25 апреля 2024 года
Версия для печати 3847 Материалы по теме
Правительство России  дает ответы на новые вызовы
На международной конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия», прошедшей в Москве в конце января, первые лица государства изложили перспективы дальнейшего экономического развития России, после чего участники обсудили новые глобальные задачи и наиболее важные преобразования, предстоящие стране в ближайшее десятилетие.                     

Модернизация и диверсификация в новых условиях

шувалов
И. И. Шувалов: в России необходимо улучшить бизнес-климат
Открывая конференцию, первый заместитель Председателя Правительства РФ И. И. Шувалов подчеркнул: несмотря на то что острая фаза кризиса позади, он еще продолжается. Первый вице-премьер выделил основные уроки кризиса, которые необходимо усвоить российским властям и общественности. В первую очередь встал вопрос о необходимости структурных и институциональных преобразований в стране. И. И. Шувалов выразил уверенность, что Россия выйдет из кризиса с новым уровнем доверия к основным политическим и экономическим институтам.
Вице-премьер подчеркнул и необходимость скорейшей модернизации экономики в целях преодоления сырьевой зависимости. «Главные препятствия к модернизации находятся в нас самих», — сказал И. И. Шувалов, назвав опасными рассуждения бизнеса о том, что работать полноценно будет иметь смысл только после восстановления докризисных условий рынка.
Вице-премьер сообщил, что Правительство РФ готовит законопроект о равном доступе государственных и частных организаций к бюджетным средствам, выделяемым на образование и здравоохранение. Кроме того, Правительство РФ рассматривает возможность полного освобождения от налога на прибыль предприятий, уделяющих внимание развитию трудовых ресурсов страны. «Мы могли бы пойти на полное освобождение от налога на прибыль частного бизнеса не только в сфере здравоохранения и образования, но и в других сферах, где речь идет о частных инвестициях в человеческий капитал», — сказал вице-премьер, уточнив, что окончательное решение по этому вопросу пока не принято.

Э. С. Набиуллина: модернизация от декларации — к действиям

набиуллина
Министр экономического развития РФ Э. С. Набиуллина заявила, что модернизация российской экономики должна перестать быть декларацией. «Мы не можем ждать. Нам срочно нужно повышать эффективность деятельности уже созданных институтов развития, которые были достаточно капитализированы, — подчеркнула она. — На наш взгляд, для модернизации необходима и определенная настройка налоговой системы». Потенциал общего снижения налоговой нагрузки, по мнению Э. С. Набиуллиной, почти исчерпан, в то же время «потенциал стимулирующих налогов и льгот пока не используется в полной мере», — полагает министр.
Важнейшей задачей на ближайшую перспективу Э. С. Набиуллина считает рост инвестиций: «Мы должны сделать на этом акцент. Небезразлична и структура инвестиций: они должны быть высокоэффективными и инновационными. Тем более что сейчас весь мир конкурирует за прямые инвестиции». По словам министра, 2010–2011 годы «должны быть годами серьезного улучшения инвестиционного климата в России». При этом основной составляющей работы она назвала развитие институциональной среды и призвала к проведению «селективной, точечной институциональной политики», которая подразумевает реорганизацию приоритетных на данный момент институтов.

Г. О. Греф: нужно повышать качество трудовых ресурсов

греф
Председатель правления Сбербанка России (министр экономического развития и торговли РФ в 2000–2007 гг.) Г. О. Греф главным вызовом для страны считает качество трудовых ресурсов. «Россия привыкла гордиться своей системой образования, но она создавалась еще в советские годы и была рассчитана на другие цели», — отметил глава Сбербанка. По его словам, существующая система образования дает хорошие фундаментальные знания, навыки по решению стандартных задач, но не обеспечивает достаточным количеством практических знаний, применимых в рыночной экономике. «Низкий уровень квалификации менеджеров — одна из главных проблем, отмеченных инвесторами, работающими в России», — отметил Г. О. Греф. По мнению экс-министра, «российской системе образования нужно воспитывать исследователей и сокращать разрыв между теорией и практикой».
Еще одним вызовом для России глава Сбербанка назвал структурные изменения на глобальных энергетических рынках. По его словам, Россия «не мобильна с точки зрения поставок газа на другие рынки», поэтому ее главной задачей является диверсификация рынков. Необходимо развивать новые технологии в этой сфере, например, технологию сжиженного газа. Кроме того, считает экс-министр, в ближайшие годы в мире может поменяться структура спроса на электроэнергию: около 40 % электроэнергии будет производиться из неуглеводородных источников.
Г. О. Греф говорил и о необходимости изменения приоритетов пространственного развития России. «Сегодня главной задачей региональной политики в России является равномерное развитие всех территорий, независимо от их пригодности для жизни. Это сдерживает процессы концентрации населения в агломерациях, которые происходят во всем мире», — подчеркнул глава Сбербанка. По его мнению, «необходимо от размазанной территориальной политики переходить к точечным агломерациям и развитию нормального сообщения между ними».
Г. О. Греф считает нецелесообразным на сегодняшний день наращивание налоговой нагрузки. «Даже та налоговая нагрузка, которая существует сегодня, сильно ударит по модернизации экономики, причем наибольший удар придется на малый и средний бизнес и инвестиционные компании», — заявил глава Сбербанка.

Бюджет нового десятилетия

кудрин
А. Л. Кудрин: расходы бюджета расти не будут
Пленарную дискуссию по теме «Бюджет нового десятилетия» открыл заместитель Председателя Правительства РФ, министр финансов РФ А. Л. Кудрин. По его словам, российской экономике предстоит «медленный, болезненный период выхода из кризиса». При этом, подчеркнул министр финансов, «расходы российского бюджета в ближайшее десятилетие в реальном выражении расти не будут, есть даже риски, что они могут уменьшиться». С целью оптимизации расходов в ближайшие месяцы будет подготовлена программа повышения эффективности государственных расходов. «Это станет главной интригой», — подчеркнул А. Л. Кудрин.
Как считает министр финансов, для эффективного проведения диверсификации требуется предпринять ряд структурных мер. «Государство должно создать условия, которые бы стимулировали финансовые институты поддерживать инновационные предприятия. Финансовый рынок России должен предлагать условия по кредитованию не хуже, чем внешний рынок. Это — сложная институциональная, макроэкономическая и монетарная задача, которая стоит перед государством», — отметил А. Л. Кудрин.
Наряду с этим государство должно стать крупнейшим потребителем инновационной продукции. «Мы поставили задачу повысить долю инновационной продукции в государственных закупках», — заявил министр. Кроме того, «необходимо создать благоприятные условия для сбережений населения, которые нужны для формирования пассивов финансовых институтов».

И. В. Трунин: нужно оптимизировать систему налоговых льгот

Трунин Иван
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России И. В. Трунин выразил сомнение по поводу возможности снижения налоговой нагрузки. «Россия в настоящее время не имеет возможности снижать налоговую нагрузку на бизнес. Существует риск того, что в определенный момент придется говорить о повышении некоторых налогов в том случае, если выпадающие доходы будут существенны», — сказал И. В. Трунин.
По мнению представителя Минфина России, основной целью налоговой политики должно стать создание структуры, обеспечивающей устойчивое поступление доходов и предлагающей инструменты для сглаживания внешних шоков. «Нельзя допускать снижения налогов, поступающих стабильно, например НДС, выплаты по которому оставались постоянными на протяжении последнего десятилетия в отличие от акцизов», — подчеркнул глава департамента Минфина.
Кроме того, считает И. В. Трунин, следует реформировать систему специальных налоговых режимов: «Мы должны оптимизировать набор разрозненных льгот и сделать его более нейтральным». Также, по мнению директора департамента, необходима более «тонкая настройка» системы налогообложения добычи и экспорта нефти, не допускающая резкого снижения нефтегазовых доходов бюджета и не препятствующая освоению новых месторождений.

А. М. Лавров: новый уровень бюджетной политики

лавров
Как сообщил директор Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России А. М. Лавров: «Министерство финансов выходит на принципиально новый уровень построения бюджетной политики». По его словам, федеральному бюджету в ближайшие годы предстоит стать «более политическим документом, нежели финансовым». Такие изменения, отметил А. М. Лавров, связаны с поставленной правительством задачей повышения эффективности бюджетных расходов. Для достижения этой цели нужно выстраивать бюджетную политику на основе консервативных прогнозов и эффективного использования имеющихся ресурсов.
В основу новой системы предполагается положить долгосрочные целевые программы (ДЦП). «Это совершенно новый для нас принцип, по которому будет организован весь федеральный бюджет», — подчеркнул А. М. Лавров. При этом базовым остается продолжение разграничения расходных полномочий между Федерацией, субъектами и муниципалитетами. «Когда это будет сделано, можно будет упорядочить межбюджетные трансферты: сейчас действует около 120 субсидий и субвенций, они абсолютно неуправляемы и их нужно укрупнять. У нас так и не решена до конца проблема двойного бюджетирования», — подчеркнул А. М. Лавров. По мнению главы департамента, «суть бюджетной реформы состоит в децентрализации управления общественными финансами».
А. М. Лавров считает, что бюджетная политика не может существовать в отрыве от общей государственной политики и ее целей. «Если мы не знаем целей госполитики, использование бюджетных расходов можно с равным успехом назвать эффективными и неэффективными», — пояснил чиновник.

Социальные вызовы

жуков
А. Д. Жуков: важно не допустить снижения численности населения
Называя основные задачи социальной политики России в наступившем десятилетии, заместитель Председателя Правительства РФ А. Д. Жуков наиболее трудновыполнимой из них назвал демографическую. «Самая главная цель — добиться, чтобы не снижалась численность населения страны, тогда как процесс старения населения в России продолжается». В 2005 году на одну тыс. лиц трудоспособного населения приходилось 580 нетрудоспособных. К 2020 году это соотношение изменится далеко не в лучшую сторону: на одну тыс. трудоспособных человек будет приходиться 830 нетрудоспособных. Поэтому в качестве основных целей вице-премьер назвал снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте, снижение материнской и детской смертности, а также укрепление здоровья населения, прежде всего за счет профилактики. При этом А. Д. Жуков сослался на уже имеющийся положительный опыт, подчеркнув, что с 2005 по 2009 год рождаемость в стране увеличилась на 21 %, а смертность снизилась на 15 %, при этом младенческая смертность упала на 26 %, ожидаемая продолжительность жизни у мужчин возросла на четыре года и достигла 69 лет.
Вице-премьер отметил, что в связи с демографической проблемой в ближайшем будущем нехватка трудовых ресурсов будет одной из сложнейших проблем российской экономики. «Поэтому возрастает роль человеческого капитала как основного фактора экономического развития. И ответом на этот вызов является решение социальных проблем путем модернизации системы здравоохранения, системы образования, развития культуры, формирования эффективных рынков труда и жилья, создания сбалансированной пенсионной системы, борьбы с вредными привычками», — подчеркнул А. Д. Жуков.

Журнал "Бюджет", февраль 2010 г.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно