В арсенале инструментов обработки данных для финансистов, органов государственной власти в регионах и органов власти местного самоуправления уже довольно давно появились программные системы. Современные методы организации исполнения бюджетов, централизация обслуживания исполнения в органах казначейства были бы просто невозможны без использования современных технических и программных средств и систем.
Одним из инструментов, который довольно часто используется в органах государственной власти, является обычная электронная таблица, чаще всего реализованная средствами Microsoft Excel. Но при участии в решении комплексной задачи большого количества подразделений, а также при усложнении методологии и росте объема данных электронные таблицы (как инструмент) быстро достигают предела своих функциональных возможностей.
Как отмечает А.М. Лавров, директор Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ, «спрос на информационные системы, обеспечивающие работу бюджетного процесса на современном уровне, со стороны финансовых органов России уже сформирован».
В конце 2001 года специалисты министерства финансов Свердловской области смогли достаточно четко выделить и сформулировать круг задач, которые ни в программной системе, обеспечивающей автоматизацию исполнения бюджета, ни с помощью Microsoft Excel невозможно выполнить в необходимые сроки с требуемым качеством.
Компании ЦИФТ (Центр информационных и финансовых технологий, г. Екатеринбург) – разработчику специализированной информационной системы – удалось создать инструмент, способный решать наиболее острые проблемы: получение необходимой информации, время обработки, качество аналитических расчетов при одновременной работе большого коллектива над созданием проекта бюджета с учетом его многократной корректировки. Бюджет-2004 Свердловской области был впервые рассчитан средствами вновь созданной автоматизированной системы «Планирование и анализ исполнения бюджета».
Первый опыт реальной эксплуатации показал, что именно надо усовершенствовать в системе. Кроме того, анализ ситуации в других регионах, выступления участников семинара, проведенного совместно министерством финансов Свердловской области и компанией-разработчиком, подтвердили, что проблема автоматизации планирования бюджета существует не только у финансистов Свердловской области.
Развитие и усовершенствование внедренной системы, получившей имя собственное – «САПФИР» (Система анализа и планирования финансов региона), – сделало ее доступной широкому кругу финансовых органов субъектов Федерации и муниципальных образований.
САПФИР – это специализированная платформа, программная среда, позволяющая на этапе внедрения создать (настроить на конкретные условия региона) информационно-программный инструмент, способный организовать коллективную работу специалистов финансового органа региона и муниципальных образований (в условиях действия Закона № 131-ФЗ – муниципальных районов, городских округов, поселений), администраторов расходов бюджетов, экономических и других подразделений администрации региона, представительных органов власти на всех стадиях проектирования годового бюджета и финансового плана региона (на любом заданном горизонте планирования). САПФИР зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).
Необходимость в таком инструменте, как САПФИР, стала еще более очевидной в связи с проходящей в стране административной и бюджетной реформой.
Сейчас можно сказать, что еще тогда, в 2001 году, специалисты минфина Свердловской области смогли определить одну из основных проблем текущей бюджетной реформы – необходимость существенного повышения качества планирования (причем планирования в самом широком смысле) как ведущего по своей значимости элемента бюджетного процесса в регионе и предложили в качестве одного из инструментов решения проблемы разработку нового специализированного программного комплекса.
Специалисты Финансового управления Курганской области, последовавшие примеру свердловчан, первыми оценили преимущества автоматизации бюджетного процесса с применением ПК САПФИР. «С внедрением системы документооборот в финансовом управлении Курганской области стал во многом проще, так как она интегрировалась с системой казначейского исполнения бюджета. Благодаря САПФИРу депутаты Думы и представители исполнительной власти имеют возможность сразу получить все необходимые расчеты, наглядно увидеть, как изменение показателей в одной статье закона скажется на всем бюджете в целом», – рассказывает Е.А. Перминова, первый заместитель начальника финансового управления Курганской области.
Кировская область сделала следующий шаг в направлении совершенствования управления финансовой деятельностью и комплексной автоматизации бюджетного процесса, установив ПК САПФИР во всех муниципальных образованиях области. Как отмечает Н.Д. Русских, глава департамента финансов Кировской области, «этот шаг, несомненно, поможет усовершенствовать межбюджетные отношения и достигнуть максимальной эффективности управления бюджетным процессом, которая определена концепцией бюджетной реформы РФ. Совместно с командой разработчиков мы ведем работу по настройке САПФИРа под самые актуальные задачи управления бюджетом нашего региона».
В 2005 году к работе на ПК САПФИР подключились еще 5 финансовых органов (Липецкая, Мурманская области, Удмуртская республика, г. Сургут и Сургутский район). То, что при всем обилии их различий автоматизация планирования бюджета на базе ПК САПФИР оказалась возможной, представляется лучшим подтверждением правильности идей, заложенных в проект под звучным названием «САПФИР».
