Версия для печати 8520 Материалы по теме
Город Лермонтов, расположенный на пересечении курортных маршрутов Кавказских Минеральных Вод, прежде был известен производством обогащенного урана. Сегодня он, как и весь Ставропольский край, является участником эксперимента по внедрению Федерального закона № 131-ФЗ. «Радиоактивное прошлое» почти забыто, ставка делается на туристическую привлекательность города-здравницы.
О современных реалиях, проблемах и путях их решения «Бюджет» беседует с главой Лермонтова Сергеем УШАКОВЫМ.

– Сергей Васильевич, какие проблемные моменты вы бы отметили в биографии города Лермонтова? Являются ли они общими для городов России?
– Город, как и человек, – это живой организм. В последнее время мы вынуждены были поддерживать его здоровье. Причины болезни известны: развал Советского Союза, перестроечные моменты и т. д.
Наш город непростой: он создавался специально для добычи и переработки урана. После развала Советского Союза, когда урановое производство стали сворачивать, мы поняли, что опираться на крупные промышленные предприятия общесоюзного значения уже не получится. К тому же на тот момент они и не были загружены: их продукция стала не нужна внутри открытой для иностранных товаров России.
Наше производство было связано с множительной техникой, но на рынке уже появилась довольно мощная и качественная продукция компании «Ксерокс». «Микроом», который занимался производством коммутационной продукции, начал сдавать свои позиции поставщикам зарубежных компьютеров. Ситуация складывалась очень тяжелая. В горно-химическом рудоуправлении тоже начали накапливаться проблемы, связанные с приостановкой добычи и переработки урана. В городе Лермонтове с 1 января 1991 года были закрыты рудники и обогатительный комбинат.
– Каким же образом в подобных условиях формировалась доходная часть бюджета?
– Мы решили сделать упор на кооперативное движение, которое сегодня перешло в рамки малого бизнеса. Эта карта сыграла, потому что большая часть поступлений в бюджет осуществляется именно за счет малого бизнеса.
Два таких крупных предприятия, как «Оргтехника» и «Микроом» развалились. Сегодня начинается их реанимация, но уже не в том виде, в котором они работали изначально, – производство перепрофилировано.
Единственное, что нам удалось решить максимально конструктивно – на базе бывшего горно-химического рудоуправления (ЛПО «Алмаз») создать ОАО Гидрометаллургический завод. Он начал выпуск минеральных удобрений и набирает обороты.
Если говорить о малом бизнесе, то в Лермонтове налажено производство мебели, окон, отдельных видов стройматериалов… Думаю, что в ближайшее время начнет нормально работать полиграфическое производство и производство по выпуску картонной тары. На подъеме фабрика по производству изделий из меха, электромеханический завод. Администрация города старается помочь предпринимателям, например, через погашение 2/3 процентной ставки по кредиту.
– Ставропольский край уже почти год работает в режиме эксперимента по внедрению Закона №131-ФЗ. За счет чего город формирует свой бюджет сегодня?
– В законе четко определено, за счет каких налоговых поступлений будет формироваться бюджет города: это земельный налог и налог на имущество физических лиц. Если средств не хватает, то в бюджет городского округа зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, предусмотренных специальным налоговым режимом, а также субвенции из фонда помощи. И нам пришлось к этому механизму прибегнуть.
Конечно, ситуация с Законом № 131-ФЗ накладывает свой отпечаток. В свое время, безусловно, город был самодостаточным. Сегодня же явно недостаточно источников для пополнения бюджета города. Ведь не только находившиеся на нашей территории предприятия общесоюзного значения перешли в федеральную собственность, но и находящиеся под ними земли. По этой причине наш бюджет стал дотационным.
Но, несмотря на это, мы продолжаем в полном объеме выполнять свои обязательства, в частности, в отношении выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.
– Как вы разрешаете трудности с исполнением бюджета города Лермонтова?
– Бюджет исполняется очень тяжело. Приходится продавать муниципальную собственность (речь исключительно о подвальных и полуподвальных помещениях). Разумеется, мы стараемся сохранить имеющееся в Лермонтове производство. Но все же главные поступления в текущем году были за счет налога на землю и НДФЛ.
– Вы говорили о малом бизнесе. В нем вы видите развитие города?
– Так как мы находимся на территории экологоохраняемого региона, я считаю, что этим нужно пользоваться. Потому главная точка роста – перспективный, на мой взгляд, курортный бизнес. Ведь географически Лермонтов расположен очень удобно – в центре Кавминвод.
Но курорт должен быть обеспечен соответствующим сервисом, развлекательными центрами, кадрами и так далее. Для этого мы провели модернизацию ФГУЗ «Клиническая медицинская часть № 101» – сегодня она оснащается высокоэффективным диагностическим оборудованием. Сам по себе курорт предполагает прежде всего лечение водой и воздухом – именно в них наш главный ресурс.
– Какую базу планируется создать для развития курортного бизнеса, для привлечения в город капиталов? Будет ли это строительство новых объектов или модернизация уже имеющихся?
– В принципе вырисовывается интересная структура спортивно-развлекательного комплекса. Безусловно, важным элементом в системе Лермонтовского курорта мы видим городской спортивный комплекс. Он остался в муниципальной собственности – мы ни грамма не передали в руки частных компаний… И ведем сегодня реконструкцию его спортивного зала за счет федеральных средств.
В перспективе предполагается также строительство крытого стадиона, который бы позволил проводить соревнования как европейского, так и мирового уровня. В данный момент ведутся предварительные переговоры с инвесторами. Прогнозная стоимость проекта порядка 3 млрд. рублей. Существуют и другие задумки, пока, правда, лишь в эскизах.
– Этакого Лас-Вегаса в сердце Кавминвод?
– Удачное замечание. Мы действительно обратились в Администрацию Президента РФ с просьбой рассмотреть вопрос размещения объектов игорного бизнеса в нашем городе. Убрать их с территории Кавминвод и сосредоточить в Лермонтове.
Пока вопрос этот не решается. Я понимаю, игорные автоматы – это частный бизнес, но государственная политика в этом отношении быть должна. Для Запада это нормальная практика – «однорукие бандиты» должны жить по определенному адресу, а не маячить на каждом углу.
– Расскажите о социальной политике в Лермонтове.
– По этой части Ставропольский край идет в передовиках, и город Лермонтов никогда не был в хвосте. Несмотря на трудности с финансированием, мы сохранили социальную систему в порядке: например, ни одного детского сада мы не продали.
Считал и считаю, что главное – дать людям базу для дальнейшего развития, предоставить всем равные возможности. Поэтому в Лермонтове огромное значение придается политике в сфере школьного образования: так, мы в первую очередь провели компьютеризацию школ, а ремонты сделаем позже (поэтапно). Обеспечен высокий уровень преподавания. И процент поступления детей в вузы очень высок. В Лермонтове есть многопрофильный колледж, открыт филиал Московского автодорожного института.
– Что можно сказать о росте города, о строительстве новых домов?
– Наверное, проблема большинства городов постсоветской России в том, что утвержденного генерального плана строительства и развития города, как правило, нет. Все планы, по которым мы работали, не проходили соответствующих экспертиз, инспекционных проверок и так далее.
Сейчас нами создан Некоммерческий фонд перспективного развития города Лермонтова, который как раз занимается разработкой генерального плана. Генплан будет готов к началу следующего года. Таким образом, у нас будет реальное основание для привлечения инвестиций и под строительство элитного жилья, и под рядовые застройки.
Беседовал Иван ЧАГАТАЕВ

Справка «Бюджета»
ушаков
Сергей Васильевич УШАКОВ, мэр г. Лермонтова Ставропольского края
Родился 5 марта 1949 г. в селе Смелом Луганской области.
В 1964 году, по окончании восьми классов, поступил в Луганский техникум транспортного строительства и в 1968 году его окончил.
1968 – 1970 гг. – проходил срочную службу в рядах Советской Армии. Полковник запаса.
В 1976 г. с отличием окончил Коммунарский горно-металлургический институт по специальности «Инженер-строитель» и приехал в город Лермонтов.
С 1976 по 1980 год работал в управлении строительства горно-химического рудоуправления: мастером, прорабом, секретарем парткомитета.
1980 – 1990 гг. – работа в Лермонтовском горкоме КПСС. Прошел путь от заведующего организационным отделом до второго секретаря Лермонтовского горкома КПСС. В 1990 году был переведен на работу в Ставропольский крайком КПСС.
С марта 1990 по ноябрь 1991 года работал председателем исполкома Лермонтовского городского Совета народных депутатов, а с ноября 1992-го – главой администрации города Лермонтова.
С 1996 года по настоящее время работает главой города Лермонтова.
В 2001 году избран президентом союза муниципальных образований Ставропольского края. Является вице-президентом Ассоциации малых городов Юга России, членом Массачусетской ассоциации городских менеджеров, членом краевой комиссии по помилованию.
Награжден государственными наградами: медалью «За трудовую доблесть», медалью «За воинскую доблесть в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения».
Награжден краевыми наградами: медалью «За заслуги перед Ставропольским краем», памятным нагрудным знаком «Лучший работник промышленного комплекса Ставропольского края». Неоднократно награждался почетными грамотами губернатора Ставропольского края. Награжден терским казачьим крестом имени генерала А.П. Ермолова.
От имени Русской Православной Церкви награжден орденом Святого благоверного Великого князя Московского Даниила Строителя.
Независимый кандидат, зарегистрирован на основании сбора подписей избирателей.
Женат, имеет двоих сыновей.

Поделиться