В условиях проводимой бюджетной реформы как никогда остро встала проблема повышения и поддержания квалификации финансовых кадров бюджетной сферы. Ведь на сегодняшний день в России не представлен как таковой институт повышения квалификации финансовых работников. Ведется лишь активный поиск нового формата для проведения курсов дополнительного образования. Какие же перспективы просматриваются в этом направлении, чего уже удалось добиться?
Кого учить
«К сожалению, багаж знаний, выработанный советской высшей школой и представленный в методических разработках, учебных пособиях, не в полной степени отражает глубину проблем, которые сегодня пытаются решить органы государственной власти, – считает заместитель руководителя Федерального казначейства Роман Артюхин. – Так, государственные финансы как отрасль знаний представлена сегодня, на мой взгляд, недостаточно».
Действительно, учебные заведения неохотно подстраиваются под новые пореформенные условия жизни. «Это связано с тем, что наша наука о теории государственных финансов очень далека от жизни: отсутствует координация между научной средой и людьми, занимающимися практикой, – говорит главный редактор журнала «Бюджет» Валерий Дзгоев. – К сожалению, высшая школа очень хорошо учит, что делать, но далеко не всегда умеет объяснить – зачем. Большинство молодых специалистов, приходя на рабочее место, открывают для себя Америку…»
«В Москве вузы во многом пытаются решить задачу адекватности учебных программ потребностям практики. В этом отношении следует особо выделить Финансовую академию при Правительстве РФ, которая занимается вопросом государственных финансов исключительно серьезно, – отмечает Роман Артюхин. – Так и должно быть, ведь государственные финансы – это та сфера, которая из-за своего влияния должна быть понятна всем финансистам, независимо от того, в каком секторе экономики они работают».
Однако если говорить о квалификации наших государственных служащих в целом, то, конечно же, проблема существует. Последние два года связаны с интенсивным реформированием системы бюджетных отношений: между бюджетными учреждениями и главным распределителем средств, в сфере учета и отчетности, непосредственного использования бюджетных средств, по части повышения результативности, в сфере внешнего контроля. Состав же людей в финансовых подразделениях бюджетной сферы во многом или прежний (если говорить о людях старшего возраста), или (если говорить о молодых) постоянно меняющийся. Поэтому-то необходимость образовательных программ крайне ощущается всеми бюджетными организациями.
«Безусловно, заинтересованность со стороны бюджетных учреждений и органов исполнительной власти колоссальная», – сообщили «Бюджету» и в Федеральном казначействе, и в Департаменте бюджетной политики Минфина России, и в Бюджетном департаменте Минпромэнерго РФ.
Как учить
«В настоящее время большинство отраслевых вузов, к сожалению, утратили свою ведомственность, перейдя на коммерческие рельсы. Они готовят обычных специалистов. Например, кто сейчас не готовит бухгалтеров? – говорит Валерий Дзгоев. – Мне же представляется, что нужно возрождать систему именно подведомственных учебных заведений. Воссоздавать ее, например, в виде мобильных учебных центров, где практики высокого уровня могли бы передавать свои знания начинающим коллегам, играть роль своего рода наставников».
Еще одно направление переподготовки в декабре 2004 года Минфин России рекомендовал и федеральным органам власти, и субъектам, и, по возможности, муниципальным образованиям. Речь идет о создании на базе финансовых органов методических советов, через которые Центру было бы удобно контактировать с регионами, транслировать новации в общей работе.
Тогда же специалисты Минфина России предложили пересмотреть существующий «табель о рангах». «Финансовый работник – это больше, чем просто ведущий специалист. Это звено, соединяющее всех. Значит, финансист должен получать и более высокую зарплату, – уверен Роман Артюхин. – Пока же во многих организациях осталось мнение, что бухгалтерия – это нечто побочное, заведомо убыточный отдел, чуть ли не обслуживающий персонал... Понимание того, что от грамотного и эффективного финансирования зависит половина дела, на сегодняшний день достигнуто не везде».
