Россию в ближайшие три года ожидает масштабная бюджетная реформа. Как следует из опубликованного на сайте Министерства финансов РФ проекта программы повышения эффективности бюджетных расходов, страна переходит к строгой экономии бюджетных средств.
В качестве основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов предлагается принять программно-целевую модель работы государственных и муниципальных органов власти, в основе которой будут лежать долгосрочные целевые программы (ДЦП). Цель программы — повышение эффективности деятельности государственных органов по обеспечению потребностей граждан в госуслугах, повышению их доступности и качества. Опробовать программно-целевой принцип Минфин России планирует при подготовке бюджета на 2011 год, а бюджет на 2012 год и на период до 2014 года уже полностью готовить по новой методике.
Федеральным ведомствам будет предложено разрабатывать ДЦП исходя из целей Стратегии-2020. У каждого министерства будет как минимум по одной ДЦП. Инструментом ДЦП станут ведомственные целевые программы (ВЦП), у каждой из которых будет куратор из министерства, агентства или службы. На переходном этапе (два-три года) в состав ДЦП могут включаться ныне действующие федеральные целевые программы (ФЦП). Интересной идеей программы является «электронный бюджет». Доступ к нему будет у всех пользователей Интернета, что позволит реализовать идею общественного контроля за распоряжением государственными и муниципальными деньгами.
Бюджетные деньги главные распорядители бюджетных средств (министерства и ведомства) станут получать исключительно под разработанные программы. Эффективность реализации ДЦП и ФЦП будут проверять ежегодно. Если целевые показатели не будут достигнуты, программу будут корректировать или отменять.
Как утверждает директор Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России А. М. Лавров, «бюджет — лишь один из инструментов достижения целей государственной политики. Чтобы обеспечить эффективность бюджетных расходов, необходимо, во-первых, четко определить эти цели, а во-вторых, увязать в рамках ДЦП бюджетные расходы с другими инструментами — регулятивными мерами, осуществлением контроля, налоговыми льготами. Это значит, что нужно усиливать политическую направленность бюджета, в том числе упрощать его структуру».
Сейчас на долю программных расходов (ФЦП, нацпроекты) приходится около 15 % бюджетных расходов, долгосрочными же программами будут охвачены почти 100 %, кроме расходов, которые обеспечивают деятельность государства в целом. Порядок формирования и реализации ДЦП еще предстоит принять. Проект программы разослан по министерствам и ведомствам для обсуждения и согласования, затем будет направлен в Правительство РФ.
В настоящее время бюджет строится исходя из выполняемых ведомствами функций, вся структура бюджетных расходов воспроизводится из года в год. В программном бюджете все затраты расписаны под конкретные и измеримые цели и задачи и ведомство будет отвечать не за то, как освоило деньги, а за то, каких результатов достигло. В России уже есть несколько регионов, которые перешли на формирование бюджета по результатам, например, Тверская и Тюменская области.
Минэкономразвития России не поддержало проект программы, считая его недоработанным, и представило свои замечания. Позиция ведомства состоит в том, что проект программы предусматривает изменение внешнего образа бюджета без изменения процедур целеполагания и оценки эффективности расходов. Утверждение бюджета без указания ведомственной и функциональной структуры расходов снизит уровень их прозрачности и эффективности. Экспертное сообщество также неоднозначно оценивает новую реформу. Руководитель Экономической экспертной группы Е. Т. Гурвич считает предложенные изменения бюджетного процесса «амбициозными и революционными». Единственную проблему он видит в том, что успех программы зависит не только от работы Минфина, но и от всех остальных государственных структур. По этой же причине сомневается в реализуемости задуманного научный руководитель Высшей школы экономики Е. Г. Ясин. Он напомнил, что ни одна из действующих до сих пор ФЦП не достигла показателей, которые были в ней заложены.
Журнал "Бюджет", март 2010 г.
В качестве основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов предлагается принять программно-целевую модель работы государственных и муниципальных органов власти, в основе которой будут лежать долгосрочные целевые программы (ДЦП). Цель программы — повышение эффективности деятельности государственных органов по обеспечению потребностей граждан в госуслугах, повышению их доступности и качества. Опробовать программно-целевой принцип Минфин России планирует при подготовке бюджета на 2011 год, а бюджет на 2012 год и на период до 2014 года уже полностью готовить по новой методике.
Федеральным ведомствам будет предложено разрабатывать ДЦП исходя из целей Стратегии-2020. У каждого министерства будет как минимум по одной ДЦП. Инструментом ДЦП станут ведомственные целевые программы (ВЦП), у каждой из которых будет куратор из министерства, агентства или службы. На переходном этапе (два-три года) в состав ДЦП могут включаться ныне действующие федеральные целевые программы (ФЦП). Интересной идеей программы является «электронный бюджет». Доступ к нему будет у всех пользователей Интернета, что позволит реализовать идею общественного контроля за распоряжением государственными и муниципальными деньгами.
Бюджетные деньги главные распорядители бюджетных средств (министерства и ведомства) станут получать исключительно под разработанные программы. Эффективность реализации ДЦП и ФЦП будут проверять ежегодно. Если целевые показатели не будут достигнуты, программу будут корректировать или отменять.
Как утверждает директор Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России А. М. Лавров, «бюджет — лишь один из инструментов достижения целей государственной политики. Чтобы обеспечить эффективность бюджетных расходов, необходимо, во-первых, четко определить эти цели, а во-вторых, увязать в рамках ДЦП бюджетные расходы с другими инструментами — регулятивными мерами, осуществлением контроля, налоговыми льготами. Это значит, что нужно усиливать политическую направленность бюджета, в том числе упрощать его структуру».
Сейчас на долю программных расходов (ФЦП, нацпроекты) приходится около 15 % бюджетных расходов, долгосрочными же программами будут охвачены почти 100 %, кроме расходов, которые обеспечивают деятельность государства в целом. Порядок формирования и реализации ДЦП еще предстоит принять. Проект программы разослан по министерствам и ведомствам для обсуждения и согласования, затем будет направлен в Правительство РФ.
В настоящее время бюджет строится исходя из выполняемых ведомствами функций, вся структура бюджетных расходов воспроизводится из года в год. В программном бюджете все затраты расписаны под конкретные и измеримые цели и задачи и ведомство будет отвечать не за то, как освоило деньги, а за то, каких результатов достигло. В России уже есть несколько регионов, которые перешли на формирование бюджета по результатам, например, Тверская и Тюменская области.
Минэкономразвития России не поддержало проект программы, считая его недоработанным, и представило свои замечания. Позиция ведомства состоит в том, что проект программы предусматривает изменение внешнего образа бюджета без изменения процедур целеполагания и оценки эффективности расходов. Утверждение бюджета без указания ведомственной и функциональной структуры расходов снизит уровень их прозрачности и эффективности. Экспертное сообщество также неоднозначно оценивает новую реформу. Руководитель Экономической экспертной группы Е. Т. Гурвич считает предложенные изменения бюджетного процесса «амбициозными и революционными». Единственную проблему он видит в том, что успех программы зависит не только от работы Минфина, но и от всех остальных государственных структур. По этой же причине сомневается в реализуемости задуманного научный руководитель Высшей школы экономики Е. Г. Ясин. Он напомнил, что ни одна из действующих до сих пор ФЦП не достигла показателей, которые были в ней заложены.
Журнал "Бюджет", март 2010 г.