Версия для печати 4809 Материалы по теме
Уже много лет бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа формируется как бюджет социально направленный. Никакие реформы, никакие экономические и политические изменения последних полутора десятков лет не заставили Ямал свернуть с выбранного пути. Здесь руководствуются правилом – деньги должны работать на людей. Не изменили этому тезису ямальцы и сейчас, в год 75-летия автономного округа.
О подробностях формирования бюджета на следующий год и политике развития округа в ближайшей перспективе мы попросили рассказать заместителя губернатора Ямала, директора окружного департамента финансов Альбину СВИНЦОВУ.

– Альбина Петровна, совсем недавно Президент Российской Федерации сделал впечатляющее заявление об увеличении заработной платы бюджетников – учителей и врачей. Как вы считаете, насколько быстро это программное заявление превратится в конкретные деньги в кошельках тех, кто лечит и учит ямальцев?
– Понятно, что с завтрашнего дня денег в кошельках бюджетников не прибавится. В Ежегодных посланиях президента Федеральному собранию определяются стратегические цели развития Российской Федерации. Они представляют собой программу действий на ближайшую перспективу, определяющую общее направление и приоритеты национального развития. Главной целью, согласно посланию Президента РФ, является повышение уровня и качества жизни населения в соответствии с конституционным требованием «создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
горки
Что касается нас, то в автономном округе среди других стратегических целей развития ключевое место занимает бюджетная политика, направленная на социальную поддержку человека, повышение уровня и качества жизни населения. Для достижения этой цели Ямало-Ненецкий автономный округ максимально использует все имеющиеся в его распоряжении инструменты и формы государственной политики.
Обеспечение достойной – комфортной и безопасной – жизни нынешним и будущим гражданам автономного округа составляет смысл деятельности органов власти всех уровней. С этой точки зрения весь бюджет автономного округа можно назвать бюджетом для жителей Ямала.
– Расскажите все же поподробнее о зарплате бюджетников.
– Вы правы, крайне важно выделить ту часть бюджета округа, которая непосредственно касается самых насущных потребностей населения. Рост заработной платы в бюджетной сфере, повышение доступности и качества бюджетных услуг, уровня социальной защищенности пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан – основной приоритет бюджетной политики автономного округа.
В соответствии с «Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 год и среднесрочную перспективу» заработная плата людей, работающих в бюджетной сфере, в 2006 году возрастет на 41%, в 2007 году – на 15% и в 2008 году еще на 15%.
То есть поставленная Президентом России задача роста оплаты труда работников бюджетной сферы к 2008 году в 1,5 раза автономным округом будет выполнена опережающими темпами.
Ближайшее повышение заработной платы на Ямале пройдет раньше, чем предписано, не с 1 мая, а с 1 января 2006 года.
– Сейчас активно начинает вводиться в жизнь трехгодичное планирование расходования бюджетных средств. Что это нововведение принесет автономному округу? Какие структуры на Ямале перейдут на такую «трехлетку» в первую очередь?
– Переход на перспективное планирование – это важная особенность 2006 года. Впервые бюджеты всех уровней будут составной частью перспективных финансовых планов, разрабатываемых на три года и составляемых одновременно с бюджетом.
Что это даст? Самое важное, на наш взгляд, заключается в том, что это даст возможность выявления несоответствия тех или иных принимаемых мер или законов средне- и долгосрочным целям региональной политики на ранней стадии. Также это позволит отразить финансовые последствия принимаемых решений, создаст стимулы для оптимизации бюджетных расходов. А кроме того, переход на перспективное планирование обеспечит преемственность и предсказуемость бюджетной политики, повысит качество подготовки и прозрачность бюджета. Ведь на «трехлетку» переходят все субъекты бюджетного планирования, начиная от бюджетного учреждения и заканчивая бюджетами всех уровней.
– Расскажите о собственных доходах Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 год. Были ли предприняты какие-либо значимые шаги в сфере налогообложения?
– Собственные доходы бюджета автономного округа в 2006 году составят практически 45 млрд. рублей, или 99% от общего объема доходов.
Основными доходными источниками бюджета в 2006 году по-прежнему останутся налог на доходы физических лиц (34%), налог на прибыль организаций (29%) и налог на имущество организаций (25%).
Следует отметить, что в целом по стране автономный округ – на третьем месте среди всех субъектов Федерации по платежам в российскую казну. При этом на территории Ямало-Ненецкого автономного округа остается лишь 18% от общей суммы налоговых доходов, собираемых в округе.
– Какие изменения в налоговой политике автономного округа ожидаются в 2006 году?
