Как будет происходить переход к электронным аукционам, насколько удается повышать эффективность и качество госзаказа в своем ведомстве, о спорных аспектах существующей системы госзакупок рассказывает начальник отдела конкурсных торгов Управления делами и делопроизводства Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграница) Глеб АГЕЕВ.
— Глеб Валентинович, важнейшим направлением реализуемой сейчас реформы системы госзаказа является переход на электронные аукционы. Как будет происходить переход вашего ведомства к электронным торгам?
— Все федеральные заказчики в самом ближайшем будущем обязаны перейти к электронному аукциону в соответствии с нормами действующего законодательства. В частности, недавно введенная глава 3.1 Федерального закона № 94-ФЗ, регламентирующая размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме, предусматривает переход от «молоточных» аукционов к электронным. Необходимо отметить, что уже с 1 января 2010 года некоторые товары, работы и услуги будут закупаться только на электронных аукционах.
В настоящее время Росграница изучает опыт проведения электронных аукционов уполномоченными операторами, определенными распоряжением Правительства РФ № 755-р. Сейчас мы проводим мониторинг деятельности и функционирования каждой из электронных площадок. Естественно, необходимо отметить, что к электронным торгам перейдет не только центральный аппарат агентства, но и территориальные управления Росграницы, а также подведомственное агентству Федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», филиальная сеть которой насчитывает 24 единицы, размещающихся в приграничных субъектах Российской Федерации. Одна из задач нашего управления (Управления делами и делопроизводства) как раз и состоит в том, чтобы скоординировать и выстроить систему госзаказа агентства так, чтобы она функционировала в «едином ключе».
Таким образом, наше ведомство с 1 июля 2010 года планирует полномасштабно приступить к проведению торгов в форме электронного аукциона. Для этого необходимо выполнить ряд определенных действий, в том числе зарегистрировать агентство на одной из торговых площадок, получить электронную цифровую подпись, распределить полномочия между сотрудниками, размещающими информацию о заказе на официальном сайте, и должностными лицами, которые будут наделены полномочиями и правом электронной подписи государственных контрактов.
До сих пор наше ведомство проводило обычные «молоточные» аукционы. Минусы их очевидны: например, на нескольких аукционах, которые мы провели за последний период, в двух или трех случаях был виден явный сговор участников аукциона. На аукционы, особенно при поставке товаров, бывают заявлены порой до 20 участников, а приходят всего два-три. Единственное предложение по цене делает один из пришедших, и на этом торги завершаются.
Зачастую при регистрации участников аукциона комиссия наблюдает за тем, как потенциальные его участники ведут неформальные переговоры, чем-то обмениваются, что-то друг другу передают… Некоторые из них сразу же, не дожидаясь получения карточки участника торгов, просто уходят. Причины, я думаю, вполне понятны.
Экономии средств и значимой эффективности в таких случаях практически не наблюдается. А ведь процедура достаточно трудоемкая. Затрачивается огромное количество времени и труда членов комиссии, согласовываются внутренние документы, уходит время на организацию и проведение заседаний комиссии по размещению госзаказа, проводится качественная экспертиза поступивших заявок, готовятся протоколы, оформляются уведомления и т. д. Ведь каждое пошаговое действие заказчика четко регламентировано нормами закона. А в результате приблизительно в 30 % случаев вся эта работа оказывается никому не нужной.
Понятно, что участники аукционов имеют свои частные коммерческие интересы. Это рынок. Но с позиции госзаказа и государственного бюджета это совершенно неэффективно и недопустимо. Принципы, заложенные в I главе закона по обеспечению эффективного использования средств бюджета, развитию добросовестной конкуренции, а главное, по обеспечению прозрачности размещения заказов, зачастую не реализуются.
— Получается ли у вас экономить бюджетные средства? И насколько в этом помогут электронные аукционы?
— Как я уже сказал, при очной процедуре проведения аукциона экономия зачастую составляет небольшую сумму от начальной (максимальной) цены контракта. Хотя надо отметить, что у нас были случаи падения цен, например, при поставке расходных материалов к оргтехнике порядка 50 %. Около 50–60 % снижения показал аукцион, на который было выставлено оказание услуг сотовой связи. Самое большое падение цены составило 74,5 % при проведении аукциона на право заключить государственный контракт на оказание транспортных услуг, который проводился в Центральном территориальном управлении Росграницы. Но такие случаи единичны.
Главной особенностью электронного аукциона должна стать анонимность его проведения. Я имею в виду отсутствие возможности у потенциальных участников аукциона «досрочно познакомиться» и вступить между собой в сговор. Для заказчика же схема проведения электронного аукциона выстроена следующим образом: заказчик (до проведения торгов) на первом этапе изучает только обезличенные предложения о закупаемых товарах, работах и услугах и осуществляет допуск данных предложений (заявок) в случае их соответствия требованиям, установленным в аукционной документации. Только потом, в автоматизированном режиме, проходит электронный аукцион, и заказчик (уже после его проведения) информируется о данных всех участников аукциона, в том числе и о победителе.
