Мировой финансовый кризис внес значительные коррективы как в исполнение бюджета Республики Адыгея в минувшем 2009 году, так и в условия формирования бюджета на 2010–2012 годы.
Довлетбий ДОЛЕВ, министр финансов Республики Адыгея
Формирование бюджетной и налоговой политики Республики Адыгея на предстоящий 2010 год и на плановый период осуществлялось с учетом задач, поставленных Президентом РФ в Бюджетном послании. Несмотря на признание регионом в 2009 году норм, касающихся планового периода 2011–2012 годов, утратившими силу, Адыгея не отказалась от трехлетнего бюджета и республиканский бюджет сформирован на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Более 50 % муниципальных образований республики также приняли трехлетние бюджеты.
Направления бюджетной и налоговой политики на текущий год можно назвать «антикризисными». Они формировались в условиях прогнозируемого снижения темпов социально-экономического развития Адыгеи, сокращения поступления доходов в бюджет в 2009 году, а также с учетом проведения оптимизации расходов, без которой невозможно было сбалансировать бюджет. Сокращение расходов коснулось содержания аппарата органов государственной власти, материальных затрат подведомственных учреждений, мероприятий, проводимых в рамках целевых программ, а также объектов инвестиционной программы.
При формировании бюджета на 2010 год Президентом Республики Адыгея А. К. Тхакушиновым и Кабинетом Министров Республики Адыгея были поставлены следующие задачи:
В 2010 году расходная часть бюджета по сравнению с 2009 годом уменьшена на 26,3 % и составит 10 млрд руб. При этом социально значимые расходы составят 71,6 % от общего объема расходов бюджета республики.
Чтобы сбалансировать доходную и расходную части бюджета, пришлось использовать непопулярные меры: сокращать расходы по целевым программам, расходы на функционирование бюджетных учреждений, пересматривать взаимоотношения с муниципальными образованиями. Расходы на реализацию республиканской адресной инвестиционной программы Республики Адыгея также выглядят очень скромно на фоне прошлого года и запланированы в размере 40,7 % от объема 2009 года.
В муниципальных образовательных учреждениях республики обучается 40,2 тыс. детей, из которых 12,1 тыс. человек обеспечены бесплатным питанием (завтраками), в том числе 3 тыс. человек (25 %) — это дети из многодетных семей. Главы администраций ежегодно изыскивают средства в местном бюджете на помощь детям из малообеспеченных семей, и в этом их большая заслуга.
Продолжается работа по техническому оснащению образовательных учреждений республики за счет средств бюджетов всех уровней. Показатель «среднее количество школьников на один компьютер» в целом по республике ежегодно улучшается. Если в 2007 году он был равен 26, то в 2009 году — 21.
С 1 сентября 2009 года на новую систему оплаты труда перешли 19 государственных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Республики Адыгея, и 158 муниципальных общеобразовательных учреждений. Также по новой системе оплачивается труд работников учреждений всех типов и видов и учреждений, занимающихся научными исследованиями и разработками.
При введении новых систем оплаты труда были соблюдены основные социальные гарантии. Максимальное увеличение заработной платы в основном коснулось молодых специалистов, оплата труда которых производилась по 8–9 разрядам Единой тарифной сетки, поскольку новая система оплаты труда предполагает для всех специалистов, работающих в одной должности, установление одинакового размера оклада. Эта мера в определенной степени будет способствовать притоку в образовательные учреждения молодых специалистов и позволит снизить тенденцию «старения» учительских кадров. В 2009 году средняя заработная плата учителей в дневных общеобразовательных учреждениях составила 7866 руб.
В целях снижения неэффективных расходов бюджета республики, а также повышения качества образования и образовательных возможностей учащихся были проведены мероприятия по оптимизации сети общеобразовательных учреждений (четыре сельские школы преобразованы в филиалы общеобразовательных школ, две начальные школы реорганизованы путем присоединения к средним общеобразовательным школам). В настоящее время в республике функционирует восемь филиалов общеобразовательных учреждений, которые ранее являлись малокомплектными сельскими школами.
В связи с ограниченностью средств современное медицинское оборудование в текущем году будет приобретаться по мере необходимости. Но, несмотря на непростую финансовую ситуацию, в 2010 году планируется провести капитальный ремонт основных отделений Адыгейской республиканской клинической больницы.
В соответствии с Указом Президента и распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения были централизованы на республиканском уровне. Эти средства в полном объеме перечисляются в бюджет Адыгейского республиканского фонда ОМС своевременно и в полном объеме.
В целях перехода на одноканальное финансирование в республике проводится подготовительная работа по разработке медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами оказания скорой медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической помощи, стационарной и специализированной медицинской помощи. Переход на одноканальное финансирование планируется осуществить в республике в 2011 году.
Для многодетных семей предусмотрены меры социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг и оплаты топлива для проживающих в домах без центрального отопления, а также в виде бесплатной выдачи лекарств, выписанных по рецептам врачей детям в возрасте до шести лет. Предусмотрен бесплатный проезд для учащихся общеобразовательных школ, профессиональных учебных заведений на транспорте общего пользования городского, пригородного и междугородного сообщения в границах соответствующего муниципального района. В целом расходы республиканского бюджета на оказание мер социальной поддержки многодетным семьям по сравнению с 2009 годом в текущем году увеличены на 31,2 %.
За счет средств республиканского бюджета в рамках реализации Закона Республики Адыгея «О государственной социальной помощи в Республике Адыгея» решаются особо значимые проблемы. Среди них оказание социальной помощи при выезде на лечение или консультирование по направлениям Минздрава Адыгеи в медицинские учреждения, находящиеся за пределами республики, на приобретение лекарственных средств, изделий медицинского назначения, на обеспечение лечебного питания при тяжелых формах заболеваний. Также оказывается помощь пострадавшим от пожара, в связи с потерей кормильца, на проведение неотложного ремонта домовладения семьям, не имеющим в своем составе трудоспособных граждан и т. д. Оказывается помощь и на неотложные нужды (приобретение одежды, обуви, продуктов питания, дров, лекарств) малоимущим семьям.
Повышенное внимание уделяется проблеме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательством республики предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой (попечительством) или переданные на воспитание в приемную семью, получают ежемесячно 4 тыс. руб. Также они обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности — на внутрирайонном транспорте (кроме такси) и бесплатным проездом один раз в год к месту учебы и обратно до места жительства. В образовательных учреждениях-интернатах начального и среднего профессионального образования дети-сироты обеспечены бесплатным питанием, им предоставляются средства на одежду, обувь, канцтовары, проезд в городском и междугородном транспорте, подъемные после окончания учебного заведения.
В соответствии с законодательством республики органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством. Однако самостоятельно, без помощи из федерального бюджета, решить вопрос обеспечения жильем детей-сирот республика не в состоянии. На финансирование мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот за счет средств федерального и республиканского бюджетов в 2009 году было запланировано 124,2 млн руб. Предоставлено субсидий на приобретение жилья 134 сиротам на сумму 119,6 млн руб. В текущем году расходы на данные цели за счет средств республиканского бюджета запланированы в объеме 30 млн руб.
Следует отметить, что, несмотря на сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, все перечисленные меры социальной поддержки в текущем году будут сохранены. В то же время финансовое обеспечение ряда полномочий, переданных на уровень субъектов РФ, потребует дополнительных расходов республиканского бюджета в объеме 356 млн руб. При этом дополнительные доходы, которые могут быть получены республикой от увеличения отдельных видов доходов, не покрывают потребности в дополнительных расходах.
В регионе реализуются две республиканские целевые программы: «Содействие занятости населения Республики Адыгея на 2008–2010 годы» и «Снижение напряженности на рынке труда Республики Адыгея». В 2010 году на реализацию данных программ предусмотрено 5 млн руб. и 14,6 млн руб. соответственно. Это почти в 5 раз и 2,3 раза больше чем в 2009 году.
Учитывая ситуацию, складывающуюся на рынке труда республики, органы службы занятости совместно с работодателями провели работу по уточнению перечня предприятий, работники которых будут принимать участие в общественных работах и проходить опережающее профобучение. В связи с этим в программу «Снижение напряженности на рынке труда Республики Адыгея» внесены изменения по увеличению числа участников общественных работ с 1,9 тыс. до 2,6 тыс. человек, по увеличению числа безработных граждан, которым будет оказано содействие в предпринимательской деятельности и выдана субсидия на открытие своего дела, с 400 до 1,2 тыс. человек.
В заключение следует отметить, что проблеме занятости и безработицы уделяют большое внимание Президент, Кабинет Министров Республики Адыгея и республиканский антикризисный штаб.
Родился 14 декабря 1950 г. в ауле Уляп Шовгеновского района Краснодарского края.
В 1972 г. окончил Армавирский техникум по специальности «Бухгалтерский учет».
В 1978 г. — Кубанской Ордена Трудового Красного Знамени Сельхозинститут. Трудовую деятельность начал в 1972 г. бухгалтером Адыгейского обкома ВЛКСМ.
1986–1988 гг. — начальник отдела финансов и кредитов облагропромсоюза Адыгейской автономной области.
1992–1993 гг. — начальник управления экономики и финансов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Адыгея.
1993–1995 гг. — первый заместитель министра финансов Республики Адыгея.
1995–2002 гг. — министр финансов Республики Адыгея.
2002–2004 гг. — заместитель генерального директора ЗАО «Западный Кавказ».
2004 –2007 гг. — начальник отдела платежей федерального бюджета, зам. руководителя УФК по Республике Адыгея.
С января 2007 г. по настоящее время — министр финансов Республики Адыгея.
Имеет ученую степень кандидата сельскохозяйственных наук, награжден нагрудным знаком «Отличник финансовой работы», Почетной грамотой Министерства финансов РФ, Почетной грамотой Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея.
Журнал "Бюджет", февраль 2010 г.
Довлетбий ДОЛЕВ, министр финансов Республики Адыгея
Формирование бюджетной и налоговой политики Республики Адыгея на предстоящий 2010 год и на плановый период осуществлялось с учетом задач, поставленных Президентом РФ в Бюджетном послании. Несмотря на признание регионом в 2009 году норм, касающихся планового периода 2011–2012 годов, утратившими силу, Адыгея не отказалась от трехлетнего бюджета и республиканский бюджет сформирован на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Более 50 % муниципальных образований республики также приняли трехлетние бюджеты.
Направления бюджетной и налоговой политики на текущий год можно назвать «антикризисными». Они формировались в условиях прогнозируемого снижения темпов социально-экономического развития Адыгеи, сокращения поступления доходов в бюджет в 2009 году, а также с учетом проведения оптимизации расходов, без которой невозможно было сбалансировать бюджет. Сокращение расходов коснулось содержания аппарата органов государственной власти, материальных затрат подведомственных учреждений, мероприятий, проводимых в рамках целевых программ, а также объектов инвестиционной программы.
При формировании бюджета на 2010 год Президентом Республики Адыгея А. К. Тхакушиновым и Кабинетом Министров Республики Адыгея были поставлены следующие задачи:
- жесткая экономия бюджетных средств, сокращение непервоочередных расходов, концентрация бюджетных средств для решения ключевых социально-экономических проблем;
- отказ от новых расходных обязательств, сохранение объема и гарантированное исполнение всех действующих публичных обязательств, сохранение государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, сельского хозяйства, занятости населения;
- проведение инвентаризации расходов инвестиционного характера с целью определения приоритетности нескольких направлений, дальнейшее проведение работы по повышению качества оказываемых услуг и развитие практики бюджетирования, ориентированного на результат.
В 2010 году расходная часть бюджета по сравнению с 2009 годом уменьшена на 26,3 % и составит 10 млрд руб. При этом социально значимые расходы составят 71,6 % от общего объема расходов бюджета республики.
Чтобы сбалансировать доходную и расходную части бюджета, пришлось использовать непопулярные меры: сокращать расходы по целевым программам, расходы на функционирование бюджетных учреждений, пересматривать взаимоотношения с муниципальными образованиями. Расходы на реализацию республиканской адресной инвестиционной программы Республики Адыгея также выглядят очень скромно на фоне прошлого года и запланированы в размере 40,7 % от объема 2009 года.
Качество жизни — стабильность государства
Китайская пословица гласит: «Народ — основа страны. Если основа стабильна, то и страна стабильна». А что является показателем стабильности основы государства? Конечно же, качество жизни граждан. И задача власти как в целом в стране, так и в каждом регионе — улучшать качество жизни народа, совершенствуя системы здравоохранения, образования, социального обеспечения.Образование
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» за последние годы закуплено и передано в школы республики 25 автобусов и 20 микроавтобусов. Таким образом, 2,6 тыс. учеников из 114 населенных пунктов Адыгеи имеют возможность добираться до школ на комфортабельных автобусах.В муниципальных образовательных учреждениях республики обучается 40,2 тыс. детей, из которых 12,1 тыс. человек обеспечены бесплатным питанием (завтраками), в том числе 3 тыс. человек (25 %) — это дети из многодетных семей. Главы администраций ежегодно изыскивают средства в местном бюджете на помощь детям из малообеспеченных семей, и в этом их большая заслуга.
Продолжается работа по техническому оснащению образовательных учреждений республики за счет средств бюджетов всех уровней. Показатель «среднее количество школьников на один компьютер» в целом по республике ежегодно улучшается. Если в 2007 году он был равен 26, то в 2009 году — 21.
