Кировская область – одно из самых обширных в европейской части России административно-территориальных образований, занимающее на пространстве между Волгой и Уралом почти 121 тыс. кв. км, – в 2006 году отметит свое 70-летие и 210-летие образования Вятской губернии. Совпадение двух круглых дат выглядит вполне закономерным с точки зрения исторической преемственности в характере местных жителей, о которых исстари говорят: вятские – люди хватские. Смекалистый, мастеровитый здешний народ отличают трудолюбие и любовь к своему краю. О его сегодняшнем и завтрашнем дне – наш разговор с губернатором области Николаем ШАКЛЕИНЫМ.
– Николай Иванович, на выборах вы уверенно обошли почти дюжину претендентов на губернаторское кресло. Что помогло больше – политический опыт или популярность среди земляков, особенно возросшая в период депутатства в Госдуме?
– Наверное, сказалось и то и другое. Но главное, думаю, в том, что я не давал нереальных обещаний. Люди это оценили. Мы будем жить лучше, если каждый на своем месте станет лучше работать – вот суть моей программы. И перемен в ней не предвидится.
Никто на блюдечке не принесет нам решение серьезных проблем развития области. По экономическому потенциалу, ресурсной обеспеченности она стоит где-то во втором-третьем десятке регионов. По конечным результатам – ВРП и объему промышленного производства на душу населения, по среднедушевым денежным доходам, по количеству сдаваемого в эксплуатацию жилья в расчете на 1 тыс. жителей и т. д. – находится на 50–60-х местах. Такое положение отчасти объясняется объективными причинами, в том числе неблагоприятной структурой производительных сил с высокой долей предприятий оборонно-промышленного комплекса. Сильно сказался длительный экономический кризис 1990-х годов. Объем промышленного производства по сравнению с дореформенным периодом в области снизился на 56%, валовая продукция сельского хозяйства – на 40%, в упадок пришли строительная отрасль, социальная инфраструктура.
Но были очевидны и просчеты управленческого характера, допущенные предшествующей командой. Недостаточная работа по расширению налогооблагаемой базы, отсутствие четкой стратегии и тактики развития региона, последовательности в исполнении решений, должного взаимодействия между ветвями и уровнями власти – все это предопределяло нарастание негативных тенденций в экономике, финансовой и социальной сфере, мешало полному использованию потенциала.
– Что он собой представляет?
– Основу промышленного потенциала составляют более 500 крупных, средних и свыше тысячи малых предприятий. По объемам производства лидируют отрасли машиностроения и металлообработки, электроэнергетика, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, пищевая промышленность. В последнее время интенсивно развиваются черная и цветная металлургия. Большие перспективы связаны с использованием возможностей комплекса научных организаций и биохимических производств, на базе которых создан Волго-Вятский центр прикладной биотехнологии.
Область занимает одно из ведущих мест среди регионов в производстве фторполимерной продукции, прецизионного проката цветных металлов, лифтовых направляющих, железнодорожных кранов, автомобильных шин, пиломатериалов, фанеры, натуральных кож, обуви, учебно-наглядных пособий, модной меховой одежды, детских игрушек. Продукция предприятий поставляется более чем в 40 стран дальнего зарубежья.
Высокой конкурентоспособностью на внутреннем рынке обладают многие виды вятских продовольственных товаров. В расчете на душу населения молока производится почти в два, мяса, овощей и картофеля – в полтора раза больше, чем в среднем по стране. Область снабжает продуктами питания население Российского Севера. Ее агропромышленный комплекс дает около пятой части ВРП.
Из сырьевых ресурсов наиболее значительные – лес, крупнейшие в Европе залежи фосфоритов, торфа, запасы полезных ископаемых, богатые источники минеральных вод и лечебных грязей. Разведаны месторождения нефти, горючих сланцев. Через область проходят транзитные коридоры в направлении Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Удаленная от морей, она имеет выход к балтийским, каспийским, азово-черноморским портам по нашей главной реке Вятке и другим водным путям.
– Как использовать эти возможности?
– В моем первом послании Законодательному собранию была поставлена задача постепенного перевода дотационного региона на финансовую самодостаточность и сформулирован ряд антикризисных мер и системных мероприятий по преодолению отрицательной динамики, прежде всего в экономической сфере.
Уже через год мы констатировали заметное улучшение. Выросли объемы промышленного производства, дорожного и жилищного строительства, грузовых и пассажирских перевозок. Повысилась инвестиционная активность предприятий, направивших в обновление основных фондов на 16% больше средств, чем за предыдущий год. Это способствовало увеличению ВРП в 2004 году на 3,3% к уровню предыдущего года.
– За счет чего же удалось переломить ситуацию?
– Во-первых, немалую роль сыграло установление более тесного взаимодействия исполнительной власти с Законодательным собранием, федеральными органами, местным самоуправлением, политическими организациями, деловыми кругами. Мы плодотворно сотрудничаем с Вятской торгово-промышленной палатой, Советом хозяйственных руководителей, Лигой предпринимателей, другими объединениями деловых людей. Регулярно встречаемся с представителями бизнес-сообщества, намечаем совместные действия по подъему экономики. Недавно, к примеру, состоялась очередная встреча, на которой шла речь о необходимости организации новых и расширения существующих производств, их реконструкции и модернизации для увеличения выпуска конкурентоспособной продукции.
Во-вторых, была существенно преобразована структура администрации правительства области, проведено более четкое разграничение функций органов исполнительной власти, количество которых уменьшилось с 34 до 25, исключены избыточные и дублирующие подразделения, сокращена численность аппарата.
В-третьих, сделав ставку на более эффективное использование имеющихся бюджетных ресурсов, мы уже в 2004 году добились повышения устойчивости финансовой системы региона.
– Доходная часть бюджета зависит от уровня деловой активности в регионе. Что вы можете сказать о расширении возможностей для свободного предпринимательства?
– Совместно с Законодательным собранием правительство области старается создать благоприятный инвестиционный климат, совершенствуя правовую базу. Избавить ее от излишней громоздкости процедур, несогласованности или, наоборот, дублирования различных нормативных актов поможет новый Закон «Об инвестиционной деятельности в Кировской области». Также разработан регламент работы с инвесторами, предусматривающий, в частности, постоянный контроль со стороны органов исполнительной власти над реализацией наиболее значимых проектов, обеспечиваемых бюджетной поддержкой.
Поправки в областной Закон о налоге на имущество упрощают процедуру предоставления и использования льгот по налогу на создаваемые предприятиями основные фонды. Инвестиции в течение двух ближайших лет должны увеличиться как минимум в 1,6 раза.
У нас становится все больше предпринимателей, которые, диверсифицируя свой бизнес, включают в него сельскохозяйственное производство. Приходя к руководству финансово неустойчивыми хозяйствами, они приносят туда инвестиции, современные методы управления и, главное, вселяют в трудовые коллективы уверенность в их дальнейшем развитии.
Частный инвестор, осознав перспективность и выгодность аграрного бизнеса, пошел на село. И это уже тенденция: что может быть убедительнее исчезновения на аграрном пространстве области «белых пятен». Весомую лепту в процесс их устранения вносят и крупные многоотраслевые компании типа агрофирм и холдингов, обладающие большей кредитоспособностью, устойчивостью к ужесточению ценового диспаритета и неблагоприятным колебаниям рыночной конъюнктуры. У нас создано уже около 40 таких хозяйственных образований, многие из которых успели зарекомендовать себя с самой лучшей стороны.
Скажем, благодаря работе двух агрохолдингов, сформированных под крылом ОАО «Кировхлеб» и ООО «Аль-Пари», реанимирована птицеводческая отрасль. По производству яиц область в прошлом году вышла на дореформенный уровень, приближается к нему и в производстве мяса птицы. Наращивает объемы выпуска кондитерских изделий холдинг в сфере пищевой промышленности. В его составе райпищекомбинаты, два макаронно-кондитерских комбината, мясокомбинат, два молочных завода, несколько сельхозпредприятий. В целый ряд хозяйств вдохнули жизнь инвестиции Кирово-Чепецкого гормолокозавода, Кировского молочного комбината, Уржумского спиртоводочного завода, Шахунского молочного комбината, других перерабатывающих предприятий. На Вятской земле закрепляются и инвесторы из соседних регионов – Нижегородской области, Удмуртии, Татарстана.
– Как в области обстоят дела с развитием малого бизнеса?
– Малый бизнес играет все более заметную роль. В нем занято 26% экономически активного населения. К середине 2005 года было зарегистрировано 33 тысячи индивидуальных предпринимателей и 5,4 тысячи малых предприятий разного профиля, на долю которых приходится шестая часть выпускаемых товаров и оказываемых населению услуг. За два года субъектами малого предпринимательства создано около 16 тысяч новых рабочих мест, наполовину увеличен объем инвестиций в основной капитал, на 45% – производство товаров и услуг, а выручка от их реализации повысилась в 1,6 раза.
Правительством области принята Концепция развития малого предпринимательства на 2004–2010 годы. В ее рамках восстановлена деятельность регионального фонда поддержки малого бизнеса, началась организация муниципальных гарантийно-залоговых фондов, заключены соглашения с банковскими структурами об условиях кредитования, инициировано создание системы кредитной кооперации, утверждена областная целевая программа «Начинающий предприниматель» на 2005–2009 годы. Реализация этой программы обойдется в 116 млн. рублей. Однако затраты должны с лихвой окупиться ежегодным ростом налоговых поступлений от малого бизнеса минимум на 20%, а его доля в ВРП к концу 2010 года, как мы ожидаем, поднимется до 30%.
Ведется работа по созданию Агентства развития предпринимательства Кировской области. Его цель – оказывать предпринимателям всестороннюю помощь, включая формирование сети районных филиалов. Здесь любой человек, решивший открыть свое дело, сможет проконсультироваться, получить юридическую и экономическую поддержку в виде предоставления гарантий под банковские займы, микрофинансирования, страхования предпринимательских рисков. Это позволит малому бизнесу быстрее врастать в жизнь сотен новых муниципальных образований, которые появятся в связи с реформой местного самоуправления. Именно малый бизнес становится главной опорой их экономики и во многих случаях едва ли не единственным источником наполнения доходной части бюджетов.
На мобилизацию имеющегося ресурсного и человеческого потенциала и на расширение налогооблагаемой базы нацелена разрабатываемая в правительстве области комплексная программа развития предпринимательства на 2006–2009 годы. В ней предусматривается совершенствование нормативно-правовой базы, формирование инфраструктуры организационной, кредитно-финансовой, информационно-консультационной поддержки, развитие партнерских отношений между властью и малым бизнесом, оказание помощи в его внешнеэкономической деятельности, подготовке и повышении квалификации кадров.
Программа определяет и приоритетные для малого бизнеса отрасли – лесопромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, народные промыслы, ремесленничество. Есть намерение включить в этот ряд и личные подсобные хозяйства граждан. Их удельный вес в сельхозпроизводстве достигает 58%, и необходимо полнее вовлекать в товарный оборот продукцию, которую сельские жители получают на своих подворьях.
Не приходится сомневаться, что при внимательном отношении региональных органов государственной власти и местного самоуправления к развитию малого бизнеса он будет становиться все более существенным фактором экономического роста.
– Скажите, Николай Иванович, насколько просматривается такая перспектива? Есть какие-то ориентиры, по которым предстоит двигаться вперед?
– Конечно, есть. Еще с весны 2004 года мы взялись за разработку региональной стратегии социально-экономического развития до 2015 года, став, как оказалось, одними из первопроходцев долгосрочного планирования в постсоветской России. Привлекли широкий круг ученых, специалистов различных отраслей, представителей бизнеса, общественности, руководителей органов исполнительной власти, местного самоуправления. Задались целью выработать программу, учитывающую все ресурсные возможности – природные, организационные, кадровые и др.
Основу стратегического плана составили более 500 проектов. Среди них немало таких, которые при невысоких затратах способны обеспечить быструю окупаемость и могут быть осуществлены собственными силами, разумеется, с привлечением внебюджетных источников финансирования. Но есть ряд и сверхкрупных проектов. Они не укладываются в рамки не только отдельно взятых предприятий, муниципальных образований, но и целой области. Это означает необходимость кооперирования с соседними регионами, стыковки с их планами развития. Еще более важно то, как наша стратегия проецируется на отраслевые стратегии федеральных министерств и ведомств. Иными словами, перед нами встал вопрос ее согласования на разных уровнях.
