За последние три года Алтайский край пережил три юбилейные даты, связанные с государственно-территориальным устройством. В 2007 году край отметил свое 70-летие, в 2008 году исполнилось 300 лет с момента создания Сибирской губернии. И, наконец, в 2009–2010 годах проходит череда мероприятий, посвященных 70-летию представительной (законодательной) власти региона.
Иван ЛООР, председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания
Первые выборы в Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся были проведены в декабре 1939 года после уточнения границ Алтайского края и его административно-территориальных образований. Фактическая функция Советов состояла в управлении территорией на основе координации действий партийных и хозяйственных органов, общественных организаций. И каким бы ни было современное отношение к власти Советов, нельзя не признать их достижений в решении вопросов экономической, социальной и культурной жизни края, в практике государственного строительства.
Многие регионы России в 2009–2010 годах празднуют 15-летие законодательной власти, в Алтайском крае сделан акцент именно на 70-летнем юбилее. И не потому, что эта дата более «круглая», а потому что она подчеркивает уважение к истории, к людям, работавшим на депутатском посту в эти десятилетия, к жизни сотен тысяч избирателей.
Реализация принципа разделения властей, провозглашенного в ходе реформ 90-х годов, наделила органы народовластия новой функцией — законотворческой. С момента создания в 1994 году Алтайского краевого Законодательного Собрания депутаты всех созывов, передавая эстафету законотворчества, работали на одну общую цель — создание законов, способствующих реализации стратегических направлений социально-экономического развития края, эффективному решению экономических и социальных проблем, стоящих перед региональными органами государственной власти.
В настоящее время работает пятый созыв Алтайского краевого Законодательного Собрания. Депутатский корпус сформирован на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем и представлен четырьмя политическими партиями.
При Законодательном Собрании активно работают два консультативных Совета: по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий и по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию. Они рассматривают актуальные вопросы в курируемых сферах, анализируют правоприменительную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, но самое главное — проводят общественно-научную экспертизу принимаемых депутатами решений.
Новым в деятельности Законодательного Собрания стало создание в прошлом году Совета фракций. Его основное назначение — координация работы по межфракционному взаимодействию, организация и проведение фракциями публичных мероприятий, координация взаимодействия фракций с общественными объединениями, организациями и гражданами, выработка согласованных позиций депутатов по вопросам их деятельности.
Кроме основной законотворческой функции на современном этапе приоритетным направлением деятельности краевого Законодательного Собрания является формирование эффективно работающей «вертикали» представительной власти от федерального до муниципального уровня. Интеграция, эффективное взаимодействие всех уровней представительной и законодательной власти в нормотворческом процессе — это магистральная линия, которую сейчас проводят федеральные законодательные органы. В мае прошлого года Алтайское краевое Законодательное Собрание в числе первых законодательных органов субъектов РФ подписало Соглашение с Советом Федерации о взаимодействии в федеральном законодательном процессе на основе разработки и внесения совместных консолидированных инициатив.
Начиная с 2008 года успешно проводятся выездные обучающие семинары. Это форма общения трех уровней депутатского корпуса: краевого, районного и поселенческого. На семинарах обсуждаются вопросы местного самоуправления, но самое главное — депутаты представительной власти местного уровня имеют возможность задать вопросы и получить необходимые разъяснения от региональных парламентариев и представителей краевой исполнительной власти. За два года семинары прошли в 21 (из 60) муниципальном районе, в них приняли участие более 1800 депутатов муниципальных образований.
Кроме того, на уровне муниципалитетов реализуется и концепция совместного нормотворчества. После принятия в первом чтении отдельные региональные законопроекты, имеющие особую политическую, экономическую и социальную значимость, направляются для внесения предложений в местные представительные органы.
Конечно, время внесет свои коррективы в направления деятельности регионального парламента, но есть уверенность, что обозначенные приоритеты останутся прежними, а изменится только форма их воплощения.
Журнал "Бюджет", февраль 2010 г.
Иван ЛООР, председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания
Первые выборы в Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся были проведены в декабре 1939 года после уточнения границ Алтайского края и его административно-территориальных образований. Фактическая функция Советов состояла в управлении территорией на основе координации действий партийных и хозяйственных органов, общественных организаций. И каким бы ни было современное отношение к власти Советов, нельзя не признать их достижений в решении вопросов экономической, социальной и культурной жизни края, в практике государственного строительства.
