Обеспечение экономического и социального развития территории — первостепенная задача органов государственной власти. Главенствующая роль в этом вопросе отводится бюджетным отношениям. О том, как строятся данные отношения в крае, какие проблемы удалось решить и какие еще предстоит, и пойдет сегодня речь.
Александр РОМАНЕНКО, председатель Комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по бюджету, налоговой и кредитной политике
С 2003 года в Российской Федерации осуществляется реформирование государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим Алтайское краевое Законодательное Собрание в течение последних лет ведет работу по изменению регионального законодательства в сфере государственного финансового устройства, межбюджетных отношений, образования, охраны здоровья, социальной поддержки населения, экономического развития региона.
Для формирования стабильной налогооблагаемой базы органов местного самоуправления на долгосрочную перспективу помимо отчислений, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, законом Алтайского края, за местными бюджетами закреплены следующие ресурсные источники:
Тем не менее для края, как и для большинства субъектов РФ, не теряет актуальности проблема недостаточности финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения. Для частичного решения этой проблемы в крае кардинально изменены подходы к формированию финансовой помощи местным бюджетам.
В 2005 году принят пакет законов о выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и поселений. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности стало осуществляться по единой формализованной методике, учитывающей объективные факторы и особенности социально-экономического развития отдельных территорий. Законодательно установлен единый порядок формирования и распределения районных фондов финансовой поддержки поселений.
Четырехлетний опыт применения данной системы формирования местных финансов показывает, что в имеющихся условиях найдено оптимальное решение. В пользу этого утверждения свидетельствуют более высокие темпы роста налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов по сравнению с краевым бюджетом.
Планирование расходов бюджета осуществляется в соответствии с программным методом на основе целевых программ. Расходы на поддержку реального сектора экономики в соответствии с общим регламентированным порядком, предусматривающим в рамках обязательных конкурсных процедур оценку критериев результативности и эффективности вложений, направляются на создание новых рабочих мест, повышение заработной платы, увеличение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Принципиально изменен порядок оказания государственной финансовой поддержки предприятиям агропромышленного комплекса. Новые схемы финансирования позволили перейти от безвозвратных массовых субсидий к программной поддержке эффективного производства. В этом плане широкое применение нашли лизинговые схемы приобретения оборудования, компенсация процентной ставки по кредитам, привлекаемым на инвестиционные цели. Это позволяет упорядочить расходы краевого бюджета на указанные цели и осуществлять их с учетом экономической эффективности получателей бюджетных средств.
В целях реализации государственных полномочий и вопросов местного значения в регионе принимаются целевые программы с конкретным перечнем задач, мероприятий для их осуществления и измеряемым планируемым результатом. Для повышения качества и эффективности предоставления бюджетных услуг проводятся мероприятия по реструктуризации сети и модернизации оборудования бюджетных учреждений.
В сложившихся условиях главной задачей стало обеспечение безусловного выполнения социальных обязательств перед людьми: сохранение заработной платы и мер социальной поддержки. Был введен режим строжайшей экономии. Сокращены на 32 % расходы на государственное управление, в два раза сокращены капитальные расходы, уменьшено финансирование дорожного строительства. В результате удалось сохранить все социальные расходы и в полном объеме выполнить обязательства по предоставлению финансовой помощи местным бюджетам.
Что касается бюджета-2010, то его объемы и структура расходов пересмотрены и оптимизированы с целью четкого определения приоритетов расходования бюджетных средств, максимально эффективного использования имеющихся ресурсов и временного отказа от реализации непервоочередных задач. По-прежнему мерам социальной поддержки граждан отдан приоритет и они не только сохранены в полном объеме, но и проиндексированы на 10 %.
Журнал "Бюджет", февраль 2010 г.
Александр РОМАНЕНКО, председатель Комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по бюджету, налоговой и кредитной политике
С 2003 года в Российской Федерации осуществляется реформирование государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим Алтайское краевое Законодательное Собрание в течение последних лет ведет работу по изменению регионального законодательства в сфере государственного финансового устройства, межбюджетных отношений, образования, охраны здоровья, социальной поддержки населения, экономического развития региона.
