Версия для печати 10234 Материалы по теме
Бюджет Республики Адыгея: только главные задачи
долев
Мировой финансовый кризис внес значительные коррективы как в исполнение бюджета Республики Адыгея в минувшем 2009 году, так и в условия формирования бюджета на 2010–2012 годы.
Довлетбий ДОЛЕВ, министр финансов Республики Адыгея

Формирование бюджетной и налоговой политики Республики Адыгея на предстоящий 2010 год и на плановый период осуществлялось с учетом задач, поставленных Президентом РФ в Бюджетном послании. Несмотря на признание регионом в 2009 году норм, касающихся планового периода 2011–2012 годов, утратившими силу, Адыгея не отказалась от трехлетнего бюджета и республиканский бюджет сформирован на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Более 50 % муниципальных образований республики также приняли трехлетние бюджеты.
Направления бюджетной и налоговой политики на текущий год можно назвать «антикризисными». Они формировались в условиях прогнозируемого снижения темпов социально-экономического развития Адыгеи, сокращения поступления доходов в бюджет в 2009 году, а также с учетом проведения оптимизации расходов, без которой невозможно было сбалансировать бюджет. Сокращение расходов коснулось содержания аппарата органов государственной власти, материальных затрат подведомственных учреждений, мероприятий, проводимых в рамках целевых программ, а также объектов инвестиционной программы.
При формировании бюджета на 2010 год Президентом Республики Адыгея А. К. Тхакушиновым и Кабинетом Министров Республики Адыгея были поставлены следующие задачи:
  • жесткая экономия бюджетных средств, сокращение неперво­очередных расходов, концентрация бюджетных средств для решения ключевых социально-экономических проблем;
  • отказ от новых расходных обязательств, сохранение объема и гарантированное исполнение всех действующих публичных обязательств, сохранение государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, сельского хозяйства, занятости населения;
  • проведение инвентаризации расходов инвестиционного характера с целью определения приоритетности нескольких направлений, дальнейшее проведение работы по повышению качества оказываемых услуг и развитие практики бюджетирования, ориентированного на результат.
Учитывая поставленные руководством республики задачи, формирование расходной части бюджета проходило непросто. В текущем году из федерального бюджета Республика Адыгея получит дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 536,9 млн руб., или на 14,6 % меньше, чем в 2009 году. В прошлом году общий объем дотаций составил 4 млрд руб., в 2010 году — 3,5 млрд руб. И это при том, что Республика Адыгея является дотационным регионом и средства федерального бюджета составляют около 60 % доходной части бюджета республики.
В 2010 году расходная часть бюджета по сравнению с 2009 годом уменьшена на 26,3 % и составит 10 млрд руб. При этом социально значимые расходы составят 71,6 % от общего объема расходов бюджета республики.
Чтобы сбалансировать доходную и расходную части бюджета, пришлось использовать непопулярные меры: сокращать расходы по целевым программам, расходы на функционирование бюджетных учреждений, пересматривать взаимоотношения с муниципальными образованиями. Расходы на реализацию республиканской адресной инвестиционной программы Республики Адыгея также выглядят очень скромно на фоне прошлого года и запланированы в размере 40,7 % от объема 2009 года.

Качество жизни — стабильность государства

Китайская пословица гласит: «Народ — основа страны. Если основа стабильна, то и страна стабильна». А что является показателем стабильности основы государства? Конечно же, качество жизни граждан. И задача власти как в целом в стране, так и в каждом регионе — улучшать качество жизни народа, совершенствуя системы здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Образование

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» за последние годы закуплено и передано в школы республики 25 автобусов и 20 микроавтобусов. Таким образом, 2,6 тыс. учеников из 114 населенных пунктов Адыгеи имеют возможность добираться до школ на комфортабельных автобусах.
В муниципальных образовательных учреждениях республики обучается 40,2 тыс. детей, из которых 12,1 тыс. человек обеспечены бесплатным питанием (завтраками), в том числе 3 тыс. человек (25 %) — это дети из многодетных семей. Главы администраций ежегодно изыскивают средства в местном бюджете на помощь детям из малообеспеченных семей, и в этом их большая заслуга.
Продолжается работа по техническому оснащению образовательных учреждений республики за счет средств бюджетов всех уровней. Показатель «среднее количество школьников на один компьютер» в целом по республике ежегодно улучшается. Если в 2007 году он был равен 26, то в 2009 году — 21.
С 1 сентября 2009 года на новую систему оплаты труда перешли 19 государственных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Республики Адыгея, и 158 муниципальных общеобразовательных учреждений. Также по новой системе оплачивается труд работников учреждений всех типов и видов и учреждений, занимающихся научными исследованиями и разработками.
При введении новых систем оплаты труда были соблюдены основные социальные гарантии. Максимальное увеличение заработной платы в основном коснулось молодых специалистов, оплата труда которых производилась по 8–9 разрядам Единой тарифной сетки, поскольку новая система оплаты труда предполагает для всех специалистов, работающих в одной должности, установление одинакового размера оклада. Эта мера в определенной степени будет способствовать притоку в образовательные учреждения молодых специалистов и позволит снизить тенденцию «старения» учительских кадров. В 2009 году средняя заработная плата учителей в дневных общеобразовательных учреждениях составила 7866 руб.
В целях снижения неэффективных расходов бюджета республики, а также повышения качества образования и образовательных возможностей учащихся были проведены мероприятия по оптимизации сети общеобразовательных учреждений (четыре сельские школы преобразованы в филиалы общеобразовательных школ, две начальные школы реорганизованы путем присоединения к средним общеобразовательным школам). В настоящее время в республике функционирует восемь филиалов общеобразовательных учреждений, которые ранее являлись малокомплектными сельскими школами.

Здравоохранение

Благодаря реализации целевых программ и мероприятий национального проекта «Здоровье», в рамках которого лечебно-профилактические учреждения республики были оснащены современным медицинским оборудованием, удалось повысить доступность и качество специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Также получили дальнейшее развитие новые технологии в области диагностики, лечения заболеваний, созданы оптимальные условия для выхаживания новорожденных детей, родившихся в критическом состоянии, и проведения операционных вмешательств детям любого возраста. В республике стали проводить офтальмологические, оториноларингологические операции по самым современным методикам, современные технологии стали применять и в абдоминальной, сосудистой хирургии. Обеспечены условия для проведения карантинизации донорской крови и соблюдения «холодовой цепи» при хранении медицинских иммунобиологических препаратов, проведения в республике сложных судебно-медицинских экспертиз.
В связи с ограниченностью средств современное медицинское оборудование в текущем году будет приобретаться по мере необходимости. Но, несмотря на непростую финансовую ситуацию, в 2010 году планируется провести капитальный ремонт основных отделений Адыгейской республиканской клинической больницы.
В соответствии с Указом Президента и распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения были централизованы на республиканском уровне. Эти средства в полном объеме перечисляются в бюджет Адыгейского республиканского фонда ОМС своевременно и в полном объеме.
В целях перехода на одноканальное финансирование в республике проводится подготовительная работа по разработке медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами оказания скорой медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической помощи, стационарной и специализированной медицинской помощи. Переход на одноканальное финансирование планируется осуществить в республике в 2011 году.

Социальное обеспечение

Для оказания поддержки многодетным семьям, малоимущим гражданам и детям-сиротам в Республике Адыгея существует несколько видов финансовой помощи. Так, в рамках Закона Республики Адыгея «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» из республиканского бюджета выплачивается дополнительное единовременное пособие в размере 1000 руб. при рождении первого ребенка, 1600 руб. — при рождении второго, 2200 руб. — при рождении третьего ребенка. При рождении каждого последующего ребенка сумма доплаты возрастает на 600 руб.
Для многодетных семей предусмотрены меры социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг и оплаты топлива для проживающих в домах без центрального отопления, а также в виде бесплатной выдачи лекарств, выписанных по рецептам врачей детям в возрасте до шести лет. Предусмотрен бесплатный проезд для учащихся общеобразовательных школ, профессиональных учебных заведений на транспорте общего пользования городского, пригородного и междугородного сообщения в границах соответствующего муниципального района. В целом расходы республиканского бюджета на оказание мер социальной поддержки многодетным семьям по сравнению с 2009 годом в текущем году увеличены на 31,2 %.
За счет средств республиканского бюджета в рамках реализации Закона Республики Адыгея «О государственной социальной помощи в Республике Адыгея» решаются особо значимые проблемы. Среди них оказание социальной помощи при выезде на лечение или консультирование по направлениям Минздрава Адыгеи в медицинские учреждения, находящиеся за пределами республики, на приобретение лекарственных средств, изделий медицинского назначения, на обеспечение лечебного питания при тяжелых формах заболеваний. Также оказывается помощь пострадавшим от пожара, в связи с потерей кормильца, на проведение неотложного ремонта домовладения семьям, не имеющим в своем составе трудоспособных граждан и т. д. Оказывается помощь и на неотложные нужды (приобретение одежды, обуви, продуктов питания, дров, лекарств) малоимущим семьям.
Повышенное внимание уделяется проблеме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательством республики предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой (попечительством) или переданные на воспитание в приемную семью, получают ежемесячно 4 тыс. руб. Также они обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности — на внутрирайонном транспорте (кроме такси) и бесплатным проездом один раз в год к месту учебы и обратно до места жительства. В образовательных учреждениях-интернатах начального и среднего профессионального образования дети-сироты обеспечены бесплатным питанием, им предоставляются средства на одежду, обувь, канцтовары, проезд в городском и междугородном транспорте, подъемные после окончания учебного заведения.
В соответствии с законодательством республики органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством. Однако самостоятельно, без помощи из федерального бюджета, решить вопрос обеспечения жильем детей-сирот республика не в состоянии. На финансирование мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот за счет средств федерального и республиканского бюджетов в 2009 году было запланировано 124,2 млн руб. Предоставлено субсидий на приобретение жилья 134 сиротам на сумму 119,6 млн руб. В текущем году расходы на данные цели за счет средств республиканского бюджета запланированы в объеме 30 млн руб.
Следует отметить, что, несмотря на сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, все перечисленные меры социальной поддержки в текущем году будут сохранены. В то же время финансовое обеспечение ряда полномочий, переданных на уровень субъектов РФ, потребует дополнительных расходов республиканского бюджета в объеме 356 млн руб. При этом дополнительные доходы, которые могут быть получены рес­публикой от увеличения отдельных видов доходов, не покрывают потребности в дополнительных расходах.

