В феврале в Госдуме прошел круглый стол по проблемам законодательного регулирования трудовой миграции в Россию из стран, с которыми отсутствует визовый режим.
Н. В. Герасимова, заместитель Председателя Госдумы
Открыла дискуссию заместитель Председателя Госдумы Н. В. Герасимова. По ее словам, сегодня, когда экономика многих государств подвержена воздействию мирового финансового кризиса, перед внутренним рынком труда остро встает вопрос: как соблюсти баланс привлечения мигрантов и работников из числа сограждан, чтобы обеспечивать приоритетное право на трудоустройство своих граждан в условиях нарастающей безработицы и социальной напряженности? Россия является привлекательной для трудовых мигрантов, и демографическая ситуация в стране такова, что, невзирая на мировой финансовый кризис, мы все равно будем нуждаться в привлечении трудовых ресурсов. В связи с этим возникает необходимость в формировании легальной, прозрачной, контролируемой трудовой миграционной индустрии.
Непростая ситуация на рынке труда в нашей стране обусловила необходимость совершенствования механизмов управления потоками трудовых мигрантов, придания этим механизмам гибкости и адекватности складывающейся в регионах России миграционной ситуации. «Конечно, в этих условиях нам необходимо отслеживать состояние рынка труда и реагировать на ситуацию нормативными актами и квотами с тем, чтобы оптимально отвечать на все его изменения», — подчеркнула Н. В. Герасимова.
В 2006–2007 годах российское миграционное законодательство было реформировано, и это означало переход к политике «открытых дверей» для мигрантов из стран СНГ. Принципиальными моментами нового законодательства явились:
введение уведомительной процедуры постановки на миграционный учет для граждан стран СНГ, заменившей разрешительную регистрацию по месту пребывания, действовавшую ранее;
упрощение порядка оформления разрешения на работу, которое теперь самостоятельно получает трудовой мигрант (а не работодатель, как это было раньше) в течение 10 дней после подачи заявления в территориальный орган ФМС России.
Оба положения применимы к гражданам стран СНГ, въезжающим в Россию в безвизовом порядке. Что касается граждан стран, для въезда из которых в Россию требуется получение визы, то порядок их регистрации и получения разрешения на работу остался прежним.
Только за два года действия новых правил численность легальных трудовых мигрантов из стран СНГ в России выросла в четыре раза. Однако в результате усиления воздействия последствий кризиса на российскую экономику обозначилась тенденция к высвобождению трудовых ресурсов внутри России, росту безработицы в большинстве регионов страны, особенно в моногородах. На 27 января 2010 года число официально зарегистрированных безработных в РФ составило 2,166 млн человек, при этом общая численность безработных составляет 6,2 млн чел. — это 8,2 % от экономически активного населения. Поэтому квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в период кризиса был снижены. Напомним, что эта квота в 2009 году составляла 3,9 млн человек, а на 2010 год из-за экономического кризиса и дефицита рабочих мест на внутреннем рынке труда она была сокращена почти вдвое — до 1,9 млн разрешений.
Сейчас трудовая миграция стала не только средством выживания значительной части населения, но и реальным механизмом стихийной экономической интеграции. Низкая мобильность внутри страны трудовых мигрантов вызвана сложностями в трудоустройстве, жилищными проблемами, отсутствием системы профессиональной подготовки и переподготовки. Крайне неравномерное распределение вакансий на рынке труда в регионах России обусловливает дисбаланс в распределении трудовых ресурсов по территории страны. Трудовая миграция в первую очередь нуждается в государственном регулировании, так как оказывает свое воздействие на самые разные стороны жизни общества: экономику (в части количества и качества трудовых ресурсов, налоговой базы, уровня безработицы и конкуренции в области занятости); социальную сферу (создает дополнительную нагрузку на систему социальной защиты, здравоохранение, образование, жилищное и транспортное обслуживание, в то же время заполняя вакантные места); межнациональные отношения; криминогенную обстановку и др.
Трудовая миграция способна и должна стать для России одним из ресурсов экономического развития. Для этого нужен взвешенный подход к проблеме и управляемый процесс регулирования потоков трудовых мигрантов.
И. Н. Габдрахманов, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике
В продолжение дискуссии первый заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике И. Н. Габдрахманов подчеркнул, что в Россию едут прежде всего низкоквалифицированные работники, готовые работать «за любые деньги». «Нам удалось легализовать пребывание трудовых мигрантов, но не удалось легализовать их трудовые отношения. До 80 % трудовых мигрантов работают “в серую”», — сообщил депутат.
Внесенный в Госдуму Правительством РФ законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации», предписывающий иностранцам, работающим у физических лиц, приобретать специальный патент, по словам И. Н. Габдрахманова, упростит «определенные процедуры» и позволит пополнить доходы региональных бюджетов. Вместе с тем такая мера станет эффективной, только если патент автоматически будет привязан к конкретному работодателю. В противном случае закон приведет «к легальному способу обхода системы квотирования», — уверен депутат. И. Н. Габдрахманов предложил также подумать о сокращении срока, в течение которого мигрант может легально находиться в России в поисках работы.
В. Н. Плигин, председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству
По мнению председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В. Н. Плигина, предложенный Правительством РФ законопроект «исключительно актуален и в ближайшее время должен быть принят в первом чтении». «При этом, — подчеркнул В. Н. Плигин, — в Госдуме сейчас находится 20 законодательных инициатив, так или иначе связанных с трудовой миграцией». Депутат предложил вернуться к предметному обсуждению образовательного уровня, профессиональной подготовки и социальной адаптации иностранных трудовых мигрантов. «Необходимо ставить вопрос об уровне владения русским языком, нужна языковая адаптационная программа. Важно воспроизведение культурной среды, чтобы у мигрантов не формировалось негативное отношение к России, ведь они наши недавние соотечественники, нужно создавать благоприятное окружение для нашей страны».
Е. Ю. Егорова, заместитель директора Федеральной миграционной службы
Заместитель директора Федеральной миграционной службы Е. Ю. Егорова, комментируя внесенный Правительством РФ законопроект, отметила, что в 2009 году в России находилось 4,4 млн человек, въехавших в страну в безвизовом порядке, из них работали 2,2 млн человек. «По нашим оценкам, разница связана с нелегальной занятостью у физических лиц», — сказала заместитель директора ФМС. По ее словам, использование патентов будет востребовано: сейчас ФМС работает над рисками, связанными с возможностью использования патента при устройстве на работу не к физическому лицу.
Н. Н. Кузьмина, заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России
Заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Н. Н. Кузьмина заявила, что профсоюзы не поддержали предложенные поправки, и указала на ряд негативных последствий, которые может вызвать закон. В частности, по ее словам, нарушается единый подход к осуществлению миграционного учета иностранных граждан и не установлена зависимость срока пребывания в России иностранного гражданина от того, востребован его труд или нет. Законопроект не предусматривает количественного ограничения на выдачу патентов. Также не предусмотрено никаких санкций к иностранным гражданам за работу у физических лиц без патента или санкций к работодателям, которые нанимают на работу иностранных граждан без патента. По мнению Н. Н. Кузьминой, «все наемные работники: и мигранты, и коренное население — должны быть наделены одинаковыми правами и обязанностями в социально-трудовой сфере. И россиянину, и работнику-мигранту работодатель должен платить достойную зарплату, а не использовать труд мигрантов для удержания заработной платы в стране на низком уровне».
Проблема нелегалов актуальна не только для России, и она достаточно серьезна, так как помимо экономической опасности таит в себе еще и межэтническую. Только принятие пакета антикоррупционных законов поможет справиться
с нелегальной миграцией в России. Ведь про всех незаконно проживающих нелегалов лучше всего известно участковым милиционерам, однако очень многие из них за определенную мзду закрывают на это глаза.
Сегодня работу миграционной службы РФ можно оценить на «четыре», однако до прихода ее нынешнего руководителя
К. О. Ромодановского контроль в этой области отсутствовал вообще.
Стоит также обратить внимание на взаимодействие
с парламентами тех стран, откуда в Россию идут основные миграционные потоки. В основном нелегалы попадают к нам из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, поэтому с нашими коллегами из этих стран мы должны тесно сотрудничать по данному вопросу.
М. И. Гришанков, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности
Вопрос миграционной политики в условиях кризиса является одним из самых актуальных. Безусловно, необходимо учитывать все факторы при установлении миграционных квот: и уровень преступности среди представителей иностранной рабочей силы, и уровень занятости российских граждан. Анализ по данному вопросу должен быть предельно открытым, а решения необходимо принимать оперативно.
Чрезмерная открытость российского рынка труда не подрывает национальную безопасность страны. Россия целенаправленно выстраивала свою миграционную политику, чтобы привлекать иностранных специалистов. У нас очень четкое миграционное законодательство, надо просто требовать его выполнения.
Журнал "Бюджет", март 2010 г.
Н. В. Герасимова, заместитель Председателя Госдумы
Открыла дискуссию заместитель Председателя Госдумы Н. В. Герасимова. По ее словам, сегодня, когда экономика многих государств подвержена воздействию мирового финансового кризиса, перед внутренним рынком труда остро встает вопрос: как соблюсти баланс привлечения мигрантов и работников из числа сограждан, чтобы обеспечивать приоритетное право на трудоустройство своих граждан в условиях нарастающей безработицы и социальной напряженности? Россия является привлекательной для трудовых мигрантов, и демографическая ситуация в стране такова, что, невзирая на мировой финансовый кризис, мы все равно будем нуждаться в привлечении трудовых ресурсов. В связи с этим возникает необходимость в формировании легальной, прозрачной, контролируемой трудовой миграционной индустрии.
Непростая ситуация на рынке труда в нашей стране обусловила необходимость совершенствования механизмов управления потоками трудовых мигрантов, придания этим механизмам гибкости и адекватности складывающейся в регионах России миграционной ситуации. «Конечно, в этих условиях нам необходимо отслеживать состояние рынка труда и реагировать на ситуацию нормативными актами и квотами с тем, чтобы оптимально отвечать на все его изменения», — подчеркнула Н. В. Герасимова.
В 2006–2007 годах российское миграционное законодательство было реформировано, и это означало переход к политике «открытых дверей» для мигрантов из стран СНГ. Принципиальными моментами нового законодательства явились:
введение уведомительной процедуры постановки на миграционный учет для граждан стран СНГ, заменившей разрешительную регистрацию по месту пребывания, действовавшую ранее;
упрощение порядка оформления разрешения на работу, которое теперь самостоятельно получает трудовой мигрант (а не работодатель, как это было раньше) в течение 10 дней после подачи заявления в территориальный орган ФМС России.
Оба положения применимы к гражданам стран СНГ, въезжающим в Россию в безвизовом порядке. Что касается граждан стран, для въезда из которых в Россию требуется получение визы, то порядок их регистрации и получения разрешения на работу остался прежним.
Только за два года действия новых правил численность легальных трудовых мигрантов из стран СНГ в России выросла в четыре раза. Однако в результате усиления воздействия последствий кризиса на российскую экономику обозначилась тенденция к высвобождению трудовых ресурсов внутри России, росту безработицы в большинстве регионов страны, особенно в моногородах. На 27 января 2010 года число официально зарегистрированных безработных в РФ составило 2,166 млн человек, при этом общая численность безработных составляет 6,2 млн чел. — это 8,2 % от экономически активного населения. Поэтому квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в период кризиса был снижены. Напомним, что эта квота в 2009 году составляла 3,9 млн человек, а на 2010 год из-за экономического кризиса и дефицита рабочих мест на внутреннем рынке труда она была сокращена почти вдвое — до 1,9 млн разрешений.
Сейчас трудовая миграция стала не только средством выживания значительной части населения, но и реальным механизмом стихийной экономической интеграции. Низкая мобильность внутри страны трудовых мигрантов вызвана сложностями в трудоустройстве, жилищными проблемами, отсутствием системы профессиональной подготовки и переподготовки. Крайне неравномерное распределение вакансий на рынке труда в регионах России обусловливает дисбаланс в распределении трудовых ресурсов по территории страны. Трудовая миграция в первую очередь нуждается в государственном регулировании, так как оказывает свое воздействие на самые разные стороны жизни общества: экономику (в части количества и качества трудовых ресурсов, налоговой базы, уровня безработицы и конкуренции в области занятости); социальную сферу (создает дополнительную нагрузку на систему социальной защиты, здравоохранение, образование, жилищное и транспортное обслуживание, в то же время заполняя вакантные места); межнациональные отношения; криминогенную обстановку и др.
Трудовая миграция способна и должна стать для России одним из ресурсов экономического развития. Для этого нужен взвешенный подход к проблеме и управляемый процесс регулирования потоков трудовых мигрантов.
И. Н. Габдрахманов, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике
В продолжение дискуссии первый заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике И. Н. Габдрахманов подчеркнул, что в Россию едут прежде всего низкоквалифицированные работники, готовые работать «за любые деньги». «Нам удалось легализовать пребывание трудовых мигрантов, но не удалось легализовать их трудовые отношения. До 80 % трудовых мигрантов работают “в серую”», — сообщил депутат.
Внесенный в Госдуму Правительством РФ законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации», предписывающий иностранцам, работающим у физических лиц, приобретать специальный патент, по словам И. Н. Габдрахманова, упростит «определенные процедуры» и позволит пополнить доходы региональных бюджетов. Вместе с тем такая мера станет эффективной, только если патент автоматически будет привязан к конкретному работодателю. В противном случае закон приведет «к легальному способу обхода системы квотирования», — уверен депутат. И. Н. Габдрахманов предложил также подумать о сокращении срока, в течение которого мигрант может легально находиться в России в поисках работы.
В. Н. Плигин, председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству
По мнению председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В. Н. Плигина, предложенный Правительством РФ законопроект «исключительно актуален и в ближайшее время должен быть принят в первом чтении». «При этом, — подчеркнул В. Н. Плигин, — в Госдуме сейчас находится 20 законодательных инициатив, так или иначе связанных с трудовой миграцией». Депутат предложил вернуться к предметному обсуждению образовательного уровня, профессиональной подготовки и социальной адаптации иностранных трудовых мигрантов. «Необходимо ставить вопрос об уровне владения русским языком, нужна языковая адаптационная программа. Важно воспроизведение культурной среды, чтобы у мигрантов не формировалось негативное отношение к России, ведь они наши недавние соотечественники, нужно создавать благоприятное окружение для нашей страны».
Е. Ю. Егорова, заместитель директора Федеральной миграционной службы
Заместитель директора Федеральной миграционной службы Е. Ю. Егорова, комментируя внесенный Правительством РФ законопроект, отметила, что в 2009 году в России находилось 4,4 млн человек, въехавших в страну в безвизовом порядке, из них работали 2,2 млн человек. «По нашим оценкам, разница связана с нелегальной занятостью у физических лиц», — сказала заместитель директора ФМС. По ее словам, использование патентов будет востребовано: сейчас ФМС работает над рисками, связанными с возможностью использования патента при устройстве на работу не к физическому лицу.
Н. Н. Кузьмина, заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России
Заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Н. Н. Кузьмина заявила, что профсоюзы не поддержали предложенные поправки, и указала на ряд негативных последствий, которые может вызвать закон. В частности, по ее словам, нарушается единый подход к осуществлению миграционного учета иностранных граждан и не установлена зависимость срока пребывания в России иностранного гражданина от того, востребован его труд или нет. Законопроект не предусматривает количественного ограничения на выдачу патентов. Также не предусмотрено никаких санкций к иностранным гражданам за работу у физических лиц без патента или санкций к работодателям, которые нанимают на работу иностранных граждан без патента. По мнению Н. Н. Кузьминой, «все наемные работники: и мигранты, и коренное население — должны быть наделены одинаковыми правами и обязанностями в социально-трудовой сфере. И россиянину, и работнику-мигранту работодатель должен платить достойную зарплату, а не использовать труд мигрантов для удержания заработной платы в стране на низком уровне».
Мнение
О. Е. Пантелеев, член Комитета Совета Федерации по делам СНГПроблема нелегалов актуальна не только для России, и она достаточно серьезна, так как помимо экономической опасности таит в себе еще и межэтническую. Только принятие пакета антикоррупционных законов поможет справиться
с нелегальной миграцией в России. Ведь про всех незаконно проживающих нелегалов лучше всего известно участковым милиционерам, однако очень многие из них за определенную мзду закрывают на это глаза.
Сегодня работу миграционной службы РФ можно оценить на «четыре», однако до прихода ее нынешнего руководителя
К. О. Ромодановского контроль в этой области отсутствовал вообще.
Стоит также обратить внимание на взаимодействие
с парламентами тех стран, откуда в Россию идут основные миграционные потоки. В основном нелегалы попадают к нам из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, поэтому с нашими коллегами из этих стран мы должны тесно сотрудничать по данному вопросу.
М. И. Гришанков, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности
Вопрос миграционной политики в условиях кризиса является одним из самых актуальных. Безусловно, необходимо учитывать все факторы при установлении миграционных квот: и уровень преступности среди представителей иностранной рабочей силы, и уровень занятости российских граждан. Анализ по данному вопросу должен быть предельно открытым, а решения необходимо принимать оперативно.
Чрезмерная открытость российского рынка труда не подрывает национальную безопасность страны. Россия целенаправленно выстраивала свою миграционную политику, чтобы привлекать иностранных специалистов. У нас очень четкое миграционное законодательство, надо просто требовать его выполнения.
Журнал "Бюджет", март 2010 г.