Многие регионы России в 2009–2010 годах празднуют 15-летие законодательной власти, в Алтайском крае сделан акцент именно на 70-летнем юбилее. И не потому, что эта дата более «круглая», а потому что она подчеркивает уважение к истории, к людям, работавшим на депутатском посту в эти десятилетия, к жизни сотен тысяч избирателей.
Реализация принципа разделения властей, провозглашенного в ходе реформ 90-х годов, наделила органы народовластия новой функцией — законотворческой. С момента создания в 1994 году Алтайского краевого Законодательного Собрания депутаты всех созывов, передавая эстафету законотворчества, работали на одну общую цель — создание законов, способствующих реализации стратегических направлений социально-экономического развития края, эффективному решению экономических и социальных проблем, стоящих перед региональными органами государственной власти.
В настоящее время работает пятый созыв Алтайского краевого Законодательного Собрания. Депутатский корпус сформирован на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем и представлен четырьмя политическими партиями.
Формы работы
Законотворческая деятельность действующего состава депутатов характеризуется комплексностью, основанной на принципах коллегиальности, конструктивного диалога с исполнительной властью, предварительной проработки готовящихся документов рабочими депутатскими группами, экспертами-учеными и экспертами-практиками, юристами, представителями общественных организаций и движений. Широко используется такая новая форма научно-методического, экспертного и информационно-консультативного обеспечения законотворческой деятельности, как экспертные советы.При Законодательном Собрании активно работают два консультативных Совета: по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий и по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию. Они рассматривают актуальные вопросы в курируемых сферах, анализируют правоприменительную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, но самое главное — проводят общественно-научную экспертизу принимаемых депутатами решений.
Новым в деятельности Законодательного Собрания стало создание в прошлом году Совета фракций. Его основное назначение — координация работы по межфракционному взаимодействию, организация и проведение фракциями публичных мероприятий, координация взаимодействия фракций с общественными объединениями, организациями и гражданами, выработка согласованных позиций депутатов по вопросам их деятельности.
Кроме основной законотворческой функции на современном этапе приоритетным направлением деятельности краевого Законодательного Собрания является формирование эффективно работающей «вертикали» представительной власти от федерального до муниципального уровня. Интеграция, эффективное взаимодействие всех уровней представительной и законодательной власти в нормотворческом процессе — это магистральная линия, которую сейчас проводят федеральные законодательные органы. В мае прошлого года Алтайское краевое Законодательное Собрание в числе первых законодательных органов субъектов РФ подписало Соглашение с Советом Федерации о взаимодействии в федеральном законодательном процессе на основе разработки и внесения совместных консолидированных инициатив.
Взаимодействие с представительными органами муниципалитетов
Важнейший вектор деятельности краевого парламента — это взаимодействие с представительными органами муниципальных образований в целях оказания практической методической помощи в решении проблем территорий при реализации федерального законодательства о местном самоуправлении, а также содействие повышению профессионализма муниципальных депутатов. В рамках работы Совета по взаимодействию краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований обсуждаются наиболее актуальные проблемы управления муниципальными образованиями, руководители представительных органов обмениваются опытом и прорабатывают возможность внесения совместных региональных законодательных инициатив.Начиная с 2008 года успешно проводятся выездные обучающие семинары. Это форма общения трех уровней депутатского корпуса: краевого, районного и поселенческого. На семинарах обсуждаются вопросы местного самоуправления, но самое главное — депутаты представительной власти местного уровня имеют возможность задать вопросы и получить необходимые разъяснения от региональных парламентариев и представителей краевой исполнительной власти. За два года семинары прошли в 21 (из 60) муниципальном районе, в них приняли участие более 1800 депутатов муниципальных образований.
Кроме того, на уровне муниципалитетов реализуется и концепция совместного нормотворчества. После принятия в первом чтении отдельные региональные законопроекты, имеющие особую политическую, экономическую и социальную значимость, направляются для внесения предложений в местные представительные органы.
Конечно, время внесет свои коррективы в направления деятельности регионального парламента, но есть уверенность, что обозначенные приоритеты останутся прежними, а изменится только форма их воплощения.
Журнал "Бюджет", февраль 2010 г.