Занятость населения

Уровень безработицы в 2009 году снизился с 4,7 до 2,5 % (средний показатель по ЮФО — 3 %). В прошлом году признаны безработными 16 424 человека, снято с учета 30 694 человека, в том числе трудоустроено 15 600 человек, 3166 приступили к профобучению.
В регионе реализуются две республиканские целевые программы: «Содействие занятости населения Республики Адыгея на 2008–2010 годы» и «Снижение напряженности на рынке труда Республики Адыгея». В 2010 году на реализацию данных программ предусмотрено 5 млн руб. и 14,6 млн руб. соответственно. Это почти в 5 раз и 2,3 раза больше чем в 2009 году.
Учитывая ситуацию, складывающуюся на рынке труда республики, органы службы занятости совместно с работодателями провели работу по уточнению перечня предприятий, работники которых будут принимать участие в общественных работах и проходить опережающее профобучение. В связи с этим в программу «Снижение напряженности на рынке труда Республики Адыгея» внесены изменения по увеличению числа участников общественных работ с 1,9 тыс. до 2,6 тыс. человек, по увеличению числа безработных граждан, которым будет оказано содействие в предпринимательской деятельности и выдана субсидия на открытие своего дела, с 400 до 1,2 тыс. человек.
В заключение следует отметить, что проблеме занятости и безработицы уделяют большое внимание Президент, Кабинет Министров Республики Адыгея и республиканский антикризисный штаб.

Справка "Бюджета"

Довлетбий Закереевич ДОЛЕВ, министр финансов Республики Адыгея, заслуженный экономист РФ
Родился 14 декабря 1950 г. в ауле Уляп Шовгеновского района Краснодарского края.
В 1972 г. окончил Армавирский техникум по специальности «Бухгалтерский учет».
В 1978 г. — Кубанской Ордена Трудового Красного Знамени Сельхозинститут. Трудовую деятельность начал в 1972 г. бухгалтером Адыгейского обкома ВЛКСМ.
1986–1988 гг. — начальник отдела финансов и кредитов облагропромсоюза Адыгейской автономной области.
1992–1993 гг. — начальник управления экономики и финансов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Адыгея.
1993–1995 гг. — первый заместитель министра финансов Республики Адыгея.
1995–2002 гг. — министр финансов Республики Адыгея.
2002–2004 гг. — заместитель генерального директора ЗАО «Западный Кавказ».
2004 –2007 гг. — начальник отдела платежей федерального бюджета, зам. руководителя УФК по Республике Адыгея.
С января 2007 г. по настоящее время — министр финансов Республики Адыгея.
Имеет ученую степень кандидата сельскохозяйственных наук, награжден нагрудным знаком «Отличник финансовой работы», Почетной грамотой Министерства финансов РФ, Почетной грамотой Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея.

Журнал "Бюджет", февраль 2010 г.
Поделиться