С 1 сентября 2009 года на новую систему оплаты труда перешли 19 государственных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Республики Адыгея, и 158 муниципальных общеобразовательных учреждений. Также по новой системе оплачивается труд работников учреждений всех типов и видов и учреждений, занимающихся научными исследованиями и разработками.
При введении новых систем оплаты труда были соблюдены основные социальные гарантии. Максимальное увеличение заработной платы в основном коснулось молодых специалистов, оплата труда которых производилась по 8–9 разрядам Единой тарифной сетки, поскольку новая система оплаты труда предполагает для всех специалистов, работающих в одной должности, установление одинакового размера оклада. Эта мера в определенной степени будет способствовать притоку в образовательные учреждения молодых специалистов и позволит снизить тенденцию «старения» учительских кадров. В 2009 году средняя заработная плата учителей в дневных общеобразовательных учреждениях составила 7866 руб.
В целях снижения неэффективных расходов бюджета республики, а также повышения качества образования и образовательных возможностей учащихся были проведены мероприятия по оптимизации сети общеобразовательных учреждений (четыре сельские школы преобразованы в филиалы общеобразовательных школ, две начальные школы реорганизованы путем присоединения к средним общеобразовательным школам). В настоящее время в республике функционирует восемь филиалов общеобразовательных учреждений, которые ранее являлись малокомплектными сельскими школами.
Здравоохранение
Благодаря реализации целевых программ и мероприятий национального проекта «Здоровье», в рамках которого лечебно-профилактические учреждения республики были оснащены современным медицинским оборудованием, удалось повысить доступность и качество специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Также получили дальнейшее развитие новые технологии в области диагностики, лечения заболеваний, созданы оптимальные условия для выхаживания новорожденных детей, родившихся в критическом состоянии, и проведения операционных вмешательств детям любого возраста. В республике стали проводить офтальмологические, оториноларингологические операции по самым современным методикам, современные технологии стали применять и в абдоминальной, сосудистой хирургии. Обеспечены условия для проведения карантинизации донорской крови и соблюдения «холодовой цепи» при хранении медицинских иммунобиологических препаратов, проведения в республике сложных судебно-медицинских экспертиз.В связи с ограниченностью средств современное медицинское оборудование в текущем году будет приобретаться по мере необходимости. Но, несмотря на непростую финансовую ситуацию, в 2010 году планируется провести капитальный ремонт основных отделений Адыгейской республиканской клинической больницы.
В соответствии с Указом Президента и распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения были централизованы на республиканском уровне. Эти средства в полном объеме перечисляются в бюджет Адыгейского республиканского фонда ОМС своевременно и в полном объеме.
В целях перехода на одноканальное финансирование в республике проводится подготовительная работа по разработке медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами оказания скорой медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической помощи, стационарной и специализированной медицинской помощи. Переход на одноканальное финансирование планируется осуществить в республике в 2011 году.
Социальное обеспечение
Для оказания поддержки многодетным семьям, малоимущим гражданам и детям-сиротам в Республике Адыгея существует несколько видов финансовой помощи. Так, в рамках Закона Республики Адыгея «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» из республиканского бюджета выплачивается дополнительное единовременное пособие в размере 1000 руб. при рождении первого ребенка, 1600 руб. — при рождении второго, 2200 руб. — при рождении третьего ребенка. При рождении каждого последующего ребенка сумма доплаты возрастает на 600 руб.Для многодетных семей предусмотрены меры социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг и оплаты топлива для проживающих в домах без центрального отопления, а также в виде бесплатной выдачи лекарств, выписанных по рецептам врачей детям в возрасте до шести лет. Предусмотрен бесплатный проезд для учащихся общеобразовательных школ, профессиональных учебных заведений на транспорте общего пользования городского, пригородного и междугородного сообщения в границах соответствующего муниципального района. В целом расходы республиканского бюджета на оказание мер социальной поддержки многодетным семьям по сравнению с 2009 годом в текущем году увеличены на 31,2 %.
За счет средств республиканского бюджета в рамках реализации Закона Республики Адыгея «О государственной социальной помощи в Республике Адыгея» решаются особо значимые проблемы. Среди них оказание социальной помощи при выезде на лечение или консультирование по направлениям Минздрава Адыгеи в медицинские учреждения, находящиеся за пределами республики, на приобретение лекарственных средств, изделий медицинского назначения, на обеспечение лечебного питания при тяжелых формах заболеваний. Также оказывается помощь пострадавшим от пожара, в связи с потерей кормильца, на проведение неотложного ремонта домовладения семьям, не имеющим в своем составе трудоспособных граждан и т. д. Оказывается помощь и на неотложные нужды (приобретение одежды, обуви, продуктов питания, дров, лекарств) малоимущим семьям.
