Сегодня для финансистов российских регионов и муниципалитетов весьма актуальна задача изыскания источников финансирования дефицитов бюджетов. О том, как эту задачу в 2009 году решала столица, мы поговорили с председателем Комитета государственных заимствований города Москвы Сергеем ПАХОМОВЫМ.
Произошло сокращение расходов на инвестиционные программы Москвы, поскольку эти средства были перераспределены в пользу социальных расходов. Частично сокращение объема финансирования инвестиционной программы было решено компенсировать за счет увеличения размещения городских облигационных займов.
— Как формировалась программа заимствований Москвы в 2009 году? Какие проблемы возникали при ее выполнении?
— Первоначально программа заимствований на 2009 год была установлена на уровне 54 миллиардов рублей. Предусматривалось, однако, что в случае успешного выполнения и улучшения рыночной конъюнктуры она может быть пересмотрена в середине года в сторону увеличения. Основной проблемой при реализации программы заимствований был процесс повышения учетной ставки и ставки РЕПО Центробанка России в первые месяцы 2009 года и одновременный процесс «плавной девальвации» рубля. Это вынуждало инвесторов игнорировать рублевые инструменты, а банки — строить «длинную» валютную позицию.
Аукционы по размещению облигаций Москвы в январе — марте 2009 года проходили трудно, рынку приходилось предлагать очень короткие инструменты с высокой доходностью. Стоимость привлечения средств достигла в этот период примерно 17 % годовых. С началом стабилизации и возобновлением роста мировых цен на нефть начался процесс роста курса рубля и у банков сразу возник резкий интерес к приобретению надежных рублевых долговых инструментов. Начался процесс снижения доходности привлекаемых комитетом средств.
К концу апреля 2009 года нам удалось полностью реализовать запланированный первоначальный объем программы заимствований, и в июне 2009 года последовало его увеличение на 35 миллиардов рублей. Эти средства были успешно привлечены в течение июля 2009 года, после чего последовало новое увеличение программы заимствований на 45 миллиардов рублей. В течение одного аукциона и последующего доразмещения облигаций на вторичном рынке в сентябре 2009 года было привлечено более 20 миллиардов рублей. Общий объем привлеченных Москвой в течение 2009 года долговых ресурсов составил более 115 миллиардов рублей. Это был абсолютный рекорд за все годы нашей деятельности. В дальнейшем межбюджетные кредиты, выделенные Москве, и появление дополнительных доходов позволили сократить объем размещения наших облигаций примерно на 25 миллиардов рублей.
— В 2009 году Москомзайм впервые провел аукцион по «голландской» системе. Расскажите о преимуществах перехода с «американской» системы аукционов на «голландскую»?
— Для эмитента облигаций предпочтительнее «американская» система проведения биржевого аукциона, поскольку она позволяет получать более низкую средневзвешенную доходность по сравнению с ценой отсечения. Но для инвесторов предпочтительнее система «голландская», когда все получают облигации по одной и той же цене, каковой является цена отсечения.
В кризисное время мы пошли навстречу интересам инвесторов, чтобы побудить как можно большее количество банков и фондов к участию в наших аукционах. Кроме того, мы предпринимали усилия к тому, чтобы размещаемые нами облигации как можно скорее включались в ломбардный список Центробанка России и котировальный список первого уровня ММВБ. Это также создавало дополнительный спрос на облигации Москвы.
— Какие облигации по срочности и объему размещались в прошлом году?
— От одного года до семи лет. За счет роста доли краткосрочных облигаций средняя дюрация московского долга сократилась с 5,5 до 3,5 лет, что нас, конечно, не может радовать. Будем предпринимать меры к удлинению долга в ходе операций в 2010 году.
— Каковы основные параметры программы заимствований Москвы в 2010 году?
— Программа заимствований пока предусмотрена на уровне свыше 140 миллиардов рублей. Я, однако, ожидаю, что она может быть скорректирована в сторону снижения в ходе реального исполнения нашего бюджета. Но это станет ясно только к концу третьего квартала 2010 года.
— Какие операции по управлению долгом Москвы вы планируете в 2010 году? Будет ли выполняться откуп облигаций текущего и следующего года?
— Обстановка на российском долговом рынке продолжает оставаться неустойчивой, стабилизация на финансовом рынке пока не сопровождается экономическим ростом и оживлением кредитования реального сектора экономики, а без этого рано говорить о преодолении кризиса. Мы сосредоточимся на выполнении программы заимствований 2010 года и прежде всего на рефинансировании краткосрочного долга. Возможно, это будет происходить путем обмена облигаций.
Напряженные показатели бюджета 2010 года, очевидно, не позволят сокращать долг путем выкупа облигаций. Речь может идти только о сокращении предусмотренной программы заимствований в случае появления сверхплановых доходов и направлении их на эти цели.
— Когда Москва выйдет на первичный рынок в текущем году? С какой частотой будут проходить аукционы на ММВБ?
— Наличие значительного переходящего остатка средств делает ненужным привлечение долговых ресурсов в первые месяцы 2010 года. Вероятно, мы протестируем рынок в феврале-марте этого года, однако основной объем размещения облигаций Москвы будет происходить во втором и третьем кварталах. В этот период аукционы будут регулярными с периодичностью в три-четыре недели, речь будет идти о привлечении крупных объемов на каждом аукционе.
— Какие выпуски облигаций вы предложите рынку?
— Это будут среднесрочные облигации сроком на пять-семь лет, возможно, и на 10 лет при условии благоприятной конъюнктуры рынка.
— Вы планируете проведение традиционной конференции Москомзайма в этом году? Что вы от нее ждете?
— Да, мы планируем проведение нашей традиционной конференции в мае 2010 года. Ждем интересного обмена мнениями по проблемам развития российских регионов и муниципалитетов в кризисное время.
Журнал "Бюджет", февраль 2010 г.
— Сергей Борисович, как кризис отразился на бюджете Москвы и на ее инвестиционной программе в 2009 году?
— Доходы бюджета Москвы сократились примерно на 25 % от достигнутого в 2008 году показателя в 1,3 триллиона рублей. В конце 2008 года пришлось с учетом кризиса пересматривать прогнозные цифры, предусмотренные в проекте закона о бюджете Москвы на 2009 год, и сокращать прогноз доходов с 1,5 триллиона рублей до примерно 1 триллиона.Произошло сокращение расходов на инвестиционные программы Москвы, поскольку эти средства были перераспределены в пользу социальных расходов. Частично сокращение объема финансирования инвестиционной программы было решено компенсировать за счет увеличения размещения городских облигационных займов.
— Как формировалась программа заимствований Москвы в 2009 году? Какие проблемы возникали при ее выполнении?
— Первоначально программа заимствований на 2009 год была установлена на уровне 54 миллиардов рублей. Предусматривалось, однако, что в случае успешного выполнения и улучшения рыночной конъюнктуры она может быть пересмотрена в середине года в сторону увеличения. Основной проблемой при реализации программы заимствований был процесс повышения учетной ставки и ставки РЕПО Центробанка России в первые месяцы 2009 года и одновременный процесс «плавной девальвации» рубля. Это вынуждало инвесторов игнорировать рублевые инструменты, а банки — строить «длинную» валютную позицию.
Аукционы по размещению облигаций Москвы в январе — марте 2009 года проходили трудно, рынку приходилось предлагать очень короткие инструменты с высокой доходностью. Стоимость привлечения средств достигла в этот период примерно 17 % годовых. С началом стабилизации и возобновлением роста мировых цен на нефть начался процесс роста курса рубля и у банков сразу возник резкий интерес к приобретению надежных рублевых долговых инструментов. Начался процесс снижения доходности привлекаемых комитетом средств.
К концу апреля 2009 года нам удалось полностью реализовать запланированный первоначальный объем программы заимствований, и в июне 2009 года последовало его увеличение на 35 миллиардов рублей. Эти средства были успешно привлечены в течение июля 2009 года, после чего последовало новое увеличение программы заимствований на 45 миллиардов рублей. В течение одного аукциона и последующего доразмещения облигаций на вторичном рынке в сентябре 2009 года было привлечено более 20 миллиардов рублей. Общий объем привлеченных Москвой в течение 2009 года долговых ресурсов составил более 115 миллиардов рублей. Это был абсолютный рекорд за все годы нашей деятельности. В дальнейшем межбюджетные кредиты, выделенные Москве, и появление дополнительных доходов позволили сократить объем размещения наших облигаций примерно на 25 миллиардов рублей.
— В 2009 году Москомзайм впервые провел аукцион по «голландской» системе. Расскажите о преимуществах перехода с «американской» системы аукционов на «голландскую»?
— Для эмитента облигаций предпочтительнее «американская» система проведения биржевого аукциона, поскольку она позволяет получать более низкую средневзвешенную доходность по сравнению с ценой отсечения. Но для инвесторов предпочтительнее система «голландская», когда все получают облигации по одной и той же цене, каковой является цена отсечения.
В кризисное время мы пошли навстречу интересам инвесторов, чтобы побудить как можно большее количество банков и фондов к участию в наших аукционах. Кроме того, мы предпринимали усилия к тому, чтобы размещаемые нами облигации как можно скорее включались в ломбардный список Центробанка России и котировальный список первого уровня ММВБ. Это также создавало дополнительный спрос на облигации Москвы.
— Какие облигации по срочности и объему размещались в прошлом году?
— От одного года до семи лет. За счет роста доли краткосрочных облигаций средняя дюрация московского долга сократилась с 5,5 до 3,5 лет, что нас, конечно, не может радовать. Будем предпринимать меры к удлинению долга в ходе операций в 2010 году.
— Каковы основные параметры программы заимствований Москвы в 2010 году?
— Программа заимствований пока предусмотрена на уровне свыше 140 миллиардов рублей. Я, однако, ожидаю, что она может быть скорректирована в сторону снижения в ходе реального исполнения нашего бюджета. Но это станет ясно только к концу третьего квартала 2010 года.
— Какие операции по управлению долгом Москвы вы планируете в 2010 году? Будет ли выполняться откуп облигаций текущего и следующего года?
— Обстановка на российском долговом рынке продолжает оставаться неустойчивой, стабилизация на финансовом рынке пока не сопровождается экономическим ростом и оживлением кредитования реального сектора экономики, а без этого рано говорить о преодолении кризиса. Мы сосредоточимся на выполнении программы заимствований 2010 года и прежде всего на рефинансировании краткосрочного долга. Возможно, это будет происходить путем обмена облигаций.
Напряженные показатели бюджета 2010 года, очевидно, не позволят сокращать долг путем выкупа облигаций. Речь может идти только о сокращении предусмотренной программы заимствований в случае появления сверхплановых доходов и направлении их на эти цели.
— Когда Москва выйдет на первичный рынок в текущем году? С какой частотой будут проходить аукционы на ММВБ?
— Наличие значительного переходящего остатка средств делает ненужным привлечение долговых ресурсов в первые месяцы 2010 года. Вероятно, мы протестируем рынок в феврале-марте этого года, однако основной объем размещения облигаций Москвы будет происходить во втором и третьем кварталах. В этот период аукционы будут регулярными с периодичностью в три-четыре недели, речь будет идти о привлечении крупных объемов на каждом аукционе.
— Какие выпуски облигаций вы предложите рынку?
— Это будут среднесрочные облигации сроком на пять-семь лет, возможно, и на 10 лет при условии благоприятной конъюнктуры рынка.
— Вы планируете проведение традиционной конференции Москомзайма в этом году? Что вы от нее ждете?
— Да, мы планируем проведение нашей традиционной конференции в мае 2010 года. Ждем интересного обмена мнениями по проблемам развития российских регионов и муниципалитетов в кризисное время.
Журнал "Бюджет", февраль 2010 г.