«Задача практического образования заключается не в том, чтобы просто довести до служащих содержание новых документов, но в том, чтобы сделать обучающихся людей как бы единомышленниками авторов этих документов. Чтобы специалисты, которые работают на разных участках одного и того же дела, мыслили одними категориями, – продолжает Роман Евгеньевич. – Мне кажется, что для программ повышения квалификации должны привлекаться не только специалисты из области государственных финансов, но также и те, кто имеет опыт работы в сфере финансов корпоративных. Потому что все больше и больше приходит понимание того, что принципы работы, управления в государственных финансах во многом схожи с принципами работы и управления в корпорациях. Здесь очень важно, чтобы у обучающихся было представление о тех передовых методах, достижениях, которые выработаны корпоративными финансами».
«Требуются также новые формы обогащения знаниями: дистанционное обучение при помощи Интернета, проведение онлайн-конференций, деловые игры, привлечение специалистов, непосредственно занятых разработкой новых нормативных документов... Конечно, это пропаганда новых знаний на страницах периодики», – в один голос говорят руководители высшего звена бюджетных организаций.
Кто сможет учить
Одним из новаторов в области комплексного повышения квалификации финансовых работников стало некоммерческое образовательное учреждение «Реланд». Совместно с Минпромэнерго России эта организация с августа 2005 года проводит в жизнь проект под названием «Оптимизация и организация деятельности финансово-экономических подразделений бюджетных учреждений в условиях реформирования бюджетной системы России».
Об особенностях реализации проекта «Бюджету» рассказал руководитель методического совета НОУ «Реланд» Сергей Гапонов.
– Как появилась идея осуществления проекта, проводимого сейчас в интересах Минпромэнерго России?
– Рождение проекта не случайно. Еще в 2004 году Минфин России рекомендовал главным распорядителям бюджетных средств организовать на своей базе методические советы для, грубо говоря, поддержания себя в форме, а также в целях формирования прямого диалога со специалистами Минфина. Методические советы были созданы, но ощутимых результатов их деятельность пока не приносит в силу тех или иных обстоятельств.
В этой связи наше учреждение приняло решение разработать такую программу, которая позволяла бы содействовать процессам реформирования бюджетной системы в стране, а если быть более точным, оптимизировать деятельность финансовых и экономических подразделений бюджетных учреждений в непростых реалиях проводимых реформ. Программа была нами разработана, необходимо было ее только внедрить.
– Вы начали работать с Минпромэнерго, потому что именно здесь созрел спрос на ваши услуги?
– Стечение обстоятельств позволило нам начать внедрение программы для одного из крупнейших главных распорядителей бюджетных средств – Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. В министерстве возникла проблема с кадрами, мы об этом узнали и выступили со своим предложением. Руководство Минпромэнерго России это предложение устроило.
Наша компания существует на рынке всего два года, и до сотрудничества с Министерством промышленности и энергетики РФ мы проводили различные образовательные программы на уровне негосударственных компаний.
Что касается новой программы, она появилась не спонтанно, а стала реакцией на новые условия работы. Это, можно сказать, наше ноу-хау, потому что по большому счету подобной программы пока ни у кого нет. Мы взяли на себя большую работу – осветить основные вопросы управления госфинансами, правила ведения бюджетного учета, финансового контроля, налогов, предпринимательской деятельности, права. Вот круг вопросов, который мы сегодня предлагаем в своем программном комплексе.
– Каких специалистов вы пригласили для реализации проекта?
– У нас достаточно сильная команда специалистов-практиков, которые в разное время были заняты в бюджетной сфере. Они представляют четыре основных направления, задействованных при формировании нашей программы. Также огромную помощь нам оказали специалисты Минфина России, Федерального казначейства, Росфиннадзора.
Не секрет, что высшая школа дает фундаментальные знания, но в большинстве случаев их недостаточно для повседневной работы. Что касается семинаров, которые сейчас проводятся, они, по большому счету, повторяют друг друга и при этом не всегда несут слушателям истину. Многие из тех людей, которые участвуют в этом процессе и проводят эти новации в жизнь, сами не до конца в них разобрались. Поэтому мы поставили перед собой такую задачу – отталкиваясь от академической базы, предоставить знания практические. Именно по этой причине мы подбираем для своих курсов специалистов-практиков. Более того, мы привлекаем тех, кто стоит, так сказать, у руля реформы, создает новые документы, разрабатывает их.
– А специалистов по корпоративным финансам вы привлекаете?
– Это вопрос перспективы. Система государственных финансов сегодня еще очень сильно отличается от системы корпоративных финансов. Тем не менее есть какие-то зоны пересечения – бюджетные учреждения, например, которым позволено заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому мы планируем включить в программу проекта курс, посвященный предпринимательской деятельности. Государственному служащему в любом случае полезно знать механизм работы в корпорациях, где основным приоритетом является эффективность.
– Какие методы вы применяете в обучении?
– Мы стараемся идти в ногу со временем – используем современные методы консультирования, проводим обучение не просто в формате лекций, но в формате деловых игр. Ведь те же самые вопросы бюджетирования, ориентированного на результат, – здесь без деловой игры не обойтись. Потому что одно дело – рассказать об этом, а другое дело – в коллективе на конкретном примере решить конкретную задачу.
Далее, на данный момент никто не предлагал финансистам такой курс, как этика и психология общения. В то же время подавляющее большинство крупных компаний так или иначе стараются проводить тренинги подобного рода.
Рано или поздно мы придем к тому, что работать на государство станет престижно и должность чиновника станет конкурентоспособной. В этой перспективе необходимо предвидеть возникновение тех же проблем, с которыми сталкиваются сотрудники в частном секторе. Впрочем, проблема межличностных отношений, деловой этики и культуры в отношениях и практике производственного процесса в государственном секторе стояла всегда, стоит и сейчас. На нее только многие закрывают глаза. Но рано или поздно эту проблему уже не получится сбрасывать со счетов.
– А есть ли на данный момент какие-то результаты проекта? Насколько успешно он реализуется?
– Недавно мы провели тестирование по новым правилам ведения бюджетного учета. Нас интересовало не только то, что люди напишут, отвечая на вопросы, но и другое – могут ли они в принципе работать в новых условиях. Так вот, если до программы сотрудники были всего лишь исполнителями, то сегодня у них возникает желание знать, зачем они выполняют данную работу, почему и на каком основании.
То, что люди задумываются, заново осознают свое положение, свое рабочее место в структуре государства – это, несомненно, важно, это порождает заинтересованность сотрудников в эффективности своего труда.
– Будут ли подготовлены заявленные вами методические пособия, учитывающие отраслевые особенности министерства?
– Да, мы сделаем это уже по итогам программы. В пособиях планируется осветить особенности деятельности финансово-экономических подразделений Минпромэнерго: бюджетный учет и отчетность, государственный финансовый контроль, бюджетирование, ориентированное на результаты, кассовое исполнение федерального бюджета по доходам и расходам, правовое регулирование предпринимательской деятельности.
– А какова конечная цель проекта?
– Конечная цель – создать для министерства работоспособный коллектив, научить людей работать в постоянно меняющихся условиях. Выявить тех, кто способен самостоятельно мыслить, анализировать новую информацию, задавать вопросы и помочь этим людям овладеть новыми техниками. Оговорюсь, что вопрос о дальнейшем составе департамента, естественно, будет решать руководство бюджетного департамента.
– Какие у вас планы на будущее, планируются ли похожие проекты для других министерств?
– В декабре мы планируем провести в Москве круглый стол по проблеме повышения квалификации и переподготовке кадров финансово-экономических подразделений бюджетных учреждений. Это некий форум для финансистов – главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, представителей финансовых органов субъектов, в ходе которого мы хотим поднять вопрос о квалификации специалистов-финансистов и необходимости повышения внимания к этому со стороны государства и общества. Ведь в том числе от квалификации данных специалистов зависит то, в каком государстве и с какой экономикой мы будем жить завтра. Попытаемся привлечь представителей аппарата правительства, Минфина, Минэкономразвития...
Подготовил Иван ЧАГАТАЕВ
Кого учить
«К сожалению, багаж знаний, выработанный советской высшей школой и представленный в методических разработках, учебных пособиях, не в полной степени отражает глубину проблем, которые сегодня пытаются решить органы государственной власти, – считает заместитель руководителя Федерального казначейства Роман Артюхин. – Так, государственные финансы как отрасль знаний представлена сегодня, на мой взгляд, недостаточно».
Действительно, учебные заведения неохотно подстраиваются под новые пореформенные условия жизни. «Это связано с тем, что наша наука о теории государственных финансов очень далека от жизни: отсутствует координация между научной средой и людьми, занимающимися практикой, – говорит главный редактор журнала «Бюджет» Валерий Дзгоев. – К сожалению, высшая школа очень хорошо учит, что делать, но далеко не всегда умеет объяснить – зачем. Большинство молодых специалистов, приходя на рабочее место, открывают для себя Америку…»
«В Москве вузы во многом пытаются решить задачу адекватности учебных программ потребностям практики. В этом отношении следует особо выделить Финансовую академию при Правительстве РФ, которая занимается вопросом государственных финансов исключительно серьезно, – отмечает Роман Артюхин. – Так и должно быть, ведь государственные финансы – это та сфера, которая из-за своего влияния должна быть понятна всем финансистам, независимо от того, в каком секторе экономики они работают».
Однако если говорить о квалификации наших государственных служащих в целом, то, конечно же, проблема существует. Последние два года связаны с интенсивным реформированием системы бюджетных отношений: между бюджетными учреждениями и главным распределителем средств, в сфере учета и отчетности, непосредственного использования бюджетных средств, по части повышения результативности, в сфере внешнего контроля. Состав же людей в финансовых подразделениях бюджетной сферы во многом или прежний (если говорить о людях старшего возраста), или (если говорить о молодых) постоянно меняющийся. Поэтому-то необходимость образовательных программ крайне ощущается всеми бюджетными организациями.
«Безусловно, заинтересованность со стороны бюджетных учреждений и органов исполнительной власти колоссальная», – сообщили «Бюджету» и в Федеральном казначействе, и в Департаменте бюджетной политики Минфина России, и в Бюджетном департаменте Минпромэнерго РФ.
Как учить
«В настоящее время большинство отраслевых вузов, к сожалению, утратили свою ведомственность, перейдя на коммерческие рельсы. Они готовят обычных специалистов. Например, кто сейчас не готовит бухгалтеров? – говорит Валерий Дзгоев. – Мне же представляется, что нужно возрождать систему именно подведомственных учебных заведений. Воссоздавать ее, например, в виде мобильных учебных центров, где практики высокого уровня могли бы передавать свои знания начинающим коллегам, играть роль своего рода наставников».
Еще одно направление переподготовки в декабре 2004 года Минфин России рекомендовал и федеральным органам власти, и субъектам, и, по возможности, муниципальным образованиям. Речь идет о создании на базе финансовых органов методических советов, через которые Центру было бы удобно контактировать с регионами, транслировать новации в общей работе.
Тогда же специалисты Минфина России предложили пересмотреть существующий «табель о рангах». «Финансовый работник – это больше, чем просто ведущий специалист. Это звено, соединяющее всех. Значит, финансист должен получать и более высокую зарплату, – уверен Роман Артюхин. – Пока же во многих организациях осталось мнение, что бухгалтерия – это нечто побочное, заведомо убыточный отдел, чуть ли не обслуживающий персонал... Понимание того, что от грамотного и эффективного финансирования зависит половина дела, на сегодняшний день достигнуто не везде».
«Задача практического образования заключается не в том, чтобы просто довести до служащих содержание новых документов, но в том, чтобы сделать обучающихся людей как бы единомышленниками авторов этих документов. Чтобы специалисты, которые работают на разных участках одного и того же дела, мыслили одними категориями, – продолжает Роман Евгеньевич. – Мне кажется, что для программ повышения квалификации должны привлекаться не только специалисты из области государственных финансов, но также и те, кто имеет опыт работы в сфере финансов корпоративных. Потому что все больше и больше приходит понимание того, что принципы работы, управления в государственных финансах во многом схожи с принципами работы и управления в корпорациях. Здесь очень важно, чтобы у обучающихся было представление о тех передовых методах, достижениях, которые выработаны корпоративными финансами».
«Требуются также новые формы обогащения знаниями: дистанционное обучение при помощи Интернета, проведение онлайн-конференций, деловые игры, привлечение специалистов, непосредственно занятых разработкой новых нормативных документов... Конечно, это пропаганда новых знаний на страницах периодики», – в один голос говорят руководители высшего звена бюджетных организаций.
Кто сможет учить
Одним из новаторов в области комплексного повышения квалификации финансовых работников стало некоммерческое образовательное учреждение «Реланд». Совместно с Минпромэнерго России эта организация с августа 2005 года проводит в жизнь проект под названием «Оптимизация и организация деятельности финансово-экономических подразделений бюджетных учреждений в условиях реформирования бюджетной системы России».
Об особенностях реализации проекта «Бюджету» рассказал руководитель методического совета НОУ «Реланд» Сергей Гапонов.
– Как появилась идея осуществления проекта, проводимого сейчас в интересах Минпромэнерго России?
– Рождение проекта не случайно. Еще в 2004 году Минфин России рекомендовал главным распорядителям бюджетных средств организовать на своей базе методические советы для, грубо говоря, поддержания себя в форме, а также в целях формирования прямого диалога со специалистами Минфина. Методические советы были созданы, но ощутимых результатов их деятельность пока не приносит в силу тех или иных обстоятельств.
В этой связи наше учреждение приняло решение разработать такую программу, которая позволяла бы содействовать процессам реформирования бюджетной системы в стране, а если быть более точным, оптимизировать деятельность финансовых и экономических подразделений бюджетных учреждений в непростых реалиях проводимых реформ. Программа была нами разработана, необходимо было ее только внедрить.
– Вы начали работать с Минпромэнерго, потому что именно здесь созрел спрос на ваши услуги?
– Стечение обстоятельств позволило нам начать внедрение программы для одного из крупнейших главных распорядителей бюджетных средств – Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. В министерстве возникла проблема с кадрами, мы об этом узнали и выступили со своим предложением. Руководство Минпромэнерго России это предложение устроило.
Наша компания существует на рынке всего два года, и до сотрудничества с Министерством промышленности и энергетики РФ мы проводили различные образовательные программы на уровне негосударственных компаний.
Что касается новой программы, она появилась не спонтанно, а стала реакцией на новые условия работы. Это, можно сказать, наше ноу-хау, потому что по большому счету подобной программы пока ни у кого нет. Мы взяли на себя большую работу – осветить основные вопросы управления госфинансами, правила ведения бюджетного учета, финансового контроля, налогов, предпринимательской деятельности, права. Вот круг вопросов, который мы сегодня предлагаем в своем программном комплексе.
– Каких специалистов вы пригласили для реализации проекта?
– У нас достаточно сильная команда специалистов-практиков, которые в разное время были заняты в бюджетной сфере. Они представляют четыре основных направления, задействованных при формировании нашей программы. Также огромную помощь нам оказали специалисты Минфина России, Федерального казначейства, Росфиннадзора.
Не секрет, что высшая школа дает фундаментальные знания, но в большинстве случаев их недостаточно для повседневной работы. Что касается семинаров, которые сейчас проводятся, они, по большому счету, повторяют друг друга и при этом не всегда несут слушателям истину. Многие из тех людей, которые участвуют в этом процессе и проводят эти новации в жизнь, сами не до конца в них разобрались. Поэтому мы поставили перед собой такую задачу – отталкиваясь от академической базы, предоставить знания практические. Именно по этой причине мы подбираем для своих курсов специалистов-практиков. Более того, мы привлекаем тех, кто стоит, так сказать, у руля реформы, создает новые документы, разрабатывает их.
– А специалистов по корпоративным финансам вы привлекаете?
– Это вопрос перспективы. Система государственных финансов сегодня еще очень сильно отличается от системы корпоративных финансов. Тем не менее есть какие-то зоны пересечения – бюджетные учреждения, например, которым позволено заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому мы планируем включить в программу проекта курс, посвященный предпринимательской деятельности. Государственному служащему в любом случае полезно знать механизм работы в корпорациях, где основным приоритетом является эффективность.
– Какие методы вы применяете в обучении?
– Мы стараемся идти в ногу со временем – используем современные методы консультирования, проводим обучение не просто в формате лекций, но в формате деловых игр. Ведь те же самые вопросы бюджетирования, ориентированного на результат, – здесь без деловой игры не обойтись. Потому что одно дело – рассказать об этом, а другое дело – в коллективе на конкретном примере решить конкретную задачу.
Далее, на данный момент никто не предлагал финансистам такой курс, как этика и психология общения. В то же время подавляющее большинство крупных компаний так или иначе стараются проводить тренинги подобного рода.
Рано или поздно мы придем к тому, что работать на государство станет престижно и должность чиновника станет конкурентоспособной. В этой перспективе необходимо предвидеть возникновение тех же проблем, с которыми сталкиваются сотрудники в частном секторе. Впрочем, проблема межличностных отношений, деловой этики и культуры в отношениях и практике производственного процесса в государственном секторе стояла всегда, стоит и сейчас. На нее только многие закрывают глаза. Но рано или поздно эту проблему уже не получится сбрасывать со счетов.
– А есть ли на данный момент какие-то результаты проекта? Насколько успешно он реализуется?
– Недавно мы провели тестирование по новым правилам ведения бюджетного учета. Нас интересовало не только то, что люди напишут, отвечая на вопросы, но и другое – могут ли они в принципе работать в новых условиях. Так вот, если до программы сотрудники были всего лишь исполнителями, то сегодня у них возникает желание знать, зачем они выполняют данную работу, почему и на каком основании.
То, что люди задумываются, заново осознают свое положение, свое рабочее место в структуре государства – это, несомненно, важно, это порождает заинтересованность сотрудников в эффективности своего труда.
– Будут ли подготовлены заявленные вами методические пособия, учитывающие отраслевые особенности министерства?
– Да, мы сделаем это уже по итогам программы. В пособиях планируется осветить особенности деятельности финансово-экономических подразделений Минпромэнерго: бюджетный учет и отчетность, государственный финансовый контроль, бюджетирование, ориентированное на результаты, кассовое исполнение федерального бюджета по доходам и расходам, правовое регулирование предпринимательской деятельности.
– А какова конечная цель проекта?
– Конечная цель – создать для министерства работоспособный коллектив, научить людей работать в постоянно меняющихся условиях. Выявить тех, кто способен самостоятельно мыслить, анализировать новую информацию, задавать вопросы и помочь этим людям овладеть новыми техниками. Оговорюсь, что вопрос о дальнейшем составе департамента, естественно, будет решать руководство бюджетного департамента.
– Какие у вас планы на будущее, планируются ли похожие проекты для других министерств?
– В декабре мы планируем провести в Москве круглый стол по проблеме повышения квалификации и переподготовке кадров финансово-экономических подразделений бюджетных учреждений. Это некий форум для финансистов – главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, представителей финансовых органов субъектов, в ходе которого мы хотим поднять вопрос о квалификации специалистов-финансистов и необходимости повышения внимания к этому со стороны государства и общества. Ведь в том числе от квалификации данных специалистов зависит то, в каком государстве и с какой экономикой мы будем жить завтра. Попытаемся привлечь представителей аппарата правительства, Минфина, Минэкономразвития...
Подготовил Иван ЧАГАТАЕВ