Версия для печати 11811 Материалы по теме
Сельскому хозяйству последние два года государство уделяет повышенное внимание, и результат не заставил себя ждать: во многих субъектах РФ произошел значительный рывок в аграрной сфере. Тем не менее, развитие сельского хозяйства в России существенно тормозит несовершенство законодательной базы. Кроме того, важнейшей проблемой является повышение эффективности сельскохозяйственного производства с помощью применения инновационных технологий. На вопросы журнала «Бюджет» о том, как развивается сельское хозяйство в Воронежской области, об основных проблемах развития отрасли ответили в Департаменте аграрной политики региона.

— Как можно охарактеризовать темпы и качество реализации Госпрограммы развития АПК в Воронежской области?
— Увеличение мер государственной поддержки в 2008 году стало одним из факторов роста объемов и эффективности сельскохозяйственного производства в регионе. На государственную поддержку АПК области в 2008 году было направлено 2,9 млрд руб., из них средств федерального бюджета — 2,0 млрд руб.
С 2008 года аграрный сектор области действует, опираясь на государственную и областную программы развития сельского хозяйства. Для оценки реализации программ предусмотрен ряд целевых индикаторов, выполнение которых характеризует эффективность программных мероприятий. Основной показатель — это индекс производства продукции сельского хозяйства. В 2008 году в сельском хозяйстве региона достигнут наиболее высокий за все последние годы рост валовой продукции — 126,4 %, что на 23 процентных пункта больше целевого показателя, определенного Соглашением по реализации мероприятий Государственной программы.
По удельному весу региона в объеме производства продукции сельского хозяйства за 2008 год Воронежская область заняла седьмое место в Российской Федерации и первое место в Центральном федеральном округе. Рост объемов производства продукции сельского хозяйства в 2008 году обеспечен за счет растениеводства: индекс производства в этой отрасли был выше запланированного программой на 37 %. 2008 год стал годом рекордов по сбору зерна, подсолнечника и сахарной свеклы.
Еще один из основных показателей программы — индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства. В 2008 году он составил 161,6 % при плановом значении — 115 %.
Реализация программы в 2009 году проходила в условиях ухудшения финансово-экономической ситуации, которая связана прежде всего со значительным дефицитом и высокой стоимостью долгосрочных финансовых инвестиционных ресурсов. Вместе с тем в условиях дефицита финансовых ресурсов руководство региона приняло решение не только не сокращать поддержку АПК области, но и изыскать возможность для увеличения финансирования животноводства за счет областного бюджета.
В 2009 году финансирование мер господдержки АПК области составило: из федерального бюджета более 2 млрд руб., из областного бюджета — до 773 млн руб., из которых 80 % уже перечислено сельхозтоваропроизводителям1. Причем средства перечислялись в самый сложный период, когда у большинства хозяйств не было поступлений денежных средств от реализации урожая 2009 года.
Оценивая итоги развития животноводства, следует отметить, что все целевые индикаторы второго года реализации программы, характеризующие развитие отрасли, выполняются. В 2009 году2 увеличены объемы производства мяса до 225 тыс. т, молока до 675 тыс. т, был обеспечен прирост к 2008 году ориентировочно по 30 тыс. т каждого вида продукции.
Для достижения поставленной цели по увеличению объемов производства продукции животноводства в условиях дефицита кредитных средств, а также постоянно снижающихся закупочных цен на молоко-сырье в области принята и реализуется областная ведомственная Программа по молочному скотоводству. На реализацию программы на условиях софинансирования для субсидирования производства молока выделено 187,3 млн руб., из них средства федерального бюджета составили 123,3 млн руб. Субсидии за реализованное молоко позволили сгладить критическую ситуацию в отрасли в период летнего сокращения цен на молоко-сырье.
Рост животноводческой продукции обеспечили сельскохозяйственные предприятия области за счет увеличения поголовья животных и их продуктивности. Существенно расширена племенная база региона. Создано два новых племенных завода и четыре племенных репродуктора.
В растениеводстве продолжается работа по повышению эффективности использования пашни за счет повышения культуры земледелия и вовлечения неиспользуемой пашни в сельскохозяйственный оборот. В 2009 году было вовлечено 31 тыс. га пашни. Ведется работа и по сокращению доли паров. Принимаются меры по сохранению и повышению почвенного плодородия. Выполняется целевой показатель по внесению минеральных удобрений. При плане 93,1 тыс. т внесено 115 тыс. т действующего вещества (123 %).
Комплекс агротехнических мероприятий, проводимых в 2009 году в растениеводстве, позволил сельхозтоваропроизводителям области даже при неблагоприятных погодных условиях собрать 3,5 млн тонн зерна, 760 тыс. т подсолнечника, 3 млн т сахарной свеклы.
В результате проводимых мероприятий, несмотря на сложности кризисного периода, в 2009 году удалось обеспечить рост объемов продукции сельского хозяйства. Индекс физического объема производства сельхозпродукции за 9 месяцев составил 103,1 %.

— Соответствует ли уровень земельного законодательства задачам обеспечения интересов отрасли?
— Реализация мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства в значительной степени зависит от степени урегулирования земельных отношений, надлежащего оформления прав на земельные участки. В товарном секторе сельскохозяйственного производства области (земли сельхозорганизаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимателей) используется 3,5 млн га сельскохозяйственных угодий, при этом почти 80 % из них находятся в общей долевой собственности граждан. Только около 60 % сельхозугодий поставлено на кадастровый учет и, следовательно, права на их использование могут быть оформлены надлежащим образом. Такое положение влечет за собой массу негативных последствий, начиная от недополучения земельного налога, невозможности использования земельных участков в качестве залога и заканчивая спорами между хозяйствующими субъектами за право использования тех или иных земельных участков.
Проблемы в использовании и обороте земель сельскохозяйственного назначения могут и должны быть решены в наиболее короткие сроки. Но для их решения, естественно, необходимо осуществить ряд конкретных мер:
  • усовершенствовать федеральное законодательство, а именно: дополнить Федеральный закон «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» специальной статьей об особенностях регистрации прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности. Существенным ускорением процесса регистрации прав явилась бы возможность (и необходимость) представления в федеральную регистрационную службу материалов по таким участкам на магнитных носителях, что может существенно ускорить обработку документов в федеральной регистрационной службе. Перечень документов, представляемых на регистрацию прав на такие земельные участки, должен быть закрытым;
  • наряду с этим в целях ускорения и стимулирования оформления прав на земельные участки следует среди мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей предусмотреть субсидирование работ по формированию земельных участков и оформлению прав на них;
  • Разрешить органам государственной власти субъектов РФ предоставлять сельхозтоваропроизводителям в пользование сформированные в счет невостребованных земельных долей земельные участки с тем, чтобы земельные участки могли использоваться до окончания процесса оформления права собственности субъекта РФ или до тех пор, пока собственники не заявят свои права на эти участки и не распорядятся ими соответствующим образом.
Вышеназванные меры позволят ввести в сельскохозяйственный оборот десятки и сотни тысяч га, не используемых или используемых незаконно земель, а также позволят устранить причины конфликтов, возникающих из-за споров по использованию земельных участков в счет невостребованных земельных долей (проект соответствующего закона направлен в Государственную думу еще в 2008 году);
  • внести изменения в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», предусмотрев особый порядок проведения кадастрового учета для земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности;
  • внести изменения в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», которые должны предусматривать особый порядок залога земель сельскохозяйственного назначения, подпадающих под действие Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Такие изменения должны предусматривать возможность залога земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, арендатором этого участка при условии согласия всех собственников, а также предусмотреть следующее:
  • обращение взыскания на заложенный земельный участок производится только по окончании сезона сельхозработ, например 1 ноября;
  • при обращении взыскания на земельный участок или субъект РФ, или муниципалитет обладает преимущественным правом покупки такого участка и только после их отказа от этого права участок продается с публичных торгов;
  • в целях недопущения нецелевого и ненадлежащего использования земель закрепить в нормативно-правовых актах обязанность каждого землепользователя (независимо от формы прав на землю: собственность, аренда и т. д.) иметь утвержденный в установленном порядке план внутрихозяйственного землеустройства;
  • для повышения ответственности за ненадлежащее использование земель сельскохозяйственного назначения необходимо на федеральном уровне установить четкие критерии для определения случаев ненадлежащего использования земель и установить перечень нарушений земельного законодательства, влекущих за собой безусловное изъятие земель из использования и (или) собственности, а также передать право земельного контроля на уровень субъекта РФ.
Отсутствие надлежащим образом оформленных прав является основной причиной, порождающей конфликты, мошенничество, невозможность использования земель в ипотечном кредитовании.

— Какие меры требуются для стимулирования дальнейшего развития малых форм хозяйствования в АПК?
— В аграрном комплексе Воронежской области роль малых форм хозяйствования как одного из важных резервов увеличения производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения населения продуктами питания становится в нынешних условиях все более очевидной. По данным муниципальных районов на 1 октября 2009 года, в Воронежской области зарегистрировано 3594 крестьянских (фермерских) хозяйства (КФХ), 352,8 тыс личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и 48 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
КФХ и ЛПХ обрабатывают 741,5 тыс. га пашни, что составляет более 25 % от общей площади пашни в области. Стоимость валовой продукции, произведенной малыми формами хозяйствования в 2008 году, составила 35,5 млрд руб., или 51,5 % от общей стоимости всей сельскохозяйственной продукции Воронежской области.
Основной мерой для стимулирования дальнейшего развития малых форм хозяйствования в АПК является государственная поддержка данного сектора экономики, повышение привлекательности и престижности института КФХ и ЛПХ как на государственном, так и на местном уровнях. В рамках областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008–2012 годы» реализуются мероприятия по направлению «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе». Главной целью осуществления данных мероприятий является стимулирование роста объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства на селе, повышение доходов сельского населения и уровня его занятости.
Одним из таких мероприятий является обеспечение широкого доступа малых форм хозяйствования (МФХ) на селе к кредитным и заемным ресурсам. В целях развития собственного производства и пополнения оборотных средств КФХ и ЛПХ области в 2008 году привлекли банковские кредиты и займы на общую сумму 1041,8 млн руб. На 1 ноября 2009 года получены кредиты и займы на сумму 419,7 млн руб. В сравнении с тем же периодом 2008 года объем кредитов и займов сократился более чем в два раза. Ужесточение требований банков к залоговому обеспечению и повышение процентных ставок привело в прошлом году к резкому снижению инвестиционной активности МФХ, а это в определенной степени может привести к замедлению темпов роста сельскохозяйственного производства у данной категории хозяйств.
Государственная поддержка КФХ и ЛПХ осуществляется путем предоставления субсидий за счет средств областного и федерального бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным владельцами хозяйств в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных кооперативах. На 1 ноября 2009 года КФХ и ЛПХ предоставлено субсидий с учетом переходящих кредитов и займов на общую сумму 1014,5 млн руб. За этот период сумма выплаченных субсидий превысила 72 млн руб. Кроме того, КФХ области получили за 9 месяцев 2009 года компенсации и субсидии на приобретение товарно-материальных ценностей на сумму 77,2 млн руб.
В регионе утверждена ведомственная целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Воронежской области на 2009–2012 годы». В рамках программы предусмотрена государственная поддержка КФХ в виде выплаты субсидий данной категории хозяйств в размере 1,5 руб. за каждый литр молока, реализуемого перерабатывающим предприятиям, что также направлено на стимулирование развития молочного животноводства в хозяйствах этой категории.
В Воронежской области на базе Государственного фонда поддержки малого предпринимательства создан региональный гарантийный фонд. На сегодня объем гарантийного фонда составляет 31,06 млн руб. Одно из основных направлений деятельности фонда — предоставление поручительств сельхозтоваропроизводителям, не располагающим достаточным объемом имущества для передачи в залог кредитным организациям.
Большим шагом вперед стало создание в области информационно- консультационных центров (ИКЦ). В настоящее время ИКЦ осуществляют свою деятельность в 30 муниципальных районах. С начала 2009 года в районные ИКЦ обратилось за консультационной помощью более 29 тыс. граждан, в том числе 13,2 тыс. представителей МФХ, по вопросам оформления субсидий, порядку получения кредитов и займов, по вопросам производственно-технологического характера и бухгалтерского учета, а также по составлению и экспертизе бизнес-планов. Наличие ИКЦ, где сельский предприниматель может получить консультацию или профессиональный совет по интересующим его проблемным вопросам, является одной из мер, предпринятых органами исполнительной власти области, направленной на стимулирование развития МФХ.
В нынешних условиях основным фактором повышения производительности сельскохозяйственного производства является применение инноваций. Поэтому важная мера дальнейшего развития МФХ — дополнительное стимулирование инноваций, которое должно создать основу для повышения производительности и устойчивости КФХ и других субъектов малого предпринимательства на селе за счет использования передовых технологий ведения сельскохозяйственного производства, разведения высокопродуктивных пород животных и применения высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур.
Проблемы, стоящие перед МФХ области, требуют комплексного решения прежде всего за счет усиления государственной поддержки этого сектора экономики.

— Эффективны ли меры по импортозамещению мяса и птицы, предпринимаемые Министерством сельского хозяйства РФ?
— Меры, предпринимаемые Минсельхозом России по импортозамещению мяса, можно считать эффективными. Благодаря принятию мер снижения объемов импорта мяса в Воронежской области по итогам 10 месяцев 2009 года только участниками реализации инвестиционных проектов произведено мяса свинины больше на 171 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, производство мяса птицы увеличилось в 3,6 раза.

— Насколько потребность российского АПК в кредитовании удовлетворяется существующим в этой сфере предложением?
— Проблемы на кредитном рынке являются одной из основных характеристик мирового кризиса, негативные последствия которого испытала на себе российская экономика. В связи с кризисом российские кредитные организации были вынуждены пересмотреть условия кредитования. Проблемы кредитования сельхозтоваропроизводителей возникли из-за повышения процентных ставок, а также ужесточения требований к заемщику, поскольку кредитные учреждения стараются минимизировать собственные риски. Кроме того, низкие цены на сельскохозяйственную продукцию, в первую очередь на зерно и молоко, ухудшили и без того сложное финансовое положение сельхозтоваропроизводителей, что не делает их надежными заемщиками в глазах банковского сектора.
Потребность сельхозтоваропроизводителей в кредитовании как источнике финансирования не сократилась, но большинство из них из-за ужесточения требований банков к заемщику, ухудшения финансового положения, утратило возможность привлекать кредитные ресурсы. Тем не менее текущий год показал, что серьезных проблем с привлечением краткосрочных кредитов у сельхозтоваропроизводителей нет. Этому помогла договоренность руководства страны с основными кредитными учреждениями, кредитующими АПК, позволившая установить банковскую процентную ставку на кредиты, привлекаемые сельхозтоваропроизводителями для проведения сезонных работ, на уровне 16 %.
Сельхозтоваропроизводители, изъявившие желание привлечь кредитные ресурсы на приобретение техники и выполнившие все условия и требования банка, получили возможность использовать на эти цели среднесрочные кредиты. Однако у большинства сельхозтоваропроизводителей из-за сложного финансового состояния таких возможностей в настоящее время нет.
Самая сложная ситуация сложилась в сфере кредитования инвестиционных проектов по развитию животноводства. Кредитование проектов этого направления с октября 2008 года осуществляется лишь в рамках открытых ранее кредитных линий. Так проблема кредитования стала основным препятствием для ускоренного развития животноводства в прошлом году. В первую очередь это касается инвестиционных проектов, планируемых к реализации в 2009 году, либо реализуемых с 2008 года за счет собственных средств.

— Как вы оцениваете эффективность работы Россельхозбанка?
— Воронежский филиал ОАО «Россельхозбанк» кредитует практически все сферы АПК — от личных подворий до крупных компаний, является проводником национального проекта «Развитие АПК». По количеству обслуживаемых клиентов с ним не может соперничать ни один банк. Особенно ценно, что Россельхозбанк работает с любыми суммами, например, выдает кредит в 30 тыс. руб. на газификацию личного подворья.
Ситуация в банковском секторе, вызванная финансовым кризисом, не могла не коснуться Россельхозбанка, но условия предоставления кредитных ресурсов у него не хуже, чем в других банках, широк спектр предлагаемых услуг. ОАО «Россельхозбанк» является банком-агентом в реализации Программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей области. Работа банка ведется в тесном сотрудничестве с руководством области, Департаментом аграрной политики.

Журнал "Бюджет", февраль 2010 г.
Поделиться