– Органами государственной власти автономного округа в 2005 году приняты меры в сфере налогообложения, предусматривающие:
– увеличение с 1 января 2006 года ставок транспортного налога в среднем в два раза;
– увеличение ставок налога на игорный бизнес по игровым автоматам до максимального уровня.
– Но это ведь не весь перечень?
– Конечно. Кроме этого на рассмотрение Государственной думы Федерального собрания РФ вынесены подготовленные администрацией автономного округа проекты федеральных законов, предусматривающие:
– восстановление действовавшего до 1 января 2004 года порядка перечисления в бюджеты субъектов Федерации налога на имущество организаций в зависимости от фактического места нахождения не только недвижимого, но и движимого имущества, входящего в Единую систему газоснабжения;
– обязанность уплачивать налог на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ собственником Единой системы газоснабжения не только по месту нахождения головной организации и обособленных подразделений, но и по месту нахождения имущества, входящего в Единую систему газоснабжения.
– И какого экономического эффекта вы ожидаете?
– Предполагается, что ежегодные дополнительные доходы бюджета автономного округа от реализации перечисленных мер в перспективе составят более 10 млрд. рублей.
– Как на территории автономного округа осуществляются масштабные реформы последнего времени?
– Любые реформы, проводимые в масштабах страны, требуют определенных затрат. Наш регион тоже не является исключением. Поэтому все реформы осуществляются исключительно в соответствии с утвержденными планами действий, с учетом специфики автономного округа. А сами мероприятия не могут не учитывать сложность транспортной схемы, необходимость досрочного завоза, необходимость накопления особого запаса для обеспечения устойчивости в условиях экстремальной эксплуатации систем жизнеобеспечения.
– Остановитесь, пожалуйста, подробнее на оплате коммунальных услуг.
– Да, жилищно-коммунальная реформа является для нас одной из самых важных, так как она касается каждого жителя нашего округа. Суть проводимой реформы заключается не только в повышении качества услуг, но и в поэтапном переходе на стопроцентную оплату жилья и коммунальных услуг гражданами, это – требование федерального законодательства.
Такой переход в Ямало-Ненецком автономном округе, где большая часть населения проживает в Арктической зоне, вызовет единовременный скачок платежей граждан от 30-70% в городах и до 300% – в сельских поселениях.
Анализируя возможные последствия столь резкого повышения платежей (снижение собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги, значительный рост числа субсидируемых граждан), а также рост экономически обоснованных тарифов, администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение об утверждении стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения на 2006 год по единым тарифам, используемым в качестве эталонных.
Плата за жилищно-коммунальные услуги для конкретной семьи в автономном округе будет зависеть только от набора и от количества потребляемых услуг.
– Другой не менее значимой реформой, которая коснется всего населения автономного округа, станет реформа местного самоуправления…
– Абсолютно верно. Комплекс необходимых организационных мероприятий по ее подготовке уже завершен. Решены также и проблемы финансового обеспечения. Мы все понимаем, что объем собственных доходов, закрепленных Бюджетным кодексом РФ за муниципальным уровнем бюджетной системы, явно недостаточен для обеспечения осуществления органами местного самоуправления своих функций, установленных Федеральным законом №131-ФЗ. Поэтому главная задача автономного округа – в первоочередном порядке определить объем финансовой помощи местным бюджетам для полноценного решения всего перечня вопросов местного значения.
– С какими трудностями столкнутся финансовые структуры Ямало-Ненецкого автономного округа в результате реформы местного самоуправления, при появлении большого количества новых самостоятельных поселений? Хватает ли соответствующих специалистов?
– Да, с 1 января 2006 года значительно усложнится территориальная организация местного самоуправления. В нашем автономном округе создано 58 муниципальных образований, из них 6 городских округов, 7 муниципальных районов, объединяющих 45 поселений. А если говорить о географическом аспекте и транспортной доступности – то это 750 тыс. квадратных километров, половина из которых расположена за Полярным кругом, при полном отсутствии автотранспортного сообщения. Информационный обмен между поселениями возможен только посредством современных средств связи и информатики. Это требует привлечения в округ высококвалифицированных специалистов и определенного объема капитальных затрат.
– Проводимые реформы местного самоуправления и бюджетной системы очень масштабны. В каких направлениях происходят эти преобразования?
– Сразу в нескольких направлениях: реорганизация местного самоуправления, межбюджетных отношений, бюджетного учета и бюджетного процесса. И в этот сложный период мы считаем своим долгом оказывать особую поддержку муниципальным образованиям.
В связи с реализацией статьи 215.1 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, возникает необходимость в решении вопросов технического обеспечения поселений средствами связи: компьютерной техникой, программным обеспечением, средствами, позволяющими использовать электронно-цифровую подпись.
Естественно, недостаток квалифицированных кадров во вновь образованных муниципальных образованиях, особенно финансистов, бухгалтеров, экономистов, которые должны будут осуществлять в соответствии с бюджетным законодательством РФ бюджетный учет и казначейское исполнение бюджета поселений, будет существенным образом влиять на динамику процессов реформирования местного самоуправления.
Но мы отчетливо понимаем – задача поставлена, и орган исполнительной власти субъекта Федерации является гарантом исполнения действующего законодательства. Поэтому мы уже в начале года приступили к проведению необходимых подготовительных мероприятий по переходу на кассовое обслуживание бюджетов автономного округа в органы Федерального казначейства и реализации Федерального закона № 131-ФЗ.
– Расскажите об этом поподробнее.
– Летом 2005 года проведены выездные совещания и контрольные мероприятия в каждом муниципальном образовании с целью мониторинга их технической и организационной готовности к переходу на новый порядок кассового обслуживания бюджета.
Первостепенной задачей для нас было обеспечение современной компьютерной техникой бюджетных учреждений и финансовых органов автономного округа. В этих целях была проведена инвентаризация имеющейся компьютерной техники, по результатам которой произведено соответствующее дооснащение всех бюджетных учреждений и финансовых органов автономного округа. В настоящий момент муниципальные образования не испытывают трудностей с нехваткой или с низкой производительностью используемого оборудования.
Большое внимание уделяется корректировке используемого программного продукта, обеспечивающего казначейское исполнение бюджетов муниципальных образований. Сделаны все необходимые доработки используемой программы, которая уже функционирует в тестовом режиме и способна обеспечить электронный документооборот с Федеральным казначейством.
За последнее время от Федерального казначейства поступает огромное количество разъяснительной и нормативной документации по вопросам реализации с 2006 года нового порядка кассового обслуживания всех бюджетов. Мы отмечаем для себя положительный опыт по совместному с муниципальными образованиями изучению данных документов – проводятся селекторные совещания и заседания круглых столов с участием представителей финансовых органов всех муниципальных образований автономного округа.
Помимо этого нашим департаментом финансов постоянно проводятся консультации с финансовыми органами местного самоуправления по вопросам организации работы с органами Федерального казначейства, а также оказывается методическая помощь.
С 1 октября текущего года все бюджетные учреждения и финансовые органы автономного округа осуществляют бюджетный учет в соответствии с новой Инструкцией № 70н. Это результат тщательной и кропотливой работы департамента финансов и муниципальных образований в сфере внедрения положений новой Инструкции в бюджетных учреждениях автономного округа.
– Бухгалтеры прошли обучение?
– Конечно. Департамент финансов регулярно организовывал проведение обучающих семинаров для бухгалтеров бюджетных учреждений автономного округа и финансовых органов муниципальных образований. Проводились расширенные совещания с участием практически всех представителей бухгалтерских служб бюджетных учреждений автономного округа. Кроме этого в департаменте финансов был организован телефон горячей линии, по которому можно было получить консультации и ответы на любые проблемные вопросы бюджетного учета, систематически проводились заседания круглых столов с бухгалтерами бюджетных учреждений.
В сфере автоматизации бюджетного учета положительную роль сыграло то, что учреждения автономного округа в этом году перешли на использование единого программного продукта. Это позволило нам централизованно решать технические вопросы по сопровождению и модернизации программы.
Сегодня можно сказать, что мы достойно выдержали ответственный этап проводимой реформы бюджетного учета – переход на новый План счетов.
Объективной оценкой проведенной работы по внедрению нового Плана счетов бюджетного учета явилась своевременная сдача департаментом финансов консолидированного отчета об исполнении бюджета автономного округа за 9 месяцев 2005 года в Министерство финансов РФ.
– Ваши дальнейшие действия?
– В 2006 году мы намерены продолжить работу по автоматизации процесса исполнения бюджета.
Следующей задачей мы видим переход на стопроцентный электронный документооборот бюджетных учреждений и финансовых органов автономного округа с применением технологии электронно-цифровой подписи, что позволит нам существенно сократить объем обрабатываемых платежных документов и оперативно получать информацию о кассовых поступлениях и расходах бюджетов автономного округа.
– Изначально бюджет текущего года на Ямале принимался с дефицитом. Какова реальная ситуация исполнения бюджета на сегодняшний день?
– Благоприятная макроэкономическая ситуация в Ямало-Ненецком автономном округе и устойчивые тенденции роста на мировых рынках цен на нефть позволили в процессе исполнения бюджета не только полностью ликвидировать дефицит, но и направить значительную часть средств на обеспечение реализации инвестиционных программ и проектов, которые в дальнейшем должны принести свои социальные и экономические дивиденды. В частности, долгосрочные инвестиции позволят повысить запас прочности экономики автономного округа, улучшить качество предоставления социальных услуг.
И можно с уверенностью сказать, что бюджет 2005 года будет исполнен с профицитом.
– И последний вопрос: сейчас завершена работа над формированием бюджета округа на следующий год. Каким, по вашим прогнозам, он будет?
– Консолидированный бюджет автономного округа на 2006 год по расходам составит более 50 млрд. рублей. Ожидается, что и в 2006 году окружной бюджет будет дефицитным. Тем не менее, также как и на протяжении последних лет, бюджет автономного округа будет социально ориентирован.
Бюджетная политика, направленная на социальную поддержку человека, обеспечение достойной жизни нынешним и будущим гражданам автономного округа, является одним из основных направлений в работе администрации автономного округа.
юрты
С этой точки зрения весь бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа можно назвать бюджетом для жителей автономного округа. В то же время крайне важно выделить ту его часть, которая непосредственно касается самых насущных потребностей населения. Рост заработной платы в бюджетной сфере, повышение доступности и качества бюджетных услуг, уровня социальной защищенности пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан – основной приоритет бюджетной политики автономного округа.
Впервые при составлении бюджетных проектировок использованы показатели бюджетов действующих и принимаемых обязательств на основе принципов среднесрочного бюджетирования. Это обеспечит гарантированное выполнение установленных законом расходных обязательств, в том числе – вытекающих из уже принятых и планируемых на трехлетний период решений.
– Увеличится ли в следующем году объем межбюджетных трансфертов?
– Предполагается, что в бюджете на 2006 год все расходные обязательства, связанные с разграничением полномочий и полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления, будут полностью обеспечены финансированием. В этой связи объем межбюджетных трансфертов по сравнению с прошлым годом увеличится в 1,7 раза. Сохраняется устойчивая тенденция роста удельного веса бюджетов муниципальных образований в объеме консолидированного бюджета.
С целью повышения заинтересованности муниципальных образований в получении дополнительных доходов значительная часть дотаций заменена дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц.
В свете реформирования государственных финансов в автономном округе продолжится внедрение методов, направленных на совершенствование бюджетного процесса, приоритетной задачей которых является повышение эффективности управления государственными финансами и переориентация бюджетных расходов на достижение конечного результата. Часть главных распорядителей средств окружного бюджета при планировании расходов на 2006 год сформировала ведомственные целевые программы, которые в результате отбора были включены в проект окружного бюджета на 2006 год.
Внедрение указанных методов при переходе на бюджет, ориентированный на результаты, позволит повысить самостоятельность главных распорядителей бюджетных средств, увязать планируемые расходы с результатами посредством применяемых индикаторов исполнения.
Администрацией автономного округа приняты все необходимые меры для обеспечения бюджетными ресурсами всех направлений расходов, предусмотренных бюджетом на 2006 год. В дальнейшем достижение стратегических целей развития автономного округа будет зависеть от того, насколько ответственно и эффективно участники бюджетного процесса будут управлять переданными обществом финансовыми ресурсами.
Беседовала Светлана СТРЕЛЬНИКОВА

Справка Бюджета
Свинцова
Альбина Петровна СВИНЦОВА, заместитель губернатора, директор департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа
На Крайнем Севере, в городе Салехарде, Альбина Петровна работает с 1977 года. Вся трудовая биография связана с работой в финансовой системе, в том числе более 25 лет – в департаменте финансов Ямало-Ненецкого автономного округа, с 1988 года – на руководящих должностях.
В ноябре 1998 года назначена начальником департамента финансов администрации Ямало-Ненецкого автономного округа.
С 2001 года по настоящее время работает заместителем губернатора, директором департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа.
За многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие финансовой системы Альбине Петровне объявлена благодарность министра финансов РФ.
Награждена в Амстердаме почетным дипломом международного общественного признания.
Награждена почетными грамотами и благодарностями губернатора, Государственной думы Ямало-Ненецкого автономного округа.
Параллельно основной работе занимается научной деятельностью. Имеет более 20 опубликованных научных статей в ведущих изданиях Российской Федерации по бюджету и межбюджетным отношениям.
Кандидат экономических наук. Заслуженный экономист Российской Федерации. Отличник финансовой работы.
Замужем, имеет сына.

Поделиться