В этом направлении проводится большая работа. Ее координирует созданная по распоряжению председателя Правительства РФ межведомственная рабочая группа при Министерстве регионального развития. Постепенно складывается ситуация, когда наши интересы становятся частью общероссийских и межрегиональных интересов, что уже начинает приносить плоды. Мы, конечно, надеемся на наиболее полную реализацию проектов стратегии. Но даже частичное их воплощение предполагает создание новых рабочих мест, рост заработков, увеличение поступлений в бюджеты, улучшение жилищных и бытовых условий, то есть повышение уровня жизни населения. А это и есть генеральная цель долгосрочного плана развития.
Его выполнение получит дополнительный импульс с созданием у нас свободной экономической зоны, ускорения темпов газификации и объемов дорожного строительства. Министерствам и ведомствам даны поручения проработать детали этих предложений, которые были внесены мною во время состоявшейся в августе текущего года встречи с Президентом РФ В.В. Путиным. Мощным стимулом к достижению наших стратегических целей служат и социальные инициативы главы государства, озвученные им в начале сентября на совещании с членами Правительства РФ, президиума Госсовета и парламентариями.
Мы ведем большую работу по оптимизации здравоохранения, направленную на повышение доступности и качества медицинских услуг. Область стала экспериментальной площадкой реформирования системы образования. У нас стремительно растут объемы ипотечного кредитования на строительство и приобретение жилья. Словом, многое предпринимается для того, чтобы наполнить реальным содержанием выдвинутый нами девиз: «Сделаем Вятскую землю краем, в котором хочется жить!». Не сомневаюсь, что так и будет.
Справка «Бюджета»
Николай Иванович ШАКЛЕИН, губернатор Кировской области
Родился в 1943 году.
Окончил юридический факультет Пермского государственного университета.
Трудовой путь начал на Кировском машиностроительном заводе имени 1 Мая.
С 1971 по 1993 г. работал в органах прокуратуры, где прошел путь от стажера до заместителя Генерального прокурора РФ.
Был первым заместителем главы администрации Кировской области, затем – депутатом Государственной думы 2-го и 3-го созывов.
С 2004 г. – губернатор Кировской области.
С 2005 г. – член партии «Единая Россия».
Имеет звания заслуженного юриста РФ и почетного работника прокуратуры СССР.
Беседовал Валерий ТАТАРЕНКОВ
– Николай Иванович, на выборах вы уверенно обошли почти дюжину претендентов на губернаторское кресло. Что помогло больше – политический опыт или популярность среди земляков, особенно возросшая в период депутатства в Госдуме?
– Наверное, сказалось и то и другое. Но главное, думаю, в том, что я не давал нереальных обещаний. Люди это оценили. Мы будем жить лучше, если каждый на своем месте станет лучше работать – вот суть моей программы. И перемен в ней не предвидится.
Никто на блюдечке не принесет нам решение серьезных проблем развития области. По экономическому потенциалу, ресурсной обеспеченности она стоит где-то во втором-третьем десятке регионов. По конечным результатам – ВРП и объему промышленного производства на душу населения, по среднедушевым денежным доходам, по количеству сдаваемого в эксплуатацию жилья в расчете на 1 тыс. жителей и т. д. – находится на 50–60-х местах. Такое положение отчасти объясняется объективными причинами, в том числе неблагоприятной структурой производительных сил с высокой долей предприятий оборонно-промышленного комплекса. Сильно сказался длительный экономический кризис 1990-х годов. Объем промышленного производства по сравнению с дореформенным периодом в области снизился на 56%, валовая продукция сельского хозяйства – на 40%, в упадок пришли строительная отрасль, социальная инфраструктура.
Но были очевидны и просчеты управленческого характера, допущенные предшествующей командой. Недостаточная работа по расширению налогооблагаемой базы, отсутствие четкой стратегии и тактики развития региона, последовательности в исполнении решений, должного взаимодействия между ветвями и уровнями власти – все это предопределяло нарастание негативных тенденций в экономике, финансовой и социальной сфере, мешало полному использованию потенциала.
– Что он собой представляет?
– Основу промышленного потенциала составляют более 500 крупных, средних и свыше тысячи малых предприятий. По объемам производства лидируют отрасли машиностроения и металлообработки, электроэнергетика, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, пищевая промышленность. В последнее время интенсивно развиваются черная и цветная металлургия. Большие перспективы связаны с использованием возможностей комплекса научных организаций и биохимических производств, на базе которых создан Волго-Вятский центр прикладной биотехнологии.
Область занимает одно из ведущих мест среди регионов в производстве фторполимерной продукции, прецизионного проката цветных металлов, лифтовых направляющих, железнодорожных кранов, автомобильных шин, пиломатериалов, фанеры, натуральных кож, обуви, учебно-наглядных пособий, модной меховой одежды, детских игрушек. Продукция предприятий поставляется более чем в 40 стран дальнего зарубежья.
Высокой конкурентоспособностью на внутреннем рынке обладают многие виды вятских продовольственных товаров. В расчете на душу населения молока производится почти в два, мяса, овощей и картофеля – в полтора раза больше, чем в среднем по стране. Область снабжает продуктами питания население Российского Севера. Ее агропромышленный комплекс дает около пятой части ВРП.
Из сырьевых ресурсов наиболее значительные – лес, крупнейшие в Европе залежи фосфоритов, торфа, запасы полезных ископаемых, богатые источники минеральных вод и лечебных грязей. Разведаны месторождения нефти, горючих сланцев. Через область проходят транзитные коридоры в направлении Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Удаленная от морей, она имеет выход к балтийским, каспийским, азово-черноморским портам по нашей главной реке Вятке и другим водным путям.
– Как использовать эти возможности?
– В моем первом послании Законодательному собранию была поставлена задача постепенного перевода дотационного региона на финансовую самодостаточность и сформулирован ряд антикризисных мер и системных мероприятий по преодолению отрицательной динамики, прежде всего в экономической сфере.
Уже через год мы констатировали заметное улучшение. Выросли объемы промышленного производства, дорожного и жилищного строительства, грузовых и пассажирских перевозок. Повысилась инвестиционная активность предприятий, направивших в обновление основных фондов на 16% больше средств, чем за предыдущий год. Это способствовало увеличению ВРП в 2004 году на 3,3% к уровню предыдущего года.
– За счет чего же удалось переломить ситуацию?
– Во-первых, немалую роль сыграло установление более тесного взаимодействия исполнительной власти с Законодательным собранием, федеральными органами, местным самоуправлением, политическими организациями, деловыми кругами. Мы плодотворно сотрудничаем с Вятской торгово-промышленной палатой, Советом хозяйственных руководителей, Лигой предпринимателей, другими объединениями деловых людей. Регулярно встречаемся с представителями бизнес-сообщества, намечаем совместные действия по подъему экономики. Недавно, к примеру, состоялась очередная встреча, на которой шла речь о необходимости организации новых и расширения существующих производств, их реконструкции и модернизации для увеличения выпуска конкурентоспособной продукции.
Во-вторых, была существенно преобразована структура администрации правительства области, проведено более четкое разграничение функций органов исполнительной власти, количество которых уменьшилось с 34 до 25, исключены избыточные и дублирующие подразделения, сокращена численность аппарата.
В-третьих, сделав ставку на более эффективное использование имеющихся бюджетных ресурсов, мы уже в 2004 году добились повышения устойчивости финансовой системы региона.
– Доходная часть бюджета зависит от уровня деловой активности в регионе. Что вы можете сказать о расширении возможностей для свободного предпринимательства?
– Совместно с Законодательным собранием правительство области старается создать благоприятный инвестиционный климат, совершенствуя правовую базу. Избавить ее от излишней громоздкости процедур, несогласованности или, наоборот, дублирования различных нормативных актов поможет новый Закон «Об инвестиционной деятельности в Кировской области». Также разработан регламент работы с инвесторами, предусматривающий, в частности, постоянный контроль со стороны органов исполнительной власти над реализацией наиболее значимых проектов, обеспечиваемых бюджетной поддержкой.
Поправки в областной Закон о налоге на имущество упрощают процедуру предоставления и использования льгот по налогу на создаваемые предприятиями основные фонды. Инвестиции в течение двух ближайших лет должны увеличиться как минимум в 1,6 раза.
У нас становится все больше предпринимателей, которые, диверсифицируя свой бизнес, включают в него сельскохозяйственное производство. Приходя к руководству финансово неустойчивыми хозяйствами, они приносят туда инвестиции, современные методы управления и, главное, вселяют в трудовые коллективы уверенность в их дальнейшем развитии.
Частный инвестор, осознав перспективность и выгодность аграрного бизнеса, пошел на село. И это уже тенденция: что может быть убедительнее исчезновения на аграрном пространстве области «белых пятен». Весомую лепту в процесс их устранения вносят и крупные многоотраслевые компании типа агрофирм и холдингов, обладающие большей кредитоспособностью, устойчивостью к ужесточению ценового диспаритета и неблагоприятным колебаниям рыночной конъюнктуры. У нас создано уже около 40 таких хозяйственных образований, многие из которых успели зарекомендовать себя с самой лучшей стороны.
Скажем, благодаря работе двух агрохолдингов, сформированных под крылом ОАО «Кировхлеб» и ООО «Аль-Пари», реанимирована птицеводческая отрасль. По производству яиц область в прошлом году вышла на дореформенный уровень, приближается к нему и в производстве мяса птицы. Наращивает объемы выпуска кондитерских изделий холдинг в сфере пищевой промышленности. В его составе райпищекомбинаты, два макаронно-кондитерских комбината, мясокомбинат, два молочных завода, несколько сельхозпредприятий. В целый ряд хозяйств вдохнули жизнь инвестиции Кирово-Чепецкого гормолокозавода, Кировского молочного комбината, Уржумского спиртоводочного завода, Шахунского молочного комбината, других перерабатывающих предприятий. На Вятской земле закрепляются и инвесторы из соседних регионов – Нижегородской области, Удмуртии, Татарстана.
– Как в области обстоят дела с развитием малого бизнеса?
– Малый бизнес играет все более заметную роль. В нем занято 26% экономически активного населения. К середине 2005 года было зарегистрировано 33 тысячи индивидуальных предпринимателей и 5,4 тысячи малых предприятий разного профиля, на долю которых приходится шестая часть выпускаемых товаров и оказываемых населению услуг. За два года субъектами малого предпринимательства создано около 16 тысяч новых рабочих мест, наполовину увеличен объем инвестиций в основной капитал, на 45% – производство товаров и услуг, а выручка от их реализации повысилась в 1,6 раза.
Правительством области принята Концепция развития малого предпринимательства на 2004–2010 годы. В ее рамках восстановлена деятельность регионального фонда поддержки малого бизнеса, началась организация муниципальных гарантийно-залоговых фондов, заключены соглашения с банковскими структурами об условиях кредитования, инициировано создание системы кредитной кооперации, утверждена областная целевая программа «Начинающий предприниматель» на 2005–2009 годы. Реализация этой программы обойдется в 116 млн. рублей. Однако затраты должны с лихвой окупиться ежегодным ростом налоговых поступлений от малого бизнеса минимум на 20%, а его доля в ВРП к концу 2010 года, как мы ожидаем, поднимется до 30%.
Ведется работа по созданию Агентства развития предпринимательства Кировской области. Его цель – оказывать предпринимателям всестороннюю помощь, включая формирование сети районных филиалов. Здесь любой человек, решивший открыть свое дело, сможет проконсультироваться, получить юридическую и экономическую поддержку в виде предоставления гарантий под банковские займы, микрофинансирования, страхования предпринимательских рисков. Это позволит малому бизнесу быстрее врастать в жизнь сотен новых муниципальных образований, которые появятся в связи с реформой местного самоуправления. Именно малый бизнес становится главной опорой их экономики и во многих случаях едва ли не единственным источником наполнения доходной части бюджетов.
На мобилизацию имеющегося ресурсного и человеческого потенциала и на расширение налогооблагаемой базы нацелена разрабатываемая в правительстве области комплексная программа развития предпринимательства на 2006–2009 годы. В ней предусматривается совершенствование нормативно-правовой базы, формирование инфраструктуры организационной, кредитно-финансовой, информационно-консультационной поддержки, развитие партнерских отношений между властью и малым бизнесом, оказание помощи в его внешнеэкономической деятельности, подготовке и повышении квалификации кадров.
