Главный финансовый документ страны на 2010 год ориентирован на выполнение социальных обязательств. О том, каким направлениям в сфере здравоохранения и социальной политики будет отдан приоритет, мы побеседовали с министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Татьяной ГОЛИКОВОЙ.
— Татьяна Алексеевна, бюджет-2010 называют социально направленным. Предполагается, что все социальные обязательства будут выполнены в полном объеме. Однако представители фракций КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», высказав сомнения по поводу того, что бюджет-2010 в его нынешнем виде сможет обеспечить заявленные социальные обязательства государства, голосовали против него. Что вы можете сказать по этому поводу.
— В бюджете 2010 года все расходы, связанные с реализацией социальной политики государства, которые входят в компетенцию Минздравсоцразвития России, не только сохранены, но и в ряде случаев увеличены. Например, существенно увеличились расходы на выплату пенсий, в меру роста прогнозируемой инфляции увеличены все виды пособий.
Если говорить о реалистичности исполнения принятых обязательств, то хочу напомнить, что согласно бюджетному законодательству эти обязательства государства исполняются в первую очередь, так как относятся к публично-нормативным.
— Эффективность нацпроекта «Здоровье» сегодня не подвергается сомнению. Но какова его судьба в 2010 году? В каком объеме он будет финансироваться и на что будут потрачены эти средства?
— Благодаря приоритетному национальному проекту «Здоровье» мы смогли добиться позитивных изменений в демографии. Первое и самое важное: нам удалось улучшить демографическую ситуацию в стране. Наблюдается рост рождаемости по всем федеральным округам и по всем федеральным округам идет снижение показателей смертности. Только за 10 месяцев 2009 года родилось 1 миллион 475 тысяч детей, что на 40,5 тысячи детей больше, чем за аналогичный период 2008 года. Второе. Впервые за многие годы в России снизились коэффициенты естественной убыли населения и младенческой смертности.
Результатом реализации мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, явилось снижение показателей смертности от болезней системы кровообращения на 5,4 %, от цереброваскулярных заболеваний — на 8,4 % (за 10 месяцев 2009 года).
Что касается финансового обеспечения нацпроекта в 2010 году, то оно будет осуществлено в полном объеме по всем основным направлениям: формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование системы профилактики заболеваний, повышение доступности высокотехнологической медицинской помощи, а также медицинской помощи матерям и детям. Объем бюджетных ассигнований, направляемых на реализацию национального проекта «Здоровье» в 2010 году составит 144,4 миллиарда рублей.
— Татьяна Алексеевна, в 2009 году запущена государственная программа «Здоровая Россия». Расскажите, пожалуйста, что это за проект?
— «Здоровая Россия» — это долгосрочная программа, поскольку касается изменения стандартов жизни, затрагивающих базовые жизненные установки людей. И все, подключившиеся к программе по формированию здорового образа жизни, ориентируются на долгую и интенсивную работу. На сегодняшний день программа расписана до 2012 года.
Мы провели тщательный анализ положения дел в сфере здоровья и здорового образа жизни, распространенных вредных привычек и факторов, которые сильнее всего влияют на смертность, инвалидность и заболеваемость наших людей. Полученные результаты заставляют не только серьезно задуматься, но и начать активные действия.
К примеру, в России курит около 50 % населения. При этом темп роста курящих в нашей стране один из самых высоких в мире: в последние три года количество сигарет, выкуриваемых в стране, увеличивается на 2–5 % в год, число курильщиков ежегодно возрастает на 1,5–2 %, включая женщин и подростков. По экспертным оценкам, в настоящее время Россия находится на четвертом месте в мире по распространенности табакокурения среди подростков. И это не говоря о неправильном питании, неактивном образе жизни…
К сожалению, сегодня здоровье в нашей стране не является общественной и персональной ценностью. Россияне не думают о здоровье как о собственном ресурсе и капитале, не склонны заботиться о нем. Нужно не просто побудить людей заниматься своим здоровьем, но и предоставить им соответствующую инфраструктуру. В этой части Министерство здравоохранения и социального развития отвечает за выстраивание сети центров здоровья и связанных с ними кабинетов профилактики на территории всей страны.
Центры здоровья начали открываться в России с 1 декабря 2009 года. Всего таких центров в стране будет более 500. В 2009 году из бюджета на их создание было выделено более 375 миллионов рублей. Отмечу, что открытие центров не требует строительства новых помещений или других объектов инфраструктуры. Они организуются либо на базе поликлиник, либо на базе физкультурно-оздоровительных диспансеров. Центры будут работать в системе обязательного медицинского страхования. То, что в бюджет обязательного медицинского страхования будут входить профилактические мероприятия, — важное новшество. Теперь, чтобы воспользоваться полисом, не обязательно болеть.
При этом мы понимаем, что реальные результаты, отображенные в интегрированном показателе здорового образа жизни (или индексе здоровья), можно будет зафиксировать лишь через два-три года реализации программы. Министерство уже начало разработку модели и показателей индивидуального и общественного здоровья с учетом следующих факторов: ожидаемая продолжительность жизни, инвалидность, хронические заболевания, количество дней, проведенных на больничном, результаты диспансеризации, курение и употребление алкоголя, а также разработку информационной базы по мониторингу этих показателей.
— Какие конкретные мероприятия предусмотрены для пропаганды здорового образа жизни?
— Как показывает опыт зарубежных стран, новым социальным ориентиром, способствующим предупреждению заболеваний и отказу от вредных привычек, может стать идея общественного здоровья и индивидуального здорового образа жизни. Поэтому в 2009 году мы начали вводить моду на здоровый образ жизни через информационные и коммуникационные мероприятия под единым брендом «Здоровая Россия».
Мы стараемся сделать кампанию максимально дифференцированной, направленной на детей, подростков, молодежь и взрослое население. Причем это не пропагандистская кампания, а коммуникация. Нам важно, чтобы люди не только услышали призыв вести здоровый образ жизни, но и могли включиться в это обсуждение, задать интересующие их вопросы.
Свидетельством того, что потребность в таком общении высока, стал портал о здоровом образе жизни www.takzdorovo.ru, который мы запустили в декабре 2009 года. На этом портале люди в режиме онлайн задают вопросы профильным специалистам по вопросам ведения здорового образа жизни. Всего за месяц работы портал вышел на уровень ежедневной посещаемости 25–30 тысяч человек. Цифры говорят сами за себя.
— В минувшем году не менее актуальной и обсуждаемой была проблема контроля за ценами на лекарства и обеспечение лекарствами отечественного производства. Сегодня она как-то решена?
— В 2009 году только в период с января по август средневзвешенная стоимость упаковки готовых лекарственных средств выросла на 38 % относительно аналогичного периода 2008 года. Стало очевидно: необходимо принимать меры на государственном уровне, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке потребления лекарств.
Для этого министерство подготовило комплекс решений, вошедших в антикризисную программу Правительства Российской Федерации. Во-первых, был обновлен перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), в который с 1 января 2010 года входят 500 международных непатентованных наименований, что составляет около 2 тысяч торговых наименований или более 5,5 тысячи лекарственных форм. Напомню, в перечень ЖНВЛС входят лекарственные средства, которые используются для профилактики и лечения социально значимых и наиболее распространенных заболеваний. Именно поэтому бесконтрольный рост цен на данные препараты может вызвать серьезные социальные последствия. В связи с этим с 1 января 2010 года введено государственное регулирование цен на эти лекарственные средства посредством расчета цены на базе двух методик. Первая разработана Минздравсоцразвития совместно с Федеральной службой по тарифам и основана на определении предельной цены производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Вторая методика разработана Федеральной службой по тарифам и основана на определении предельных торговых надбавок.
Информация по предельным ценам производителя на ЖНВЛС будет публиковаться в сети Интернет на сайте Росздравнадзора www.roszdravnadzor.ru. В результате любой человек, сложив предельную цену производителя лекарственного средства и установленную регионом РФ на базе утвержденной методики торговую надбавку, получит ту максимальную цену, по которой лекарственное средство должно продаваться в рознице.
