
Свой доклад Виктор Христенко начал издалека: за последние пять лет российская промышленность ежегодно росла на 5—6%, это происходило как за счет загрузки мощностей, так и благодаря вводу новых технологических линий, особенно в металлургии, а также росту предложений на потребительских рынках.
Кризис ситуацию резко изменил. Г-н Христенко вынужден был вновь озвучить печальную статистику: на 31 декабря объем выпуска промпродукции составил 90% от уровня 2008 года, промпроизвод¬ство обрушилось на 10,8%, в обрабатывающих отраслях — на 16%. В то же время четвертый квартал прошлого года, который показал плюсы по многим макропоказателям, внушает оптимизм. Так, промпроизводство в ноябре к октябрю выросло на 2%. В декабре этот показатель прирос на 5% относительно ноября.
Изменение настроений промышленников фиксируют и эксперты. Согласно оценкам ИЭПП, в январе доля «нормальных» оценок спроса на промпродукцию выросла на 8 п.п. и достигла 40%, что стало кризисным максимумом данного показателя. Проблемным вопросом для компаний по-прежнему остается кредитование. Доступность кредитов остается «нормальной» пока для 54% предприятий, с декабря этот показатель никак не изменился. В то же время статистика не мешает руководству компаний верить в экономический рост уже в этом году. В ежегодном опросе PricewaterhouseCoopers отмечается, что 50% руководителей крупнейших компаний прогнозируют восстановление экономики России (30% в первой половине 2010 года и 20% во второй половине года).
Но проблемы еще есть: утверждать о выходе промышленности из кризиса пока преждевременно, предупредил Христенко. «Текущий рост завязан на конъюнктуре мирового рынка, риски внешнего характера были, есть и будут», — заявил г-н Христенко. По его словам, темпы восстановления внутренних рынков невысокие, а значит, сейчас «нельзя позволять себе расслабляться».
Главные риски, по словам министра, по-прежнему неизменны — это зависимость промышленности от внешних факторов: цены на нефть и колебаний на валютных рынках. «Эти факторы существенно определяют возможности инвестиционного и конечного спроса в российской экономике. По сути, они и есть основные риски, причем не управляемые со стороны России», — отмечает г-н Христенко. Он привел в пример ситуацию со спросом на автомобили на внутреннем рынке, который, по его словам, тесно связан с ценой на нефть. От этого показателя зависит объем и емкость устойчивого внутреннего спроса, который для российской промышленности важен настолько, насколько и внеш¬ний спрос. Между тем не только колебания индикаторов могут ударить по промышленности. Виктор Христенко выразил солидарность с Алексеем Кудриным в необходимости изменять меры господдержки отраслей. «Кудрин прав: многие меры привели к дефициту бюджета, необходимо менять структуру помощи предприятиям с прямого финансирования на госгарантии», — резюмировал глава Минпромторга.
Источник: "РБК daily