25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 10583 Материалы по теме
Тугарин
2009 год был непростым для всех субъектов Федерации, но тяжелее всего пришлось тем, чьи доходы в значительной степени зависят от отраслей экономики, сильнее всего пострадавших от кризиса. Именно к таким регионам относится Вологодская область. О том, как регион справляется с кризисной ситуацией, рассказывает начальник Департамента финансов, первый заместитель губернатора области Сергей ТУГАРИН.

— Сергей Станиславович, с какими трудностями вы столкнулись в процессе исполнения бюджета Вологодской области в текущем году?
Финансово-экономический кризис оказал серьезное влияние на исполнение бюджета области. Поступление за 10 месяцев текущего года собственных доходов по сравнению с прошлым годом сократилось на 45 %. По уровню падения налоговых и неналоговых поступлений регион занимает четвертую позицию среди субъектов РФ.
В последние годы наша область развивалась достаточно динамично, регион был донором. За предыдущие пять лет рост промышленного производства составил 15 %, объем инвестиций — 321 млрд руб. Прибыль предприятий возросла в полтора раза. Поступательно развивались все отрасли экономики и в первую очередь металлургическое и химическое производства. Их доля в объеме прибыли области выросла и к 2009 году составила 94 %, а налог на прибыль формировал 47 % доходов бюджета области. Под влиянием положительной динамики в экономике области собственные доходы бюджета увеличились в два раза.
Однако уже в октябре 2008 года произошло падение всех макроэкономических показателей. В 2009 году мы недосчитаемся свыше 17 млрд руб. налога на прибыль. Если в целом по России налог на прибыль снизился за 10 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 45 %, то у нас в области он упал почти в шесть раз.
Но надо отдать должное нашим металлургам и химикам: благодаря высокому уровню менеджмента после падения в начале года, например, металлурги по итогам девяти месяцев работы практически ликвидировали убытки. Химическое производство не только не остановило производственный цикл, но и завершает к концу года перевооружение производства, направляя пусть и в меньших размерах, но существенные налоги в бюджет.
Негативно сказались и другие факторы, вызванные последствиями экономического кризиса. Это в том числе и возвраты налогоплательщикам переплаты налога на прибыль, образовавшейся по итогам 2008 года. Недополученные доходы бюджета от возвратов составили за 10 месяцев 1 млрд руб. Это в четыре раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Основным доходным источником бюджета в текущем году является налог на доходы физических лиц (43,8 % налоговых и неналоговых доходов). Но даже при сохранении в 2009 году заработной платы на уровне  2008 года НДФЛ в текущем году поступает в бюджет со снижением к прошлому году на 10 %. Свою роль сыграли стандартные и имущественные налоговые вычеты, размеры которых существенно повышены.
В результате снижения бюджетообразующих источников объем налоговых и неналоговых доходов бюджета региона оценивается в текущем году в 27,1 млрд руб. при факте 2008 года — 45,8 млрд руб.

— Как повлияли принятые региональными властными структурами антикризисные меры на исполнение бюджета в 2009 году?
С начала года правительство области реализует антикризисные меры. Самое важное направление антикризисных мероприятий — обеспечение занятости населения области. Оперативное принятие и реализация целевой программы содействия занятости населения способствовали стабилизации положения на рынке труда, сохранению кадрового потенциала организаций; повышению конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.
На реализацию программы содействия занятости населения из бюджета области выделено 960 млн руб. Уже на сегодня более 2,5 тыс. граждан, находящихся под риском увольнения, направлены на опережающее профессиональное обучение, 40,8 тыс. безработных трудоустроены на общественные, временные работы, более 1100 безработных граждан стали заниматься предпринимательской деятельностью. В результате численность безработных граждан в области, возросшая к середине мая 2009 года до максимального значения (29,2 тыс. человек), постепенно начала сокращаться. В настоящее время уровень регистрируемой безработицы сократился с 4,4 % до 3,71 %.
Решение проблемы безработицы возможно за счет дальнейшего развития отраслей реального сектора экономики, поддержки малого бизнеса, реализации инвестиционных проектов. В целях поддержки предприятий реального сектора экономики на областном уровне сохранены все налоговые преференции по налогу на имущество организаций. Предоставление налоговых льгот позволит организациям направить на развитие производства около 1 млрд руб.
В целях поддержки предприятий лесопромышленного комплекса области сохранены низкие (всего 20 %) областные надбавки к ставкам лесных платежей за лесные ресурсы. Предприятиям ЛПК предоставлены областные государственные гарантии на общую сумму свыше 200 млн руб., шести сельскохозяйственным предприятиям и двум комбинатам хлебопродуктов — на общую сумму 1,5 млрд руб.