Повышенное внимание уделяется проблеме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательством республики предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой (попечительством) или переданные на воспитание в приемную семью, получают ежемесячно 4 тыс. руб. Также они обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности — на внутрирайонном транспорте (кроме такси) и бесплатным проездом один раз в год к месту учебы и обратно до места жительства. В образовательных учреждениях-интернатах начального и среднего профессионального образования дети-сироты обеспечены бесплатным питанием, им предоставляются средства на одежду, обувь, канцтовары, проезд в городском и междугородном транспорте, подъемные после окончания учебного заведения.
В соответствии с законодательством республики органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством. Однако самостоятельно, без помощи из федерального бюджета, решить вопрос обеспечения жильем детей-сирот республика не в состоянии. На финансирование мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот за счет средств федерального и республиканского бюджетов в 2009 году было запланировано 124,2 млн руб. Предоставлено субсидий на приобретение жилья 134 сиротам на сумму 119,6 млн руб. В текущем году расходы на данные цели за счет средств республиканского бюджета запланированы в объеме 30 млн руб.
Следует отметить, что, несмотря на сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, все перечисленные меры социальной поддержки в текущем году будут сохранены. В то же время финансовое обеспечение ряда полномочий, переданных на уровень субъектов РФ, потребует дополнительных расходов республиканского бюджета в объеме 356 млн руб. При этом дополнительные доходы, которые могут быть получены республикой от увеличения отдельных видов доходов, не покрывают потребности в дополнительных расходах.
Занятость населения
Уровень безработицы в 2009 году снизился с 4,7 до 2,5 % (средний показатель по ЮФО — 3 %). В прошлом году признаны безработными 16 424 человека, снято с учета 30 694 человека, в том числе трудоустроено 15 600 человек, 3166 приступили к профобучению.В регионе реализуются две республиканские целевые программы: «Содействие занятости населения Республики Адыгея на 2008–2010 годы» и «Снижение напряженности на рынке труда Республики Адыгея». В 2010 году на реализацию данных программ предусмотрено 5 млн руб. и 14,6 млн руб. соответственно. Это почти в 5 раз и 2,3 раза больше чем в 2009 году.
Учитывая ситуацию, складывающуюся на рынке труда республики, органы службы занятости совместно с работодателями провели работу по уточнению перечня предприятий, работники которых будут принимать участие в общественных работах и проходить опережающее профобучение. В связи с этим в программу «Снижение напряженности на рынке труда Республики Адыгея» внесены изменения по увеличению числа участников общественных работ с 1,9 тыс. до 2,6 тыс. человек, по увеличению числа безработных граждан, которым будет оказано содействие в предпринимательской деятельности и выдана субсидия на открытие своего дела, с 400 до 1,2 тыс. человек.
В заключение следует отметить, что проблеме занятости и безработицы уделяют большое внимание Президент, Кабинет Министров Республики Адыгея и республиканский антикризисный штаб.
Справка "Бюджета"
Довлетбий Закереевич ДОЛЕВ, министр финансов Республики Адыгея, заслуженный экономист РФРодился 14 декабря 1950 г. в ауле Уляп Шовгеновского района Краснодарского края.
В 1972 г. окончил Армавирский техникум по специальности «Бухгалтерский учет».
В 1978 г. — Кубанской Ордена Трудового Красного Знамени Сельхозинститут. Трудовую деятельность начал в 1972 г. бухгалтером Адыгейского обкома ВЛКСМ.
1986–1988 гг. — начальник отдела финансов и кредитов облагропромсоюза Адыгейской автономной области.
1992–1993 гг. — начальник управления экономики и финансов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Адыгея.
1993–1995 гг. — первый заместитель министра финансов Республики Адыгея.
1995–2002 гг. — министр финансов Республики Адыгея.
2002–2004 гг. — заместитель генерального директора ЗАО «Западный Кавказ».
2004 –2007 гг. — начальник отдела платежей федерального бюджета, зам. руководителя УФК по Республике Адыгея.
С января 2007 г. по настоящее время — министр финансов Республики Адыгея.
Имеет ученую степень кандидата сельскохозяйственных наук, награжден нагрудным знаком «Отличник финансовой работы», Почетной грамотой Министерства финансов РФ, Почетной грамотой Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея.
Журнал "Бюджет", февраль 2010 г.