Одним из инструментов, который довольно часто используется в органах государственной власти, является обычная электронная таблица, чаще всего реализованная средствами Microsoft Excel. Но при участии в решении комплексной задачи большого количества подразделений, а также при усложнении методологии и росте объема данных электронные таблицы (как инструмент) быстро достигают предела своих функциональных возможностей.
Как отмечает А.М. Лавров, директор Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ, «спрос на информационные системы, обеспечивающие работу бюджетного процесса на современном уровне, со стороны финансовых органов России уже сформирован».
В конце 2001 года специалисты министерства финансов Свердловской области смогли достаточно четко выделить и сформулировать круг задач, которые ни в программной системе, обеспечивающей автоматизацию исполнения бюджета, ни с помощью Microsoft Excel невозможно выполнить в необходимые сроки с требуемым качеством.
Компании ЦИФТ (Центр информационных и финансовых технологий, г. Екатеринбург) – разработчику специализированной информационной системы – удалось создать инструмент, способный решать наиболее острые проблемы: получение необходимой информации, время обработки, качество аналитических расчетов при одновременной работе большого коллектива над созданием проекта бюджета с учетом его многократной корректировки. Бюджет-2004 Свердловской области был впервые рассчитан средствами вновь созданной автоматизированной системы «Планирование и анализ исполнения бюджета».
Первый опыт реальной эксплуатации показал, что именно надо усовершенствовать в системе. Кроме того, анализ ситуации в других регионах, выступления участников семинара, проведенного совместно министерством финансов Свердловской области и компанией-разработчиком, подтвердили, что проблема автоматизации планирования бюджета существует не только у финансистов Свердловской области.
Развитие и усовершенствование внедренной системы, получившей имя собственное – «САПФИР» (Система анализа и планирования финансов региона), – сделало ее доступной широкому кругу финансовых органов субъектов Федерации и муниципальных образований.
САПФИР – это специализированная платформа, программная среда, позволяющая на этапе внедрения создать (настроить на конкретные условия региона) информационно-программный инструмент, способный организовать коллективную работу специалистов финансового органа региона и муниципальных образований (в условиях действия Закона № 131-ФЗ – муниципальных районов, городских округов, поселений), администраторов расходов бюджетов, экономических и других подразделений администрации региона, представительных органов власти на всех стадиях проектирования годового бюджета и финансового плана региона (на любом заданном горизонте планирования). САПФИР зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).
Необходимость в таком инструменте, как САПФИР, стала еще более очевидной в связи с проходящей в стране административной и бюджетной реформой.
Сейчас можно сказать, что еще тогда, в 2001 году, специалисты минфина Свердловской области смогли определить одну из основных проблем текущей бюджетной реформы – необходимость существенного повышения качества планирования (причем планирования в самом широком смысле) как ведущего по своей значимости элемента бюджетного процесса в регионе и предложили в качестве одного из инструментов решения проблемы разработку нового специализированного программного комплекса.
Специалисты Финансового управления Курганской области, последовавшие примеру свердловчан, первыми оценили преимущества автоматизации бюджетного процесса с применением ПК САПФИР. «С внедрением системы документооборот в финансовом управлении Курганской области стал во многом проще, так как она интегрировалась с системой казначейского исполнения бюджета. Благодаря САПФИРу депутаты Думы и представители исполнительной власти имеют возможность сразу получить все необходимые расчеты, наглядно увидеть, как изменение показателей в одной статье закона скажется на всем бюджете в целом», – рассказывает Е.А. Перминова, первый заместитель начальника финансового управления Курганской области.
Кировская область сделала следующий шаг в направлении совершенствования управления финансовой деятельностью и комплексной автоматизации бюджетного процесса, установив ПК САПФИР во всех муниципальных образованиях области. Как отмечает Н.Д. Русских, глава департамента финансов Кировской области, «этот шаг, несомненно, поможет усовершенствовать межбюджетные отношения и достигнуть максимальной эффективности управления бюджетным процессом, которая определена концепцией бюджетной реформы РФ. Совместно с командой разработчиков мы ведем работу по настройке САПФИРа под самые актуальные задачи управления бюджетом нашего региона».
В 2005 году к работе на ПК САПФИР подключились еще 5 финансовых органов (Липецкая, Мурманская области, Удмуртская республика, г. Сургут и Сургутский район). То, что при всем обилии их различий автоматизация планирования бюджета на базе ПК САПФИР оказалась возможной, представляется лучшим подтверждением правильности идей, заложенных в проект под звучным названием «САПФИР».