Все производители лекарственных препаратов, входящих в список жизненно важных, обязаны зарегистрировать цены на них до 1 апреля 2010 года. После этой даты незарегистрированные лекарственные препараты не будут обращаться на территории Российской Федерации.
Что касается отечественных производителей, то в обновленном перечне их доля выросла до 67 %. Кроме того, в соответствии со стратегией импортозамещения и инновационных разработок совместно с крупнейшими российскими фармацевтическими компаниями был разработан перечень стратегических лекарственных средств, в который вошли 57 международных непатентованных наименований. Это в первую очередь препараты, влияющие на снижение заболеваемости и смертности в нашей стране. Возможность их производства на территории нашей страны означает кратное увеличение доступности этих препаратов для населения и удешевление оказания медицинской помощи.
— Какие еще будут предприняты меры, чтобы держать фармацевтический рынок под контролем?
— Был разработан и внесен на рассмотрение в Государственную думу законопроект «Об обращении лекарственных средств», слушания по которому пройдут в начале 2010 года. Законопроект устранил пробелы в нормативном регулировании всех этапов обращения лекарственных препаратов.
К примеру, вызывала много нареканий процедура регистрации лекарственных средств, когда документы на регистрацию лекарственного препарата рассматривались длительное время, что ограничивало доступ отечественных препаратов на рынок. Сейчас впервые процедура государственной регистрации прописана на уровне федерального закона подробно по всем этапам, что называется, до последней минуты начиная от подачи документов заявителем и заканчивая получением акта о регистрации.
Определен четкий срок, который отводится на регистрацию лекарства, — 210 дней. Процедуры уполномоченного органа государственной регистрации максимально прозрачные и публичные. Это касается не только принятых норм и законов, но и публикации в сети Интернет информации о том, как проходит регистрация соответствующего лекарства. Нужно это и для того, чтобы у общества была информация о возможном появлении в обороте какого-либо лекарственного препарата, и для того, чтобы заявитель мог проследить выполнение всех процедур, которые зафиксированы в законе.
Вносятся изменения в законодательство о государственной пошлине, в соответствии с которыми за регистрацию лекарственного препарата вне зависимости от того, оригинальный он или воспроизведенный, отечественный или импортный, взимается единая государственная пошлина, поступающая в доход федерального бюджета. Платежи, которые ранее осуществлялись на полулегальных условиях, с принятием этих двух законопроектов перестанут существовать. Любые поборы с производителей будут законодательно невозможны.
В целом эти нововведения сделают рынок прозрачным, предсказуемым и значительно облегчат продвижение отечественных лекарственных препаратов.
— В этом году будет праздноваться 65-летие Великой Победы. Предусмотрена ли в бюджете материальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла?
— Конечно, ведь это очень важная дата в нашей истории. Если говорить о конкретных цифрах, то к 2009 году общий объем денежных выплат из федерального бюджета инвалидам и участникам войны вырос по сравнению с 2004 годом в четыре раза. С 1 декабря 2009 года базовая часть пенсии увеличена на 612 рублей и составляет 2562 рублей в месяц. Это самое значимое увеличение базовой части пенсии за последние семь лет. С учетом валоризации пенсионных прав прибавка к пенсии участников Великой Отечественной войны составит 2394 рублей, инвалидов Великой Отечественной войны — 2286 рублей. Размер страховой части трудовой пенсии у данных категорий граждан возрастет до 6745 рублей и 6443 рублей соответственно.
Наряду с этим усилено внимание и к здоровью ветеранов. Участники войны в возрасте старше 70 лет проходят лечение в 40 геронтологических центрах учреждений здравоохранения, гериатрических больницах и отделениях. Осуществляется комплекс мер по усилению профилактической направленности медицинского обеспечения ветеранов. Ежегодно комплексные медицинские осмотры проходят 84 % участников и 94 % инвалидов Великой Отечественной войны.
Кроме того, ко Дню Победы предусмотрены единовременные выплаты: участникам войны — 5 тысяч рублей, труженикам тыла — 1 тысяча рублей.
Материал подготовила Ольга ГОРШЕНИНА, Журнал "Бюджет", февраль 2010 г.
Татьяной ГОЛИКОВОЙ.
— Татьяна Алексеевна, бюджет-2010 называют социально направленным. Предполагается, что все социальные обязательства будут выполнены в полном объеме. Однако представители фракций КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», высказав сомнения по поводу того, что бюджет-2010 в его нынешнем виде сможет обеспечить заявленные социальные обязательства государства, голосовали против него. Что вы можете сказать по этому поводу.
— В бюджете 2010 года все расходы, связанные с реализацией социальной политики государства, которые входят в компетенцию Минздравсоцразвития России, не только сохранены, но и в ряде случаев увеличены. Например, существенно увеличились расходы на выплату пенсий, в меру роста прогнозируемой инфляции увеличены все виды пособий.
Если говорить о реалистичности исполнения принятых обязательств, то хочу напомнить, что согласно бюджетному законодательству эти обязательства государства исполняются в первую очередь, так как относятся к публично-нормативным.
— Эффективность нацпроекта «Здоровье» сегодня не подвергается сомнению. Но какова его судьба в 2010 году? В каком объеме он будет финансироваться и на что будут потрачены эти средства?
— Благодаря приоритетному национальному проекту «Здоровье» мы смогли добиться позитивных изменений в демографии. Первое и самое важное: нам удалось улучшить демографическую ситуацию в стране. Наблюдается рост рождаемости по всем федеральным округам и по всем федеральным округам идет снижение показателей смертности. Только за 10 месяцев 2009 года родилось 1 миллион 475 тысяч детей, что на 40,5 тысячи детей больше, чем за аналогичный период 2008 года. Второе. Впервые за многие годы в России снизились коэффициенты естественной убыли населения и младенческой смертности.
Результатом реализации мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, явилось снижение показателей смертности от болезней системы кровообращения на 5,4 %, от цереброваскулярных заболеваний — на 8,4 % (за 10 месяцев 2009 года).
Что касается финансового обеспечения нацпроекта в 2010 году, то оно будет осуществлено в полном объеме по всем основным направлениям: формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование системы профилактики заболеваний, повышение доступности высокотехнологической медицинской помощи, а также медицинской помощи матерям и детям. Объем бюджетных ассигнований, направляемых на реализацию национального проекта «Здоровье» в 2010 году составит 144,4 миллиарда рублей.
— Татьяна Алексеевна, в 2009 году запущена государственная программа «Здоровая Россия». Расскажите, пожалуйста, что это за проект?
— «Здоровая Россия» — это долгосрочная программа, поскольку касается изменения стандартов жизни, затрагивающих базовые жизненные установки людей. И все, подключившиеся к программе по формированию здорового образа жизни, ориентируются на долгую и интенсивную работу. На сегодняшний день программа расписана до 2012 года.
Мы провели тщательный анализ положения дел в сфере здоровья и здорового образа жизни, распространенных вредных привычек и факторов, которые сильнее всего влияют на смертность, инвалидность и заболеваемость наших людей. Полученные результаты заставляют не только серьезно задуматься, но и начать активные действия.
К примеру, в России курит около 50 % населения. При этом темп роста курящих в нашей стране один из самых высоких в мире: в последние три года количество сигарет, выкуриваемых в стране, увеличивается на 2–5 % в год, число курильщиков ежегодно возрастает на 1,5–2 %, включая женщин и подростков. По экспертным оценкам, в настоящее время Россия находится на четвертом месте в мире по распространенности табакокурения среди подростков. И это не говоря о неправильном питании, неактивном образе жизни…
К сожалению, сегодня здоровье в нашей стране не является общественной и персональной ценностью. Россияне не думают о здоровье как о собственном ресурсе и капитале, не склонны заботиться о нем. Нужно не просто побудить людей заниматься своим здоровьем, но и предоставить им соответствующую инфраструктуру. В этой части Министерство здравоохранения и социального развития отвечает за выстраивание сети центров здоровья и связанных с ними кабинетов профилактики на территории всей страны.