Содействию занятости населения и развитию жилищного строительства способствуют принятые правительством области ключевые решения в сфере альтернативной самозанятости. Гражданам, желающим построить жилье, предоставляется возможность приобретения 200 куб. м древесины на корню. Стоимость 200 куб. м древесины по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд не превышает 200 руб. (ранее она составляла от 16 до 20 тыс. руб.). С начала года по 2049 заявкам заключены договоры купли-продажи с общим объемом 329 тыс. куб. м древесины.
В текущем году построено 378,9 тыс. кв. м жилья, что составляет 110,2 % к аналогичному уровню 2008 года. Население за свой счет и с помощью кредитов построило 121,6 тыс. кв. м.
Важное место в комплексе мероприятий правительства области занимает поддержка предпринимательства. За прошедшее время удалось сделать многое для улучшения инвестиционного и налогового климата, для снятия административных барьеров, реализуется комплекс мер по финансовой, имущественной и информационной поддержке малого бизнеса. Проводится постоянный мониторинг влияния коэффициента К2 по единому налогу на вмененный доход на положение налогоплательщиков. За истекший период 2009 года размер коэффициента К2 уменьшен в 25 % муниципальных образований.
По упрощенной системе налогообложения налоговая ставка снижена на 10 % для налогоплательщиков, занятых в социально значимых отраслях (пищевая, легкая промышленность, производство изделий народных, художественных промыслов, жилищно-коммунальное хозяйство, внутренний туризм). Налоговая нагрузка для малого бизнеса в этом году в нашей области минимальная среди регионов Северо-Запада.
Для улучшения финансового положения организаций приняты нормативные акты о проведении в 2009 году реструктуризации задолженности юридических лиц по региональным налогам, начисленным на них пеням и штрафам. Организациям предоставлено право поэтапно, в течение трех лет, погашать накопившиеся перед бюджетом долги по региональным налогам, пеням и штрафам, которые образовались до 1 апреля 2009 года. Для субъектов малого и среднего бизнеса предусмотрены сниженные ставки арендной платы за пользование государственным и муниципальным имуществом на 30 % к уровню 2008 года.
В Вологде в рамках реализации совместного с Минэкономразвития России проекта «Создание и развитие инфраструктуры субъектов малого предпринимательства» открыт областной бизнес-инкубатор. Бюджетные затраты на реализацию проекта за три года составили 131,6 млн руб., в том числе федеральные средства в сумме 50,2 млн руб. Расширяется филиальная сеть ГУ Вологодской области «Бизнес-инкубатор», открыто шесть дополнительных офисов, функционирует Агентство городского развития в Череповце.
Долгосрочной целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009–2012 годы» предусматривается государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Это субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях. Объем кредитных средств, полученных на развитие субъектами малого бизнеса, получившими государственную поддержку, составляет свыше 1 млрд руб., при этом 60 % кредитных средств направлено на инвестиционные цели.
Из областного бюджета выделяются субсидии на создание собственного дела (грантовая поддержка). В настоящее время 158 участников рекомендованы на получение грантов на общую сумму 46,3 млн руб. Ими будет создано в 2009 году 705 рабочих мест. Планируемый объем реализации товаров (работ, услуг) на предприятиях составит 368,3 млн руб.
Выделяются субсидии некоммерческим организациям, образующим инфраструктуру, на предоставление на возвратной основе займов субъектам малого и среднего предпринимательства, на обеспечение поручительств, на возмещение затрат по организации обучения, созданию и ведению собственного дела. Всего на финансовую поддержку малого бизнеса в текущем году выделен из средств бюджета 141 млн руб.
В итоге нам удалось увеличить количество субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей. Вновь зарегистрировано почти две тыс. юридических лиц и 4750 предпринимателей. В целом в рамках развития малого бизнеса в 2009 году будет сохранено и создано более 6,7 тыс. рабочих мест, из них 4,1 тыс. — это новые рабочие места. Отмечается рост оборота малых предприятий более чем на 20 %.
В результате принятых мер по государственной поддержке реального сектора экономики, самих предприятий, а также по изменению ситуации на рынке в экономике области наметилась устойчивая тенденция замедления темпов спада. Если в I квартале 2009 года индекс промышленного производства составлял 72,4 % к соответствующему периоду 2008 года, то по итогам 10 месяцев уже 80,9 %. И если по сравнению с докризисным уровнем (сентябрем 2008 года) в ноябре 2008 года, в самый пиковый месяц спада, промышленное производство упало на 42 %, то к ноябрю 2009 года мы почти остановили это падение — снижение составило лишь 3,6 %. Оборот розничной торговли за 10 месяцев 2009 года в целом по области составил 52,8 млрд руб. или 81,6 % к аналогичному периоду 2008 года.
Что касается оптимизации расходов бюджета, то эта работа была начата еще в конце 2008 года. В результате на начало 2009 года был создан «финансовый резерв» в сумме 2,5 млрд руб. Проводятся мероприятия по оптимизации расходов в образовании, здравоохранении, на государственное и муниципальное управление.
В сложившейся ситуации в 2009 году не проиндексирована заработная плата работникам бюджетной сферы, сохранен на уровне 2008 года размер всех социальных выплат, выплата субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг переведена на федеральный стандарт. Также мы вынуждены были сократить объем инвестиционных расходов с 11,6 млрд руб. до 5,9 млрд руб.
Таким образом расходы областного бюджета сокращены на 9 млрд руб. Но, несмотря на двукратное сокращение доходов бюджета, мы ни разу не допустили задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.

— Какие направления антикризисной политики, по вашему мнению, необходимо продолжить реализовывать в 2010 году?
Безусловно, перспективным направлением диверсификации экономики является развитие малого бизнеса. Поэтому в 2010 году мы планируем продолжить реализацию мер по развитию и укреплению данного сектора экономики, в том числе через проведение гибкой налоговой политики и сохранение налоговых преференций. Для предпринимателей, работающих с применением специальных налоговых режимов — единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения — налоговая нагрузка в 2010 году по области останется на уровне 2009 года. У индивидуальных предпринимателей появится возможность работать на основе патента. Система вводится на территории области с 1 января 2010 года. Размер потенциально возможного годового дохода оптимальный: он варьируется от величины прожиточного минимума до среднемесячной заработной платы. Для сельской местности предусмотрен понижающий коэффициент.
Введение данной системы налогообложения предоставит новые возможности малому бизнесу. Простота и удобство в использовании, низкий уровень налогообложения — основные преимущества патента для предпринимательства. Граждане смогут открыть собственное дело без первоначальных капиталовложений, и тем самым частично решится проблема занятости. Также патентная система будет способствовать легализации доходов по традиционно находящимся «в тени» видам деятельности: перевозка пассажиров такси, строительство и ремонт жилья. По нашей оценке, на первоначальном этапе функционирования данной системы налогообложения мы столкнемся с проблемой снижения доходов бюджета. Постепенно, с увеличением численности индивидуальных предпринимателей, потери казны восполнятся.
И, конечно, мы продолжим работу по оптимизации бюджетных расходов.

— С каким бюджетом вступит Вологодская область в 2010 год?
Мы проанализировали все экономические возможности региона. Консервативный вариант экономического прогноза лег в основу формирования доходной части бюджета. Учли мы и положительные тенденции, наметившиеся в нашей экономике к концу этого года. Можно с уверенностью сказать, что объем производства увеличится в будущем году на 2,5 %, а прибыль на 32 %. Главную роль при этом вновь будут играть металлурги. По нашим прогнозам, ускорятся темпы роста фонда оплаты труда (на 4 %), стоимость основных средств вырастет на 5 %. Соответственно возрастут и основные источники доходов бюджета области: налог на прибыль — на 14 %, НДФЛ — на 3 %, налог на имущество организаций — на 10 %.
Более справедливое, как мы считаем, распределение акцизов на нефтепродукты, обусловленное протяженностью дорог и количеством автотранспорта, даст области увеличение акцизных сборов на 16 %. Увеличение собственной доходной базы бюджета области планируется на уровне 7 %. Но общий объем доходов — 29 млрд руб. — еще далек от докризисного уровня. Некоторое снижение доходов мы будем иметь от введения дополнительных антикризисных мер: повышения в два раза порога выручки для применения малым бизнесом «упрощенки» и введения налогообложения на основе патента.
Общий объем доходов консолидированного бюджета области прогнозируется в 2010 году в сумме 34,3 млн руб., расходов в сумме 40,9 млн руб., дефицит — 6,6 млн руб., или 22,2 % от объема доходов без учета безвозмездных поступлений.
