Последние несколько лет мы наблюдаем неуклонный рост иностранных инвестиций в отечественную экономику. И само слово «инвестор» прочно вошло в наш лексикон. Однако за цифрами статистики, процентами прибыли и динамики привлеченных средств, количеством заключенных контрактов и уплаченных налогов стоят реальные компании. Что же представляет собой иностранный бизнес, работающий сегодня на территории России?
Если говорить о географической родине капиталов, то основными странами-инвесторами являются Германия, Кипр, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Соединенные Штаты Америки и Франция. На их долю приходится более чем три четверти вложений.
Активнее всего в Россию проникают голландские капиталы. Достаточно сказать, что только за 2001–2004 гг. объемы инвестиций увеличились в восемь раз. Среди проектов и компаний с участием нидерландского бизнеса можно назвать пивоваренный холдинг Heineken N.V., молочные продукты «Кампина Мелкуни». США привлекают проекты, связанные с разработкой нефтяных и газовых месторождений. На территории России работают «Эксон мобил», «Коноко», «Шеврон Тексако». Крупные проекты реализует «Боинг», автогиганты «Форд», «Дженерал моторс». Французы сотрудничают с российскими авиакосмическими предприятиями, вкладывают в развитие ТЭК, атомной энергетики, медицины.
Однако было бы неправильно говорить об одних лишь западных инвесторах. В последние годы двусторонний товарооборот России и Китая вырос до 20 млрд. долларов (к 2010 году запланировано увеличение до 60 млрд. долларов), а в прошлом, 2004 году объем прямых инвестиций со стороны Китая вырос на 82%. Характерно, что география китайских инвестиций уже не ограничивается районами Восточной Сибири и Дальнего Востока: азиатские капиталы проникают и на европейскую часть России. В отличие от западных компаний Китай вкладывает не столько в разработку новых сырьевых месторождений, сколько в строительство объектов инфраструктуры трубопроводного транспорта, энергетики и металлургического комплекса. В основном китайско-российские проекты связаны с развитием обрабатывающей промышленности.
Карта инвестиций
Невозможно выделить регион, лидирующий по объему привлеченных иностранных инвестиций. Можно говорить лишь о положительной динамике некоторых территорий. Россию часто сравнивают с активно развивающимся Китаем, который, в свою очередь, обязан собственным процветанием политике благоприятствования западным капиталам. По общестрановому показателю нам до восточного соседа далеко. Однако отдельные регионы, например Новгородская область, уже превосходят Китай по показателю привлеченных инвестиций на душу населения.
Основные объемы инвестиций в основной капитал были отмечены в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Вологодской, Свердловской, Кемеровской, Челябинской и Сахалинской областях, республиках Башкортостан и Татарстан, Краснодарском крае, Ханты-Мансийском автономном округе – Югра и Ямало-Ненецком автономном округе. Высокая инвестиционная активность в Сахалинской области обусловлена практической реализацией проектов по добыче нефти и газа на шельфе острова Сахалин, а в Еврейской автономной области – реализацией проектов федерального значения (строительством Лагар-Аульского железнодорожного тоннеля, ЛЭП-500 по транзиту электроэнергии от Бурейской ГЭС до ЕАО, Хабаровского и Приморского краев, а также федеральной автомобильной дороги Чита – Находка).
Перспективные отрасли
Любого инвестора, независимо от его финансовых возможностей, интересует лишь получение дохода. Однако неверно думать, что капиталы идут только в ТЭК, тяжелую промышленность. С каждым годом все активнее развивается средний бизнес (проекты стоимостью до 30 млн. долларов).
Для среднего и малого бизнеса наиболее привлекателен сегмент потребительских товаров. Особенно динамично развивается пищевая промышленность. Среди типичных для среднего бизнеса проектов можно назвать недавнее открытие подмосковного завода хлебобулочных изделий Harry’s. В качестве примера также можно привести «Тетра пак» (с 2000 г. ввозит линии асептического розлива и упаковки), заводы «Нидан-Гросс» (производство соков). Активно развиваются фармакологические проекты – ввозятся линии по оборудованию заводов упаковки, расфасовки лекарств, переработке сырья. На фоне жилищного бума в европейской части России идут активные капиталовложения в сферу производства стройматериалов.
Россия остается одной из самых читающих стран, постоянно увеличиваются тиражи газет, выходят новые журналы. А следовательно, завозится новое оборудование для их издания. Среди удачных проектов можно упомянуть немецкие инвестиции в «Медиа-полиграф», «Принт-медиа» – подразделения ИД «Правда», «Первый Полиграфкомбинат» (это были не только венчурные вложения, но и крупные сделки купли-продажи).
Следует сказать, что инвестиции в потребительскую сферу – тенденция последних двух-трех лет. Раньше инвесторы охотно сотрудничали лишь с предприятиями-гигантами. Во-первых, сам бренд как бы страхует операцию. Во-вторых, подобные переговоры, как правило, проводятся под правительственные гарантии (при участии областной, губернской, наконец городской администрации). Потребительская сфера в этом отношении менее защищена, а потому риски для инвестора достаточно высоки.
Кроме сферы ТЭК, сделок гиганстких холдингов бизнесменов привлекают экологические программы (они также реализуются под патронажем администрации городов, областей). Вскоре в Подмосковье заработает новый мусоросжигательный завод, водоочистительная станция (с собственным электрогенератором, которому будут не страшны отключения света, где вода будет очищаться на ионном уровне). Столичные власти хорошо понимают значение подобных проектов. Постепенно понимание приходит и в регионы. Важно, чтобы представители администрации выступали гарантом подобных сделок, ведь минимизация политических рисков будет способствовать увеличению потока капиталов.
Нерешенные вопросы
К сожалению, Россия сама создает определенные барьеры на пути инвестиций. Мы замечательно представляем государство и отдельные регионы, города на международных форумах и конференциях, привлекаем капиталы. А потом собственной непредсказуемой политикой губим на корню весь инвестиционный процесс. Речь не о деле «ЮКОСа» – бизнесмена интересуют исключительно экономические проблемы. Например, недавнее предложение отменить поправку к Налоговому кодексу РФ (п. 7 ст. 150) вызвало бы прямые финансовые потери. Профильный подкомитет Госдумы РФ по налогам отклонил эту поправку. Но даже информация о самой такой возможности вызвала настоящий переполох среди инвесторов. Мы пугаем международную общественность одним лишь фактом, что в нашей стране принципиально возможно изменение «правил игры».
К сожалению, инвестор не застрахован от подобных рисков не только на государственном, но и на региональном уровне. Например, в одной из областей начали заводить уголовные дела на компании, которые проводили операции по ввозу оборудования в уставный капитал. Суть претензии правоохранительных органов: они-де не только сами пользовались ввезенным оборудованием, но начали сдавать его в аренду. Невозможно подсчитать все подобные случаи «самосуда» на местах. По закону право сдавать оборудование в аренду существует (запрещено отчуждать, продавать). Почему вдруг правоохранительные органы заинтересовались арендой ввезенного оборудования? Формулировка проста: «инвестор при сдаче в аренду получает прибыль». Тогда не совсем понятно, для чего, собственно, иностранный инвестор пришел в нашу страну, для чего ввозил оборудование? Разве не для того, чтобы получать прибыль?! И статья «вплоть до конфискации…» отнюдь не способствует привлечению капиталов.
Не стоит списывать все промахи на одну лишь таможенную систему. На уровне ФТС проводится гигантская работа; ее сотрудники всегда идут навстречу инвестору, обсуждают вопросы, консультируют. Взять хотя бы проблему предоставления льготы по уплате НДС и таможенной пошлины. Новый Таможенный кодекс (вступивший в силу с 1 января 2004 г.) вводился как закон прямого действия, а следовательно, подобные вопросы необходимо было бы решать непосредственно на местах. Однако региональные таможни боятся подобной ответственности. Поэтому ФТС вынуждена заниматься вопросами предоставления льгот, чтобы не отталкивать стратегически важных для страны инвесторов. Осталось сделать еще один шаг. Необходимо, чтобы не только сотрудники таможенной службы осознавали всю важность подобных проектов – нужно привить это понимание каждому государственному чиновнику.
Татьяна КРУГЛОВА,
генеральный директор таможенного холдинга «Группа Тарго»
Если говорить о географической родине капиталов, то основными странами-инвесторами являются Германия, Кипр, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Соединенные Штаты Америки и Франция. На их долю приходится более чем три четверти вложений.
Активнее всего в Россию проникают голландские капиталы. Достаточно сказать, что только за 2001–2004 гг. объемы инвестиций увеличились в восемь раз. Среди проектов и компаний с участием нидерландского бизнеса можно назвать пивоваренный холдинг Heineken N.V., молочные продукты «Кампина Мелкуни». США привлекают проекты, связанные с разработкой нефтяных и газовых месторождений. На территории России работают «Эксон мобил», «Коноко», «Шеврон Тексако». Крупные проекты реализует «Боинг», автогиганты «Форд», «Дженерал моторс». Французы сотрудничают с российскими авиакосмическими предприятиями, вкладывают в развитие ТЭК, атомной энергетики, медицины.
Однако было бы неправильно говорить об одних лишь западных инвесторах. В последние годы двусторонний товарооборот России и Китая вырос до 20 млрд. долларов (к 2010 году запланировано увеличение до 60 млрд. долларов), а в прошлом, 2004 году объем прямых инвестиций со стороны Китая вырос на 82%. Характерно, что география китайских инвестиций уже не ограничивается районами Восточной Сибири и Дальнего Востока: азиатские капиталы проникают и на европейскую часть России. В отличие от западных компаний Китай вкладывает не столько в разработку новых сырьевых месторождений, сколько в строительство объектов инфраструктуры трубопроводного транспорта, энергетики и металлургического комплекса. В основном китайско-российские проекты связаны с развитием обрабатывающей промышленности.
Карта инвестиций
Невозможно выделить регион, лидирующий по объему привлеченных иностранных инвестиций. Можно говорить лишь о положительной динамике некоторых территорий. Россию часто сравнивают с активно развивающимся Китаем, который, в свою очередь, обязан собственным процветанием политике благоприятствования западным капиталам. По общестрановому показателю нам до восточного соседа далеко. Однако отдельные регионы, например Новгородская область, уже превосходят Китай по показателю привлеченных инвестиций на душу населения.
Основные объемы инвестиций в основной капитал были отмечены в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Вологодской, Свердловской, Кемеровской, Челябинской и Сахалинской областях, республиках Башкортостан и Татарстан, Краснодарском крае, Ханты-Мансийском автономном округе – Югра и Ямало-Ненецком автономном округе. Высокая инвестиционная активность в Сахалинской области обусловлена практической реализацией проектов по добыче нефти и газа на шельфе острова Сахалин, а в Еврейской автономной области – реализацией проектов федерального значения (строительством Лагар-Аульского железнодорожного тоннеля, ЛЭП-500 по транзиту электроэнергии от Бурейской ГЭС до ЕАО, Хабаровского и Приморского краев, а также федеральной автомобильной дороги Чита – Находка).
Перспективные отрасли
Любого инвестора, независимо от его финансовых возможностей, интересует лишь получение дохода. Однако неверно думать, что капиталы идут только в ТЭК, тяжелую промышленность. С каждым годом все активнее развивается средний бизнес (проекты стоимостью до 30 млн. долларов).
Для среднего и малого бизнеса наиболее привлекателен сегмент потребительских товаров. Особенно динамично развивается пищевая промышленность. Среди типичных для среднего бизнеса проектов можно назвать недавнее открытие подмосковного завода хлебобулочных изделий Harry’s. В качестве примера также можно привести «Тетра пак» (с 2000 г. ввозит линии асептического розлива и упаковки), заводы «Нидан-Гросс» (производство соков). Активно развиваются фармакологические проекты – ввозятся линии по оборудованию заводов упаковки, расфасовки лекарств, переработке сырья. На фоне жилищного бума в европейской части России идут активные капиталовложения в сферу производства стройматериалов.
Россия остается одной из самых читающих стран, постоянно увеличиваются тиражи газет, выходят новые журналы. А следовательно, завозится новое оборудование для их издания. Среди удачных проектов можно упомянуть немецкие инвестиции в «Медиа-полиграф», «Принт-медиа» – подразделения ИД «Правда», «Первый Полиграфкомбинат» (это были не только венчурные вложения, но и крупные сделки купли-продажи).
Следует сказать, что инвестиции в потребительскую сферу – тенденция последних двух-трех лет. Раньше инвесторы охотно сотрудничали лишь с предприятиями-гигантами. Во-первых, сам бренд как бы страхует операцию. Во-вторых, подобные переговоры, как правило, проводятся под правительственные гарантии (при участии областной, губернской, наконец городской администрации). Потребительская сфера в этом отношении менее защищена, а потому риски для инвестора достаточно высоки.
Кроме сферы ТЭК, сделок гиганстких холдингов бизнесменов привлекают экологические программы (они также реализуются под патронажем администрации городов, областей). Вскоре в Подмосковье заработает новый мусоросжигательный завод, водоочистительная станция (с собственным электрогенератором, которому будут не страшны отключения света, где вода будет очищаться на ионном уровне). Столичные власти хорошо понимают значение подобных проектов. Постепенно понимание приходит и в регионы. Важно, чтобы представители администрации выступали гарантом подобных сделок, ведь минимизация политических рисков будет способствовать увеличению потока капиталов.
Нерешенные вопросы
К сожалению, Россия сама создает определенные барьеры на пути инвестиций. Мы замечательно представляем государство и отдельные регионы, города на международных форумах и конференциях, привлекаем капиталы. А потом собственной непредсказуемой политикой губим на корню весь инвестиционный процесс. Речь не о деле «ЮКОСа» – бизнесмена интересуют исключительно экономические проблемы. Например, недавнее предложение отменить поправку к Налоговому кодексу РФ (п. 7 ст. 150) вызвало бы прямые финансовые потери. Профильный подкомитет Госдумы РФ по налогам отклонил эту поправку. Но даже информация о самой такой возможности вызвала настоящий переполох среди инвесторов. Мы пугаем международную общественность одним лишь фактом, что в нашей стране принципиально возможно изменение «правил игры».
К сожалению, инвестор не застрахован от подобных рисков не только на государственном, но и на региональном уровне. Например, в одной из областей начали заводить уголовные дела на компании, которые проводили операции по ввозу оборудования в уставный капитал. Суть претензии правоохранительных органов: они-де не только сами пользовались ввезенным оборудованием, но начали сдавать его в аренду. Невозможно подсчитать все подобные случаи «самосуда» на местах. По закону право сдавать оборудование в аренду существует (запрещено отчуждать, продавать). Почему вдруг правоохранительные органы заинтересовались арендой ввезенного оборудования? Формулировка проста: «инвестор при сдаче в аренду получает прибыль». Тогда не совсем понятно, для чего, собственно, иностранный инвестор пришел в нашу страну, для чего ввозил оборудование? Разве не для того, чтобы получать прибыль?! И статья «вплоть до конфискации…» отнюдь не способствует привлечению капиталов.
Не стоит списывать все промахи на одну лишь таможенную систему. На уровне ФТС проводится гигантская работа; ее сотрудники всегда идут навстречу инвестору, обсуждают вопросы, консультируют. Взять хотя бы проблему предоставления льготы по уплате НДС и таможенной пошлины. Новый Таможенный кодекс (вступивший в силу с 1 января 2004 г.) вводился как закон прямого действия, а следовательно, подобные вопросы необходимо было бы решать непосредственно на местах. Однако региональные таможни боятся подобной ответственности. Поэтому ФТС вынуждена заниматься вопросами предоставления льгот, чтобы не отталкивать стратегически важных для страны инвесторов. Осталось сделать еще один шаг. Необходимо, чтобы не только сотрудники таможенной службы осознавали всю важность подобных проектов – нужно привить это понимание каждому государственному чиновнику.
Татьяна КРУГЛОВА,
генеральный директор таможенного холдинга «Группа Тарго»