Налоговая политика, взаимоотношения с местными бюджетами
В силу природно-географического положения Алтайского края и исторически сложившихся особенностей расселения в регионе достаточно большое число поселений — 725. Вместе с 60 муниципальными районами и 12 городскими округами по числу муниципальных образований край занимает третье место в России. Эта особенность и является определяющим фактором в формировании налоговой и бюджетной политики региона.Для формирования стабильной налогооблагаемой базы органов местного самоуправления на долгосрочную перспективу помимо отчислений, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, законом Алтайского края, за местными бюджетами закреплены следующие ресурсные источники:
- налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых — по нормативу 100 %;
- налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных ископаемых) — по нормативу 60 %;
- сбор за пользование объектами животного мира — по нормативу 100 %;
- единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 90 %;
- единый сельскохозяйственный налог — по нормативу 30 %.
- Кроме того, для повышения заинтересованности местных органов власти в повышении уровня доходов населения на своей территории и, как следствие, доходов бюджетов законом о краевом бюджете им дополнительно передаются отчисления от региональной доли НДФЛ по нормативу 10 %.
Тем не менее для края, как и для большинства субъектов РФ, не теряет актуальности проблема недостаточности финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения. Для частичного решения этой проблемы в крае кардинально изменены подходы к формированию финансовой помощи местным бюджетам.
В 2005 году принят пакет законов о выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и поселений. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности стало осуществляться по единой формализованной методике, учитывающей объективные факторы и особенности социально-экономического развития отдельных территорий. Законодательно установлен единый порядок формирования и распределения районных фондов финансовой поддержки поселений.
Четырехлетний опыт применения данной системы формирования местных финансов показывает, что в имеющихся условиях найдено оптимальное решение. В пользу этого утверждения свидетельствуют более высокие темпы роста налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов по сравнению с краевым бюджетом.
Реформирование финансов
Начиная с 2006 года и по сегодняшний день в крае продолжается работа по реформированию региональных и муниципальных финансов в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к организации работы бюджетной системы. Наряду с критериями эффективности все более заметная роль отводится показателям результативности использования бюджетных средств в различных областях жизни общества. В этом направлении реализован ряд мер по законодательному, организационному и финансовому обеспечению решаемых властью задач.Планирование расходов бюджета осуществляется в соответствии с программным методом на основе целевых программ. Расходы на поддержку реального сектора экономики в соответствии с общим регламентированным порядком, предусматривающим в рамках обязательных конкурсных процедур оценку критериев результативности и эффективности вложений, направляются на создание новых рабочих мест, повышение заработной платы, увеличение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Принципиально изменен порядок оказания государственной финансовой поддержки предприятиям агропромышленного комплекса. Новые схемы финансирования позволили перейти от безвозвратных массовых субсидий к программной поддержке эффективного производства. В этом плане широкое применение нашли лизинговые схемы приобретения оборудования, компенсация процентной ставки по кредитам, привлекаемым на инвестиционные цели. Это позволяет упорядочить расходы краевого бюджета на указанные цели и осуществлять их с учетом экономической эффективности получателей бюджетных средств.
В целях реализации государственных полномочий и вопросов местного значения в регионе принимаются целевые программы с конкретным перечнем задач, мероприятий для их осуществления и измеряемым планируемым результатом. Для повышения качества и эффективности предоставления бюджетных услуг проводятся мероприятия по реструктуризации сети и модернизации оборудования бюджетных учреждений.
Антикризисные меры
Известные события в мировой финансовой системе и их последующее воздействие на экономику России и края внесли коррективы в процесс формирования краевого бюджета. Так в процессе исполнения бюджета на 2009 год были внесены изменения и дополнения в закон о краевом бюджете, предусматривающие сокращение налоговых доходов. По итогам года собственные доходы консолидированного бюджета составили 27,6 млрд руб. Финансовые потери в 2009 году составили 3,3 млрд руб.В сложившихся условиях главной задачей стало обеспечение безусловного выполнения социальных обязательств перед людьми: сохранение заработной платы и мер социальной поддержки. Был введен режим строжайшей экономии. Сокращены на 32 % расходы на государственное управление, в два раза сокращены капитальные расходы, уменьшено финансирование дорожного строительства. В результате удалось сохранить все социальные расходы и в полном объеме выполнить обязательства по предоставлению финансовой помощи местным бюджетам.
Что касается бюджета-2010, то его объемы и структура расходов пересмотрены и оптимизированы с целью четкого определения приоритетов расходования бюджетных средств, максимально эффективного использования имеющихся ресурсов и временного отказа от реализации непервоочередных задач. По-прежнему мерам социальной поддержки граждан отдан приоритет и они не только сохранены в полном объеме, но и проиндексированы на 10 %.
Журнал "Бюджет", февраль 2010 г.