Сколько человеку отпущено?
Проблемой пожилых людей человечество озабочено уже многие десятилетия. Причину ее возникновения ошибочно связывают с так называемым «постарением населения планеты», иначе говоря, с возрастанием доли старших возрастов и уменьшением доли младших в демографической структуре. Однако эти структурные изменения — естественный результат улучшения условий человеческой жизни и, как следствие, увеличения ее продолжительности.Считается, что в древности люди в основной массе едва доживали до 20–22 лет. По мере улучшения условий жизни, прежде всего социальных, средняя продолжительность жизни постепенно увеличивалась. В XVIII веке она составляла около 30 лет, в XIX — порядка 36 лет, к началу XX века достигла по разным оценкам 45–55 лет. В наши дни средняя продолжительность жизни оценивается примерно в 70–75 лет и продолжает расти, постепенно приближаясь, по крайней мере в развитых странах, к 80–90 годам.
Пределом человеческой жизни одни специалисты полагают 120–125 лет, другие считают, что это — всего лишь субъективное мнение, основанное на знаниях, почерпнутых в годы учебы из давно устаревших учебников, и наблюдений за животными. На сегодняшний день нет никаких объективных данных, свидетельствующих о том, что природа установила какие-либо пределы человеческой жизни, преодолеть которые человек не сможет ни при каких обстоятельствах.
Доминирующее поколение
Было время, и не так давно, когда увеличение продолжительности жизни населения воспринималось с оптимизмом и рассматривалось как прогрессивное явление в развитии человечества. Хотя и тогда было очевидно, что более долгая жизнь будет сопровождаться изменением возрастной структуры населения в пользу старших поколений.Причина превращения этого очевидного и давно известного факта в «проблему старения населения» на самом деле заключается в другом: устарело представление о средней длительности человеческой жизни, которое не просто сложилось много лет назад, а, что гораздо важнее, сегодня законодательно закреплено в нормативных документах, составляющих правовую основу инфраструктуры жизни современного человека. Именно эта правовая основа и инфраструктура жизни в целом устанавливают основной массе граждан те временные рамки, которые определяют, когда они обязаны ходить в школу, проходить военную службу, уходить на пенсию, когда они могут избирать и избираться, поступать на дневное отделение вуза и аспирантуры, когда могут занимать те или иные должности, заниматься теми или иными видами деятельности, считаться дееспособными, равноправными, полноценными гражданами в своей собственной стране.
Функционирующая сегодня в разных странах инфраструктура жизни складывалась в эпоху индустриализации, когда несмотря на все возрастающее применение внешней энергии (воды, ветра, тепла, электричества) широко использовался тяжелый физический труд основной массы работающих, интенсивно поглощавший их жизненные ресурсы и сокращавший срок жизни. В этот период, очевидно, и формируется представление о человеческих возможностях и неизбежном существовании в каждый момент времени одного-единственного доминирующего поколения — возрастной группы, представители которой в соответствии с законами той или иной страны обладали дееспособностью во всех случаях и в полной мере.
И хотя за прошедшее время в мире произошли огромные технологические, экономические, политические, демографические и прочие изменения, представление о возможности существования только одного-единственного доминирующего поколения сохранилось до наших дней как нечто незыблемое, неизменное до скончания веков. Сегодня это представители «трудоспособного возраста», ограниченного сверху пенсионным порогом (в Российской Федерации — 60/55 лет, в других странах — близко к этому).
Считается, что люди других возрастов либо ЕЩЕ, либо УЖЕ нуждаются в опеке, не могут считаться дееспособными во всех случаях и в полной мере наравне с представителями доминирующего поколения, а, следовательно, могут и должны быть ограничены в своих правах, действиях, свободе принятия решений. Между тем реальный трудоспособный период у физически здоровых людей становится все продолжительнее, а настоящая физиологическая (не хронологическая) старость продолжает отступать. Все более значительной становится в демографической структуре доля людей, хотя и выведенных за нормативно-законодательные рамки трудоспособного возраста, но сохранивших прекрасное здоровье и желающих продолжить полноценную жизнь во всех ее аспектах и дальше. Однако чем дальше, тем больше препятствий возникает на пути реализации этих желаний по чисто возрастным причинам.
Дискриминация по возрасту
Между тем еще в прошлом столетии в странах Западной Европы заметное увеличение средней продолжительности жизни привело к появлению так называемых «молодых стариков» (людей, переступивших официальную границу между зрелостью и старостью — 65 лет), которых ни внешне, ни по состоянию здоровья или каким-либо иным критериям нельзя отнести к числу стариков в устоявшемся понимании этого слова. В XXI веке тем более настало время существенно изменить привычный взгляд на людей старшего возраста (прежде всего — 60–80 лет) как на синоним слабости, беспомощности, юридической недееспособности.Пока же повсеместная практика на рынке труда такова, что предпочтение отдается более молодым кандидатам, даже заведомо уступающим пожилым претендентам по чисто профессиональным качествам. Часто только молодые люди могут рассчитывать на интересную работу, соответствующую уровню профессиональной квалификации должность, хороший оклад, перспективу роста, которой, как убеждены представители доминирующего поколения, у пожилых работников быть не должно.
Положение поколений, и не только на рынке труда, очень сильно различается, а проблема полноценной, равноправной с другими возрастными группами жизни старших возрастов остается одной из главных нерешенных проблем. Создание достойных условий для жизни пенсионеров — лишь часть этой проблемы. Главное же в том, чтобы пожилые люди при достижении установленного действующим законодательством пенсионного возраста имели право выбора между добровольным выходом на пенсию и продолжением нормальной жизни в равных с другими поколениями условиях. Однако сегодня все элементы инфраструктуры жизни ориентированы на создание условий для полноценной жизни только одного доминирующего поколения («трудоспособного возраста»), тогда как претендуют на это уже по меньшей мере два поколения.
Создание новой инфраструктуры жизни
Для мирного сосуществования многих поколений одновременно, для равноправного участия граждан всех возрастов в трудовой деятельности, общественной и политической жизни без каких-либо проявлений возрастной дискриминации необходимо создание новой инфраструктуры жизни, предполагающей:- новые подходы к формированию общественно-политических, социально-экономических, орга-низационно-трудовых отношений, закрепленных в законодательстве;
- новые приоритеты в стратегии развития страны, в бюджетных расходах, кадровой политике, организации здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения;
- новые принципы формирования возрастных ограничений, резервирования ресурсов, охраны прав разных возрастных групп населения, введения иных мер исключения возрастной дискриминации;
- формирование в обществе новых нравственных норм и ценностей, новых установок и представлений.
Проблемы российской пенсионной системы
Для России решение этой проблемы имеет особое значение. По прогнозам Росстата, с 2008 по 2025 год естественная убыль населения России превысит 11 млн человек, лиц трудоспособного возраста будет на 14 млн человек меньше, пенсионеров — на 5 млн больше. Уже в 2011 году число людей пенсионного возраста превысит 31 млн человек. В 2025 году общая нагрузка на 1000 лиц рабочего возраста достигнет 820–880 иждивенцев, при этом вклад пожилых будет составлять 55–60 %. Доля лиц в возрасте 60 лет и старше между 1960 и 2006 годами увеличилась в стране с 9 % до 17 %, а в 2025 году доля этой возрастной группы достигнет 23 %.Проводимая правительством политика повышения рождаемости в стране с одной стороны и продолжающееся, хотя и мало заметными темпами, увеличение продолжительности жизни в пенсионном возрасте с другой неизбежно продолжают тенденцию к возрастанию социальной нагрузки на уменьшающееся работающее население. Дальнейшее снижение коэффициента замещения, исчисляемого как отношение средней трудовой пенсии к средней заработной плате, становится долгосрочной проблемой российской пенсионной системы. Сохранение существующего ныне порядка в неизменном виде ведет к снижению коэффициента замещения с 25 % в 2007-м до 16–18 % в 2020 году. В то же время в развитых странах коэффициенты замещения не опускаются ниже 40 %, а к 2045 году планируется приблизить их к 70 %. В России к этому сроку коэффициент замещения вряд ли удастся поднять даже до 40 % без принятия каких-либо кардинальных мер.
Неслучайно еще до появления первых симптомов надвигающегося мирового финансового кризиса отмечались ожидания кризиса пенсионной системы в России к 2020 году. В связи с этим и отечественные специалисты, и зарубежные авторитеты настойчиво высказывали мысль о целесообразности продолжения старшим поколением трудовой деятельности как можно дольше. Но как это осуществить на практике?
Повышение пенсионного порога?
Наиболее привлекательная по своей простоте и потому наиболее часто эксплуатируемая идея — повышение (открытое или завуалированное) пенсионной планки с нынешних 60/55 (для мужчин/женщин) лет до 65–70 лет (и для мужчин, и для женщин). Чем выше возраст выхода на пенсию, тем меньше претендентов до нее доживет. В идеале пенсионный порог можно поднять на такую высоту, до которой сумеют дожить лишь ничтожные доли процента трудоспособного населения. Тогда социальные обязательства государства станут чистой воды профанацией, а Пенсионный фонд РФ превратится в мечту любой страховой организации: взносы будут собираться в принудительном, законом установленном порядке, а платить пенсии будет некому. И не надо совершенствовать организацию, экономить на содержании управленческого аппарата, искать эффективные пути вложения пенсионных средств, принимать другие трудные решения.По оценке Росстата, продолжительность жизни в 2008 году составила у мужчин 61,7 лет, у женщин — 74,2 года. Увеличение пенсионного порога даже до 65 лет превратит в фикцию гарантированное статьей 39 Конституции РФ право «на социальное обеспечение по возрасту» для бòльшей части мужчин и значительной доли женщин — они просто не доживут до того момента, когда этим правом смогут воспользоваться. Даже нынешнюю пенсионную планку, как известно, преодолевают далеко не все представители трудящегося населения.
Следует также иметь в виду, что в нашей стране пока еще в основном эксплуатируется потенциал, созданный в СССР, с устаревшими технологиями, организацией и условиями труда. Остается еще немало видов деятельности, где от работников требуются существенно бòльшие психофизические затраты на каждый заработанный рубль и где жизненные ресурсы человека растрачиваются намного быстрее, чем, скажем, у офисных работников. Неслучайно действующим пенсионным законодательством для работающих в тяжелых, вредных и опасных для здоровья и жизни условиях предусмотрено право досрочного выхода на пенсию. Постановления Правительства РФ от 26 января 1991 г. № 10 и от 29 октября 2002 г. № 781 включают сотни позиций: производств, работ, учреждений, должностей, профессий, специальностей во всех отраслях экономики и сферах деятельности — от горных работ и атомной энергетики до образования, здравоохранения и социального обеспечения. Порядка 20 % выходящих на пенсию пользуются этим правом. Не устранив причины, порождающие возникновение этого права, неправомерно и безнравственно даже ставить вопрос о его отмене.
Обновление знаний
В сегодняшних условиях повышение пенсионного порога возможно только как добровольное индивидуальное решение самого пенсионера, заинтересованного в продолжении полноценной, эффективной трудовой деятельности. И такой интерес у пенсионеров есть, но не всегда есть возможности этот интерес удовлетворить. Нельзя же серьезно считать успешным решением задачи, поставленной Президентом РФ еще в 2007 году, распространенную сегодня практику использования бывших врачей и учителей, научных работников и инженеров в качестве вахтеров, уборщиц и подсобных рабочих...Одним из важных элементов новой инфраструктуры является организация реального и эффективного обновления быстро устаревающих знаний, позволяющая преодолеть последствия профессионального старения, которое пожилыми людьми нередко воспринимается как признак биологической старости. Реальное качественное обновление знаний позволяет существенно продлить период полноценной и эффективной трудовой деятельности пожилых людей.
В советское время в стране, как известно, десятки лет действовала государственная ведомственная система повышения квалификации, ориентированная на краткосрочные курсы практической направленности. С самого начала она в основном носила формальный характер и решать проблему кардинального обновления знаний оказалась неспособной. Тем более не способны на это остатки системы, давно приватизированные бывшими директорами институтов и курсов повышения квалификации и превращенные в коммерческие предприятия, естественно, с целью извлечения прибыли, а отнюдь не с целью разрешения волнующих государство проблем.
Единственная реальная возможность качественно освоить новые знания по прежней специальности или получить новую специальность вместо устаревшей, невостребованной на рынке труда — пройти повторное обучение в государственном вузе, где еще сохраняются преподавательские кадры, совершенствуются методики обучения и учебные материалы, существует контроль знаний студентов, качества преподавания и эффективности расходования бюджетных средств. Необходимость этого уже отмечалась на страницах журнала ранее.
Процесс увеличения продолжительности жизни людей продолжается. Поэтому создание новой инфраструктуры более продолжительной жизни людей, мирного сосуществования всех возрастов и поколений неизбежно и в отдельной стране, и на планете в целом. Иного, по крайней мере созидательного и гуманного, пути нет.
Журнал "Бюджет", декабрь 2009 г.