17 февраля прошла расширенная коллегия Федерального казначейства. По сложившейся традиции представители центрального аппарата Казначейства России, руководители УФК по субъектам РФ собрались, чтобы подвести итоги минувшего 2009 года и обсудить планы на 2010 год.
В работе коллегии также приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ, министр финансов РФ А. Л. Кудрин, заместитель министра финансов РФ Т. Г. Нестеренко. С отчетным докладом выступил руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин. В частности, он отметил, что за 17 лет своей деятельности Казначейство России заняло важнейшее место в системе общественных финансов страны, обеспечивая реализацию финансовой политики государства. Казначейство стало современным, абсолютно надежным механизмом, отвечающим вызову времени и общества. Доказательством тому служат итоги работы ведомства в непростом для финансовой системы 2009 году. «Достаточно сказать, что ни одно публично-правовое образование не потеряло ни рубля, а реализация предложений Казначейства к антикризисной программе Правительства РФ дополнительно принесла государству более 100 миллиардов рублей», — подчеркнул Артюхин.
Подводя итоги работы Федерального казначейства за 2009 год, руководитель ведомства остановился на первоочередных стратегических задачах, стоящих перед Казначейством, которые условно названы «12 главных дел». Как отметил Р. Е. Артюхин, комплексная реализация всех поставленных задач была направлена на то, чтобы превратить огромные массивы поступающих данных в полезную информацию, а системы, процессы и инфраструктуру Казначейства сделать более производительными и быстрее реагирующими на изменения.
Очередной список «главных дел» на 2010 год, озвученный на коллегии руководителем Казначейства России, открывает задача по обеспечению прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов. Как отметил Р. Е. Артюхин, на сегодняшний день путь по обеспечению прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов лежит через развитие и продвижение информационных систем, где производитель и потребитель информации тесно взаимосвязаны. Ежедневно в информационных системах Казначейства России обрабатывается в среднем более миллиона операций по исполнению бюджетов бюджетной системы страны. Таким образом, накапливаются огромные массивы данных, которые представляют огромный интерес как для самого Казначейства и Минфина России, так и для Правительства РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти, о чем свидетельствуют их постоянные запросы. Однако неструктурируемые информационные потоки мало пригодны для работы. Эту проблему помогают преодолеть интегрированные информационные системы и портальные решения.
Вопрос необходимости построения Единой интегрированной информационной системы управления государственными финансами сегодня актуален как никогда. По словам Артюхина, функционирование такой системы должно стать инструментом для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования. Первым шагом к построению Единой информационной системы может стать открываемый с 2011 года в сети Интернет Единый официальный сайт РФ по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Проводником же в такой интеграции, по словам Артюхина, может быть Казначейство.
Работу Федерального казначейства в 2009 году высоко оценил вице-премьер, глава Минфина России А. Л. Кудрин. «Одним из главных достижений финансовой системы страны я считаю создание Федерального казначейства, которое в эти непростые годы работает бесперебойно, как часы, обеспечивая все государственные нужды в выполнении главных государственных функций», — подчеркнул министр финансов.
Успешно проводится работа по доведению бюджетополучателям лимитов бюджетных средств. «На сегодняшний день не доведено до министерств и ведомств лимитов на 22 миллиарда рублей (из бюджета 2010 года. — Прим. ред.), это рекордно низкая сумма, которая составляет 0,2 процента от всех расходов бюджета, — отметил Кудрин. — Такого уровня доведения еще не было в истории нашей работы, в этом году мы поставили новые рекорды». По словам вице-премьера, на 1 февраля до бюджетополучателей уже доведено 45 % запланированных средств, а 32 % законтрактовано.
А. Л. Кудрин особо подчеркнул важность работы по обеспечению доступности информации о состоянии общественных финансов. Он считает, что всю информацию об исполнении бюджета необходимо преобразовывать в понятный продукт для пользователей. И не только для клиентов, но и для населения, которое интересуется тем, как живет государство, как тратятся деньги налогоплательщиков.
На «отлично» оценила работу Федерального казначейства и заместитель министра финансов России Т. Г. Нестеренко. Она подчеркнула те колоссальные информационные возможности казначейской системы, которые позволяют оперативно предоставлять данные об исполнении бюджета. Именно благодаря этой возможности в 2009 году Министерство финансов РФ вовремя представляло антикризисные отчеты в Правительство РФ, в Госдуму, отчитывалось о каждом потраченном рубле, о каждом принятом решении.
Особое внимание замминистра уделила вопросу повышения эффективности бюджетной системы, отметив, что нужно ориентировать сектор государственного управления на качественное оказание услуг гражданскому обществу в условиях снижения объемов доходов. «Увеличить объем и качество государственных услуг за счет того, что мы будем заливать бюджетную систему деньгами, просто невозможно: нам нужно находить другие пути», — подчеркнула Т. Г. Нестеренко. Она указала, что необходимо проанализировать весь набор инструментов, который применяют органы власти в процессе оказания услуг, на предмет того, насколько эффективно он используется. Увязать структуру и динамику расходов с государственной политикой, создать стимулы для тех, кто оказывает услуги.
Говоря о грядущих изменениях в бюджетной системе, а именно о переводе значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных заданий с финансовым обеспечением за счет субсидий, Нестеренко отметила, что страна подходит к новому рубежу понимания бюджетной системы. Но новые подходы в управлении бюджетной системой требуют дополнительного осмысления. Нужно научиться планировать задания бюджетным учреждениям, планировать субсидию, принцип ее пересмотра и т. д.
Обсуждение итогов работы Казначейства в 2009 году и планах на 2010 год в своих докладах продолжили заместители руководителя Федерального казначейства. Л. А. Лопина рассказала об основных направлениях совершенствования функциональной деятельности органов Федерального казначейства. С. Е. Прокофьев в своем выступлении остановился на перспективных направлениях деятельности ведомства в рамках «Стратегической карты развития казначейства до 2015 года». Сегодня перед ведомством стоит задача по повышению точности, дискретности планирования вплоть до того, чтобы перейти поэтапно к подневному финансовому планированию, а также развитию интеграции кассовых планов министерств и ведомств с кассовым планом исполнения федерального бюджета.
Выступление А. Ю. Попова было посвящено вопросам информационно-технического обеспечения и безопасности информации. Доклад начальника Управления ведомственных программ Д. В. Бриля стал новаторской формой представления понимания роли и миссии Федерального казначейства в сфере полномочий Управления ведомственных программ. Реализация проекта «Модернизация казначейской системы РФ» была рассмотрена через призму музыки. Как отметил Р. Е. Артюхин, этот необычный доклад в очередной раз доказывает, что основной интеллектуальный ресурс — профессиональные и творческие навыки сотрудников Федерального казначейства — очень высок.
Журнал "Бюджет", март 2010 г.
В работе коллегии также приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ, министр финансов РФ А. Л. Кудрин, заместитель министра финансов РФ Т. Г. Нестеренко. С отчетным докладом выступил руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин. В частности, он отметил, что за 17 лет своей деятельности Казначейство России заняло важнейшее место в системе общественных финансов страны, обеспечивая реализацию финансовой политики государства. Казначейство стало современным, абсолютно надежным механизмом, отвечающим вызову времени и общества. Доказательством тому служат итоги работы ведомства в непростом для финансовой системы 2009 году. «Достаточно сказать, что ни одно публично-правовое образование не потеряло ни рубля, а реализация предложений Казначейства к антикризисной программе Правительства РФ дополнительно принесла государству более 100 миллиардов рублей», — подчеркнул Артюхин.
Подводя итоги работы Федерального казначейства за 2009 год, руководитель ведомства остановился на первоочередных стратегических задачах, стоящих перед Казначейством, которые условно названы «12 главных дел». Как отметил Р. Е. Артюхин, комплексная реализация всех поставленных задач была направлена на то, чтобы превратить огромные массивы поступающих данных в полезную информацию, а системы, процессы и инфраструктуру Казначейства сделать более производительными и быстрее реагирующими на изменения.
Очередной список «главных дел» на 2010 год, озвученный на коллегии руководителем Казначейства России, открывает задача по обеспечению прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов. Как отметил Р. Е. Артюхин, на сегодняшний день путь по обеспечению прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов лежит через развитие и продвижение информационных систем, где производитель и потребитель информации тесно взаимосвязаны. Ежедневно в информационных системах Казначейства России обрабатывается в среднем более миллиона операций по исполнению бюджетов бюджетной системы страны. Таким образом, накапливаются огромные массивы данных, которые представляют огромный интерес как для самого Казначейства и Минфина России, так и для Правительства РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти, о чем свидетельствуют их постоянные запросы. Однако неструктурируемые информационные потоки мало пригодны для работы. Эту проблему помогают преодолеть интегрированные информационные системы и портальные решения.
Вопрос необходимости построения Единой интегрированной информационной системы управления государственными финансами сегодня актуален как никогда. По словам Артюхина, функционирование такой системы должно стать инструментом для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования. Первым шагом к построению Единой информационной системы может стать открываемый с 2011 года в сети Интернет Единый официальный сайт РФ по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Проводником же в такой интеграции, по словам Артюхина, может быть Казначейство.
Работу Федерального казначейства в 2009 году высоко оценил вице-премьер, глава Минфина России А. Л. Кудрин. «Одним из главных достижений финансовой системы страны я считаю создание Федерального казначейства, которое в эти непростые годы работает бесперебойно, как часы, обеспечивая все государственные нужды в выполнении главных государственных функций», — подчеркнул министр финансов.
Успешно проводится работа по доведению бюджетополучателям лимитов бюджетных средств. «На сегодняшний день не доведено до министерств и ведомств лимитов на 22 миллиарда рублей (из бюджета 2010 года. — Прим. ред.), это рекордно низкая сумма, которая составляет 0,2 процента от всех расходов бюджета, — отметил Кудрин. — Такого уровня доведения еще не было в истории нашей работы, в этом году мы поставили новые рекорды». По словам вице-премьера, на 1 февраля до бюджетополучателей уже доведено 45 % запланированных средств, а 32 % законтрактовано.
А. Л. Кудрин особо подчеркнул важность работы по обеспечению доступности информации о состоянии общественных финансов. Он считает, что всю информацию об исполнении бюджета необходимо преобразовывать в понятный продукт для пользователей. И не только для клиентов, но и для населения, которое интересуется тем, как живет государство, как тратятся деньги налогоплательщиков.
На «отлично» оценила работу Федерального казначейства и заместитель министра финансов России Т. Г. Нестеренко. Она подчеркнула те колоссальные информационные возможности казначейской системы, которые позволяют оперативно предоставлять данные об исполнении бюджета. Именно благодаря этой возможности в 2009 году Министерство финансов РФ вовремя представляло антикризисные отчеты в Правительство РФ, в Госдуму, отчитывалось о каждом потраченном рубле, о каждом принятом решении.
Особое внимание замминистра уделила вопросу повышения эффективности бюджетной системы, отметив, что нужно ориентировать сектор государственного управления на качественное оказание услуг гражданскому обществу в условиях снижения объемов доходов. «Увеличить объем и качество государственных услуг за счет того, что мы будем заливать бюджетную систему деньгами, просто невозможно: нам нужно находить другие пути», — подчеркнула Т. Г. Нестеренко. Она указала, что необходимо проанализировать весь набор инструментов, который применяют органы власти в процессе оказания услуг, на предмет того, насколько эффективно он используется. Увязать структуру и динамику расходов с государственной политикой, создать стимулы для тех, кто оказывает услуги.
Говоря о грядущих изменениях в бюджетной системе, а именно о переводе значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных заданий с финансовым обеспечением за счет субсидий, Нестеренко отметила, что страна подходит к новому рубежу понимания бюджетной системы. Но новые подходы в управлении бюджетной системой требуют дополнительного осмысления. Нужно научиться планировать задания бюджетным учреждениям, планировать субсидию, принцип ее пересмотра и т. д.
Обсуждение итогов работы Казначейства в 2009 году и планах на 2010 год в своих докладах продолжили заместители руководителя Федерального казначейства. Л. А. Лопина рассказала об основных направлениях совершенствования функциональной деятельности органов Федерального казначейства. С. Е. Прокофьев в своем выступлении остановился на перспективных направлениях деятельности ведомства в рамках «Стратегической карты развития казначейства до 2015 года». Сегодня перед ведомством стоит задача по повышению точности, дискретности планирования вплоть до того, чтобы перейти поэтапно к подневному финансовому планированию, а также развитию интеграции кассовых планов министерств и ведомств с кассовым планом исполнения федерального бюджета.
Выступление А. Ю. Попова было посвящено вопросам информационно-технического обеспечения и безопасности информации. Доклад начальника Управления ведомственных программ Д. В. Бриля стал новаторской формой представления понимания роли и миссии Федерального казначейства в сфере полномочий Управления ведомственных программ. Реализация проекта «Модернизация казначейской системы РФ» была рассмотрена через призму музыки. Как отметил Р. Е. Артюхин, этот необычный доклад в очередной раз доказывает, что основной интеллектуальный ресурс — профессиональные и творческие навыки сотрудников Федерального казначейства — очень высок.
Журнал "Бюджет", март 2010 г.