В данном случае, когда участники аукциона будут реально конкурировать между собой, эффективность, то есть экономия средств бюджета, должна быть очень ощутимой. Конечно, надо сказать, что экономия средств сильно зависит и от качества изучения и мониторинга сложившихся цен. Перед тем как выставить на торги начальную (максимальную) цену контракта, заказчик должен провести предварительный и тщательный анализ функционирующего рынка.
— Госзаказ вашего ведомства в перспективе, видимо, должен быть очень объемным. Не так ли?
— Почему в перспективе? Несмотря на то что агентство было создано только в октябре 2007 года и еще совсем молодо по сравнению с другими, давно существующими органами государственной власти, нам уже многое удалось сделать. Кстати сказать, учитывая то, что финансирование Росграницы стало осуществляться лишь в начале прошлого года, уже сейчас государственный заказ агентства направлен на обеспечение проектирования, реконструкции, технического оснащения и эксплуатации пунктов пропуска через государственную границу и мест пересечения государственной границы Российской Федерации. Миллиарды рублей федерального бюджета направляются на обустройство государственной границы. Причем на важнейших ее рубежах, в том числе и на приоритетнейшем сочинском участке.
— Заказчики часто поднимают проблемы, связанные с приемкой, а также вопрос профессионального выставления требований к товарам, работам, услугам. Возможно, необходимы типовые спецификации и требования к товарам, работам или услугам и установленные определенные стандарты качества?
— Если такой огромнейший труд будет проделан и будет разработан список унифицированных требований, которые необходимо будет применять ко всем закупаемым товарам, работам или услугам, это очень сильно облегчит жизнь всех государственных заказчиков, особенно тех их структурных подразделений, работа которых связана с выполнением возложенных на заказчика профильных государственных задач.
Однако данный вопрос очень сложен. Даже перечень номенклатуры одноименных товаров до сих пор не установлен, так как сделать это непросто. Об одноименности и унификации товаров говорится на каждой практической конференции или круглом столе, посвященным госзаказу. Заказчики в настоящее время руководствуются Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. Как мне кажется, проблему одноименности или спецификации товаров еще решить можно, а вот унифицировать работы и услуги, особенно уникальные и трудоемкие, очень сложно.
— Серьезным пробелом в существующей системе является вопрос качества госзаказа. Зачастую складывается ситуация, когда аукцион выигрывает участник, который предложил самую низкую цену, но потом поставил товар низкого качества. Насколько часто вы сталкивались с такими ситуациями?
— Вопрос качества поставляемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг стоит на первом месте и очень важен. Но тут не следует искать минусы только в законодательстве. Необходимо смотреть на качество подготовки и проработки технического задания. Зачастую заказчик сам виноват в том, что ему поставили дешевый и некачественный товар. Вопрос качества технического задания при размещении государственного заказа является весьма существенным.
К сожалению, заказчик вынужден верить заявке участника размещения заказа декларативно, но здесь надо отметить, что никто еще пока не отменил существенное право заказчика — право приемки товаров, работ и услуг. Заставить заказчика платить деньги до того, как он принял заказ, подписал накладную, акт сдачи-приемки выполненных работ или оказанных услуг, невозможно. И здесь мы опять же возвращаемся к теме качества проработки технического задания и соответствию поставляемых товаров (работ, услуг) установленным требованиям. Кстати, надо также отметить, что эффективным методом размещения госзаказа с точки зрения приемки, как показала практика, является отказ от авансирования по государственным контрактам. Есть, конечно, специфика при авансировании (например, стройка), но в большинстве случаев при указании заказчиком в документации на отсутствие авансирования и на оплату тех или иных товаров, работ или услуг по факту их поставки на торги приходят добросовестные поставщики, исполнители и подрядчики.
— Многие критикуют Закон № 94-ФЗ за неудобство, часто звучат предложения его переписать. Какие перспективы совершенствования системы госзакупок вы видите?
— Реформа госзаказа идет уже несколько лет. Закон действует почти в 20 редакциях. А сколько существует разъяснений и толкований закона! Вопросов более чем достаточно, многое еще предстоит сделать, и пройдет немало времени до того момента, как будет выстроена четкая и прозрачная система размещения государственного заказа. Это нужно и выгодно вдвойне: с одной стороны, эффективное размещение заказа позволит решать государственные задачи, а с другой — будет стимулировать развитие бизнеса, что опять же самым положительным образом отразится на экономических показателях и развитии государства. Уже сейчас проделана огромнейшая работа, которая направлена на обеспечение тех принципов госзаказа, о которых мы говорили ранее.
Если же говорить о практических действиях, то одной из задач, которую, как мне кажется, надо решать в самой ближайшей перспективе, является доработка официального сайта, на котором размещается информация о госзаказе. Уже сейчас он стал гораздо оперативнее работать, но проблема дублирования действий заказчика при размещении информации на портале пока существует.
Хотелось бы еще, конечно, чтобы сайт был более детализирован для заказчика с точки зрения комплексной аналитики и наличия системы автоматизированного формирования статистической отчетности о размещенных государственных заказах.
Журнал "Бюджет", январь 2010 г.
— Государство — №1 Январь 2010 — 15 февраля 2010