Версия для печати 4091 Материалы по теме
Разграничение полномочий между федеральными и региональными бюджетами «ударило по карману» Красноярского края. Тем не менее краевой администрации удается изыскивать средст-ва на социальное обслуживание населения, в том числе на повышение зарплат бюджетникам.
О том, какие еще сферы деятельности в числе приоритетных, мы беседуем с Александром НОВАКОМ, заместителем губернатора Красноярского края, руководителем департамента фи-нансов администрации края.

– Александр Валентинович, как вы оцениваете финансовое положение края?
– Финансовое положение региона можно охарактеризовать через различные показатели – например, че-рез финансовую самостоятельность территории, взаимоотношения с федеральной властью, через ре-зультаты деятельности хозяйствующих субъектов, сумму полученной ими прибыли и т. д. Краснояр-ский край является самодостаточным и самообеспеченным субъектом Федерации, территорией – доно-ром федерального бюджета. Благоприятная конъюнктура цен на цветные металлы и деятельность на-ших крупнейших налогоплательщиков позволили нам впервые за последние несколько лет исполнить бюджет прошлого года с профицитом в 1,3 млрд. рублей. Помимо успешной работы предприятий цвет-ной металлургии в этом году в 3,4 раза к соответствующему периоду 2004 года возросла прибыль пред-приятий химии и нефтехимии, в 2,9 раза – добывающих предприятий топливно-энергетического ком-плекса, на 59,5% – предприятий, выпускающих электрооборудование. Все это, естественно, положи-тельно сказалось на финансовых показателях края.
– Расскажите о ближайших планах и дальнейших перспективах развития региона.
– Красноярский край как регион-локомотив занимает сегодня лидирующую позицию в программе раз-вития Сибири и Дальнего Востока. Именно поэтому на принципах частно-государственного партнерст-ва в нашем крае в период с 2006 по 2012 год будет реализован ряд важнейших инвестиционных проек-тов, имеющих стратегическое значение для страны в целом.
Речь идет о строительстве Богучанской ГЭС, которое повлечет за собой развитие всего Нижнего Приан-гарья, и освоении Ванкорского месторождения, которое даст жизнь более мелким месторождениям и сделает их рентабельными.
Сегодня в крае активизированы все ресурсы для запуска этих проектов. После урегулирования всех технических деталей начнется реализация инфраструктурных проектов Нижнего Приангарья: будут по-строены железная дорога, ЛЭП, алюминиевый завод, два ЦБК, крупные лесоперерабатывающие и гор-но-обогательные предприятия. Появится автомобильная дорога Карабула – Байкит с мостовым перехо-дом через Ангару, которая позволит оживить весь юг Эвенкии плюс наши северные территории. В Красноярске уже строится объездная дорога с мостовым переходом через Енисей, идет реконструкция аэропорта «Емельяново» с целью создания на его базе авиационного хаба и кросс-полярных трасс. Так что мы сейчас находимся на пороге второй индустриализации Красноярского края.
– Что еще относится к вашим приоритетам?
– Создание экономически эффективной и сбалансированной системы природопользования на террито-рии края, благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. Развитие перерабаты-вающих отраслей промышленности – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной. Повы-шение эффективности агропромышленного производства, развитие транспортного комплекса, дорож-ной инфраструктуры, изменение структуры малого предпринимательства – увеличение в нем доли предприятий, действующих в реальном секторе экономики. Это, конечно, не все.
– Отражена ли в программе развития края социальная сфера?
– Безусловно, финансирование социальной сферы для нас является приоритетом, как впрочем, и для любого бюджета. Все принципы нашей бюджетной политики направлены на то, чтобы в полном объеме финансировать здравоохранение, образование, культуру, социальную защиту населения, причем сред-ства направляются не просто на обеспечение функционирования этих отраслей, но и на их поэтапное развитие.
В части соцзащиты мы ежегодно не только сохраняем все предоставлявшиеся ранее льготы и социаль-ные гарантии населению, но и предусматриваем дополнительные инициативы, например, полностью освободили от платы за жилищно-коммунальные услуги одиноко проживающих участников и инвали-дов Великой Отечественной войны, вдов и родителей погибших военнослужащих. Полностью финан-сируем закон «О ветеранах труда Красноярского края», который жители края давно ждали.
Если проследить динамику расходов краевого бюджета на социальную сферу, можно отметить, что с 5 млрд. рублей в 2002 году они выросли до 29 млрд. в 2006-м. Сегодня мы тратим на нее почти 60% до-ходов бюджета. Естественно, значительная часть средств уходит на повышение зарплаты бюджетников, ежегодно мы используем для этого все возможности бюджета, чтобы исполнить федеральные инициа-тивы. По поручению президента к 2008 году покупательная способность зарплаты увеличится еще в полтора раза. Представьте, насколько тяжела для края как региона-донора эта нагрузка, ведь в вопросе повышения зарплаты мы можем рассчитывать только на себя. Поэтому губернатор края Александр Хлопонин озвучил эту проблему перед министром финансов, предложив внести изменения в финансо-вые взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации. Мы со-гласны увеличивать фонд оплаты труда за счет собственных средств в пределах инфляции, хотя это и так трудно в условиях наметившегося падения цен на мировом рынке цветных металлов. Все, что выше, нам не потянуть. Поэтому мы надеемся на выделение из федерального бюджета целевых субсидий для обеспечения роста заработной платы.
– Здравоохранение в бюджете получило свою долю внимания?
– Эта отрасль, наряду с образованием, сельским хозяйством и доступным жильем, входит в состав че-тырех национальных проектов, заявленных президентом. В крае создана рабочая группа по их реализа-ции, губернатор уделяет этим вопросам особое внимание.
Расходы на здравоохранение в следующем году составят 6,5 млрд. рублей, они будут направлены на создание условий для обеспечения доступной и качественной медицинской помощи населению вне за-висимости от места жительства. Для того чтобы лечебные учреждения края были укомплектованы ме-дицинским оборудованием и смогли пройти лицензирование, принята новая трехлетняя программа «Ук-репление материально-технической базы краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения».
Что касается образования, в этой сфере основной задачей стоит повышение престижа работы препода-вателей, опережающий рост их заработной платы. Очень важным аспектом в отрасли станет переход на отраслевую систему оплаты труда. При этом губернатор четко сформулировал критерии оценки работы учителя: качество знаний, здоровье ребенка, воспитание.
– Как обстоят дела с другой инициативой президента – решением жилищной проблемы?
– Этот вопрос мы решаем комплексно: во-первых, развиваем строительную отрасль, устанавливаем в ней прозрачные отношения. Во-вторых, создаем условия для получения жилья разным категориям насе-ления. Работники бюджетной сферы получают субсидии для оплаты процентной ставки по кредитам, полученным на приобретение жилья. Сейчас обсуждаем вопрос о закреплении молодых специалистов на селе через оказание им помощи в решении жилищной проблемы. Скорее всего, с 2007 года на терри-тории наших муниципальных образований будет создана система земельного ипотечного кредитования с длительными сроками под залог земельных участков. Строим квартиры для инвалидов, сирот. Серьез-ные средства тратим на реализацию краевой целевой программы переселения граждан из ветхого и ава-рийного жилья. Так что в бюджете нами всегда учитывается необходимость улучшения жилищных ус-ловий населения края.
– Как вы оцениваете инвестиционную активность в крае?
– За последние два с половиной года участие Красноярского края в федеральных инвестиционных и це-левых программах увеличилось в два с половиной раза. В 2006 году мы планируем получить из феде-рального бюджета минимум миллиард рублей на строительство в Красноярске объездной дороги с мос-том через Енисей и трассы Канск – Абан – Богучаны. Примерно столько же будет выделено на ремонт и строительство дорог федерального значения на территории края. Значительные средства будут вложены в создание необходимой инфраструктуры в Нижнем Приангарье.
Если говорить об инвестиционной активности предприятий, то за 2003–2005 годы она возросла почти на 30%, в том числе за счет роста инвестиций в электроэнергетике – на 81,2%, в цветной металлургии – на 19,4%, в химической и нефтехимической промышленности – на 84,4%, в машиностроении и метал-лообработке – на 29,9%. Инвестиции в лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную про-мышленность возросли на 107%, в производство строительных материалов – на 242,3%, в полиграфиче-скую промышленность – на 119,1%, в связь – на 236,7%, в торговлю – на 152,6 %. Прогнозный объем инвестиций в основной капитал в 2006 году составит 67 млрд. рублей (113,9% к 2005 году).
Думаю, еще одним серьезным показателем активности инвесторов и привлекательности нашей терри-тории является значительно выросший интерес к облигациям края. Третий год Красноярский край вы-ходит на финансовый рынок, размещая на ММВБ облигационные займы. Кредитное качество ценных бумаг края ежегодно получает высокую оценку инвесторов, к нам относятся как к одному из самых на-дежных заемщиков среди регионов России.
– Как власти стимулируют инвестиционную деятельность?
– В мае 2004 года было принято постановление совета администрации края о введении новой для края формы поддержки – возмещении части процентных ставок по кредитам банков, привлекаемых субъек-тами малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов. Размер субсидии состав-лял 1/2 ставки рефинансирования Банка России. С 2005 года эта форма поддержки расширилась: сейчас возмещению подлежит также и часть лизинговых платежей, уплачиваемых субъектами малого пред-принимательства по договорам лизинга имущества. Увеличился и размер субсидии до 3/4 ставки рефи-нансирования Банка России. На сегодняшний день это составляет 9,75 процента. В 2005 году на субси-дирование процентных ставок мы закладывали в бюджете 20 млн. рублей, в следующем году эта сумма составит 30 млн. рублей. Кроме того, ежегодно мы выделяем 500 млн. рублей на поддержку перспек-тивных инвестиционных проектов.
– Назовите проекты, появившиеся в результате государственной поддержки.
– В 2004–2005 годах при государственной поддержке реализуются 29 инвестиционных проектов на об-щую сумму 5,5 млрд. рублей. Предполагаю, что до конца текущего года экспертная комиссия отберет еще 30–40 проектов.
Из наиболее важных для экономики края проектов могу назвать три. Это строительство современного горнолыжного курорта «Бобровый лог» с общим объемом инвестиций 30 млн. евро. Для его реализации на объекты транспортной и электроэнергетической инфраструктуры направлено соответственно 165 млн. и 74 млн. рублей. При снижении ставки налога на имущество организаций, инвестирующих сред-ства в обновление и модернизацию основных средств, реализуются два очень интересных для нас про-екта: ОАО «Пикра» (объем инвестиций в 2004–2005 годах – около 2 млн. евро, всего – 9,3 млн. евро) и ОАО «Красэйр» с объемом инвестиций в 2005 году в сумме 1,8 млрд. рублей. От этих проектов в бюд-жет края в 2005 году поступит 79,5 млн. рублей дополнительных доходов, в перспективе до 2010 года – 434 млн. рублей.
Кстати, кроме экономического мы в данном случае получаем еще и социальный эффект – уже создано 217 рабочих мест, до конца года появятся еще 152 рабочих места. Прогнозируется, что за весь период реализации отобранных проектов (от полутора до пяти лет) количество новых рабочих мест достигнет 700.
– Какие вопросы планирования бюджета на 2006 год были наиболее важными и сложными?
– К главным «техническим» задачам бюджета на 2006 год относится создание условий для роста нало-гового потенциала большого края, повышение финансовой самостоятельности муниципальных образо-ваний, а также реализация социальных инициатив президента – обеспечение роста реальных доходов бюджетников, увеличение расходов на медицину и образование, финансирование переданных на крае-вой уровень полномочий по соцзащите.
Другим проблемным моментом формирования бюджета следующего года стало увеличение количества участников бюджетного процесса за счет включения в систему межбюджетных отношений поселений и ЗАТО. Поэтому определенные сложности вызвало распределение полномочий между поселениями и районами и решение вопроса о сохранении бюджетной обеспеченности ЗАТО, которая существенно превышает бюджетную обеспеченность муниципальных образований края.
– Готов ли край к реформе местного самоуправления?
– Наверное, мы готовы к ней больше, чем другие регионы, поскольку еще в 2003 году в крае был разра-ботан и принят закон «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае», который полностью осно-ван на базовых принципах реформы местного самоуправления, за исключением вопросов выравнивания бюджетной обеспеченности поселений. При этом законом впервые были установлены единые для всех муниципалитетов нормативы распределения доходов и единая методика распределения финансовой помощи.
Опыт реализации закона дал положительные результаты – по итогам 2004 года собственные доходы ме-стных бюджетов были перевыполнены на четверть, доля финансовой помощи, распределенной на фор-мализованной основе, составила в 2004 году 75%, в 2005 – 78%, в проекте бюджета на 2006 год – более 90% в общем объеме межбюджетных трансфертов. При этом из бюджетного процесса исключены субъ-ективные элементы – прекращена практика индивидуального согласования параметров местных бюд-жетов и размеров финансовой помощи. К сожалению, остался еще ряд проблем, которые до настоящего времени не решены, – это в первую очередь обеспечение капитальных расходов и расходов по содержа-нию муниципальных дорог. Однако в настоящее время мы над этим работаем.
За три года реформирования межбюджетных отношений за счет средств краевого бюджета были реше-ны многие проблемные вопросы муниципальных образований.
– Какие, например?
– Наиболее значимые среди них – вопросы обеспечения выплаты заработной платы работникам бюд-жетной сферы. За счет края полностью содержатся учителя, работники социальной защиты, начального и среднего профобразования, работники милиции и пожарные, большинство врачей, а также в 2005–2006 годах обеспечивается целевое финансирование расходов на повышение заработной платы всем бюджетникам и чиновникам. Централизованы субсидии населению на оплату услуг ЖКХ и дотации на покрытие убытков дизельных электростанций. Бюджетам городов и районов предоставляются адресные средства на первоочередные капитальные расходы – оснащение ФАПов, установку пожарных сигнали-заций в школах, ремонт учреждений культуры, ремонт объектов ЖКХ, в рамках краевой адресной инве-стиционной программы осуществляются строительство и реконструкция муниципальных объектов. Проведена кадастровая оценка земель, определены границы муниципальных образований. В этом году за счет средств краевого бюджета все муниципальные образования оснащены компьютерной техникой и программным обеспечением для ведения бухгалтерского учета.
Подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться