Как отметил руководитель УФК по Московской области А. А. Дильман, основная цель данного Бюджетного собрания области — подведение итогов финансового года, прошедшего в условиях действия новых нормативно-правовых актов Минфина России и Федерального казначейства, вступивших в силу с 1 января 2009 года, включая анализ итогов исполнения федерального бюджета. Всего в мероприятии приняли участие представители около 250 бюджетных учреждений области.
По словам первого заместителя полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе А. Ю. Федорова, практика проведения бюджетных собраний Подмосковья уже имеет богатую историю. Возможно, подчеркнул он, пришло время рассмотреть возможность распространить этот положительный опыт на все регионы ЦФО.
Экономия вместо «освоения»
«Начало 2009 года было непростым для всей финансовой системы, — подчеркнул в своем выступлении руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин. — Изменились ключевые нормативно-правовые акты, регламентировавшие исполнение и кассовое обслуживание бюджетов. Завершился большой этап бюджетной реформы, начало которому было положено еще в 2004–2005 годах». Все эти изменения преследовали важную цель повышения эффективности бюджетных расходов, в частности, с помощью предоставления большей самостоятельности администраторам бюджетных средств. По мнению Р. Е. Артюхина, этой цели во многом удалось достичь. «Бюджет стал более реальным», — отметил он.На Бюджетном собрании в очередной раз было обращено внимание на проблему неритмичности расходования бюджетных средств. По мнению Артюхина, это вызвано такими объективными причинами, как завершение в конце года заказанных в начале года работ, начисление различных выплат. Правда, осуществление значительных бюджетных расходов в конце года может оказывать негативное влияние на экономику, так как формирует излишнюю ликвидность, что в свою очередь приводит к росту цен. Для того чтобы смягчить данную проблему, бюджетные организации должны проводить соответствующую работу в начале года, в частности начинать необходимые конкурсные процедуры как можно раньше.
Руководитель Федерального казначейства призвал получателей средств федерального бюджета не «осваивать» их, а, напротив, реализуя принцип экономичности, отказаться от ненужных закупок. «Если деньги реально не нужны, верните их в бюджет», — сказал он. В современных непростых условиях экономия на конкурсных процедурах становится для бюджетных учреждений одной из первостепенных задач.
Реформа бюджетной сети
Р. Е. Артюхин рассказал о разработанном на федеральном уровне законопроекте, который посвящен реструктуризации бюджетной сети. Закон должен быть принят в 2010 году. В этом случае с 2011 года вся бюджетная сеть будет разделена на две категории организаций: казенные и бюджетные учреждения. В число первых попадут органы власти и те учреждения, которые не работают в рыночной среде. Казенные учреждения не смогут осуществлять внебюджетную деятельность и будут функционировать в соответствии со сметой.К бюджетным учреждениям будут отнесены образовательные, научные, медицинские учреждения и т. д. Уже с 2011 года вместо сметного финансирования они станут получать субсидии, объем которых будет определяться в соответствии с государственными заданиями. Для бюджетных учреждений будут сняты ограничения, связанные с внебюджетной деятельностью: тем самым генеральные разрешения на осуществление приносящей доход деятельности уйдут в прошлое. При этом бюджетные учреждения должны будут открывать свои счета не в кредитных организациях, а в системе казначейства.
Первой ласточкой в процессе реформирования станет Российская академия наук, которой будут предоставляться субсидии уже начиная с 2010 года. Тем самым и Федеральное казначейство получит возможность отработать все необходимые процедуры перед переходом на новые условия работы в полном объеме с 2011 года.
По мнению руководителя Федерального казначейства, все эти меры будут способствовать повышению эффективности бюджетных расходов. Тем более что неизрасходованные средства в рамках субсидий, выделяемых бюджетным учреждениям, в конце года не придется возвращать в бюджет, что также будет способствовать их экономии.
Финансовый контроль
Как отметил руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области В. К. Матчин, бюджетирование, ориентированное на результат, предполагает повышение роли внутреннего финансового контроля и его взаимодействия с внешним финансовым контролем.По данным УФК по Московской области, на территории региона действует более 1300 бюджетополучателей. Ежегодно Росфиннадзор охватывает своими проверками порядка 20 % из них. Говоря о состоянии финансовой дисциплины среди получателей средств федерального бюджета, Матчин пояснил, что за девять месяцев текущего года возглавляемое им управление провело 439 ревизий и проверок, 48 % из которых выявили различные нарушения в финансово-бюджетной сфере. Среди наиболее типичных нарушений были названы неэффективное и нецелевое использование бюджетными учреждениями денежных средств и имущества, завышение стоимости строительных и ремонтных работ, принятие денежных обязательств сверх доведенных лимитов. Распространены незаконные расходы по оплате командировок, в том числе лицам, не состоящим в штате учреждений, иные незаконные выплаты сотрудникам. Отмечены такие нарушения, как незаконное списание горюче-смазочных материалов в связи с завышением показателей пробега транспортных средств, оплата междугородних переговоров неслужебного характера. В то же время, по мнению В. К. Матчина, в последнее время руководители учреждений стали более ответственно подходить к устранению выявленных в ходе проверок нарушений.
Журнал "Бюджет", январь 2010 г.