Версия для печати 4211 Материалы по теме
Евраев
В декабрьском номере журнала «Бюджет» начальник Управления по контролю за размещением государственного заказа ФАС России Михаил ЕВРАЕВ рассказал об основных направлениях реформы госзаказа и о тех изменениях, которые произошли в этой сфере в течение 2009 года. Однако в декабре 2009 года на семинаре, посвященном в том числе вопросам закупок для государственных и муниципальных нужд, он сделал несколько дополнений, которые мы публикуем сегодня.

Отбор электронных площадок

Как уже говорилось, в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 755-р в качестве пилотных были определены три электронные площадки, а до конца 2009 года будут подведены итоги отбора еще двух общероссийских площадок. Размещать свои заказы на данных площадках с лета 2010 года смогут не только федеральные заказчики, но и региональные, и муниципальные.
В связи с тем что многие заказчики добровольно не хотят переходить на электронные аукционы, были приняты соответствующие поправки к законодательству. С 1 января 2010 года по определенному перечню товаров, работ и услуг федеральные заказчики обязаны проводить электронные аукционы. Данный перечень утвержден распоряжением Правительства РФ № 1996-р и включает в себя такие позиции, как продукты питания, топливо, лекарства, стройка и ремонт до 50 млн руб., канцелярские товары и т. д. С 1 июля 2010 года федеральные заказчики вместо обычных аукционов «с молотком» будут обязаны проводить ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО электронные аукционы. Что касается региональных и муниципальных заказчиков, для них размещение заказов на аукционах в электронной форме станет обязательным лишь с 1 января 2011 года. Соответствующие поправки к Закону № 94-ФЗ уже приняты.
Как подчеркнул М. Я. Евраев, электронные аукционы позволят уйти от административного давления на участника аукциона со стороны заказчика. Сейчас встречаются ситуации, когда участнику предлагают отозвать свою заявку во избежание проблем с СЭС, налоговой или пожарной службами. При электронном аукционе это будет невозможно. Механизм простой: заявка участника делится на две части, первая часть — информация о товаре, работе или услуге, вторая — информация о самом участнике. Вначале заказчик осуществляет допуск участников по первой части, не зная, от кого она поступила, потом проводится аукцион, и только после этого заказчик узнает, кто в нем принимал участие.

Правила оценки заявок на участие в конкурсе

До конца 2009 года огромные сложности вызывало отсутствие правил оценки заявок на участие в конкурсе. Наконец, было принято постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722 «Об утверждении правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В документе заложены прямые пропорции по всем количественно измеряемым критериям (это все критерии, за исключением субъективного контроля качества и/или квалификации). При оценке заявок на участие конкурсная комиссия должна использовать как минимум два критерия, из которых «цена контракта» обязательный. Значимость критериев определяется в процентах, общая сумма значимостей составляет 100 %, для цены контракта она определена на уровне не менее 35 %. По каждой конкурсной заявке рассчитывается итоговый рейтинг. Для этого суммируются рейтинги по всем критериям оценки заявки, установленным в конкурсной документации, умноженные на их значимость. В постановлении № 722 приведены особенности заявок по каждому из вышеуказанных критериев.
По всем конкурсам, которые объявлены до 1 ноября 2009 года, оценка проводится в соответствии с теми правилами, которые были установлены в конкурсной документации. Во избежание многих проблем я бы рекомендовал заказчикам не применять многие из критериев, поскольку они слабо администрируются. Например, что такое стоимость обслуживания или эксплуатации — у кого и где? Я бы рекомендовал ориентироваться на два базовых критерия: цена контракта и субъективный критерий (качество и/или квалификация). По всем критериям — будь то срок поставки, сроки гарантии, объемы гарантии и т. д. — заказчик должен четко их устанавливать в требованиях конкурсной документации. Тогда и не будет ошибок, разных толкований и проблем, причем ни у заказчиков, ни у предпринимателей, ни у контролирующих органов.

Журнал "Бюджет", январь 2010 г.
Поделиться