Центры здоровья начали открываться в России с 1 декабря 2009 года. Всего таких центров в стране будет более 500. В 2009 году из бюджета на их создание было выделено более 375 миллионов рублей. Отмечу, что открытие центров не требует строительства новых помещений или других объектов инфраструктуры. Они организуются либо на базе поликлиник, либо на базе физкультурно-оздоровительных диспансеров. Центры будут работать в системе обязательного медицинского страхования. То, что в бюджет обязательного медицинского страхования будут входить профилактические мероприятия, — важное новшество. Теперь, чтобы воспользоваться полисом, не обязательно болеть.
При этом мы понимаем, что реальные результаты, отображенные в интегрированном показателе здорового образа жизни (или индексе здоровья), можно будет зафиксировать лишь через два-три года реализации программы. Министерство уже начало разработку модели и показателей индивидуального и общественного здоровья с учетом следующих факторов: ожидаемая продолжительность жизни, инвалидность, хронические заболевания, количество дней, проведенных на больничном, результаты диспансеризации, курение и употребление алкоголя, а также разработку информационной базы по мониторингу этих показателей.
— Какие конкретные мероприятия предусмотрены для пропаганды здорового образа жизни?
— Как показывает опыт зарубежных стран, новым социальным ориентиром, способствующим предупреждению заболеваний и отказу от вредных привычек, может стать идея общественного здоровья и индивидуального здорового образа жизни. Поэтому в 2009 году мы начали вводить моду на здоровый образ жизни через информационные и коммуникационные мероприятия под единым брендом «Здоровая Россия».
Мы стараемся сделать кампанию максимально дифференцированной, направленной на детей, подростков, молодежь и взрослое население. Причем это не пропагандистская кампания, а коммуникация. Нам важно, чтобы люди не только услышали призыв вести здоровый образ жизни, но и могли включиться в это обсуждение, задать интересующие их вопросы.
Свидетельством того, что потребность в таком общении высока, стал портал о здоровом образе жизни www.takzdorovo.ru, который мы запустили в декабре 2009 года. На этом портале люди в режиме онлайн задают вопросы профильным специалистам по вопросам ведения здорового образа жизни. Всего за месяц работы портал вышел на уровень ежедневной посещаемости 25–30 тысяч человек. Цифры говорят сами за себя.
— В минувшем году не менее актуальной и обсуждаемой была проблема контроля за ценами на лекарства и обеспечение лекарствами отечественного производства. Сегодня она как-то решена?
— В 2009 году только в период с января по август средневзвешенная стоимость упаковки готовых лекарственных средств выросла на 38 % относительно аналогичного периода 2008 года. Стало очевидно: необходимо принимать меры на государственном уровне, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке потребления лекарств.
Для этого министерство подготовило комплекс решений, вошедших в антикризисную программу Правительства Российской Федерации. Во-первых, был обновлен перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), в который с 1 января 2010 года входят 500 международных непатентованных наименований, что составляет около 2 тысяч торговых наименований или более 5,5 тысячи лекарственных форм. Напомню, в перечень ЖНВЛС входят лекарственные средства, которые используются для профилактики и лечения социально значимых и наиболее распространенных заболеваний. Именно поэтому бесконтрольный рост цен на данные препараты может вызвать серьезные социальные последствия. В связи с этим с 1 января 2010 года введено государственное регулирование цен на эти лекарственные средства посредством расчета цены на базе двух методик. Первая разработана Минздравсоцразвития совместно с Федеральной службой по тарифам и основана на определении предельной цены производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Вторая методика разработана Федеральной службой по тарифам и основана на определении предельных торговых надбавок.
Информация по предельным ценам производителя на ЖНВЛС будет публиковаться в сети Интернет на сайте Росздравнадзора www.roszdravnadzor.ru. В результате любой человек, сложив предельную цену производителя лекарственного средства и установленную регионом РФ на базе утвержденной методики торговую надбавку, получит ту максимальную цену, по которой лекарственное средство должно продаваться в рознице.
Все производители лекарственных препаратов, входящих в список жизненно важных, обязаны зарегистрировать цены на них до 1 апреля 2010 года. После этой даты незарегистрированные лекарственные препараты не будут обращаться на территории Российской Федерации.
Что касается отечественных производителей, то в обновленном перечне их доля выросла до 67 %. Кроме того, в соответствии со стратегией импортозамещения и инновационных разработок совместно с крупнейшими российскими фармацевтическими компаниями был разработан перечень стратегических лекарственных средств, в который вошли 57 международных непатентованных наименований. Это в первую очередь препараты, влияющие на снижение заболеваемости и смертности в нашей стране. Возможность их производства на территории нашей страны означает кратное увеличение доступности этих препаратов для населения и удешевление оказания медицинской помощи.
— Какие еще будут предприняты меры, чтобы держать фармацевтический рынок под контролем?
— Был разработан и внесен на рассмотрение в Государственную думу законопроект «Об обращении лекарственных средств», слушания по которому пройдут в начале 2010 года. Законопроект устранил пробелы в нормативном регулировании всех этапов обращения лекарственных препаратов.
К примеру, вызывала много нареканий процедура регистрации лекарственных средств, когда документы на регистрацию лекарственного препарата рассматривались длительное время, что ограничивало доступ отечественных препаратов на рынок. Сейчас впервые процедура государственной регистрации прописана на уровне федерального закона подробно по всем этапам, что называется, до последней минуты начиная от подачи документов заявителем и заканчивая получением акта о регистрации.
Определен четкий срок, который отводится на регистрацию лекарства, — 210 дней. Процедуры уполномоченного органа государственной регистрации максимально прозрачные и публичные. Это касается не только принятых норм и законов, но и публикации в сети Интернет информации о том, как проходит регистрация соответствующего лекарства. Нужно это и для того, чтобы у общества была информация о возможном появлении в обороте какого-либо лекарственного препарата, и для того, чтобы заявитель мог проследить выполнение всех процедур, которые зафиксированы в законе.
Вносятся изменения в законодательство о государственной пошлине, в соответствии с которыми за регистрацию лекарственного препарата вне зависимости от того, оригинальный он или воспроизведенный, отечественный или импортный, взимается единая государственная пошлина, поступающая в доход федерального бюджета. Платежи, которые ранее осуществлялись на полулегальных условиях, с принятием этих двух законопроектов перестанут существовать. Любые поборы с производителей будут законодательно невозможны.
В целом эти нововведения сделают рынок прозрачным, предсказуемым и значительно облегчат продвижение отечественных лекарственных препаратов.
— В этом году будет праздноваться 65-летие Великой Победы. Предусмотрена ли в бюджете материальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла?
— Конечно, ведь это очень важная дата в нашей истории. Если говорить о конкретных цифрах, то к 2009 году общий объем денежных выплат из федерального бюджета инвалидам и участникам войны вырос по сравнению с 2004 годом в четыре раза. С 1 декабря 2009 года базовая часть пенсии увеличена на 612 рублей и составляет 2562 рублей в месяц. Это самое значимое увеличение базовой части пенсии за последние семь лет. С учетом валоризации пенсионных прав прибавка к пенсии участников Великой Отечественной войны составит 2394 рублей, инвалидов Великой Отечественной войны — 2286 рублей. Размер страховой части трудовой пенсии у данных категорий граждан возрастет до 6745 рублей и 6443 рублей соответственно.
Наряду с этим усилено внимание и к здоровью ветеранов. Участники войны в возрасте старше 70 лет проходят лечение в 40 геронтологических центрах учреждений здравоохранения, гериатрических больницах и отделениях. Осуществляется комплекс мер по усилению профилактической направленности медицинского обеспечения ветеранов. Ежегодно комплексные медицинские осмотры проходят 84 % участников и 94 % инвалидов Великой Отечественной войны.
Кроме того, ко Дню Победы предусмотрены единовременные выплаты: участникам войны — 5 тысяч рублей, труженикам тыла — 1 тысяча рублей.
Материал подготовила Ольга ГОРШЕНИНА, Журнал "Бюджет", февраль 2010 г.