Программа определяет и приоритетные для малого бизнеса отрасли – лесопромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, народные промыслы, ремесленничество. Есть намерение включить в этот ряд и личные подсобные хозяйства граждан. Их удельный вес в сельхозпроизводстве достигает 58%, и необходимо полнее вовлекать в товарный оборот продукцию, которую сельские жители получают на своих подворьях.
Не приходится сомневаться, что при внимательном отношении региональных органов государственной власти и местного самоуправления к развитию малого бизнеса он будет становиться все более существенным фактором экономического роста.
– Скажите, Николай Иванович, насколько просматривается такая перспектива? Есть какие-то ориентиры, по которым предстоит двигаться вперед?
– Конечно, есть. Еще с весны 2004 года мы взялись за разработку региональной стратегии социально-экономического развития до 2015 года, став, как оказалось, одними из первопроходцев долгосрочного планирования в постсоветской России. Привлекли широкий круг ученых, специалистов различных отраслей, представителей бизнеса, общественности, руководителей органов исполнительной власти, местного самоуправления. Задались целью выработать программу, учитывающую все ресурсные возможности – природные, организационные, кадровые и др.
Основу стратегического плана составили более 500 проектов. Среди них немало таких, которые при невысоких затратах способны обеспечить быструю окупаемость и могут быть осуществлены собственными силами, разумеется, с привлечением внебюджетных источников финансирования. Но есть ряд и сверхкрупных проектов. Они не укладываются в рамки не только отдельно взятых предприятий, муниципальных образований, но и целой области. Это означает необходимость кооперирования с соседними регионами, стыковки с их планами развития. Еще более важно то, как наша стратегия проецируется на отраслевые стратегии федеральных министерств и ведомств. Иными словами, перед нами встал вопрос ее согласования на разных уровнях.
В этом направлении проводится большая работа. Ее координирует созданная по распоряжению председателя Правительства РФ межведомственная рабочая группа при Министерстве регионального развития. Постепенно складывается ситуация, когда наши интересы становятся частью общероссийских и межрегиональных интересов, что уже начинает приносить плоды. Мы, конечно, надеемся на наиболее полную реализацию проектов стратегии. Но даже частичное их воплощение предполагает создание новых рабочих мест, рост заработков, увеличение поступлений в бюджеты, улучшение жилищных и бытовых условий, то есть повышение уровня жизни населения. А это и есть генеральная цель долгосрочного плана развития.
Его выполнение получит дополнительный импульс с созданием у нас свободной экономической зоны, ускорения темпов газификации и объемов дорожного строительства. Министерствам и ведомствам даны поручения проработать детали этих предложений, которые были внесены мною во время состоявшейся в августе текущего года встречи с Президентом РФ В.В. Путиным. Мощным стимулом к достижению наших стратегических целей служат и социальные инициативы главы государства, озвученные им в начале сентября на совещании с членами Правительства РФ, президиума Госсовета и парламентариями.
Мы ведем большую работу по оптимизации здравоохранения, направленную на повышение доступности и качества медицинских услуг. Область стала экспериментальной площадкой реформирования системы образования. У нас стремительно растут объемы ипотечного кредитования на строительство и приобретение жилья. Словом, многое предпринимается для того, чтобы наполнить реальным содержанием выдвинутый нами девиз: «Сделаем Вятскую землю краем, в котором хочется жить!». Не сомневаюсь, что так и будет.
Справка «Бюджета»
Николай Иванович ШАКЛЕИН, губернатор Кировской области
Родился в 1943 году.
Окончил юридический факультет Пермского государственного университета.
Трудовой путь начал на Кировском машиностроительном заводе имени 1 Мая.
С 1971 по 1993 г. работал в органах прокуратуры, где прошел путь от стажера до заместителя Генерального прокурора РФ.
Был первым заместителем главы администрации Кировской области, затем – депутатом Государственной думы 2-го и 3-го созывов.
С 2004 г. – губернатор Кировской области.
С 2005 г. – член партии «Единая Россия».
Имеет звания заслуженного юриста РФ и почетного работника прокуратуры СССР.
Беседовал Валерий ТАТАРЕНКОВ