25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4191 Материалы по теме
уфк
Всероссийское совещание Федерального казначейства по вопросам обеспечения исполнения федерального бюджета по расходам и ведения федеральных реестров прошло  9–12 ноября 2009 года в Московской области. В работе совещания приняли участие: руководитель Федерального казначейства Р. А. Артюхин, заместитель руководителя Федерального казначейства С. Е. Прокофьев, представители Министерства финансов РФ, центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органов.
Иван СЕДОВ

В ходе совещания обсуждались актуальные вопросы казначейской работы: координация работы казначейских органов по расходному направлению, ведению реестров, санкционированию оплаты денежных обязательств, управлению операциями со средствами на едином расчетном счете, внедрение Автоматизированной системы Федерального казначейства и др. Руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин обратил внимание на основную казначейскую миссию — проведение платежей из федерального бюджета и доведение бюджетных данных после принятия закона о бюджете до всех участников бюджетного процесса, где бы они ни находились на территории Российской Федерации. Эта работа составляет суть казначейской работы и определяет все стоящие перед казначейством задачи и направления деятельности.

«Электронное» казначейство

Одна из задач — создание «электронного» казначейства, то есть обеспечение электронного взаимодействия территориальных органов Федерального казначейства с клиентами таким образом, чтобы любой клиент, не отходя от своего рабочего места, мог общаться с казначейским органом, проводить платежи через казначейство.
Сокращение до минимума личного общения казначеев с клиентами и электронная фиксация всех элементов общения позволяют в максимальной степени сократить возможности для коррупции и обеспечить полный последующий контроль всех выполняемых операций. Федеральное казначейство сегодня опережает многие другие органы власти на пути создания «электронного» правительства.
В основе «электронного» правительства, «электронного» государства и, в частности, «электронного» казначейства должна лежать четкая регламентация деятельности органов власти, без которой невозможно обеспечить переход на электронные носители. Нормативные документы, принимаемые сегодня Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством, полностью охватывают все без исключения полномочия в области организации исполнения бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджета. Эти нормативные акты дополняют административные регламенты, которые, с одной стороны, информируют клиентов о порядке взаимодействия с казначейством, а с другой — определяют основные технологические процессы, осуществляемые в системе Федерального казначейства.
Основные положения этих групп документов практически полностью охватили все технологические процессы. Таким образом, сегодня все полномочия Федерального казначейства имеют полное покрытие соответствующими нормативными актами Минфина России и Федерального казначейства.
В 2010 году планируется переход Федерального казначейства на автоматизированную систему работы, что станет завершающим этапом большой десятилетней работы. АС ФК имеет в своей основе совсем иную технологию обработки данных и делает доступной всю необходимую информацию для центрального аппарата, территориальных органов, получателей бюджетных средств, органов контроля. Это серьезный шаг вперед в области обработки информации, тем более что никто, кроме Казначейства, не располагает столь оперативной и достоверной информацией и не имеет возможности осуществлять перечисление средств из бюджетной системы, платежи, процедуры санкционирования расходов. Задача Казначейства — способствовать тому, чтобы везде, где имеются технические возможности, обеспечить высокий уровень безналичных платежей из федерального бюджета.

Расходный блок Федерального казначейства

Заместитель руководителя Федерального казначейства С. Е. Прокофьев отметил, что важнейшими функциями Федерального казначейства является то, что оно одновременно является и кассиром, и главным бухгалтером, и главным финансовым контролером в системе Правительства РФ. К каждой из этих функций расходный блок Федерального казначейства имеет самое непосредственное отношение.
В реализации антикризисных решений правительства страны расходный блок Федерального казначейства участвует в решении целого ряда задач, в том числе в обеспечении безусловного выполнения публичных обязательств бюджетов как в части поддержки реального сектора сферы обращения, финансирования государственного оборонного заказа, так и в части бесперебойного обеспечения бюджетных учреждений и в первую очередь учреждений социальной сферы, учреждений, которые непосредственно оказывают государственные услуги.
В числе глобальных задач расходного блока Федерального казначейства С. Е. Прокофьев выделил следующие:
  • повышение эффективности использования бюджетных средств. Речь идет о концентрации на едином казначейском счете максимально возможных бюджетных средств с целью минимизации отвлечения средств из Резервного фонда, ускорения оборачиваемости бюджетных ресурсов и минимизации наличного денежного оборота;
  • надежность и безопасность бюджетных расчетов. Здесь особое внимание должно быть обращено на внедрение автоматизированной информационной системы Федерального казначейства, системы электронного казначейства, на предстоящее решение задачи по учету бюджетных обязательств;
  • усиление антикоррупционной направленности в работе Федерального казначейства. Здесь речь идет об административно-технологической регламентации, повышении эффективности внутреннего контроля и самоконтроля внутри территориальных органов Федерального казначейства и усилении использования данных реестров государственных контрактов;
  • повышение производительности труда, то есть снижение трудозатрат, и повышение качества казначейской работы на основе принципов единообразия и оптимальности.
Эти глобальные задачи определяют содержание и значимость всех конкретных направлений работы, предстоящей казначейским органам в ближайшей перспективе.
Заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ Т. В. Саакян рассказала о намечающихся изменениях в бюджетном законодательстве Российской Федерации. На совещании также выступили: руководитель отдела Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ Е. В. Мухтиярова, начальник Операционного управления Д. С. Гришин, заместитель начальника Управления совершенствования функциональной деятельности Г. В. Суровцева, начальник Управления внутреннего контроля и аудита Н. А. Логинова, заместитель начальника Управления финансового прогнозирования и управления единым казначейским счетом Е. А Семенова, руководители региональных УФК и др.
В ходе совещания были подготовлены предложения по совершенствованию деятельности Федерального казначейства в части полномочий по исполнению расходной части федерального бюджета. 

Журнал "Бюджет", декабрь 2009 г.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно