Версия для печати 5388 Материалы по теме
третьякова
Минувший год для многих субъектов РФ стал испытанием на прочность. И чтобы это испытание успешно пройти, не сдать занятых позиций в экономическом развитии, в Тамбовской области все силы были направлены на выполнение главных задач.
Любовь ТРЕТЬЯКОВА, начальник финансового управления Тамбовской области

Финансисты Тамбовской области в непростом 2009 году свою профессиональную деятельность сконцентрировали на выполнении задач по следующим основным направлениям:
  • максимальная мобилизация доходов в областной и местные бюджеты;
  • сокращение льгот по региональным и местным налогам;
  • обеспечение исполнения расходной части консолидированного бюджета области с учетом ее корректировки по консервативному сценарию развития экономики и необходимости проведения оптимизации расходных обязательств, безусловное исполнение принятых социальных обязательств;
  • выверка и реструктуризация просроченной кредиторской задолженности областного и местных бюджетов в целях недопущения ее дальнейшего роста в процессе исполнения бюджета и полного погашения на конец 2009 года;
  • оптимизация расходов на содержание органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • увеличение доли расходов бюджета, формируемых с использованием программно-целевого метода;
  • снижение размера государственного долга области.
Достигнутые показатели исполнения консолидированного бюджета области за прошлый год говорят о том, что главные задачи в основном удалось выполнить. Прежде всего реализация комплекса антикризисных мер в области позволила сохранить положительные показатели ее социально-экономического развития. За 2009 год индекс промышленного производства составил 100,8 %. На развитие экономики и социальной сферы организациями всех форм собственности инвестировано в основной капитал около 47 млрд руб., что на 3 % больше, чем в 2008 году.
В 2009 году начисленная номинальная заработная плата достигла 11 600 руб. Увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составило 12,7 %. Росту заработной платы в указанном периоде способствовали реализация Регионального соглашения между органами государственной власти области, областными объединениями работодателей и областными объединениями профсоюзов, а также ужесточение контроля за соблюдением законодательства, регулирующего оплату труда работников предприятий и организаций области, со стороны всех органов власти.
Кроме того, в начале прошлого года финансовое управление области инициировало работу по заключению соглашений администрации области с бюджетообразующими предприятиями о социально-экономическом сотрудничестве. Отраслевые управления области — по развитию промышленности и предпринимательства, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и автомобильных дорог, по развитию перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства — держали на контроле финансово-хозяйственную деятельность особо важных предприятий. Распоряжением главы администрации области до органов исполнительной власти региона, проводящих мониторинг ситуации по ответственным плательщикам, доводились задания по сбору доходов в консолидированный бюджет области. Благодаря совместным усилиям в подавляющем большинстве хозяйствующих субъектов своевременно выплачивалась заработная плата и перечислялись налоги.
В конце 2009 года администрации области удалось убедить депутатов областной Думы принять региональные законы, отменяющие с 2010 года льготы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе для сельхозтоваропроизводителей.
Общий объем доходов в прошлом году увеличился на 22,6 %, достигнув 30 799 млн руб. Рост поступлений налоговых и неналоговых доходов с учетом возврата в федеральный бюджет неиспользованной суммы субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан составил 9,5 %.
Предусмотренные бюджетом расходы исполнены в полном объеме. Не было допущено задержек в выполнении социальных обязательств. Заработная плата работникам бюджетных учреждений выплачивалась вовремя. Была продолжена работа по урегулированию просроченной кредиторской задолженности, которая на начало года составила 207,8 млн руб. В результате на 1 января 2010 года нам удалось ее полностью ликвидировать.
Предметная работа проводилась и по оптимизации расходов на содержание органов государственной власти и муниципального управления. За счет укрупнения поселений, перевода муниципальных служащих отделов социальной защиты администраций районов и городов в соответствующие госучреждения, а также прямого сокращения штатной численности государственных и муниципальных служащих управленческие расходы в прошлом году составили 98 % от кассовых расходов 2008 года.

Программно-целевой метод планирования

Один из основных механизмов достижения целей регионального развития — программно-целевой метод планирования. Состав долгосрочных целевых программ области определен в соответствии со стратегическими направлениями развития, на их реализации сконцентрированы основные финансовые и материальные ресурсы. Решение отдельных задач осуществляется за счет реализации ведомственных целевых программ и подпрограмм областных целевых программ.
Сокращение или прекращение выделения ассигнований из областного бюджета происходит по формализованной процедуре в соответствии с четкими и прозрачными критериями оценки программ. Для этого на региональном уровне создана вся необходимая нормативно-правовая база. В результате проводимой работы доля расходов областного бюджета, реализуемых программно-целевым методом, увеличена почти в два раза — с 22,8 % в 2008 году до 43,9 % в 2009 году.

Управление госдолгом

Жесткое управление государственным долгом — одна из наиболее важных задач, стоящих перед финансовым управлением Тамбовской области. Надо отметить, что область вступила в кризисный 2009 год с достаточно серьезной долговой нагрузкой. По областному бюджету на 1 января 2009 года долги составили 7,2 млрд руб., или 79 % от доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Тамбовская область принимала активное участие во многих федеральных программах и проектах, требующих софинансирования со стороны субъектов РФ, и вынуждена была проводить активную долговую политику. В этот период для обеспечения бюджетных программ инвестиционного характера областной бюджет формировался и исполнялся с дефицитом. Причем из возможных источников его финансирования наиболее эффективными, по нашей оценке, были кредиты коммерческих банков.
Используя возможности единого счета, финансовое управление имело реальную возможность для сокращения сроков кредитования и, следовательно, оптимизации расходов на обслуживание долга. Их удельный вес составлял в 2008 — 2009 годах всего 0,4 % и 0,9 % соответственно от объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ. Анализ исполнения бюджетов субъектов РФ, привлекающих долговые инструменты в объеме, аналогичном Тамбовской области, показывает, как отличаются процентные платежи (см. табл. 1).



Таблица 1 Анализ объемов долговых обязательств субъектов РФ и расходов на их обслуживание, млн руб.

 

за 2007 год

за 2008 год

Расходы на обслуживание государственного долга

 

Объем государственного долга по кредитам коммерческих банков и государственным ценным бумагам

 

Удельный вес расходов на обслуживание долга в объеме государственного долга по кредитам коммерческих банков и государственным ценным бумагам (в %)

 

Расходы на обслуживание государственного долга

 

Объем государственного долга по кредитам коммерческих банков и государственным ценным бумагам

 

Удельный вес расходов на обслуживание долга в объеме государственного долга по кредитам коммерческих банков и государственным ценным бумагам (в %)

 

Республика Башкортостан

237,2

3 604,6

6,58

262,4

3 234,5

8,11

Республика Бурятия

95,2

1 148,2

8,29

82,9

1 370,0

6,05

Республика Коми

382,3

2 700,0

14,16

268,0

2 700,0

9,93

Республика Марий Эл

66,1

1 250,0

5,29

159,9

1 915,0

8,35

Республика Северная Осетия-Алания

85,7

1 769,2

4,84

183,2

1 589,4

11,53

Удмуртская республика

145,8

2 500,0

5,83

158,2

2 500,0

6,33

Камчатский край

362,8

1 607,0

22,58

326,1

2 232,0

14,61

Краснодарский край

56,1

1 500,0

3,74

124,6

1 500,0

8,31

Ставропольский край

45,8

1 021,1

4,49

17,0

197,7

8,60

Волгоградская область

335,4

3 859,0

8,69

340,9

3 026,5

11,26

Воронежская область

246,5

2 000,0

12,33

209,2

1 950,0

10,73

Кировская область

111,5

1 607,0

6,94

121,3

2 310,0

5,25

Костромская область

319,8

3 606,2

8,87

302,2

2 819,4

10,72

Ленинградская область

276,5

2 100,0

13,17

276,4

2 100,0

13,16

Липецкая область

134,6

2 000,0

6,73

221,5

3 500,0

6,33

Пензенская область

77,4

2 300,0

3,37

231,0

2 750,0

8,40

Рязанская область

143,7

2 777,0

5,17

379,0

5 126,2

7,39

Тамбовская область

21,4

1 186,0

1,80

80,6

2 526,7

3,19

Тульская область

175,6

2 400,0

7,32

143,9

2 100,0

6,85

Читинская область

56,8

2 175,0

2,61

227,8

2 200,0

10,35

Благодаря более эффективному управлению единым счетом бюджета, в том числе за счет кассового обслуживания Федеральным казначейством всех местных бюджетов фактически была решена проблема их кассовых разрывов. Необходимости в предоставлении органам местного самоуправления бюджетных кредитов на эти цели в 2008, 2009 годах не было. Ежедневные остатки средств на счете областного бюджета даже в небогатом поступлениями налоговых и неналоговых платежей июне  прошлого года позволяли финансовому управлению осуществлять необходимое финансирование, о чем красноречиво свидетельствуют данные, представленные на рис. 1.  В целом размер государственного долга в прошлом году удалось снизить на 17 %. Однако задача дальнейшей реструктуризации кредитов коммерческих банков за счет перевода их в бюджетные кредиты в текущем году остается одной из главных.

Роль Федерального казначейства

рис
Хочется особо отметить роль органов Федерального казначейства в развитии бюджетной системы региона. В Тамбовской области работа по переводу на кассовое обслуживание исполнения областного бюджета и 352 местных бюджетов началась в 2000 году. Широкий спектр полномочий органов Федерального казначейства был задан принятым в сентябре 2000 года Законом Тамбовской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тамбовской области». Это открытие лицевых счетов всем распорядителям и получателям средств бюджетов и осуществление полномочий по доведению до них объемов финансирования и санкционированию кассовых выплат с лицевых счетов получателей бюджетных средств.
Работа по открытию и ведению лицевых счетов распорядителей и получателей средств бюджетов потребовала значительных усилий со стороны органов казначейства. До 2006 года при проведении процедур открытия лицевого счета ими осуществлялся системный контроль «чистоты» Реестра получателей средств субъекта РФ и органов местного самоуправления, анализ правильности отнесения бюджетных учреждений к распорядителю или получателю средств соответствующего бюджета. Поэтому изначально на балансовых счетах Управления Федерального казначейства по Тамбовской области № 40201 и 40204 были открыты лицевые счета только участникам бюджетного процесса, и по состоянию на 1 января 2010 года сложилось достаточно разумное и объяснимое количество (для 345 бюджетов муниципальных образований) открытых лицевых счетов (1599 единиц). Больше впечатляет количество (1011) расчетных счетов, открытых органами Федерального казначейства в учреждениях банка России и кредитных организациях, для осуществления операций с бюджетными и внебюджетными средствами получателей средств бюджета Тамбовской области и местных бюджетов.
Обеспечивая качественное исполнение переданных полномочий, Управление Федерального казначейства по Тамбовской области одновременно активно проводило различные мероприятия по совершенствованию процедур кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, не предусмотренных Соглашениями. К особо значимым можно отнести:
  • постоянный мониторинг нормативно-правовой базы по исполнению областного бюджета и бюджетов муниципальных образований и подготовка предложений по ее совершенствованию. Прежде всего предложения были нацелены на укрепление финансовой дисциплины и максимальное повышение эффективности использования бюджетных ресурсов;
  • завершение в 2001 году централизации обработки операций по расходам на едином счете Управления Федерального казначейства № 40201 и, как результат, концентрация всех остатков средств областного бюджета на одном счете и создание условий финансистам области для управления ликвидностью данного счета;
  • организация в 2002 году информационного обмена документами с распорядителями и получателями средств бюджетов в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи и защищенных каналов связи в целях увеличения операционного времени органов Федерального казначейства для клиентов и обеспечения ускорения движения финансовых потоков в процессе исполнения бюджетов;
  • внедрение в 2006 году более совершенной системы электронного документооборота органов Федерального казначейства со всеми финансовыми органами субъекта РФ и муниципальных образований, а также с распорядителями и получателями средств бюджетов бюджетной системы РФ для оперативности проведения операций. На сегодняшний день процент охвата данной системой указанных участников бюджетных процессов составляет 97 %.
Затрагивая частично тему кассового обслуживания исполнения бюджетов органами Федерального казначейства, следует подчеркнуть главное: проблемы совершенствования бюджетного процесса в области одинаково близки как органам исполнительной власти субъекта РФ и местного самоуправления, так и органам казначейства, поэтому решались и решаются они совместными усилиями. Оказав с 2000 года доверие органам Федерального казначейства, мы сохранили огромные средства (имеются в виду средства на создание и обеспечение деятельности собственных региональных и муниципальных казначейств) для граждан области.

Журнал "Бюджет", март 2010 г.
Поделиться