказа. По сути кредитование подрядчиков и поставщиков на кассовые разрывы под государственный или муниципальный контракт — это кредитование под бюджетную строку, под утвержденное расходное обязательство. Здесь особенно интересны федеральные целевые программы. Конечно, прежде всего банк должен адекватно понимать риски самих заемщиков. Поэтому гарантированная строка бюджетных расходов или строка в федеральной целевой программе не отменяет внимательного подхода банка к оценке рисков заемщика.
— Вы говорили о зарплатных проектах для бюджетной сферы, о том, что во многих регионах зарплаты бюджетникам все еще выплачивают через кассу, неся при этом существенные сопутствующие затраты. Ваше предложение основано на реальном опыте или это пока проект?
— Это реальный опыт Промсвязьбанка. В апреле 2009 года Федеральное казначейство на территории Краснодарского края начало эксперимент по обеспечению получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами с использованием банковских карт. Промсвязьбанк стал первым банком, с которым территориальное Управление Федерального казначейства заключило государственный контракт для учета операций по обеспечению получателей средств бюджетов наличными денежными средствами с использованием расчетных дебетовых карт. Согласно условиям государственного контракта банк открыл соответствующие расчетные счета, обеспечил расчетными картами всех бюджетополучателей края, предоставил полный комплекс услуг по расчетному обслуживанию этих счетов. Бюджетополучателями будут выступать все уполномоченные сотрудники государственных и муниципальных учреждений Краснодарского края, которые по роду своей деятельности получают подотчетные суммы для организации хозяйственной деятельности своих подразделений.
— Промсвязьбанк традиционно силен в роли организатора эмиссий ценных бумаг на рынке регионального и муниципального долга. С кризисом этот сегмент сжался. Каковы его перспективы в 2010 году?
— Мы отмечаем оживление на рынке облигационных займов субъектов Федерации и муниципальных образований, и, видимо, в 2010 году ситуация здесь начнет развиваться по оптимистическому сценарию. Помимо Москвы, самого крупного эмитента на рынке государственных облигаций, в текущем году относительно успешно, принимая во внимание общую экономическую ситуацию, осуществили размещение своих облигаций Карелия, Томская, Самарская, Волгоградская области. В среднем выпуски ориентированы на полтора — три года, доходность размещения для эмитентов находится на уровне 13–13,5 %. Свои облигационные выпуски в текущем году готовят Удмуртия, Тверская, Московская области и ряд других эмитентов.
Низкие риски по бумагам субъектов РФ обусловлены низкой долговой нагрузкой регионов. Позитивным фактором кредитоспособности является то, что большая часть долга имеет длинную дюрацию. Во втором полугодии 2009 года и в 2010 году регионам предстоит погасить всего 16 % от общего объема находящихся в обращении бумаг. Это относительно небольшой объем предстоящих погашений в отличие от корпоративных заемщиков, имеющих преимущественно короткие бумаги с высокими рисками рефинансирования.
— Как вы оцениваете ситуацию на рынке регионального и муниципального долга? Почему многие субъекты предпочитают бюджетным кредитам банковское финансирование?
— Ситуация на рынке рыночных публичных заимствований сегодня выглядит гораздо лучше, чем это было в начале года и чем это можно было предположить еще летом. Существенно снизились процентные ставки банков-кредиторов и увеличилась их активность (см. график 1).
30 октября ставка рефинансирования ЦБ РФ снижена до рекордного для России значения — 9,5 %. Расширяет возможности кредитования вступившее в действие с 26 сентября текущего года Указание Банка России от 10 августа 2009 г. 2273-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 12 ноября 2007 г. № 312-П “О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами”», а также приказ Банка России от 9 сентября 2009 г. № ОД-608 «О внесении изменений в приказ Банка России от 14 февраля 2008 г. № ОД-101 “О предоставлении Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами”». Новая трактовка пунктов 3.2 и 3.5 Положения Банка России от 12 ноября 2007 г. № 312-П и пункта 3.3 приказа от 14 февраля 2008 г. № ОД-101 при получении кредита от Центрального банка разрешает принимать в обеспечение права требований по кредитам, выданным муниципальным образованиям (ранее только субъектам РФ).
— В нынешнем году развернулась критическая полемика вокруг законодательства о госзакупках. Не исключено, что оно будет дорабатываться. Исходя из практики банка, какие нормы, на ваш взгляд, нуждаются в корректировке законодателями?
— Во-первых, позитив вступления в силу новой редакции статьи 236 Бюджетного кодекса РФ оказался перечеркнут особенностями ее применения. Например, нет единого мнения, каким образом должен проводиться отбор банков, в которых могут быть размещены бюджетные средства. Часть субъектов действует по аналогии с Минфином России, пользуясь правом самостоятельно определять порядок размещения. Часть субъектов используют механизм, установленный Федеральным законом № 94-ФЗ, и проводят открытый конкурс или аукцион. Следование нормам Федерального закона № 94-ФЗ влечет за собой такой вопрос: как быть с распоряжением Правительства РФ № 236-р, установившим, что размещение государственных (муниципальных) заказов на предоставление банковских услуг должно производиться только путем проведения открытого аукциона? Критерий оценки заявок при аукционе — цена контракта — не работает в банковской сфере, где первостепенное значение имеют репутация, надежность и профессионализм. Ведь ценовой демпинг может привести к тому, что бюджетные средства окажутся в нечестных руках. Это относится и к тендерам на предоставление бюджетам кредитов, организации выпусков ценных бумаг.
Кроме того, необходимо расширить возможности муниципальных заимствований путем внесения изменений в статью 103 Бюджетного кодекса РФ, которая закрепляет право осуществления муниципальных заимствований только за местной администрацией. Практика показывает, что муниципальные заимствования осуществляются финансовым органом администрации, а не самой администрацией.
За пределами Бюджетного кодекса РФ сдерживающими факторами для развития сотрудничества банков и участников бюджетного процесса можно назвать положения статьи 5 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данная норма устанавливает необходимость утверждения всех договоров, заключаемых от имени субъекта РФ, законодательным органом такого субъекта. От этого положения страдает оперативность принятия финансовых решений администрациями, а политические процессы в законодательном органе могут стать угрозой бюджетному процессу целого региона.
Сфера банковского обслуживания субъектов бюджетной системы активно развивается, и мы видим здесь хорошую динамику и возможности улучшения и законодательной базы, и практики правоприменения в интересах прежде всего самих субъектов бюджетного процесса — регионов, муниципалитетов, государственных организаций.
— Надежда Юрьевна, в сфере обслуживания госорганов традиционно работают банки с государственным участием. Они являются вашими конкурентами?
— Нет, прямой конкуренции нет. У каждого своя ниша. Более того, наряду с нашими предложениями обязательно должны присутствовать и банки с госучастием. Я хорошо понимаю руководителей финансовых органов и губернаторов: они работают в условиях жесткого контроля как со стороны исполнительной власти, так и со стороны своих депутатов. Поэтому принципиально важно, чтобы интересы органов власти обслуживались и в банках с государственным участием. Можно сказать, что это обязательное условие нашей работы в данном сегменте.
С другой стороны, Промсвязьбанк, пожалуй, единственный в этом секторе практикует комплексный подход, тогда как многие другие кредитные организации предлагают точечные решения и удовлетворяют разовый спрос на ту или иную услугу. Мы видим ситуацию комплексно и предлагаем комплексное решение, которое и организационно, и по цене имеет свои преимущества.
Для любого министра финансов региона и начальника финансов города прежде всего важна надежность банка-партнера. В этом смысле мы можем с уверенностью говорить, что наша надежность как партнера сопоставима с надежностью банков с госучастием.
Беседовал Владимир КРАВЧЕНКО
Журнал "Бюджет", декабрь 2009 г.
— Финансы — №12 Декабрь 2009 — 11 января 2010