Расходная часть бюджета сформирована с учетом задачи поэтапной адаптации бюджетной системы к существующим условиям и оптимизации бюджетных расходов. В структуре областного бюджета сохранена социальная направленность. В полном объеме будут обеспечены расходы на выплату заработной платы, стипендий учащимся, предоставление мер социальной поддержки населению, а также расходы, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения населения области (питание, медикаменты, оплата энергоресурсов), обслуживание государственного долга области. Расходы на публичные обязательства и социальные выплаты предусмотрены исходя из установленных выплат без индексации, сохранены действующие в 2009 году условия оплаты труда работникам бюджетной сферы.
В следующем году будет продолжена реализация программно-целевого принципа планирования бюджетных расходов. В областном бюджете предусмотрено финансирование 37 долгосрочных целевых программ и 15 ведомственных целевых программ. Общий объем средств на реализацию целевых программ составит в 2010 году 3,6 млрд руб.
По таким программам, как программы «Льготные лекарства», «Сахарный диабет», «Здоровое поколение» предусматриваются средства, которые будут направлены на закупку и обеспечение граждан бесплатными лекарствами при амбулаторном лечении и другими товарами медицинского назначения, в том числе больных сахарным диабетом — сахароснижающими препаратами, детей первого года жизни — детским питанием. Среди других приоритетов бюджетной политики — поддержка сельского и дорожного хозяйства, а также стимулирование муниципалитетов к получению дополнительных доходов.

— Интересно было бы услышать ваши предложения по совершенствованию межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ…
В текущем году Министерство финансов РФ оказало значительную поддержку бюджетам субъектов РФ, которая позволила сбалансировать бюджеты. В следующем году регионам также необходима помощь федерального бюджета, чтобы решать проблемы сбалансированности бюджетов.
В течение года в рамках заседаний Сообщества финансистов России и на страницах вашего журнала неоднократно обсуждались наиболее актуальные проблемы, связанные с исполнением бюджетов. Остановлюсь, по-моему мнению, на самых важных.
Если на 2009 год в федеральном бюджете объем средств для предоставления дотаций бюджетам субъектов РФ на обеспечение сбалансированности бюджетов составляет 193 млрд руб., то в федеральном бюджете на 2010 год на эти цели предусмотрено на 100 млрд руб. меньше. Безусловно, этих средств абсолютно недостаточно. Поэтому необходимо в процессе исполнения федерального бюджета в следующем году рассмотреть вопрос об увеличении объема дотаций бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.
В уходящем году одним из главных источников покрытия дефицита стал бюджетный кредит федерального бюджета. Мы столкнулись с непростой процедурой получения бюджетного кредита. Объем средств федерального бюджета в 2010 году для выдачи кредитов субъектам РФ также сокращен на 30 млрд руб. и составляет 140 млрд руб. В условиях необходимости оперативного решения вопроса по закрытию дефицита бюджетов считаю необходимым просить Министерство финансов РФ в процессе исполнения федерального бюджета в 2010 году также рассмотреть вопрос об увеличении объема средств федерального бюджета для выдачи кредитов субъектам РФ и упростить процедуру принятия решения о выдаче бюджетного кредита.
В России, как известно, всегда существовали две проблемы, одна из них — дороги. За последние годы на развитие автомобильной сети были направлены значительные средства федерального бюджета и бюджетов субъектов. Это позволило значительно улучшить качество дорожной сети области. Сегодня при резком сокращении средств на дорожное хозяйство можно потерять достигнутый результат. Необходимо изменить форму выделения средств субъектам Федерации на поддержку дорожного хозяйства, заменив бюджетные кредиты субсидиями из фонда софинансирования социальных расходов.
Реформа, связанная с монетизацией льгот, проводится с 2005 года. В настоящее время в большинстве субъектов РФ не осуществлен переход от натуральных льгот к денежным выплатам гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг. Принятие данной меры в условиях нестабильной экономической ситуации и снижения реальных доходов населения может повлечь изменение финансового состояния предприятий ЖКХ и усилить социальную напряженность в обществе, а также привести к увеличению бюджетных расходов на администрирование. Поэтому считаю, что обязательный переход от натуральных льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг к денежным выплатам с 1 января 2010 года преждевременен. Необходимо отложить реализацию ст. 14 Закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части обязательности монетизации льгот с 1 января 2010 года и определить на федеральном уровне единообразные принципы и порядок перехода от натуральных льгот к денежным выплатам для всех субъектов РФ.
Надеюсь, что конструктивное взаимодействие Министерства финансов РФ с регионами будет продолжено и в будущем году.

Журнал "Бюджет", декабрь 2009 г.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно